Литературный энциклопедический словарь
КОРАН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КОРАН

КОРА́Н (араб. кур’ан, букв. — чтение), священное писание ислама и первый письменный памятник арабской литературы; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитвенных назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610 и 632 и положивших начало религиозному учению ислама.

При жизни Мухаммеда тексты К. передавались главным образом по памяти, однако, существовали записи отдельных «откровений». Первые записи полного текста К. сделаны вскоре после смерти Мухаммеда в 632. Между 650 и 655 по приказу халифа Османа на основе имевшихся записей и свидетельств лиц, знавших проповеди наизусть, был составлен свод текста К. (т.н. Османова редакция), постепенно вытеснивший другие версии и затем признанный каноническим. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся к рубежу VII—VIII вв. Османов текст К. содержит 114 сур (глав) разной величины, которые по времени и месту произнесения мусульманская традиция делит на «мекканские» (610 — 622, Мекка, 90 сур) и «мединские» (с 622, Медина, 24 суры). Многие суры включают «откровения» или их фрагменты, часто не связанные тематически и относящиеся к разным периодам пророчества. «Откровения» состоят из ритмических или смысловых отрывков, называемых стихами (айат).

Основное содержание К. — осуждение язычества, проповедь идеи единого бога (аллаха) как первопричины жизни и первотворца мироздания, предупреждение о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи К., сюжеты многих рассказов и притч (напр., о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, егип. плене и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются в К. как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на идеологию К. оказали также зороастризм и манихейство.

Будучи по преимуществу религиозным и законодательным памятником, К. является в то же время памятником мировой литературы. Литературы народов мусульманского Востока содержат цитаты из К., отголоски его мотивов и образов. К. и особенно комментарии к нему явились источником популярных в средние века легенд на коранические сюжеты (напр., легенда об Иосифе Прекрасном и жене егип. вельможи составила основу многочисл. вариантов повести «Юсуф и Зулейха»). Стилизация отдельных стихов и сур К., поэтические отклики на его мотивы содержатся и в произведениях западноевропейских и русских поэтов и писателей (напр., в «Западно-восточном диване» И. В. Гёте, в «Подражаниях Корану» А. С. Пушкина).

Научное изучение К. началось в Европе в XIX в. С текстом К. в Европе впервые познакомились по латинским обработкам XII—XVI вв. В 1647 вышел французский перевод А. Дю Рие. Начало научным переводам К. на европейские языки положил комментированный латинский перевод Л. Марраччи (Падуя, 1698). Лучшие современные европейские переводы К. — Р. Блашера (Париж, 1957 — 1959) и Р. Парета (Штутгарт, 1963 — 1966). В России арабский текст К. впервые издан в 1787; первые русские переводы К.: П. Посникова (СПБ, 1716), анонимный (1-я четв. XVIII в.), М. Веревкина (СПБ, 1790), А. В. Колмакова (СПБ, 1792), К. Николаева (М., 1864), основаны на западноевропейских переводах. С арабского оригинала К. перевели Д. Богуславский (1871, не опубл.), Г. С. Саблуков (Казань, 1878, и др. издания), А. Е. Крымский («Суры старейшего периода», М., 1905), И. Ю. Крачковский.

Тексты:

ал-Кур’ан, Каир, 1896; 4 изд., 1928;

Коран, Таш., 1960;

Коран, пер. и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963 (есть библ.).

Литература:

Бартольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966;

Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (есть библ.);

Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер. с франц., М., 1961; 3 изд., М., 1982.

П. А. Грязневич.

В начало словаря