Литературный энциклопедический словарь
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЕТЕКТИ́ВНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от англ. detective — сыщик). Традиционно определяется как ответвление приключенческой литературы, посвященной раскрытию загадочных преступлений. В ряде критических работ и в обиходе ныне к Д. л. причисляются также произведения о военно-политической разведке и многие другие остросюжетные книги, не имеющие отношения к расследованию преступлений.

Начало классической Д. л. связывают с именем американского писателя Э. По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ детектива-любителя, наделенного необыкновенными способностями к логическому анализу. Авантюрно-приключенческую линию в Д. л. утвердил англичанин У. Коллинз (романы «Женщина в белом», «Лунный камень»). Во Франции приобрели известность Э. Габорио, Г. Леру, М. Леблан, в Англии — Э. Уоллес, Г. Честертон, но прежде всего А. К. Дойл, создавший знаменитый образ Шерлока Холмса.

Развитие Д. л. уже в XIX в. было обусловлено усилением противоречий капиталистического общества и появлением массового читателя с его неудовлетворенным стремлением к социальной справедливости. Особую популярность Д. л. приобрела в XX в.

Изучение социально-эстетического феномена Д. л. привлекало внимание многих авторов, в числе которых А. Грамши, Б. Брехт, в СССР — С. М. Эйзенштейн, К. И. Чуковский. Однако общепризнанной теории детективного жанра (вернее, жанрово-тематического единства) нет. Существует много различных точек зрения на Д. л.: то ее объявляют интеллектуальным «кроссвордом», то неким смешением литературы и игры, то «производственным» романом из жизни работников уголовного розыска. Несомненно, однако, что элементы детектива, порой существенные, входят полноправной частью во многие произведения т. н. «большой» литературы — в романы Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, О. Бальзака, У. Фолкнера.

Наибольший интерес представляет социально-критическая разновидность Д. л., в которой дается «особый срез реальной жизни» (Б. Брехт), изображаются реальные социальные противоречия, выдерживаются психологические мотивировки поведения персонажей. Таково творчество французского романиста Ж. Сименона, создавшего серию книг о комиссаре Мегрэ — своего рода персонифицированной демократической мечте о справедливости в мире бесправия. Заметное явление Д. л. — декалогия шведских писателей-соавторов М. Шёваль и П. Валё. Наряду с псевдореалистическими сценами, частым непониманием классового характера общественных процессов, отчетливые критические пассажи можно найти в романах А. Кристи, Д. Фрэнсиса (Англия), Р. Стаута, Р. Макдоналда (США), Буало и Нарсежака, С. Жапризо (Франция), Мацумото Сэйтё (Япония).

У истоков советского детектива стоят повесть М. С. Шагинян «Месс-Менд» и «Записки следователя» Л. Р. Шейнина. Особенно интенсивно начала развиваться Д. л. с середины 50‑х гг. Известным толчком послужило появление повестей П. Ф. Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок». В это время Ю. П. Герман создает (совместно с И. Е. Хейфицем) известный киносценарий «Дело Румянцева» и затем публикует роман «Один год» (на основе своих ранних повестей «Лапшин» и «Алексей Жмакин»). Возникает большая группа писателей-«детективщиков»: А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов, братья А. А. и Г. А. Вайнеры, О. А. и А. С. Лавровы, П. А. Шестаков и др. При сходстве структурных признаков советский детектив в идейном плане резко отличен от западного. Не противопоставление личности обществу, а общность их интересов, гуманистический пафос борьбы за спасение и «выпрямление» человека, за утверждение норм коммунистической морали — вот что лежит в основе лучших образцов советской Д. л. и сходных явлений в социалистических странах [напр., Б. Райнов и А. Гуляшки — в Болгарии, А. Збых (З. Сафьян и А. Шпульский) и Е. Эдигей — в Польше].

Особую ветвь Д. л. образует литература о деятельности секретных агентов, типологически восходящая к роману Ф. Купера «Шпион» (1821). Ныне книги этого рода стали активными участниками современной идеологической борьбы. Таковы значительные произведения, созданные советскими авторами после Великой Отечественной войны: романы Ю. Семенова о советском разведчике Исаеве-Штирлице, «Щит и меч» В. М. Кожевникова, повести Р. Н. Кима, В. И. Ардаматского и др., утверждающие героико-патриотический смысл деятельности разведчика, чекиста.

Западная «шпионская» литература наполнена антикоммунистам, клеветой, расистскими измышлениями, культом суперменства. Наиболее характерны в этом смысле романы англичанина И. Флеминга о «сверхшпионе» Джеймсе Бонде. Подобные книги смыкаются с еще одной западной разновидностью Д. л., ведущей свою родословную от «романа-фельетона» Э. Сю, «Рокамболя» Понсона дю Террайля, «Фантомаса» П. Сувестра и М. Аллена и превратившейся ныне в «черный» (по цвету обложек многотысячной серии французского издательства «Галлимар») поток низкопробного чтива. Именно этот тип полицейско-шпионского романа стал самым читаемым жанром западной «массовой культуры» (см. также Массовая литература).

Детектив завоевывает позиции также в кино и на телевидении: популярны многосерийные телепостановки, в т. ч. советские («Следствие ведут Знатоки» и др.).

Литература:

Модестова Н. А., Комиссар Мегрэ и его автор, К., 1973;

Райнов Б., Черный роман, пер. с болг., М., 1975;

Ильина Н., «Палитра красок»…, «ВЛ», 1975, № 2;

Бритиков А. Ф., Детективная повесть в контексте приключенч. жанров, в кн.: Рус. сов. повесть 20—30‑х гг., Л., 1976;

Вулис А., Поэтика детектива, «Новый мир», 1978, № 1;

Адамов А. Г., Мой любимый жанр — детектив, М., 1980;

Symons J., Mortal consequences. A history — from the detective story to the crime novel, N. Y., [1973].

В. А. Ревич.

В начало словаря