Литературный энциклопедический словарь
ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВЕНГЕ́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература венгерского народа. Первые дошедшие до нас памятники (на латинском языке) — жития, проповеди, толкования Библии, литургические гимны — относятся к XI—XII вв. Важнейшими произведениями средневековой литературы были хроники. Восходящая к XIII—XIV вв. религиозная литература на венгерском языке переживает подъем в связи с деятельностью нищенствующих монашеских орденов и гуситским движением; в 1430‑х гг. гуситские проповедники Тамаш и Балинт выполнили перевод Библии. Учившиеся в Италии и работавшие при дворе короля Матьяша Я. Витез (эпистолярные и ораторские произведения) и Янус Паннониус были первыми глашатаями свободной от теологических оков, насыщенной земными переживаниями гуманистической литературы. С гуманистической культурой, антифеодально-патриотическими настроениями связана литература Реформации, развивавшаяся на венгерском языке в условиях турецкого нашествия и роста городов и бюргерства: баснописец и памфлетист Г. Хельтаи, странствующий певец Ш. Тиноди. Во 2‑й половине XVI в. появилась ренессансная проза в виде т. н. развлекательных историй — обработок древне-венгерских преданий (о Тольди), отчасти античных, итальянских и южнославянских сюжетов («История об Аргируше»). Виднейшим поэтом венгерского Возрождения был Б. Балашши.

В XVII в. в литературе Венгрии утвердился стиль барокко, выражавший разнородные стремления: контрреформационно-феодальные и освободительные, антитурецкие и антигабсбургские. Зачинателем барокко был иезуит и богослов-полемист П. Пазмань, а крупнейшим поэтом — политик и полководец М. Зриньи, певец народно-патриотической героики, противопоставляемой трагическими коллизиям бытия. Позднегуманистические традиции продолжали жить — в сочетании с интересом к пуританизму и рационалистической философии Декарта — лишь в Трансильвании (философ и педагог Я. Апацаи-Чере). Освободительные антигабсбургские восстания конца XVII —начала XVIII вв. способствовали расцвету устной поэзии повстанцев. Получили также распространение воспоминания.

Литература венгерского Просвещения (последняя треть XVIII — начала XIX вв.) обладает некоторыми общими с литературами других стран Восточной Европы чертами: дворянство как носитель передовых идей, просветительская форма классицизма, значительное место национально-исторической и демократической тематики, борьба за усовершенствование (т. н. обновление) национального литературного языка. Первоначально просветительский этап — политически радикальный: направленные против деспотизма трагедии и ратующие за доступность образования прокламации Д. Бешшеньеи, стихи сторонника французской революции Я. Бачаньи. После разгрома в 1795 республиканского заговора И. Мартиновича главным руслом Просвещения стало литературно-общественное движение «обновителей языка» во главе с Ф. Казинци. Но в поэзии М. Фазекаша, М. Чоконаи-Витеза, драмах Й. Катоны уже более прямо выражены вольнолюбивые и антикрепостнические идеи, появились ростки опиравшегося на фольклор реализма.

В народной поэзии и национальном прошлом искал для себя питательную почву романтизм (драмы К. Кишфалуди, поэзия М. Вёрёшмарти). Расцвет его сопровождался развитием реализма, который проступает уже в «шекспировской» широте драм Вёрёшмарти, социально-критической прозе Й. Этвёша. В поэзии трибуна революции 1848 — 1849 Ш. Петёфи романтические и реалистические тенденции достигли вершины, обретая революционно-демократическое содержание. Безвременье после 1849, когда дворянство пошло на соглашение с Габсбургами, а новые революционные силы не сложились, окрасило трагизмом поэзию реалиста Я. Араня и философскую романтику И. Мадача. Историческая ограниченность и утопичность идеалов, устарелые романтические приемы подчас снижают художественное значение популярных патриотических романов М. Йокаи, ослабляют реалистическую сатиру обличителя буржуазно-дворянского общества К. Миксата, хотя оба они сумели создать широкую и правдивую картину городского и сельского быта, политических нравов Австро-Венгрии.

