Литературный энциклопедический словарь
СЮРРЕАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surréalisme, букв. — сверхреализм), авангардистское направление (см. Авангардизм), возникшее на рубеже 10—20‑х гг. XX в. во французской литературе, затронувшее также живопись, скульптуру, театр и давшее ответвления в других странах. Среди основателей С. были А. Бретон (автор «Манифеста сюрреализма», 1924), Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, художники М. Эрнст, М. Рей, Х. Арп, А. Массон, Х. Миро, И. Танги, С. Дали и др., кинематографисты Л. Буньюэль и др.

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (который выдвинул термин «С.»), С. был отчасти подготовлен дадаизмом. Продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже общественной жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотический произвол подсознательных «озарений», что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре.

С. в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» — скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе «истинная реальность» также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчеркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой.

Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров, увлеченных мятежным пылом С., накалом трагического неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, открыть «чудесное» в примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки общественного уклада его преодолением в мифотворческих вымыслах, а также «отмена» в эстетике С. смысловой внятности и целостности художественного произведения привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30‑е гг. — время распада литературного ядра С.; к концу 30‑х гг. верность С. сохраняли преимущественно доктринеры во главе с откровенно повернувшим к мистике А. Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность «шоковых» способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30‑х гг. С. получил довольно широкое распространение и во Франции, и за ее пределами. С начала 40‑х гг. центр С. переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дали, Танги и др.). Попытки возродить С. во Франции после 1945 оказались безуспешными, хотя приемы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного искусства. С. по-своему проявился также в художественной культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и других стран.

Литература:

Балашов Н. И., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: История франц. литературы, т. 4, М., 1963;

Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972;

Писатели Франции о литературе. Сб. ст., М., 1978, с. 53—62;

Балашова Т. В., франц. поэзия XX в., М., 1982, с. 38—71;

Nadeau M., Histoire du surréalisme, P., 1945;

Passeron R., Encyclopédie du surréalisme, P., 1977 (есть библ.);

Hozzel M., Bild und Einheitswirklichkeit im Surrealismus: Eluard u. Breton, Fr./M., 1980.

С. И. Великовский.

В начало словаря