Актуальная политическая энциклопедия
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ - процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их усовершенствования.

Соперничество в военной области и технике существовало во все века. Преимущество в качестве и количестве вооружений было одним из важнейших условий обеспечения суверенитета государства, выполнения военных и политических задач. Необходимость получения военного преимущества подстегивала науку, требовала совершенствования системы образования, приводила к развитию новых технологий, используемых впоследствии в мирных целях. Так, именно военные нужды привели к созданию в разное время стремени, мощеных дорог, консервированных продуктов, телеграфа, анастезии, полупроводников, ядерной энергетики, вычислительной техники и даже компьютерных игр.

Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «война - мать всех вещей». По словам канадского философа М. Маклюэна, война является причиной возрастания мыслительной активности, изменения социальных ландшафтов и самой жизни людей, а милитаризм - это главный путь технического образования и ускорения прогресса для народов. Нередко высказывается и прямо противоположная мысль: военные расходы имеют инфляционный характер, военное производство отвлекает сырье и специалистов от гражданских отраслей, а что касается технологических новшеств, пришедших из военной индустрии, то, по данным ООН, в мирных целях из них используется не более 20%. В XX в., после появления ядерного оружия, термин «гонка вооружений» обрел особый смысл.

В 1945 г., став единственной ядерной державой в мире и продемонстрировав возможности нового оружия, почти полностью уничтожив население японских городов Хиросима и Нагасаки, США утвердили свое стратегическое превосходство и стали строить планы превентивного удара по СССР. Однако американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года - в 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы.

Начавшаяся холодная война стала не только битвой идеологий, но и соревнованием военных технологий, темпы совершенствования которых все возрастали и поглощали все больше ресурсов. Как только одна из сторон создавала то или иное принципиально новое оружие, соперничающая сторона бросала все силы и ресурсы, чтобы догнать и по возможности превзойти ее в этом отношении. Таким образом, не только стремительно обновлялся парк танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но и появлялись новые виды вооружений, в т. ч. ракетного и космического.

В 1960-70-х гг. стало очевидно, что обогнав СССР по количеству ядерных вооружений, США уступили ему в ракетостроении. Еще в 1955 г. СССР объявил о своем решении запустить спутник в течение двух лет, что и было сделано 4 октября 1957 г.

Примечательно, что президент Эйзенхауэр поначалу не осознал значения этого события, а его помощник по особым поручениям К. Рэнделл попросту назвал спутник «дурацкой безделушкой в космосе». Все изменилось только после того, как Хрущев объяснил мировой общественности, что спутник был запущен межконтинентальной ракетой, которая может быть «с точностью направлена в любую точку земного шара».

Американцы в срочном порядке форсировали работы над собственным спутником, и в августе 1958 г. вышла директива Совета национальной безопасности, вверившая вопросы освоения космоса военным ведомствам. Появилась так называемая «панамская гипотеза», официально сравнивающая околоземное пространство с Панамским каналом, значение которого для США огромно, и направленная на недопущение того, чтобы космос оказался под контролем «недружественных» государств. С тех пор соревнование в космосе стало существенной частью гонки вооружений.

Советская космонавтика и американская астронавтика развивались как военные отрасли, и программ по «мирному космосу» было немного. Очевидно, что именно наличие собственных программ в освоение космоса, возможность выводить на орбиту военные спутники и пилотируемые корабли, наряду с огромным ядерным запасом, и обеспечивало США и СССР титул сверхдержав. За отставание в ракетостроении США взяли безусловный реванш в сфере вычислительной техники, поскольку СССР упустил шанс сделать рывок в этой области.

Попытки приостановить гонку вооружений (см. Разоружение) предпринимались во время холодной войны с обеих сторон. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о нераспространении ядерного оружия, создании безъядерных зон (1968), соглашения по ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.

Однако к принципиальному изменению ситуации на планете эти соглашения не привели: огромное количество оружия, сосредоточенное как на территориях соперничающих держав, так и на их зарубежных базах, по-прежнему представляло опасность для всего человечества - согласно расчетам, его хватило бы, чтобы уничтожить 58 млрд человек. Всего с 1950 по 1990 гг. человечество потратило на военные цели около 20 трлн долларов. Только США и СССР расходовали ежегодно примерно по 300 млрд долларов.

К концу 1980-х гг. стало очевидно, что США одерживают верх над СССР в гонке вооружений: наша страна не выдержала бремени военных расходов, что усугубилось падением мировых цен на нефть. Сыграл свою роль и блеф Р. Рейгана с т. н. программой СОИ или «Звездных войн» (системы противоракетной обороны космического базирования) - весьма сомнительным с технической точки зрения проектом.

