Актуальная политическая энциклопедия
ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)

ООН (Организация Объединенных наций) - международная организация, созданная в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции с целью поддержания безопасности и предотвращения угрозы миру, а также для развития международного сотрудничества в политических, экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях.

Функции и принципы деятельности ООН изложены в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско 50 государствами, включая СССР и, отдельно, Украинскую и Белорусскую ССР. Устав ООН - первый в истории договор, закрепивший обязанность государств соблюдать основные права человека. В Уставе, в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза, зафиксированы такие основополагающие нормы международного права сотрудничества как суверенное равенство всех членов ООН, разрешение разногласий между государствами - членами ООН мирным путем, отказ членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и т. д.

Устав вступил в силу 24 октября 1945 г., к этому времени к числу подписантов присоединилась Польша.

На сегодняшний день ООН является самой крупной надгосударственной организацией в мире, в ее состав входят 192 государства - все международно признанные независимые государства мира, кроме Ватикана.

Официальными языками ООН являются английский, русский, французский, китайский, испанский, арабский.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке - на участке земли, подаренном организации Дж. Рокфеллером-мл.

Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН, Секретариат, Генеральный секретарь ООН.

В состав ООН также входит целая система организаций, программ и фондов (ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, МПП, ХАБИТАТ и т. д.), функционирующих под эгидой Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального совета. Компетенция этих учреждений ограничена экономической и гуманитарной проблематикой.

Генеральная Ассамблея ООН - всемирный парламент, ежегодные сессии которого проводятся в период с сентября по декабрь. Каждое государство на генеральной ассамблее имеет 1 голос. Решения - резолюции - Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством. Резолюции ООН имеют рекомендательную силу. Генеральная Ассамблея назначает, по рекомендации Совета Безопасности, Генерального Секретаря ООН.

Генеральный Секретарь ООН - главное административное должностное лицо организации. По негласному правилу на эту должность назначаются только представители стран «третьего мира», ранее не занимавшие важных государственных постов. С 2007 г. Генеральным секретарем ООН является Пан Ги Мун.

Совет Безопасности - важнейший орган ООН, который несет ответственность за безопасность в мире и может быть созван в любое время при возникновении угрозы войны. Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов, 5 из которых - Российская Федерация, Китай, Великобритания, США и Франция - являются постоянными членами совета, а 10 избираются Генеральной Ассамблеей на 2 года. Решения Совета Безопасности ООН считаются принятыми, если за них проголосовали 9 членов, включая всех постоянных членов СБ. Постоянные члены СБ имеют право вето, блокирующее любые решения Совета.

Совету Безопасности ООН подчиняются Вооруженные силы ООН. При этом в уставе ООН особо отмечено, что Вооруженные силы Объединенных наций предназначены для восстановления мира и поддержания безопасности и могут быть применены в исключительных случаях, когда все другие меры оказались недостаточными.

Важным органом ООН является Международный суд, решения которого обязательны для государства, добровольно согласившегося на судебное разбирательство. Образованная сразу после Второй мировой войны, ООН стала важнейшим источником международного права, обусловившим его стандартизацию и, следовательно, приемлемость для большинства государств.

Дееспособные органы управления, гуманистические основы и принципы деятельности ООН стяжали для нее такой международный авторитет, какого не было ни у одной из предшествующих или существующих параллельно международных организаций, например, НАТО. Это привело к быстрому росту числа стран - членов ООН, что сделало организацию еще более влиятельной.

В том, что за последние 60 лет мир не знал по-настоящему крупных войн, немалая заслуга ООН. Закрепленное в Уставе организации право народов на самоопределение легитимировало национально-освободительные движения в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки, что привело в конечном итоге (благодаря поддержке государств социалистического лагеря) к краху колониальной системы. Инициативы ООН способствовали разрядке мировой напряженности (ее кульминация пришлась на середину 1970-х гг., затем, в силу политических причин, гонка вооружений была возобновлена).

На современном этапе ООН переживает серьезные трудности, утратив способность гибко реагировать на меняющуюся историческую ситуацию на планете. Так, Япония и Германия до сих пор не могут получить признание в качестве великих держав и безуспешно претендуют на членство в Совбезе во многом из-за того, что ООН создавалась странами, победившими эти государства (ныне - вторая и третья экономики мира) во Второй мировой войне.

Вообще наличие особых прав у пяти держав - постоянных членов СБ вызывают серьезное недовольство у большинства развитых и развивающихся государств, главным образом у тех, которые обрели свой суверенитет уже после учредительной конференции ООН в 1945 г.

