Литературный энциклопедический словарь
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг детского и юношеского чтения. Цель Д. л. — всестороннее образование и воспитание подрастающего поколения. «Книги, которые пишутся собственно для детей, — писал В. Г. Белинский, — должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон» (Полн. собр. соч., т. 4, с. 88).

Первыми детскими книгами были сочинения учебного и моралистического содержания: азбуки, буквари, энциклопедии, правила поведения в обществе и т. п. Они появляются в европейских странах в XIV—XVI вв. Первопечатная русская детская книга — букварь Ивана Федорова (1574). Как специфический род художественного творчества Д. л. в своих основных чертах складывается в Европе во 2‑й половине XVIII в. Ее развитие связано с эпохой Просвещения, с достижениями педагогической мысли (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. И. Новиков), с укреплением буржуазной государственности и расширением системы образования.

Д. л. не была изолирована от общего литературного процесса, и на ее произведениях отразилось влияние фольклора и основных литературных течений и стилей XVIII—XX вв. Вместе с тем ее развитие в значительной степени тормозилось господствовавшим представлением о детской книге как прямом воплощении педагогических идей и требований. Отвлеченное морализирование, дидактизм считались важнейшими специфическими чертами детской и юношеской литературы. В результате почти все произведения, написанные специально для детей вплоть до середины XIX в., остались за пределами художественной литературы. Не выдержали проверки временем даже наиболее популярные сочинения одаренных и прогрессивных по взглядам авторов: «Новый Робинзон» немецкого педагога и писателя Й. Г. Кампе (1746—1818), одобренная А. С. Пушкиным «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой, знаменитый в свое время «Штруввельпетер» («Степка-Растрепка») немецкого врача Г. Гофмана (1809 — 1894) и т. п.

Вместе с тем многие «взрослые» книги — «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, некоторые романы А. Дюма, Ч. Диккенса, В. Гюго, произведения Дж. Лондона, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Маугли» Р. Киплинга, «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Ш. Де Костера, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Овод» Э. Войнич, «Спартак» Р. Джованьоли, сказки Пушкина, басни И. А. Крылова, некоторые произведения В. А. Жуковского, «Конек-горбунок» П. П. Ершова, автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого, «Каштанка» А. П. Чехова и некоторые другие произведения — постепенно создали золотой фонд детского чтения, оказали существенное влияние на развитие всей последующей Д. л.

Произведения раннего европейского реализма — от М. Сервантеса и Ф. Рабле до В. Скотта и Дж. Ф. Купера — стали по преимуществу детскими книгами как раз в силу того, что реалистические (с элементами социальной критики) тенденции сочетались в них с яркими формами занимательности, близкими психологии ребенка и подростка. Из адресованных детям произведений XVIII — начала XIX вв. сохранили непреходящее значение сказки, написанные по мотивам фольклора (братья Я. и В. Гримм, В. Хауф), и литературные сказки (Ш. Перро, Х. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Л. Кэрролл, С. Лагерлёф), а также некоторые романы и повести авантюрного жанра (Майн Рид, М. Твен, Р. Стивенсон), сильные своей гуманистической направленностью и жизненной правдой.

Уже в конце XVIII — начале XIX вв. в Д. л. намечаются две противоположные тенденции: реакционно-охранительная, отвечающая педагогическим требованиям господствующих эксплуататорских классов, и прогрессивно-демократическая, выражающая устремления радикально настроенных слоев общества. Несколько позднее зарождается и по мере распространения элементарной грамотности набирает силу поток коммерческих изданий (своего рода детско-юношеская разновидность буржуазной «массовой культуры»), по сути, сливающийся с потоком реакционно-охранительного направления. В условиях монархического и буржуазного государства реакционно-охранительная и коммерческая Д. л. пользуется безоговорочной правительственной поддержкой, тогда как произведения прогрессивно-демократического содержания подвергаются завуалированной или явной педагогической цензуре, сфера их распространения искусственно сужается.

