Литературный энциклопедический словарь
ЛЕНИНИАНА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЛЕНИНИАНА

ЛЕНИНИА́НА литературная, художественная и художественно-документальная литература различных родов и жанров о жизни и деятельности В. И. Ленина, о многообразных связях ленинских идей с жизнью современного общества, с прошлым и будущим человечества.

Лениниана советская. У истоков советской Л. стояли М. Горький и В. В. Маяковский, заложившие плодотворные основы разработки этой темы. Первоначально в советской Л. основное место занимала поэзия, тяготевшая к обобщенной символике. Образ вождя революции ассоциировался с образами капитана, рулевого — так советские поэты стремились передать несокрушимую силу ленинского дела, укрупнить масштабы восприятия личности Ленина. Некоторым из них (Маяковскому, Д. Бедному, С. А. Есенину) удалось вместе с тем придать образу Ленина и черты индивидуальной неповторимости. «Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет…», — писал Н. Г. Полетаев в стихотворении «Портретов Ленина не видно…» (1923), размышляя о трудностях художественного воплощения образа вождя революции. К немногим подлинным удачам первоначального этапа советской Л. следует отнести поэму Н. С. Тихонова «Сами» (1920), в которой ярко, художественно-конкретно раскрыт интернациональный аспект ленинской темы.

Чувство глубокой личной причастности к ленинскому делу выразили в стихах, посвященных смерти вождя, поэты разных народов Советского Союза (А. Акопян, Микола Бажан, Сулейман Стальский, Г. Табидзе и др.). Постепенно в поэтической Л. укреплялись эпические тенденции, органически связанные с лирическими проникновенными раздумьями о Ленине, революции, судьбах народа, страны: «Анна Снегина» (1925) Есенина, «Улялаевщина» (1927) И. Л. Сельвинского и др. Вершина Л. — лиро-эпическая поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924). Преодолев абстрактность, свойственную ранее многим стихам о вожде, опираясь на собственный поэтический опыт (стихи «Владимир Ильич», 1920; «Мы не верим!», 1923; «Комсомольская», 1924), Маяковский впервые в советской литературе новаторски решил задачу — изобразить «самого земного изо всех прошедших по земле людей» и одновременно показать гигантский размах, величие его дела.

В 20‑х гг. делаются первые попытки воссоздать образ Ленина в прозе: упоминания в произведениях Л. Н. Сейфуллиной, Вс. В. Иванова; эпизоды документального характера в различных произведениях; воспоминания общественных деятелей, литераторов, лично знавших Ленина (А. В. Луначарский, В. Д. Бонч-Бруевич, А. К. Воронский, А. С. Серафимович и др.). Очерк-портрет М. Горького «В. И. Ленин» (1924, последняя ред. 1931) — классическое произведение художественной Л., в котором глубоко, многогранно, исторически правдиво нарисован образ вождя революции. Многие поднятые здесь проблемы (личность и общество, человек и окружающий его мир, в т. ч. природный, роль интеллигенции в культурном строительстве) сохраняют острую актуальность до сих пор.

В разных формах (образ-упоминание, сцены с непосредственным участием вождя) ленинская тема реализуется в таких крупных эпических полотнах, как «Жизнь Клима Самгина» (1925 — 1936) Горького, «Тихий Дон» (1928 — 1940) М. А. Шолохова и «Хождение по мукам» (1922 — 1941) А. Н. Толстого. Появляются короткие повествовательные произведения о Ленине, основанные на реальных фактах или народных преданиях: «Ленин на охоте» (1926) М. М. Пришвина, «Рассказы о Ленине» (1939) М. М. Зощенко, «Рисунок с Ленина» (1939) К. А. Федина. Традиции возникшего в 20‑х гг. стихотворного повествования о Ленине («Докладная записка», 1924, М. В. Исаковского; «Баллада о Владимире Ильиче, о мужике и паре сапог», 1924, Е. Чаренца) получили развитие в стихотворной были А. Т. Твардовского «Ленин и печник» (1940), с большой психологической достоверностью передающей радость общения с Лениным человека из народа.

