Античные писатели
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЮБА

Юба (Юба II Мавританский); Iuba, греч. Iobas, ок. 52 г. до н. э.-23 г. н. э. Греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Жил как заложник в Риме, где получил глубокое образование. Август пожаловал ему римское гражданство и посадил на нумидийский трон в 30 г. до н. э. Пятью годами позже вместо Нумидии, которая стала римской провинцией, он получил Мавританию. Ю. был прежде всего компилятором. Он писал труды по истории театра и живописи, редактировал многочисленные драматические и исторические произведения. К ним принадлежат: Римская история (Romaike historia; фр.) в 2 книгах и Подобия (Homoiotetes; фр.) - сравнение институтов и обычаев греков и римлян. Он также был автором многих не сохранившихся работ по географии, в которых собрал все сведения своего времени о природе и истории Ливии, Египта, западной Африки и Аравии. Его труды использовали Плутарх и Плиний Старший.

ЮВЕНАЛ

Ювенал, Децим Юний; Iuvenalis, Decimus Iunius, из Аквина в Кампании, ок. 60-130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г. занимался риторикой. Примерно на 80 году жизни был, по некоторым сведениям, приговорен к изгнанию в дальние страны. В некоторых сатирах слышатся отголоски пребывания вдали от Италии; в юности поэт, по-видимому, побывал в Британии в должности трибуна далматской когорты, в Египте же, который, несомненно, знал по личным впечатлениям (как о том свидетельствует сатира 15), побывал, возможно, уже в зрелом возрасте. Во время пребывания в столице Ю. имел возможность ближе узнать жизнь римского общества, в особенности же высших его кругов. Эти наблюдения определили направленность его творчества. Ю. оставил 16 сатир, которые сперва издавал по отдельности, а позднее выстроил по хронологическому принципу и разделил на 5 книг. Вероятнее всего, он писал их после смерти Домициана в 96 г., когда распространилась свобода мысли и слова. Книга I ( издана после 100 г.) включает сатиры 1-5; содержанием книги II издана после 116 г.) является 6 сатира; в книгу III (изданную, вероятно, в начале правления Адриана, после 117 г.) входят сатиры 7-9, книга IV (издана ок. 125 г.) охватывает сатиры 10-12, а книга V (издана после 127 г.) - сатиры 13-16. В сатире 16 отсутствует окончание, по-видимому, в результате механического повреждения последнего листа рукописи. Поэтическое кредо поэт изложил в сатире 1. Возмущение проявлениями зла и людские пороки - такие как противные человеческой природе тщеславие, жадность, доносительство и др. - побуждают его писать сатиры, что выражено в известном изречении: «Трудно не писать сатир» (Difficile est satiram non scribere). Но осторожность заставляет его щадить ныне живущих и направлять острие сатиры против уже умерших. В последующих сатирах, каждая из которых посвящена особой теме, Ю. рисует трагическую картину упадка нравов тогдашнего Рима. Так, в сатире 2 он высмеивает лицемеров и мнимых мудрецов, которые погрязли в пороках. В сатире 3 - клеймит городскую жизнь, которая порядочному человеку кажется кошмаром. Сатира 4 содержит пародию на заседание сената при Домициане, где с потрясающей серьезностью решаются ничтожные проблемы; сатира 5 описывает унижения паразита, сатира 6 самая длинная, своей меткостью отбивает охоту к заключению брачных союзов. Эта сатира обращена против женщин, представленных в ней в самом невыгодном свете. В сатире 7 он обрушивается на принижение интеллектуальных достоинств и нищету литераторов. Со временем острота сатир Ю. ослабевает, как это можно увидеть в дальнейших произведениях, написанных уже при Адриане. Поэт пытается укрепить нравственные устои читателей. В сатире 8, отвергая спесь и ссылки на заслуги предков, он доказывает правильность старого философского принципа, что не происхождение делает человека, но его нравственные достоинства. В сатире он 9 критикует мужчин, язвительно клеймя вырождение пола, в сатире 10 - провозглашает правило, что единственной достойной целью может быть такая жизнь, когда в здоровом теле живет здоровый дух - «Ut sit mens sana in corpore sano». В сатире 11 - предписывает умеренность во всем, а особенно в еде, сатира 12 подчеркивает ценность бескорыстной дружбы и превосходство духовных благ над материальными, содержит скрытый выпад в адрес тех, кто дожидается наследства после бездетных богачей, сатира 13 утешает друга в денежной потере, сатира 14 является рассуждением на тему воспитания молодежи, предписывая особо бороться против алчности, сатира 15 показывает, до чего доводят фанатизм и предрассудки на примере случая каннибализма, свидетелем которого поэт стал в Египте, 16 критикует привилегии военных перед гражданским населением. Ю. пессимистически смотрел на мир, чему, вероятно, способствовали пережитые им периоды террора при Нероне и Домициане, а, возможно, личные переживания и разочарования. В сатирах Ю. с большим мастерством нарисовал картину упадка римского общества, не жалея красок и пафоса в соответствии с правилами всевластной в то время в литературе риторики. Несмотря на недочеты композиции, несмотря на повторения и туманные аллюзии, затрудняющие сегодняшнему читателю понимание текста, Ю. предоставил нам ценный материал для познания эпохи, особенно для изучения уклада жизни. Ю. был последним римским сатириком, а также одним из последних талантливых поэтов в империи.