Картина современных Д. л. капиталистических и развивающихся стран пестра и противоречива. Прогрессивные тенденции здесь выразились ярче всего в жанре сказки. Мировым признанием пользуются сказочные повести А. Линдгрен (Швеция), Дж. Крюсса и О. Пройслера (ФРГ), Ж. Б. Монтейру Лобату (Бразилия), П. Траверс (Австралия), Дж. Барри, А. Милна (Англия), Дж. Родари (Италия), К. Нестлингер (Австрия), Туве Янсон (Финляндия). Занимательная форма, богатство фантазии, общегуманистическая направленность, критика буржуазного мира с позиций позитивного нравственного идеала обеспечили долговременный успех у читателя повестям, рассказам и стихам таких современных детских писателей, как Э. Кестнер (ФРГ), М. Грипе (Швеция), А. М. Матуте (Испания), Доктор Сьюз и М. Сендак (США), Т. Инуи (Япония), Ф. Дагларджа (Турция), А. Смит (Голландия), Е. Сигсгор (Дания) и др. Значителен вклад в мировую Д. л. писателей-коммунистов П. Гамарра (Франция), Р. Акасузо (Уругвай) и особенно — Родари.

Однако в массе издающихся в капиталистических странах детских книг удельный вес прогрессивной литературы пока невелик. Передовая общественность этих стран встревожена засилием «коммерческих» изданий: низкопробных «вестернов» и «крими», ремесленных и бессодержательных «комиксов», книг о вампирах, привидениях и т. п. Беспрепятственно выходят книги, прославляющие милитаризм, насилие, жестокость, вседозволенность. В 70‑х гг. широко распространяется т. н. антиавторитарная литература, «критикующая» буржуазное общество с анархистских и левоэкстремистских позиций, сеющая ненависть к старшему поколению и неверие в будущее. Одновременно стремительно растет выпуск литературы по «сексуальному развитию» (в т. ч. книжки-картинки для 3—4-летних малышей), чаще всего являющейся «детским вариантом» обычной порнографии. К этому надо добавить огромное число детских книг на религиозную тему, фальшиво-сентиментальные «романы для девочек», серии про индейцев, инопланетян и т. п.

Утверждение социализма как мировой системы привело к возникновению социалистической Д. л. Опирающиеся на опыт советской Д. л., на богатства фольклора и национальной классики, эти литературы активно вовлекаются в процесс социалистической культурной интеграции. Советские авторы широко переводятся и издаются в странах социалистического содружества; в свою очередь, в Советском Союзе хорошо знают произведения Г. Хольц-Баумерта и Б. Плудры (ГДР), Д. Шайнера, Р. Морица, З. Слабого (ЧССР), А. Босева и Г. Струмского (Болгария), Л. Тудэва и Д. Гармаа (МНР), Д. Алонсо и А. Миранды (Куба), З. Першич и Д. Максимович (Югославия), М. Сынтимбряну (Румыния) и многих других писателей.

После 2-й мировой войны 1939 — 1945 передовые деятели Д. л. ряда стран Западной Европы и США образуют Международный совет по книгам для детей и юношества (IBBY) с целью содействия созданию и распространению произведений Д. л., которые служили бы миру, взаимопониманию, духовному и нравственному прогрессу. Совет имеет специальное жюри, которое раз в 2 года присуждает премии и дипломы им. Х. К. Андерсена лучшим детским писателям и художникам детской книги. С 1966 в его работе активное участие принимают советские писатели, что содействует росту международного авторитета советской Д. л., расширению ее влияния на подрастающие поколения других стран и на мировую Д. л.

Огромный духовно-нравственный и идейно-художественный потенциал советской литературы для детей и юношества опирается не только на уникальный опыт строительства социализма, создания первой государственной системы всеобщего коммунистического воспитания и образования. Его основу составляют также сокровища национального фольклора народов Советского Союза, достижения всей мировой демократия, культуры прошлого, и в первую очередь прогрессивной отечественной Д. л. Эта литература уже с конца XVIII в. оказывала сильнейшее воздействие на подрастающее поколение России и тем самым играла значительную роль в духовном развитии общества.

