Литературный энциклопедический словарь
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического повествования, т. е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малую форму — монографию, посвященную какому-либо событию или лицу. События недавнего прошлого, объединенные общеисторической концепцией, впервые описаны в «Истории» Геродота. Вершиной античной историографии является «История Пелопоннесской войны» Фукидида.

Во II в. до н. э. складывается римская И. п.: летописные обзоры («анналы»), монографии (сочинения Саллюстия), публицистические записки о своем времени (сочинения Цезаря), большие сводные обзоры всей предшествующей истории («Жизнь 12 цезарей» Светония, «Римская история от основания города» Тита Ливия, «История» Диона Кассия). И. п. эпохи Римской империи развивается по двум линиям: анналистическая, достигшая вершины у Тацита (начало II в.), мастера драматической композиции и психологической характеристики; биографическая — у Плутарха, избравшего предметом жизнеописания выдающихся людей классического периода истории Греции и Рима. Плутарх вдохновил многих писателей (в т. ч. У. Шекспира, Ж. Ж. Руссо).

Античная И. п. была школой стиля для новоевропейской прозы. Она дала литературе нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой художественной обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними античными историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могущественных монархов, о тирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но все же сыгравшие свою роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма XVII в. и Просвещения, литературы периода Великой французской революции.

Для раннего этапа развития средневековой литературы характерна нерасчлененность И. п., включение в нее сказаний, исторических повестей, преданий.

Характер синтетических литературных памятников, отражающих состояние культуры данной эпохи в целом, носят, например, древнерусские летописи (X—XVII вв.), анонимная грузинская летопись «Обращение Картли» (IX в.), японская летопись «Кодзики» (VIII в.), «Исторические записки» китайского историка Сыми Цяня, «История» арабского историка ат-Табари, «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Достижения средневековой И. п. связаны также с созданием «Хронографии» Михаила Пселла, «Истории Дании» Саксона Грамматика. «Истории Полыни» Яна Длугоша. Литературным мастерством, свежестью, обилием деталей отмечены «Мемуары, или История и хроника христианнейшего короля Людовика Святого» Жана де Жуанвиля. Ценный источник изучения быта и нравов Италии на исходе средневековья — «История Флоренции» Джованни, Маттео и Филиппе Виллани. Крупнейшим летописцем своего времени был Жан Фруассар, автор «Хроники», охватывающей события с 1325 по 1400.

Возрождение, ориентируясь на античные образцы, обновило И. п., заложило основы буржуазной историографии нового времени. Эта эпоха выдвинула ряд значительных мастеров И. п.: Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, хронисты Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции и др.; их исторические сочинения, как и произведения ряда средневековых историков, служили источниками сюжетов, мотивов для поэтов (например, Жофруа де Виллардуэн — для Т. Тассо; Саксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У. Шекспира). Подняв И. п. на большую эстетическую высоту, Ренессанс вместе с тем отделил историографию от художественной литературы.

Значительные образцы И. п. выходят из-под пера Вольтера («Век Людовика XIV»), Ф. Шиллера («История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества»), Н. М. Карамзина («История государства Российского»); А. С. Пушкин написал «Историю Пугачева» и другие сочинения И. п.

В конце XVIII — начале XIX вв. представителями И. п. выступили Ф. Гизо и О. Тьерри во Франции, Т. Карлейль в Англии и др. Во 2‑й половине XIX и XX вв. историография окончательно отделяется от литературы; однако исторические сочинения П. Мериме, некоторые труды Ж. Мишле, Т. Маколея, И. Тэна, Э. Ренана, русских историков — С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, советских историков — Е. В. Тарле, А. З. Манфреда стоят на высоком литературном уровне и могут рассматриваться как произведения художественной И. п. Образцами И. п. в XX в. являются биографии великих людей, созданные А. Моруа, С. Цвейгом, жизнеописания серии «Жизнь замечательных людей».

М. Л. Гаспаров, А. Д. Михайлов.

В начало словаря