Литературный энциклопедический словарь
ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ШВЕ́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература шведского народа. Развивается на шведском языке. Самые ранние из сохранившихся памятников — рунические надписи героического содержания на камнях (аллитерирующие стихи IX в. на т. н. икском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религиозная литература на латинском языке: «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация, «Откровения святой Биргитты» (XIV в.) и др. В XIV—XV вв. распространились песни-баллады. В начале XIV в. появились исторические хроники и куртуазная поэзия. Крупным деятелем Реформации в Швеции был О. Петри («Шведская хроника», перевод Библии на шведский язык). В XVII в. зародилась драматургия (пьесы на сюжеты из шведской истории и фольклора Ю. Мессениуса) и лирика (Л. Виваллиус). Творчество Г. Шернъельма, застольные песни Лусидора (псевдоним Л. Юхансона) проникнуты духом Возрождения.

В начале XVIII в. сложилась литература Просвещения. У. Далин в издаваемом им журнале «Then swänska Argus» (1732 — 1734), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. «Приключения Адальрика и Гьетильды» Я. Х. Мёрка — первый просветительский роман. Важную роль в развитии прозы сыграли путевые очерки Я. Валленберга и естествоиспытателя К. Линнея. Творчество литературной группы «Строители мысли» во главе с Хедвиг Шарлоттой Нурденфлюкт развивалось в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен, виднейший шведский классицист, не чуждый, однако, предромантических веяний. К. М. Бельман поднял традиционный жанр застольной песни на уровень национальной поэзии, вложив в него демократическое и реалистическое содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен также проникнуты демократическими симпатиями. Антиклассицистические тенденции воплотились в напряженно эмоциональной, образной поэзии предромантизма, теоретик которого Т. Турильд выступал в защиту Великой французской революции.

Борьбу против эпигонов классицизма и просветительских иллюзий насчет буржуазного строя завершили романтики: журнал «Phosphoros» (1810 — 1813). Романтический конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистическое воплощение в лирике, драматических поэмах П. Д. Аттербума и других «фосфористов» и близкого им Э. Ю. Стагнелиуса. Против мистических тенденций «фосфористов» выступили романтики т. н. Готского союза в журнале «Iduna» (1811 — 1824), издававшемся их вождем Э. Г. Гейером. «Готы» призывали к возрождению героических традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер, связанный с «готами», воплотил патриотические и гуманистические идеалы в поэме «Сага о Фритьофе», ставшей своего рода национальным эпосом.

Обострение общественных противоречий в 30-х гг. вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реалистических тенденций в многогранном творчестве К. Ю. Л. Альмквиста, бытовых романах Фредрики Бремер, Эмилии Флюгаре-Карлен и др. Традиции романтизма, однако, сохраняются в Ш. л. вплоть до 2-й трети XIX в. — в творчестве Альмквиста, в исторических романах и лирике В. Рюдберга. В конце 70 — начале 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность датчанина Г. Брандеса. Центральное место занял острокритический роман «Красная комната» А. Стриндберга, родоначальника нового этапа развития Ш. л. Вокруг него группировались писатели «Молодой Швеции» Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, Виктория Бенедиктсон, Г. Гейерстам, поднимавшие актуальные проблемы шведской жизни. В конце 80-х гг. в творчестве ряда этих писателей усилились натуралистические тенденции; драмы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрёкен Юлия» (1888) и предпосланная этому сочинению теоретическая программа «натуралистической драмы» обозначили новую ступень в развитии этого жанра. Поэзия и проза У. Хансона отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму.

В 90-х гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом. Буржуазным «серым» будням и натуралистическому их воспроизведению в литературе неоромантики Хейденстам, П. Хальстрём, поэт и влиятельный критик О. Левертин противопоставляли эстетизированный мир прошлого, экзотические картины Востока, мир мечты и фантазии, индивидуалистический культ наслаждений, что сближало их с европейским декадансом. В неоромантической поэзии Г. Фрёдинга и Э. А. Карлфельдта на основе фольклора воссозданы патриархальные картины сельской жизни. С неоромантиками связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф, опиравшейся на народную сказку и легенду. Ее роман «Сага о Йёсте Берлинге» проникнут гуманизмом, отрицанием буржуазного утилитаризма. Стриндберг пережил в эти годы кратковременное сближение с мистицизмом и ницшеанством, от которых, однако, внутренне отталкивался. Этот духовный конфликт и яростное неприятие буржуазных ценностей получили образное воплощение в драмах «Путь в Дамаск» и «Соната призраков», педвосхитивших европейскую экспрессионистскую драму и оказавших заметное влияние на европейскую драматургию XX в. Я. Сёдерберг в психологических романах и повестях подверг иронической и скептической оценке моральные, религиозные и социальные устои буржуазного общества. В центре его произведений, а также в лирике и новеллах Б. Бергмана — жизнь Стокгольма и судьба «маленького человека».