Известный хирург Н. И. Пирогов, С. Т. Аксаков, Белинский с благодарностью вспоминали в числе первых книг, способствовавших их гражданскому становлению, журнал «Детское чтение для сердца и разума», издававшийся педагогом и писателем-просветителем Н. И. Новиковым. В детстве любимой книгой Пушкина, Н. В. Гоголя, Белинского, А. И. Герцена был «Письмовник» Николая Курганова (вышедший впервые в 1769, он переиздавался более десяти раз, вплоть до 1837); включенные в него исторические народные песни, около 1000 пословиц и поговорок делали его, по сути, первым изданием русского фольклора для детей.

Классово противоположные взгляды на задачи и особенности литературы для детей и юношества в России наиболее ярко обозначились к 40‑м гг. XIX в., когда революционно-демократическая педагогическая и литературно-критическая мысль вступила в решительную борьбу против дворянско-буржуазной педагогики и отражающей ее идеи и требования Д. л. Реакционная педагогика и критика рассматривали Д. л. как прикладной дидактический материал, помогающий формированию «благонамеренного» гражданина. Под предлогом заботы о доступности книги юному читателю, о его нравственности (в понятие которой включались любовь к царю и верность догмам православия) в литературе для детей и юношества насаждались тематическая ограниченность, облегченный подход к действительности, слезливая сентиментальность, рассудочность, резонерство. Бездушное послушание, обывательская мораль, рабская покорность силе провозглашались главными человеческими добродетелями.

Против этих взглядов, воплощавшихся в книгах Б. М. Федорова, Виктора Бурьянова (псевд. В. П. Бурнашева), П. Р. Фурмана и др. литературных ремесленников, решительно выступили сначала Белинский, а вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие писатели-демократы. Особенно велика в истории русской Д. л. роль Белинского. Посвятив проблемам литературы для детей и юношества около 200 статей и рецензий, он заложил основы научной теории и критики Д. л., первым начал последовательную борьбу за художественно и нравственно полноценную детскую книгу. Основополагающим для Д. л. стал не только в России, но и во всей Европе впервые обоснованный Белинским тезис о единстве педагогических и эстетических требований к детской книге.

Белинский утверждал равенство детской и взрослой литератур в нравственном и эстетическом отношении, требовал подчинения детской книги общим законам реализма. Вместе с тем он высказал немало новых для своего времени соображений о специфике Д. л. Отличие ее от общей литературы, считал Белинский, не в ограниченности содержания: «Для детей предметы те же, что и для взрослых; только их должно излагать сообразно с детским понятием, а в этом-то и заключается одна из важнейших сторон этого дела!» (Полн. собр. соч., т. 4, с. 96). Для хорошего детского писателя, по мысли Белинского, необходимо сочетание в одном лице художника и педагога, человека, тонко чувствующего и понимающего детскую душу. В своих статьях критик беспощадно разоблачал и высмеивал пустое резонерство, глупость, реакционность сочинений бездарных авторов, подобных Б. Федорову. Он горячо ратовал за обогащение детского чтения произведениями классической литературы, советовал включать в детское чтение романы Скотта, Купера, Дюма, «Дон Кихота» Сервантеса. В качестве образца подлинно детской отечественной книги Белинский называл сказки Пушкина, Дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, народные сказки, пословицы.

Литературно-критическая деятельность Белинского и развивавших его идеи в области Д. л. и детского чтения Чернышевского, Добролюбова, К. Д. Ушинского и других крупнейших представителей общественной мысли 2‑й половины XIX в. способствовала утверждению в русском обществе взгляда на Д. л. как на высокое, граждански активное искусство.

Еще в XVIII в. родилась одна из благородных традиций большой русской литературы: участие виднейших ее представителей в создании книг для детей. Специально для детей писали А. П. Сумароков и Н. М. Карамзин. Под влиянием революционно-демократической критики в 50‑х гг. XIX в. Д. л. обогащается автобиографическими повестями С. Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек», рассказами И. С. Тургенева «Муму» и «Бежин луг». В 60‑х гг. создает лиричные, проникнутые историческим оптимизмом стихи для детей Н. А. Некрасов. В 70‑х гг. Л. Н. Толстой печатает «Азбуку» и «Новую Азбуку», для которых сочиняет десятки рассказов и сказок. В конце XIX — начале XX вв. для детей пишут Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. Н. Плещеев, Чехов, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, М. Горький, А. А. Блок. Преимущественно произведениями для детей вошли в литературу XIX в. А. Погорельский, А. О. Ишимова, Н. П. Вагнер и ряд других писателей.

