Актуальная политическая энциклопедия
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - общенациональный праздник России, отмечаемый 4 ноября.

Первый раз в новейшей истории России был отпразднован в 2005 г., чему предшествовал ряд важнейших событий. В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день праздничным взамен вызывающего неоднозначные эмоции у сильно дифференцированного по социальному и имущественному положению, конфессиональному составу российского народа дня 7 ноября. После этого в Государственную Думу России группой депутатов от «Единой России» был внесен законопроект, по которому праздник 7 ноября - День согласия и примирения - будет отменен, а взамен появится День народного единства, который будет отмечаться 4 ноября.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Решение о праздновании Дня народного единства было принято 16 декабря 2004 г. Госдумой РФ, положив начало восстановлению вековой российской традиции - победа Нижегородского ополчения ежегодно и всенародно отмечалась в стране на протяжении 268 лет - с 1649 по 1917 гг.

На 4 ноября приходился один из главных православных праздников - День иконы Казанской Божией Матери - духовного символа освобождения от иноземных захватчиков русской столицы. Именно списки с этой иконы, чудесным образом обретенной в Казани в 1579 г., помогли в боях с оккупантами сначала первому земскому ополчению, а затем и второму, которое во главе с князем Д. Пожарским выбило поляков из Москвы. Тогда, в ноябре 1612 г., наступил коренной перелом в деле преодоления Смуты и борьбы с иностранной интервенцией. Причем этого добились не армия, не собранное властями войско, а народное ополчение, самоорганизованное движение. Это единственный подобный случай в российской истории.

Восстановление российской государственности силами народа, который, изгнав польских интервентов, сам выбрал новую власть, и выведение родословной современной России от 4 ноября 1612 г. и является политическим смыслом праздника.

Действительно, тогда Россия спаслась от одной из самых больших опасностей, которые ей грозили в истории. Полная потеря Россией суверенитета была более чем реальной. Демографические, экономические, финансовые, политические и военные возможности Польши были значительно выше российских - только по населению Россия уступала Польше почти в 2 раза (7 млн против 12 млн чел.). Прибавим к этому предательство компрадорской клики - бояр, присягнувших королевичу Владиславу (для полностью легитимной передачи власти не хватало только подписи патриарха Гермогена) и получим совершенно бесперспективную картину дальнейшей истории России под ляхо-литовским игом, в которой не нашлось бы место ни для величия Российской империи эпохи Романовых, ни для достижений и побед СССР.

Здоровые силы нашлись среди церковного сословия (патриарх Гермоген, отказавшийся признать польского государя, за что был уморен голодом, монахи Троице-Сергеевой лавры, рассылавшие призывные грамоты по России), простого люда (нижегородский мясник К. Минин, костромской крестьянин И. Сусанин), некоторых представителей дворянства (рязанский дворянин П. Ляпунов, начавший первое ополчение, зарубленный казаками, при попытке усмирить мародерство, князь Д. Пожарский). И все они главным образом были представители провинции.

4 ноября, в отличие от всех остальных государственных праздников, по смыслу - праздник регионов, которые традиционно недооцениваются, день, когда Москва может и должна отдать долг чести российским городам, которые не дали ей впасть в измену.

От старого, укорененного в истории праздника, Дню народного единства достались в наследство многие прекрасные традиции. В этот день на Руси было принято прощать старые долги, дарить подарки, отдавать нищим старые вещи и т. п.

Минин и Пожарский собирали всех на оборону Москвы колокольным звоном. Так и повелось, что все в этот день дарили друг другу колокольчики и в память о звоне в тот день ходили и звонили в них. 4 ноября еще называли «Казанская-гулянская» - в те дни мужики приходили с промыслов и встречались со своими семьями.

В ноябре основные сельскохозяйственные дела сделаны, остались зазимки, домашние работы и приведение в порядок инвентаря. В этот день в старину пробовали домашние настойки, которые ставили в сентябре, и звали в гости соседей и друзей на медовуху и пиво. Старались в старину на Казанскую свадьбу сыграть, так как предполагали: «Кто на Казанской женится, счастлив будет», потому что «Казанская - бабья заступница».

К сожалению, антироссийские силы, стремящиеся к разъединению, а не к объединению общества, в первый же год празднования нового праздника стремились омрачить его различными провокациями, среди которых был и т. н. «Русский марш», несанкционированное шествие якобы русских патриотов, к которому примкнули нацисты с фашистской символикой. Это тут же дало повод на Западе и в либеральной среде говорить о «русском фашизме».

Когда в 2006 г. аналогичный марш был властями запрещен, то те, кто ругал национализм, внезапно выступили за «Русский марш», потому что лишились повода его разоблачать. Судя по составу участников, оппозиция - как ультралиберальная, так и ультранационалистическая - координируется из структур, связанных с беглыми олигархами (Березовский, Невзлин и проч.).

В начало энциклопедии