В начале XX в. в условиях капиталистической индустриализации и подъема рабочего движения появились первые значительные произведения о рабочем классе (М. Кок, Г. Хеденвинд-Эриксон, Д. Андерсон). Л. Нурдстрём, Г. Хельстрём создали бытовые романы о разных слоях шведского общества. Психологический роман «Селямбы» (1920) П. С. Сивертса — острая сатира на буржуазные нравы. Циклу романов Я. Бергмана о промышленном районе Бергслаген присущи обостренный психологизм, гротеск и символика. Настроения смятения и страха, порожденные 1-й мировой войной 1914 — 1918, отразились в экспрессионистской поэзии П. Лагерквиста и Б. Шёберга. Под влиянием Октябрьской революции в России в 1924 возникла шведская группа международного союза деятелей культуры «Кларте», способствовавшая распространению социалистических идей: поэты Карин Бойе, А. Юнгдаль и др. В 1929 с поэтической антологией выступила группа «Пять молодых». Идейный вождь группы А. Лундквист во многих стихах отразил социальные конфликты современного города, жизнь рабочих; в стихах Х. Мартинсона преобладали черты морской романтики; Ю. Б. Чельгрен в процессе эволюции вырос в певца международной пролетарской солидарности. Для этой группы характерны туманные социалистические идеалы, романтическое воспевание «века машин», природы и «свободной любви». При всей утопичности идей «Пяти молодых» их программа способствовала сближению литературы с жизнью.

В 30-х гг. развивается социальный автобиографический роман: цикл романов об Улуфе Э. Юнсона, трилогия о Кнуте Туринге В. Муберга. Особой социальной остротой отличались произведения т. н. статарской школы, отразившие нужду и бесправие батраков: И. Лу-Юхансон, Я. Фридегорд, Муа Мартинсон. Романы Агнес фон Крусеншерны натуралистически показали деградацию шведского дворянства. Объектом сатиры в романах Ф. Нильсона Пиратена стала буржуазная мораль. В прозе Т. Аурелля, Т. Юнсона заметны поиски новых художественных средств. В поэзии 30-х гг., с одной стороны, продолжается традиция экспрессионизма (Я. Гульберг) и возникают сюрреалистические мотивы (Г. Экелёф, лирика которого развивается в направлении обобщенно-философских размышлений), с другой — продолжается многовековая традиция городской песни (Н. Ферлин, Э. Тоб).

В преддверии и в годы 2-й мировой войны 1939 — 1945 антифашистская тема стала одной из ведущих в творчестве ряда крупнейших писателей: аллегорическая проза Лагерквиста, романы Э. Юнсона, Муберга, антиутопия Карин Бойе «Каллокаин». В первые послевоенные годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутреннего мира человека. В их произведениях заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в прозе С. Дагермана, в лирике Э. Линдегрена и К. Венберга. Проблема отчуждения человека в буржуазном обществе — в центре произведений С. Арнера и Л. Алина.

Нравственные искания современного человека запечатлены в цикле романов-мифов Лагерквиста на библейские сюжеты, созданном в 50—60-х гг. Э. Юнсон в своих романах на исторические темы выдвигает актуальную философскую, этическую проблематику. Эпическая фантастическая поэма Мартинсона «Аниара» имеет черты пессимистической антиутопии. Традиции социального реалистического романа в 40— 50-х гг. продолжали Лу-Юхансон (автобиографический цикл, 1951 — 1960), Муберг (эпопея об эмиграции шведских крестьян в Америку в середине XIX в., 1949 — 1959), Лундквист, Сара Лидман (романы о шведской деревне).

Одна из центральных тем литературы 60—70-х гг. — явная или скрытая полемика с официальным тезисом «государства всеобщего благоденствия». Биргитта Тротциг рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религиозных исканиях. Пороки общественной и духовной жизни обличали Л. Густафсон, Б. Рунеборг, П. К. Ерсильд в сатирических фантастических романах-памфлетах, соавторы цикла острокритических детективных романов П. Валё и Май Шёвалль. С крупным циклом-хроникой из жизни провинции выступил С. Дельблан в начале 70-х гг. Против моральных и идеологических стереотипов направлены интеллектуальные и аналитические романы Л. Юлленстена, П. У. Сундмана, П. У. Энквиста. В условиях роста антиимпериалистического и антиколониального движения появилась «ангажированная» литература: антиколониальный роман Лидман «Я и мой сын». Широкое распространение получила документальная литература: репортажи Лундквиста, П. Вестберга о Южной Африке, Лидман о шведских шахтерах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста. Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен. В начале 60-х гг. выступила группа крайне формалистической, т. н. конкретной поэзии. В противовес ей школа «новой простоты» — Соня Окессон, Б. Хокансон — стремится возродить реалистическую поэзию. Хокансон, Ё. Сонневи в лирике 60—70-х гг. обращаются к актуальной политической тематике. Важнейшие литературные журналы: «Ord och Bild» (с 1892), «BLM» (с 1932), «Svensk Litteraturtidskrift» (с 1938).

Литература:

Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., 1960;

Linder E. Hj., Fem decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1—2, Stockh., 1965 — 1966;

Brandell G., Stenkvist J., Svensk litteratur 1870—1970, del 1—3, Stockh., 1974 — 1975.

А. А. Мацевич.

В начало словаря