Вместе с тем, особенно после подавления Революции 1905 — 1907, в русской литературе для детей усиливаются антидемократические тенденции. Книжный рынок наводняют сентиментальные, малохудожественные сочинения К. В. Лукашевич, В. П. Желиховской, Л. А. Чарской, А. А. Федорова-Давыдова, В. П. Авенариуса, проникнутые монархическими взглядами и обывательской моралью. Растет выпуск бульварного чтива: общий тираж только одной серии про сыщика Ната Пинкертона достиг 4 млн. экз. Октябрьская революция стала поворотным пунктом в развитии Д. л. русского и других народов Советского Союза. Впервые в истории был окончательно преодолен отрыв Д. л. от общей; она освободилась от диктата книжного рынка, необходимости угождать неразвитым вкусам читателей, от власти ложных и реакционных педагогических концепций. Д. л. и содержанием, и формой приблизилась к своему читателю.

Постановления ЦК КПСС («О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», 1928; «Об издательстве детской литературы», 1933; «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы», 1969), другие партийные и государственные документы по вопросам Д. л., книгоиздания и детского чтения стали идейным компасом литературы для детей и юношества, углубили ее теоретические основы, помогли выработать четкие критерии для определения качества детских книг, помогли расширению и улучшению издательского дела, развитию и совершенствованию библиотечно-массовой работы, преподаванию литературы в школе. Социалистическое государство осуществляет тесную связь Д. л. с передовой педагогической наукой, со всей системой коммунистического воспитания в стране.

В подготовке и практическом осуществлении решений партии и правительства о создании и развитии социалистической литературы для детей и юношества выдающаяся роль принадлежит М. Горькому, А. В. Луначарскому, Н. К. Крупской, а также А. С. Макаренко, А. А. Фадееву. Опираясь на глубокие мысли, высказанные в свое время революционно-демократической критикой, на суждения классиков марксизма ленинизма о природе детства, о воспитании нового человека, на творческие поиски и открытия зачинателей советской Д. л. — В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, М. М. Пришвина, организаторы советской литературы и системы народного образования разработали и привели в действие всеобъемлющий и небывалый по масштабам план создания большой литературы для маленьких. В основе этого плана — отбор, адаптация и издание для детей наиболее ценного в нравственно-эстетическом отношении, что было создано предыдущей мировой и русской литературой, творческим гением всех народов земли, а также создание новых произведений, которые в совокупности дали бы юным читателям полную и правдивую картину мира в его историческом развитии.

М. Горький сам участвовал в создании новых книг для детей, вовлекал в это дело талантливых писателей. Он изучал читательские интересы детей и на этой основе составил большой перечень вопросов и тем, на которые должна ответить Д. л. Для решения этой задачи Горький советовал широко привлекать бывалых людей — ученых, летчиков, моряков, путешественников, спортсменов, деятелей революции, ударников и новаторов производства. Некоторые «бывалые люди» — кораблестроитель и летчик Б. С. Житков, биолог В. В. Бианки и др. — стали вскоре известными писателями. По инициативе Горького в 1933 было создано крупнейшее в мире издательство детских книг Детгиз (ныне «Детская литература»), выпускавшее в конце 70‑х гг. ежегодно около 700 названий тиражом свыше 200 млн. экз. В статьях, выступлениях, письмах литераторам М. Горький обстоятельно развивал свою концепцию Д. л. как органической части литературы социалистического реализма. Он требовал от детской книги игры, занимательности, юмора.

Уже в 20‑х гг. советская Д. л. складывается в своих определяющих внутренних и внешних чертах. Главные из них: многонациональный характер, социалистическое содержание, высокий идейно-художественный уровень, тематическое и жанровое богатство и многообразие, единство познавательного, воспитательного и эстетического начал.

