Актуальная политическая энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА Российской Федерации (ОП) - совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством.

Среди задач ОП обеспечение контроля общества над деятельностью органов исполнительной власти, проведение экспертизы ключевых законопроектов, аккумуляция и обобщение общественных предложений, направляемых на рассмотрение Президенту РФ. Решения палаты носят исключительно рекомендательный характер.

ОП имеет аналоги в ряде стран мира. Во Франции, в частности, действует Экономический и социальный совет: структура, с помощью которой в принятии государственных решений могут участвовать самые разные общественные группы - фермеры, профсоюзы рабочих, промышленники и другие. Функция Совета совещательная, однако по всем законопроектам, связанным с расходованием государственных средств, власти обязаны спрашивать мнения Совета, состоящего из представителей тех слоев общества, на кого законы повлияют прежде всего.

Первая в России Общественная палата при президенте РФ была создана распоряжением Б. Ельцина в феврале 1994 г. В нее входили представители 250 общественных организаций. Создание этого органа было способом трудоустройства в близких к власти структурах тех политиков демократического толка, кому не нашлось места в правительстве. Полномочия членов первой ОП были весьма ограниченными, а функции часто сводились к расклейке предвыборных листовок и т. п.

В июне 1996 г. ельцинская ОП была преобразована в Политический консультативный совет (ПКС), который стал «клубом» политических отставников. Председателем ПКС стал Иван Рыбкин, в прошлом председатель Государственной Думы. ПКС не оказывал серьезного влияния на политические процессы, не обеспечивал в полной мере и обратную связь власти с народом, поскольку члены Совета сами были недавними выходцами из этой самой власти. ПКС был расформирован в августе 2000 г.

Инициатива создания федерального консультативного органа нового типа принадлежала В. Путину. 26 мая 2004 г. в своем послании к Федеральному Собранию президент дал критическую оценку состоянию российской демократии и заявил, что «необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или неспособно эффективно выполнять». Однако НГО/НКО, формально представляющие гражданское общество, в их нынешнем виде не способны сделать диалог между обществом и властью действительно продуктивным, поскольку, по словам Путина, «для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными». Таким образом, «имеет смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов… непосредственно затрагивающих интересы граждан».

Создание ОП позволяло снизить напряженность в дихотомии власти и гражданского общества, которое в России традиционно определяет себя по противоположению государству, а также решить проблему абстрагированности от реальной власти и принятия властных решений тех представителей творческих и деловых элит, чья общественная деятельность не допускает участия в той или иной партии.

Именно ОП могла выступить в качестве постоянно действующей внепартийной политической силы. 13 сентября 2004 г. Путин объявил на расширенном заседании правительства о предстоящих институциональных реформах - переходе на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, избрании высших руководителей в регионах по представлению президента, осуществлении экспертизы законопроектов России через новый орган - Общественную палату.

Федеральный закон № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят Госдумой 16 марта 2005 г., подписан президентом РФ 4 апреля 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2005 г. Согласно этому закону, ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы законопроектов федерального и регионального уровней;

4) осуществления общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.

В ОП заседают россияне, которые имеют особые заслуги перед страной и письменно подтвердили свое согласие участвовать в работе палаты - известные артисты, спортсмены, общественные деятели. Общее количество штатных заседателей - 126 чел. Кандидатуры первых 42 определяет по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями президент. Те принимают в палату еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений - по одному от каждого. На третьем этапе определяются 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате РФ», принятыми 15 июня 2007 г., не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Срок полномочий членов ОП истекает через 2 года со дня ее первого пленарного заседания.

Меритократический принцип формирования ОП обеспечивает ее эффективность: авторитетные, известные, а стало быть, самостоятельные люди менее других подвержены возможным манипуляциям со стороны чиновничества, они не связаны бюрократической «круговой порукой», кроме того, в отличие от депутатов Госдумы, не принимают решений по распределению денежных средств.

ОП состоит из 17 комиссий, каждая из которых занимается определенной сферой общественной жизни.

В начало энциклопедии