Значительным достижением советской литературы явилось художественное воплощение Ленина в советской драматургии и кинодраматургии. Особый успех выпал на долю драматургической трилогии Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем» (1937), «Кремлевские куранты» (1940), «Третья патетическая» (1958) и кинодилогии «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), поставленной М. И. Роммом по сценарию А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой. В 30‑х гг. драматургия стала основным руслом развития художественной Л. В разных жанрах и тематических ракурсах ленинская тема разрабатывалась в пьесах «Правда» (1937) А. Е. Корнейчука, позднее — «Семья» (1949) И. Ф. Попова, «Между ливнями» (1964) А. П. Штейна, в фильмах «Рассказы о Ленине» (1958) и «Ленин в Польше» (1966) С. И. Юткевича по сценариям Е. И. Габриловича и др.

В годы Великой Отечественной войны образ Ленина, вдохновляющего на подвиг во имя правого дела, раскрывается в лирических, лиро-эпических произведениях многонациональной советской поэзии: поэмы «Баллада о ленинизме» (1942) Сельвинского, «Домик в Шушенском» (1944) С. П. Щипачева, стихи Тихонова, А. Лахути, Я. Судрабкална и др.

Особенно активно и плодотворно начинает развиваться Л. в литературах СССР со 2-й половины 50‑х гг. Во многих поэтических и прозаических произведениях большое внимание уделяется теме «Ленин и народ»: «Ходоки» (1954) Н. А. Заболоцкого, «Горская поэма о Ленине» (1959 — 1960) К. Кулиева и др. Появляются повести и рассказы З. И. Воскресенской, М. П. Прилежаевой, К. Г. Паустовского, Е. Я. Драбкиной, С. С. Виноградской, В. П. Тельпугова, Л. Н. Радищева, С. В. Сартакова, Г. С. Фиша. Рождаются и крупные эпические произведения, в т. ч. романы В. В. Канивца «Ульяновы» (1967); «Золотой пояс» (1970) и «Перед прыжком» (1979) Д. И. Еремина. В «Дипломатах» (1966) С. А. Дангулова сцены с участием Ленина играют роль идейно-композиционных центров повествования. Обширная трилогия А. Л. Коптелова повествует о начале революционной деятельности Ленина («Большой зачин», «Возгорится пламя», «Точка опоры», 1963 — 1977). Поисками новых поворотов темы и жанрово-стилистических форм, возрастающей художественно-документальной конкретностью отмечены поэмы А. А. Вознесенского «Лонжюмо» (1963), В. А. Коротича «Ленин, том 54-й» (1967), Е. А. Евтушенко «Казанский университет» (1970); повести В. П. Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), Э. Г. Казакевича «Синяя тетрадь» (1961); документальные и публицистические драмы М. Ф. Шатрова («Шестое июля», 1964; «Революционный этюд. (Синие кони на красной траве)», 1979; «Так победим!», 1982). Вершиной современной Л. является удостоенная Ленинской премии тетралогия М. С. Шагинян, состоящая из романов «Рождение сына» (1957) и «Первая Всероссийская» (1965), книги очерков «Четыре урока у Ленина» (1968) и эскиза к роману «Билет по истории» (1960, перераб. изд. 1970). Закономерности формирования в России нового типа личности в процессе революционных преобразований — такова основная концептуальная направленность тетралогии.

Ленинская тема в литературе и искусстве неисчерпаема: художественные и документальные произведения, воссоздающие образ живого Ленина, великого революционера, все глубже раскрывает историческое значение его идей и его дела.