Многонациональность советской Д. л. не просто отражает факт издания детских книг более чем на 60 языках народов СССР. Единство национальных советских литератур обусловлено общностью отношения к детству и к задачам воспитания, взглядов на сущность и цели детской книги, нравственно-эстетических и идейных требований к Д. л., наконец, интенсивностью взаимных переводов и различных форм творческого общения писателей, критиков, руководителей чтения.

Ко времени Октябрьской революции уровни развития национальных литератур резко отличались друг от друга. Если грузинская, армянская, украинская, литовская и латышская Д. л., несмотря на чинимые царизмом препятствия, достигли к началу XIX в. значительного развития, то первые печатные книги для детей на белорусском языке появились лишь в канун Революции 1905 — 1907. В многовековой истории письменных литератур тюркоязычных народов Средней Азии и Кавказа собственно Д. л. до 1917 создано не было. Около 40 малых народов России вообще не имели своей письменности. Вместе с тем общность государственной и экономической жизни даже в условиях самодержавно-капиталистического строя способствовала интенсивности культурных связей. Под воздействием прогрессивной русской культуры и педагогической мысли формировалось творчество первого переводчика басен Крылова на армянский язык, классика армянской литературы Х. Абовяна и основоположника современной армянской Д. л. О. Туманяна, крупнейших грузинских писателей И. Чавчавадзе, А. Церетели и Я. Гогебашвили, собирателя и издателя эстонского народного эпоса «Калевипоэг» и народных сказок Ф. Р. Крейцвальда, классиков украинской литературы М. Вовчок, И. Я. Франко, Л. Украинки, белорусов Я. Купалы и Я. Коласа, выдающихся писателей Литвы П. Машетаса, Ю. Жемайте, Ю. Янониса и др. Их книги для детей — факт не только национальной, но и общероссийской культуры.

В итоге более чем полувекового совместного развития детские литературы советских народов-братьев, сохранив верность национальным традициям и свои неповторимые особенности, достигли равномерно высокого уровня. Ныне творчество украинцев Н. Л. Забилы и Б. И. Чалого, белорусов Я. Мавра и В. Витки, литовцев К. Кубилинскаса и В. Петкявичюса, латышей И. Зиедониса и Я. Османиса, эстонцев Э. Нийт и Э. Рауда, армян В. Ананяна и Х. Гюльназаряна, грузин Мариджан и Хуты Берулава, азербайджанцев Т. Махмуда и И. Тапдыга, туркмена К. Тангрыкулиева, казаха А. Алимжанова, таджика М. Миршакара, киргизов Ч. Айтматова и Ш. Бейшеналиева, узбеков К. Мухаммади и Х. Тухтабаева, молдаван С. Вангели и Г. Виеру, евреев Л. М. Квитко и О. О. Дриза, нивха В. Санги, манси Ю. Шесталова, калмыка А. Балакаева, чукчи Ю. Рытхэу, башкира М. Карима, даргинца Р. Рашидова и многих других писателей — такой же факт всесоюзной Д. л., как книги Маршака, Маяковского, Чуковского, Д. И. Хармса, Гайдара, Л. А. Кассиля, Р. И. Фраермана, Ю. К. Олеши, А. Н. Толстого, Бианки, Житкова, М. Ильина, Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. Н. Носова, А. Л. Барто, Л. Пантелеева, С. В. Михалкова, В. П. Катаева, М. П. Прилежаевой, З. И. Воскресенской, А. Г. Алексина, Н. И. Дубова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коринца, Р. П. Погодина, А. А. Лиханова, С. П. Алексеева и многих других.

Содержание советской литературы для детей и юношества определено всей реальностью социалистического общества, его многосторонней деятельностью, направленной на формирование гармонически развитой коммунистической личности. Если посмотреть на советскую Д. л. за 6 десятилетий как на зеркало текущей действительности, то перед нами предстанет грандиозная по масштабам картина рождения и становления первого в мире государства трудящихся, рождения и становления первого в мировой истории социалистического общества. Картина эта включает также исполненную борьбы предысторию социалистического строя, рисует его не только в исторической перспективе, но и во всем многообразии географических, политических и прочих связей. На первый план на этом фоне выходит рождение и становление нового человека, его характера, психологии, ценностных ориентаций.