За отказ США от реализации этой программы М. Горбачев фактически сдал все позиции, подписав в 1988 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

Победив в холодной войне, США становятся единственной сверхдержавой и мировым гегемоном. Вместе с тем, гонка вооружений в мире отнюдь не останавливается. Так, в 2006 г. человечество потратило на вооружение больше, чем на пике противостояния СССР и США в 1986 г. (соответственно: более 1 трлн долларов против 898 млрд долларов). Больше всех тратят на оборону страны НАТО, а также Япония и Южная Корея.

В авангарде гонки вооружений идет, как и прежде, США, провоцируя рост напряженности во всем мире. За последние годы страны атлантического блока и их «соратники» почти на треть увеличили военные бюджеты. Почти такой же рост продемонстрировали государства, стремящиеся противостоять натовскому «центру силы» во главе с США - Китай, Индия, Россия, Иран. Наращивают военные расходы и богатые нефтью страны Ближнего Востока (Сирия, Египет, Кувейт, Алжир и др.) и Южной Америки (Чили, Бразилия, Боливия, Венесуэла), а также страны бывшего СССР.

Рост расходов на вооружение в мире - следствие не только неурегулированных конфликтов, но и усложнения оружия и соответственного роста его стоимости. Чтобы сохранять боеспособность, современная армия должна использовать высокотехнологичные виды оружия и, как следствие, увеличивать объемы затрат на их приобретение. Государства как бы оказываются заложниками своих армий и военных бюджетов, гонка вооружений идет по спирали, не может остановиться даже в отсутствие военной опасности, которую теперь уже изобретают политики.

Выход из этой ситуации, разоружение, пока не стал доминирующей идеологией. Краткий период эпохи Горбачева, когда, казалось бы, разоружению дан зеленый свет, был цинично использован США для наращивания своего военного преимущества и диспартитета. На сегодняшний день Россия занимает 8-е место в мире по уровню военных расходов (24 млрд долларов) - после США (550 млрд долларов), Великобритании (51 млрд долларов), Японии (45 млрд долларов), Франции (41 млрд долларов), Германии (32 млрд долларов), Китая (30 млрд долларов), Индии (25 млрд долларов).

Введенный в 2006 г. план перевооружения армии и флота отличается не только резко возросшим объемом финансирования, но существенным изменением самой структуры расходов. Если предыдущая программа, которая составлялась в условиях жесточайшего дефицита государственного бюджета, была ориентирована преимущественно на создание новых образцов вооружений и военной техники, то новый документ предполагает серийные закупки новейших образцов вооружений и военной техники.

По словам С. Иванова, в то время - министра обороны РФ, «если все прошлые годы мы создавали своеобразный задел по научно-исследовательским работам, то теперь сможем купить два батальона танков Т-90, эскадрилью новых самолетов, новые артиллерийские системы для оснащения целых батарей и т. д.».

Впервые со времен смутных 1990-х гг., когда с российских стапелей не сходило ни одного корабля, ни одной подлодки, в 2006 г. стратегические силы ядерного сдерживания России пополняются двумя атомными субмаринами, оснащенными ракетными комплексами «Булава» и «Тополь-М». Продолжается и модернизация в целом ракетных войск стратегического назначения. На вооружении есть ракетные установки, траектория полета ракет которых не по зубам никакой ПРО. И это несмотря на то, что американский военный бюджет во много раз превышает российский.

По словам В. Путина, наша армия должна опираться не на количественные показатели, а на российский интеллектуальный потенциал. Поэтому и развиваться она в ближайшие годы будет не экстенсивным, а интенсивным путем.

Рост оборонных расходов России обусловлен как новыми вызовами и угрозами, появившимися в последнее время (в т. ч. международный терроризм) , так и необходимостью реагировать на усиление военной мощи Китая и США и неуклонное продвижение НАТО к российским границам, примером которого является размещение Соединенными Штатами компонентов своей системы противоракетной обороны на территориях Чехии (РЛС - радиолокационная станция, предназначенная для нацеливания противоракет) и Польши (10 противоракет). По словам В. Путина, «Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации альянса или обеспечению безопасности в Европе. Наоборот - это серьезный провоцирующий фактор».

Россия продолжает выступать за снижение международной напряженности, понимая, однако, что это очень сложный и долговременный процесс. По расчетам специалистов, перераспределение всего лишь 10% всех мировых военных расходов на решение глобальных проблем позволили бы решить проблему голода, нищеты и эпидемий в отсталых странах, предотвратить экологическую катастрофу на планете.

В начало энциклопедии