Лениниана зарубежная. Уже в первые послеоктябрьские годы появились документальные книги зарубежных писателей, знавших и видевших Ленина. Основоположник зарубежной Л. — Дж. Рид, автор книги «Десять дней, которые потрясли мир» (1919, рус. пер. 1923), в которой Ленин изображен как «необыкновенный народный вождь… исключительно благодаря своему интеллекту». С книгой о вожде «Ленин. Человек и его дело» (1919, рус. пер. 1925) впервые на Западе выступил А. Р. Уильямс, много сделавший для распространения правды о Великой Октябрьской социалистической революции. Ленин, писал он, — «величайший реалист», человек железной воли. Яркий портрет Ленина создан в книге чешского писателя И. Ольбрахта «Картины современной России» (1920 — 1921). О личном обаянии и демократизме вождя русской революции свидетельствовали Л. Брайант в книге «Зеркала Москвы» (1923), Дж. Джерманетто в книге «Записки цирюльника» (1930) и др. Для прогрессивных литераторов Запада Ленин являлся «великим гуманистом» (А. Барбюс). После посещения СССР в 1934 английский писатель-фантаст Г. Уэллс воочию убедился в ошибочности своих первоначальных суждений об Октябрьской революции и ее вожде, высказанных им в книге «Россия во мгле» (1920), и должен был признать дальновидность ленинских планов и предвидений («Опыт автобиографии», 1934). Над проблемами культуры в свете идей Ленина размышляли К. Цеткин («Воспоминания о Ленине», на рус. яз. 1924, на нем. яз. 1929), Р. Роллан (1934), М. Андерсен-Нексё (1939), Дж. Х. Лоусон (1970).

Ленинская тема занимает значительное место в зарубежной поэзии. Среди ранних поэтических произведений о вожде пролетарской революции — стихи и поэмы И. Бехера («Гимн Ленину», 1922, и др.), В. Незвала, Ж. Бриера и др. Разнообразны мотивы зарубежных поэтических Л. — от сурового лаконизма Б. Брехта («Непобедимая надпись») до высокой патетики иракского поэта А. аль-Баяти («Ленин»). Многим ранним зарубежным стихам о Ленине были присущи отвлеченность, политическая плакатность; с дальнейшим освоением темы все более отчетливо проявлялось умение передавать живые, конкретные черты его облика: «Ленин слушает “Аппассионату”» М. Циммеринга, «Ленин и соната Бетховена» Те Ханя (Вьетнам), «В Разливе» В. Ханчева. В зарубежной Л. немало художественных и историко-публицистических произведений, связанных с ленинскими местами за рубежом (книга Ж. Фревиля «Ленин в Париже», 1968, книга Ф. Хитцера «Ленин в Мюнхене», 1977, и др.). О большой любви к Ленину простых людей мира рассказывают произведения писателей Востока: «Поэма о Ленине» Назыма Хикмета, «Эпоха Ленина» Жале (Иран), «С Лениным вместе» У. Наоки (Япония) и др.

Советская и зарубежная Л. столь обширна, что нет возможности назвать все произведения, посвященные вождю народов и его роли в мировой истории.

Издания и литература:

Жизнь Ленина. Избр. страницы прозы и поэзии, в 10 тт., т. 1—3, М., 1980 — 1982;

Илличевский А. Ф., Образ В. И. Ленина в заруб. литературе, М., 1968;

Лениниана Запада, в. 1—3, К., 1969;

Землю всю охватывая разом… Стихи заруб. поэтов о Ленине. [Вступ. слово Р. Рождественского], М., 1969;

Пискунов В., Сов. Лениниана, М., 1970;

Великий образ, М., 1970;

Баранов В. И., Правда образа — правда истории. (Эстетич. проблемы Ленинианы. Рус. сов. проза), Г., 1971;

В. И. Ленин и литература заруб. Востока. Сб. ст., М., 1971;

Мотылева Т., Ленин и заруб. писатели, в ее кн.: Достояние совр. реализма, М., 1973;

Человек с большой буквы, М., 1973;

Капитан Земли. Писатели мира о В. И. Ленине, М., 1976;

Потапов Н. А., Живее всех живых, 2 изд., М., 1980;

Позднякова Г., Войти в мир Ленина. Критико-библиографич. очерки из истории сов. Ленинианы, 2 изд., Л., 1977;

Живее всех живых. Советские писатели о В. И. Ленине, М., 1977;

Прост, как правда. Писатели Рос. Федерации о В. И. Ленине, М., 1978;

В. И. Ленин в поэзии народов мира, М., 1980;

В. И. Ленин в поэзии народов СССР, М., 1980;

Галимов Ш., Сердцем и именем. Сов. поэтич. Лениниана. 1917 — 1970. Жанровая и идейно-художественная эволюция, Архангельск, 1981.

В. И. Варанов (сов. раздел), Б. А. Гиленсон (заруб. раздел).

В начало словаря