По тематическому и жанровому многообразию советской Д. л. не знает себе равных. Она первой еще в 20‑х гг. преодолела присущую старой Д. л. ограниченность тематики, решительно вывела своего читателя и героя в большой мир человеческой мечты и свершений, труда и борьбы.

Маяковский в стихотворениях «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?», «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Эта книжечка моя про моря и про маяк» и др. как бы отменил разделение поэтических тем на детские и недетские. С присущим ему мастерством и юмором, со всей страстностью гражданина и патриота социалистического Отечества он говорил с маленькими читателями высоким языком стиха о социальной структуре классового общества и об общественном характере труда, о принципах коммунистической морали и о выборе профессии. Наследуя традиции пушкинской и некрасовской простоты и гражданственности, Маршак в своих стихах открывал детям мир важнейших нравственных, общественных, политических понятий, сложных человеческих характеров и отношений («Война с Днепром», «Рассказ о неизвестном герое», «Мистер Твистер» и многие другие).

Среди основоположников советской Д. л. — Чуковский, многие годы упорного труда отдавший поискам родственной связи между стихом и юным читателем-слушателем, открытию подлинно «детского» языка поэзии («От двух до пяти»). Теоретические «заповеди» Чуковского детским поэтам блестяще подтвердились в его собственной практике (классические произведения литературы для младших ребят — стихотворные сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др.). Выдающуюся роль в становлении советской прозы для детей сыграл Гайдар. Его повестям и рассказам («Школа», «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «РВС», «Тимур и его команда» и др.) присуще сочетание вдохновенной романтики, революционной героики и трезвого, беспощадно правдивого реализма. В начале 30‑х гг. публикацией повестей «Кондуит» и «Швамбрания» начался творческий путь Кассиля; в его романах «Вратарь республики», «Великое противостояние», «Ход белой королевы» и др., в повестях, рассказах ставилась проблема индивидуальности в коллективистском социалистическом обществе. Агния Барто стала летописцем и поэтическим бытописателем «страны детства». В ее творчестве особенно сильна сатирическая струя. Воспитательный заряд таких произведений, как «Снегирь», «Наш сосед Иван Петрович», «Лешенька», «Штукатур» и др., заключен не в наставлениях и назиданиях, а в живых характерах персонажей и в жизненности ситуаций, в которые эти персонажи попадают. Барто значительно расширила ритмические и фонетические возможности детского стиха. Во 2‑й половине 30‑х гг. началась литературная деятельность Михалкова. Написанные им в то время детские стихи («А что у вас?», «Мы с приятелем», «Дядя Степа» и др.) радуют своей новизной, неподдельностью звучания в них ребячьих интонаций. За многие годы работы Михалков создал целую библиотеку поэтических детских книжек — веселых, ироничных, иногда грустно-лирических.

Историческая проза для детей, возникшая в советское время, решала новую и трудную задачу: соединить историческую правду с правдой художественной. Одновременно происходила переориентация на нового героя исторического повествования. Трудом десятков талантливых авторов (в числе их С. Т. Григорьев, Ал. Алтаев, Н. П. Кончаловская, В. Ян, С. П. Алексеев и др.) создана обширная детская библиотека повестей и романов, дающих в совокупности впечатляющую и достаточно полную картину важнейших исторических событий, когда-либо происходивших в мире. Лучшим историческим книгам советских детских и юношеских писателей присущ органический сплав научности и глубины марксистско-ленинского исторического анализа с простотой, занимательностью, доступностью языковой формы.

С богатой трудовой летописью освоения горных богатств Урала, с эпохой зарождения российского рабочего класса связаны сказы П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»; это — история, преломленная через волшебную линзу сказки.