Серьезным аргументом в пользу радикальных изменений в деятельности ООН является то, что сформированная фактически в годы холодной войны, она долгие десятилетия служила ареной жесткого противостояния Запада и стран советского блока, а после ее окончания - в инструмент закрепления гегемонии США в мире.

В свою очередь Вашингтон тоже настаивает на реформе ООН и ее руководящих органов. Америка заинтересована в том, чтобы и Германия, и Япония получили статус постоянных членов Совбеза, что автоматически бы усиливало позиции США в этом органе, так как Берлин и Токио являются стратегическими союзниками Штатов. Кроме того, это позволило бы американцам существенно уменьшить (за счет средств новых членов ооновского «правительства») сумму собственных взносов в бюджет организации. Но против получения Японией этого статуса категорически выступает член «клуба пяти» - Китай. Вносится также предложение сделать постоянным членом Евросоюз, где его попеременно будут представлять все страны, в него входящие.

В «клуб избранных» ООН стремятся и развивающиеся государства. Индонезия обосновывает свои стремления тем, что является самым населенным (230 млн человек) исламским государством в мире, а интересы более чем 1 млрд мусульман планеты в Совбезе практически некому представлять и отстаивать. Бразилия - тем, что она - самая большая страна Латинской Америки, ЮАР, Нигерия, Египет - тем, что в Совбезе не представлены африканские государства.

В 2004 г., за 2 года до окончания срока своего пребывания на посту генерального секретаря ООН, о реформе организации заявил Кофи Аннан. Но состоявшаяся в 2005 г. 60-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН так и не сумела реализовать ни одного проекта изменений структуры ООН - ни план «большой четверки» (Германия, Япония, Бразилия, Индия), участники которой претендуют на «постоянную прописку» в Совбезе, ни предложения «группы пяти» (Италия, Пакистан, Канада, Испания, Мексика), предлагающей увеличить количество непостоянных членов СБ на 10 государств.

Очевидная неспособность ООН при таком разнообразии позиций и мнений к принятию оперативных, признаваемых во всем мире решений привели к целой серии провалов миротворческих операций организации в «горячих точках» - в Сомали в 1993 г., в 1994 г. - в Руанде, в Демократической Республике Конго, в 1990-е гг. - на Балканах.

Некогда работоспособная структура оказалась не в состоянии справиться со своим главным предназначением - предотвращением войны и сохранением мира во всем мире. Более того, именно в соответствии с резолюцией № 1244 Совбеза ООН от 10 июня 1999 г. было выведено из состава Сербии и включено в состав СРЮ Косово, что повлекло за собой рост напряженности в регионе. Поддержанное в 2008 г. несколькими десятками стран самопровозглашение Косова как суверенного государства, т. е. по сути отторжение территории суверенного государства, в очередной раз дискредитировало эту организацию в глазах мировой общественности: организация продемонстрировала в этой ситуации свое бессилие в вопросах защиты территориальной целостности государства - члена ООН, подчиненность в принятии решений Соединенным Штатам.

Неспособность ООН к реагированию на острые ситуации и угрозы глобального характера проявились и во время обсуждения событий на Кавказе, вызванных грузинской агрессией в августе 2008 г. Ряд резолюций, имеющих важное политическое и правовое значение, все же принимается, но механизм их реализации фактически отсутствует.

Ряд государств-членов игнорируют резолюции ООН и отказываются их выполнять. Так, 19 ноября 2008 г. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе России принял резолюцию, осуждающую прославление нацизма, в т. ч. бывших членов «Ваффен СС», а также осквернение памятников борцов с фашизмом. Это автоматически означает принятие ее на пленарном заседании ассамблеи, поскольку в комитет входят представители всех 192 государств - членов ООН. За проект резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» проголосовали 122 делегации, воздержались 54 государства, выступили против лишь Соединенные Штаты.

Делегации Украины, Эстонии и Латвии, где правящие режимы проводят политику политической и моральной реабилитации нацизма и оправдывают злодеяния фашистов в годы Второй мировой войны, воздержались при голосовании по проекту резолюции. И, тем самым, проигнорировали мнение мирового сообщества.

Отсутствие эффективности ООН на современном этапе не отменяет того обстоятельства, что до сих пор это единственная площадка в глобальном масштабе, где возможен нормальный переговорный процесс на основе принципов международного права. И с позиций российского руководства призывы распустить ООН (вместо того, чтобы ее последовательно реформировать) носят безответственный характер, и потенциал крупнейшего мирового форума далеко не исчерпан.

В начало энциклопедии