Литературный энциклопедический словарь
ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИРЛА́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература ирландского народа. Развивается на ирландском и английском языках. Возникший в первые века н. э. героический эпос с центральным образом Кухулина бытовал в устной традиции на протяжении нескольких веков. Первые записи его сделаны в VIII—IX вв., а древнейшие из дошедших до нас — в XII в. Эпос имеет форму небольших по объему (за исключением «Похищения быка из Куальнге») прозаических саг. Стихотворные вставки — обычно более позднего происхождения. Интересны мифологические саги и возникший не ранее IX в. фенианский цикл саг о бесстрашном и веселом воинстве, о поэте Оссиане. В средние века высокого уровня достигла поэзия бардов (в XIII—XIV вв. особенно много бардов вышло из рода О’Далей). Начавшаяся в XII в. английская колонизация Ирландии пагубно отразилась на культуре. Однако несмотря на запрещение ирландского языка, уничтожение рукописей, ирландская литература продолжала развиваться.

XVI—XVIII вв. — эпоха коренных изменений в ирландской истории и литературе. В светской и религиозной литературе доминировала патриотическая тема. В конце XVI в. в поэзии стали заметны трагические ноты. Тема прощания с родиной стала одной из ведущих. В XVII в. были собраны и переписаны древние рукописи, которым грозило полное уничтожение. На основе этой работы возникли многотомные «Анналы четырех магистров» (1632 — 1636). Поэт, историк и теолог Дж. Китинг в «Истории Ирландии» показал свою родину в пору ее независимости. В литературу пришли поэты-разночинцы, писавшие о событиях повседневной жизни, о крестьянском труде. С распадом клановой структуры ирландского общества приходит в упадок поэзия бардов, хотя еще в 1‑й половине XVIII в. ее традиции были сильны. В XVIII в. завершилась поэтическая реформа, начавшаяся с ломки традиционной поэтики бардов еще в XVI в. В творчестве О. Р. О’Салливана отразились настроения крестьянских масс, их образ жизни, национальное и религиозное самосознание. Б. Мерримен, пародируя классический жанр «эшлинга» (поэма «Полуночный суд»), в аллегорической форме выразил протест против поработителей. Боевой дух пронизывает поэзию периода подъема национально-освободительного движения. Многие поэты и публицисты были связаны с обществом «Объединенные ирландцы», близким по своим идеям Великой французской революции.

С конца XVIII в. все больший удельный вес приобретает ирландская литература на английском языке, развивавшаяся в тесной связи с ирландскими литературными традициями и фольклором. Для многих поэтов XIX—XX вв. перевод произведений с ирландского языка на английский стал способом освоения национальной образности. «Ирландские мелодии» Т. Мура — яркие образцы романтической лирики. Связь с национально-освободительным движением определила революционный характер ирландского романтизма, расцвет которого приходится на 40‑е гг. XIX в. Вокруг журнала «The Nation» (1842 — 1852) группировались передовые литераторы: Т. Дэвис, Дж. К. Мэнган и др. Популярным жанром стала патриотическая баллада, основанная нередко на мотивах старинной поэзии. В прозе распространение получил исторический (Дж. Бейним) и семейно-бытовой роман (Мария Эджуорт). Крестьянская тема преобладала в рассказах и романах У. Карлтона, отразившего трагичность колониальной ирландской действительности. Культурное движение конца XIX в., т. н. Ирландское возрождение, наиболее отчетливо выразилось в литературе. Эстетическая программа движения близка европейскому символизму. Его вдохновителем был поэт и драматург У. Б. Йитс, чья литературная и общественная деятельность связана с созданием национального театра. Основным источником богатства языка и образов поэтической драмы Йитса, которой свойственна чрезвычайная эмоциональная напряженность, были ирландские саги и легенды. Драма стала излюбленным жанром многих писателей. В творческой практике деятелей «Ирландского возрождения» определяющую роль играло народное искусство, в т. ч. продолжавшая жить в народном сознании в трансформированном виде национальная мифология, а также национальная история. Яркое выражение это нашло в творчестве Йитса, Дж. Рассела, Дж. Стивенса, Изабеллы А. Грегори, П. Колума, Дж. Кэмпбелла. Драматургия Дж. Синга, показавшего ирландскую национальную трагедию, явилась серьезным шагом в развитии реализма.

Ирландское восстание 1916, среди участников которого были поэты П. Пирс, Т. Мак-Донах, Дж. Планкетт, казненные английскими властями, определило дальнейший путь развития литературы. В период революционного подъема в творчестве Йитса, Стивенса, Рассела нашли выражение героика борьбы, протест против жестокостей поработителей.

Особое место в контексте ирландской литературы занимает творчество английского писателя (ирландца по происхождению) Б. Шоу, видевшего ограниченность ирландского национально-освободительного движения, его оторванность от современного западного социального движения (пьеса «Другой остров Джона Булля»). Дж. Джойс создал реалистическую картину жизни ирландских обывателей в сборнике рассказов «Дублинцы», романе «Портрет художника в юности». Его роман «Улисс», положивший начало литературе «потока сознания», явился беспощадным приговором буржуазной цивилизации.

В 20—30‑х гг. выступили писатели — участники национально-освободительного движения, ставшего в их творчестве ведущей темой: Ш. О’Кейси, П. О’Доннелл, Ф. О’Коннор, Ш. О’Фаолейн, Л. О’Флаэрти. Внимание к классовым противоречиям внутри движения способствовало рождению социального романа (О’Доннелл, О’Флаэрти, О’Фаолейн). В драмах и 6-томной автобиографической эпопее О’Кейси (1-я кн. — «Я стучусь в дверь», 1939, 6-я — «Закат и вечерняя звезда», 1954) реалистически представлена ирландская действительность, поэтический образ служит утверждению социалистического идеала. Отрицание националистических идей, внимание к социальным проблемам характерны для литературы 2‑й половины 50‑х — 70‑х гг. В драмах Б. Биэна, П. Гэлвина сопоставляются идеалы многолетнего ирландского революционного движения, окончившегося провозглашением в 1949 независимой республики, и современная действительность. Социальные мотивы звучат также в поэзии П. Кэванаха, Э. Милна, Дж. Монтегю. О. Кларка, развивавший национальные традиции и сделавший главным предметом своей поэзии повседневную реальность, создал сатирические картины ирландской жизни. Социальный аспект в изображении национально-освободительной борьбы преобладает также в поэзии Р. Мёрфи, Ш. Хини. В рассказах и романах О’Коннора, О’Фаолейна, Мэри Лэвин, Эдны О’Брайен, Дж. Бэнвилла и др. передается чувство неудовлетворенности, беспомощность и одиночество современного человека. Герои прозы У. Мэккина, пройдя тяжелые испытания, сохраняют волю к жизни. В романе «Голодная трава» Р. Пауэр сделал попытку выявить противоречия современного национального развития. Дж. Планкетт в романе «Звуки города» стремился объяснить социальную основу катаклизмов современной Ирландии, принимающих форму религиозного и национального антагонизма. Поэма «Чертова дюжина» Т. Кинселлы, одного из наиболее талантливых современных ирландских поэтов, — отклик на борьбу за гражданские права в Северной Ирландии.

Издания:

Совр. ирл. новелла, М., 1975;

Пробуждение. Рассказы ирл. писателей, Л., 1975.

Литература:

Саруханян Л. П., Совр. ирл. литература, М., 1973.

А. П. Саруханян.

В начало словаря