Особую ветвь советской исторической литературы составляют книги для детей о В. И. Ленине и его соратниках по партии, о том, как подготавливалась и совершалась Октябрьская революция, как закладывались в стране основы социалистического общества. Среди книг этой темы — произведения А. Т. Кононова, Прилежаевой, Воскресенской. История Гражданской войны полно представлена читателям-дошкольникам и младшим школьникам в повествовании С. Алексеева «Красные и белые».

В прозе преобладают рассказы, повести и романы социально-бытового характера о жизни самих детей. Здесь тематически выделяются произведения о детстве до революции («Детство Никиты» А. Н. Толстого, «Кондуит» и «Швамбрания» Кассиля, «Дорога уходит в даль» А. Я. Бруштейн, «Жизнь и приключения Заморыша» и «Артемка» И. Д. Василенко, «Школа» С. Айни, «Озорник» Гафура Гуляма, «Белеет парус одинокий» Катаева и др.); о детях, ставших свидетелями и участниками событий революции и Гражданской войны («Школа» Гайдара, «Ташкент — город хлебный» А. С. Неверова, «Республика Шкид» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Нахаленок» и «Алешкино сердце» М. А. Шолохова и др.).

С самого начала Д. л. делает первые попытки показать становление личности в новых социальных обстоятельствах. Открытие и познание ребенком большого мира запечатлено в повести С. Г. Розанова «Приключения Травки» и в книге Житкова «Что я видел».

Сложные проблемы переходного возраста отразились в «Дневнике Кости Рябцева» Н. Огнева и «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви» Фраермана.

Дети и юноши на оккупированной захватчиками земле, оказавшиеся среди воюющих взрослых и сражающиеся вместе с ними, подростки, заменившие на заводах и в полях ушедших на фронт тружеников, разделяющие со взрослыми все тяготы и лишения всенародного бедствия, — таковы основные темы детских книг о Великой Отечественной войне, как написанных по горячим следам событий («Сын полка» Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Клятва Тимура» Гайдара, «Улица младшего сына» Кассиля и М. Л. Поляновского, «Четвертая высота» Е. Ильиной, «Стожары» А. И. Мусатова, «Малышок» И. И. Ликстанова), так и созданных писателями, чье собственное детство пришлось на военные годы (повести Лиханова, В. П. Крапивина и др.). Пафос детских книг о войне — воспевание патриотизма и героизма советского народа, пробуждение ненависти к войне и ее поджигателям, борьба за мир, за счастливое детство.

Кардинальные изменения претерпел в советское время распространенный в мировой литературе жанр книг для девочек. В повестях Л. Ф. Воронковой, С. М. Георгиевской, Прилежаевой, С. А. Баруздина, Кассиля, Р. П. Погодина, Ю. Я. Яковлева, С. А. Иванова, И. М. Пивоваровой, героинями которых являются девочки, их духовный мир не отгорожен от большого мира. В них нет сентиментального умиления, псевдоромантической «возвышенности» чувств и поступков.

Наиболее развита в послевоенные десятилетия социально-бытовая проза для детей младшего и среднего школьного возраста. Здесь можно выделить творчество Н. Н. Носова, рассказы и повести которого исполнены ликующего ощущения бытия, детской жизнерадостности, а искры юмора то и дело высекаются из столкновения неуемной энергии и любознательности маленького человека с возрастной ограниченностью его опыта. В этом же ряду — «веселые» книги Ю. В. Сотника и А. Б. Раскина, В. В. Голявкина и В. Ю. Драгунского, В. В. Медведева и Л. И. Давыдычева, В. Л. Разумневича и Ю. Ф. Третьякова, на Украине — В. З. Нестайко, в Эстонии — Я. Раннапа, в Молдавии — С. Вангели и др. В творчестве А. А. Кузнецовой, Ю. И. Коринца, Р. Погодина, Ю. И. Коваля, Крапивина, эстонца Х. Вяли и некоторых других писателей явственно ощутимо романтическое начало. Нередко они обращаются к близкой детскому мироощущению условности, метафоре, символу, что придает их произведениям дополнительную глубину.

В литературе для старших подростков и юношества видное место занимают повести «Свет-трава», «Много на земле дорог», «Честное комсомольское», «Под бурями судьбы жестокой» и др. А. Кузнецо

В начало словаря