Становясь программой консервативной т. н. народно-национальной школы (ее теоретик П. Дьюлаи), склонявшейся к идилличности, псевдонародности, реализм утратил социальную глубину, поэтому прогрессивные писатели последней трети XIX — начала XX вв. искали иные художественные пути. Неудовлетворенность, протест все сильнее звучат в романтической лирике Я. Вайды и др. Достижения немецкого и французского натурализма, французского и русского критического реализма художественно переосмысляли Ш. Броди, Ж. Мориц и др., обогащая прозу тематикой общественного «дна», социально-психологическим драматизмом. Многие писатели из крупнейшего венгерского журнала 1‑й половины XX в. «Nyugat» (1908 — 1941) — выдающийся поэт Э. Ади, Д. Юхас, А. Тот и др. — выражали свой антикапиталистический мятеж, социально-гуманистические, а порой и революционные (Ади) идеи импрессионистическими и символистскими средствами, оригинально сплавленными с фольклором, с реализмом. К немецкому левому экспрессионизму близки эстетика и стиль Л. Кашшака. Национально-реалистические традиции в демократическом духе продолжали Г. Гардоньи и И. Тёмёркень.

После поражения Венгерской советской республики 1919 при хортистской реакции часть венгерских писателей была вынуждена эмигрировать. Писатели-эмигранты в странах Западной Европы и СССР (А. Габор, Б. Балаж, Ф. Карикаш, А. Комьят, Б. Иллеш, А. Гидаш, М. Залка в 1916 во время 1-й мировой войны 1914 — 1918 попали в плен и оказались в России) от экспрессионизма, символизма и критического реализма вместе с революционными литературами этих стран пришли к реализму, основанному на социалистическом гуманизме и коммунистической идейности. Критический реализм укрепился в социально острых формах (Мориц, автор романов и рассказов о деградирующих помещиках, о народной нужде и революционных настроениях), более фактографичных (т. н. «народные» — крестьянские — писатели П. Сабо, П. Вереш, Л. Немет, Д. Ийеш, Й. Дарваш) и интеллектуально-психологических (т. н. урбанисты Д. Круди, Ф. Каринти, М. Фюшт, писавший о «маленьких людях» — жертвах буржуазного общества Д. Костоланьи, поэт Л. Сабо). Некоторые крестьянские писатели не избежали влияния националистических идей, «урбанисты» — индивидуализма (Л. Сабо). Другие занимали в 30—40‑х гг. более или менее последовательные антифашистские позиции: талантливый поэт и переводчик М. Бабич, новеллист Л. Надь, прозаик Е. Тершанский, расстрелянный гитлеровцами поэт М. Радноти, Ийеш. Социалистические позиции отстаивал Дарваш. Крупнейший венгерский поэт А. Йожеф, защищавший коммунистические идеалы, преодолев левоавангардистские настроения, пришел к социалистическому реализму. В полемике с буржуазно-националистическими, эстетскими взглядами крепнут марксистская литературная критика и литературоведение (Д. Лукач, Й. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Балинт).

Главнейшие этапы литературы народной Венгрии: 1945 — 1949 — борьба с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистическую эстетику; 1949 — 1956 — период первых успехов социалистического реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954—1956 нигилистическими тенденциями); с 1957 — современный период, когда социалистическая литература продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших национальных традиций и мирового художественного опыта. В поэзии Ийеша, И. Ваша, Ш. Веэреша, Л. Беньямина, М. Ваци, Л. Надя, И. Шимона, Ф. Юхаса, Г. Гараи, прозе Т. Дери, Немета, Э. Иллеша, И. Эркеня, Дарваша, Т. Череша, Л. Мештерхази, И. Шаркади, Д. Фекете, Ш. Шомоди Тота, Ф. Шанты, Э. Гальгоци, К. Саконьи и др. многообразно отражаются конфликты современной действительности, разные грани формирования человека новой Венгрии, его сознания и характера. Из произведений 60—70‑х гг. остротой социального анализа, богатством формы, психологической и философской глубиной выделяются лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, повести Фекете («Смерть врача»), Шанты («Двадцать часов»), Эркеня («Семейство Тотов»), обширная «литература факта», романы Дарваша («Пьяный дождь»), Мештерхази («Загадка Прометея»), М. Сабо и др.

Литературная периодика: журналы «Kortárs» (с 1957), «Uj Irás» (с 1961), газета «Élet és irodalom» (с 1957) — органы Союза венгерских писателей.

Издания:

Антология венг. поэзии, М., 1952;

Венг. повести и рассказы, М., 1953;

Совр. венг. пьеса, М., 1974;

Совр. венг. проза, М., 1982.

Литература:

Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венг. литературы, [пер. с венг.], Будапешт, 1962;

Россиянов О. К., Реализм в новой венг. прозе, 60—70‑е гг. XX в., М., 1979.

О. К. Россиянов.

В начало словаря