Литературный энциклопедический словарь
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТАТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература татарского народа. Развивается на татарском языке. Истоки письменной Т. л. относятся к раннему средневековью. Известны произведения XIII—XVI вв.: любовно-романтическая поэма Кул Гали «Юсуф и Зулейха», религиозно-этическое стихотворное сочинение «Кисек-баш», дидактическое сочинение «Наставление праведникам» неизвестных авторов, поэма «Хосров и Ширин» Кутба, религиозно-дидактическое произведение «Дорога в рай» М. Булгари. В поэмах Мухаммедьяра (XVI в.) появляется социально-исторический подтекст, звучит тревога за судьбу народа. Присоединение Казанского ханства к России в 1552 знаменует начало нового периода в истории татар Поволжья. В литературе по-прежнему преобладают религиозно-дидактические жанры, идеи суфизма (см. Суфийская литература), в то же время в поэмах и стихах Утыза Имяни, Ш. Заки, Мавля Кулы, Гали Чокрыя заметное место занимает светская тематика. Из поэтов 1-й половины XIX в. выделяется Г. Кандалый, стоящий у истоков татарской реалистической поэзии. Рационалистическое мировоззрение все шире противостоит мусульманской схоластике. Большое значение для развития татарской культуры имело открытие в начале XIX в. Казанского университета и Азиатской типографии. Началось изучение этнографии и фольклора. Народные песни и баиты («Песня про Пугачева», «Баит о войне с французами» и др.) отразили общность антикрепостнических и патриотических устремлений татарского и русского народов. Т. л. XIX в. испытывает заметное влияние русской литературы. Самым значительным явлением в Т. л. XIX в. стало демократическое просветительство, которое возглавил первый типичный представитель разночинной национальной интеллигенции К. Насыри, призывавший в своих литературно-критических и научно-педагогических трудах к приобщению татарской культуры к русской и мировой культуре. Деятельность Насыри оказала громадное влияние на формирование национального самосознания татарской интеллигенции. Писатели-просветители в последней четверти XIX в. создают реалистические рассказы, романы и драмы, в которых положительные герои посвящают себя идеалам прогресса нации и противостоят ревнителям патриархальных устоев. Просветительские идеи выразились в творчестве поэтов М. Акмуллы, Я. Емельянова. Несмотря на некоторый нормативизм просветительской литературы, ее лучшие черты были развиты новым поколением писателей, утвердившим в Т. л. критический реализм.

После Революции 1905 — 1907 активно развивается критическая и революционная публицистика, выходят первые татарские газеты и журналы в Казани, Уфе, Уральске, Астрахани и Оренбурге. Под влиянием русской литературы складываются концепции критического реализма. Общенародное демократическое движение отражается в творчестве Г. Камала, Ф. Амирхана, М. Гафури, Ш. Камала, Г. Ибрагимова и др. Новый революционный подъем вызвал прилив демократических сил в литературу. Драматурги М. Файзи, К. Тинчурин заложили основы национального театра. Жизнеутверждающий пафос, призыв к борьбе звучат в стихотворениях и поэмах Г. Тукая. Зарождение пролетарской литературы и тема человека труда связаны с именами Г. Кулахметова, Ш. Камала.

После Октябрьской революции начался новый этап развития Т. л. Глубже раскрылось творчество классиков Ибрагимова, Гафури, Ш. Камала, создавших в своих повестях и романах яркие характеры людей прошлого и нового времени. Поэты Х. Такташ, Х. Туфан стремились к эпическому отражению социалистической действительности, вводя в поэзию тему рабочего класса, его борьбы и труда. 30-е гг. знаменовались дальнейшим продвижением Т. л. по пути социалистического реализма. Героика труда, пафос преобразований в экономической жизни: индустриализация и коллективизация в сельском хозяйстве, образ современника — строителя социализма в центре романов Ибрагимова, Камала, повестей М. Амира, А. Кутуя, Г. Баширова, И. Гази, стихов и поэм Ф. Карима, А. Файзи. Пьесы актуальной тематики создают Тинчурин, Т. Гиззат, Н. Исанбет. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 татарские писатели сражались на фронтах против фашистских захватчиков. Отдали жизнь за Родину М. Джалиль, создавший в фашистском застенке проникновенно-лирический и жизнеутверждающий стихотворный цикл «Моабитская тетрадь», Карим, Кутуй и др. Повседневному героизму советских солдат и тружеников тыла посвящены стихотворения С. Хакима, романы, повести, рассказы и очерки К. Наджми, А. Абсалямова, Ф. Хусни, А. Еники, А. Расиха.

В послевоенные годы в Т. л. отразились проблемы восстановления народного хозяйства, создаются произведения эпического плана. Как в прозе, так и в поэзии обобщается нравственный опыт военного поколения.

Современная Т. л. обогащается произведениями, отражающими разнообразные аспекты жизни татарского народа. Образ человека труда, раздумья о его нравственном долге перед обществом в эпоху научно-технической революции — в центре повестей и романов Г. Ахунова, А. Гилязова. Романы об истории татарского народа создает Н. Фаттах. Актуальным проблемам коммунистической морали посвящены пьесы Т. Миннуллина, И. Юзеева. Развивается детская литература (поэты Ш. Галиев, Р. Файзуллин). СП Татарской АССР создан в 1934.

Издается ежемесячный литературно-художественный журнал «Казан Утлары».

Издания:

Антология татарской поэзии, Каз., 1957.

Литература:

История татарской советской литературы, М., 1965;

Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика начала XX в., Каз., 1966;

его же, Татарская литература XIX в., Каз., 1975;

Ахмадуллин А. Г., Татарская драматургия. Истоки и формирование социалистического реализма, М., 1983;

Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографич. справочник, Каз., 1970.

М. Гайнуллин.

В начало словаря