ЮВЕНК

Ювенк, Гай Веттий Аквилин; Iuvencus, Gaius Vettius Aquilinus, IV в. н. э., латинский эпический поэт. Выходец из знаменитого рода, испанский пресвитер. Ок. 330 г., опираясь на Евангелие от Матфея, написал первую стихотворную христианскую эпопею Четыре Евангелия (Evangelorium libri IV), дополнив исходное евангелие текстами других евангелистов. Хотя Ю. писал правильными, порой даже великолепными гекзаметрами и использовал фразеологию римских эпиков (Лукреция, Овидия и прежде всего Вергилия), он не создал выдающегося поэтического произведения. Рабски следуя тексту Евангелия, он даже не пытался придать произведению подлинную художественность. Заслуга Ю. состоит в том, что он приспособил язык античной поэзии к новому христианскому содержанию и таким образом сделался образцом для позднейших христианских поэтов. Лишенное художественных достоинств произведение Ю. пользовалось в более поздние времена большим авторитетом и оказало значительное влияние на поэтов каролингского ренессанса и на Петрарку.

ЮЛИАН

I.

Юлиан, Iulianus, из Экланума, ум. после 454 г., латинский христианский писатель. Епископ Экланума близ Беневента, знаменитый диалектик, последователь Пелагия, наиболее выдающийся противник Августа в споре о благодати и предназначении. Смещенный с должности, уехал на Восток, где Нестор, тогдашний патриарх Константинопольский, его реабилитировал. Сохранились фрагменты двух сочинений Ю.: Четыре книги к Турбанцию (Libri IV ad Turbantium) и Восемь книг к Флору (Libri VIII ad Florum). Впоследствии И. приписали авторство комментариев к книгам Младших Пророков, книге Иова и Псалмам; последний из названных комментариев является переводом труда Феодора из Мопцестии.

II.

Юлиан, Сальвий; Iulianus, Salvius, II в. н. э., римский юрист. Преобладает мнение, что Ю. происходил из провинциальной римской аристократии (из Южной Африки), а в Риме сделал блестящую политическую карьеру, занимал многие высокие должности, среди прочего был консулом в 148 г., наместником провинции Нижняя Германия (150-161 гг.), наместником провинции Ближняя Испания (после 161 г.), наместником Африки (166-169 гг.), а также членом советов императоров Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и Вера. Сверх этого Ю., возможно, вторично занимал должность консула и был префектом Рима (praefectus urbi). Как юрист пользовался большим авторитетом, некоторые ученые нашего времени даже считают его самым выдающимся римским юристом. Ю. был последним руководителем школы сабинян, что, однако, не ограничивало свободу его мыслей; сегодня почти повсеместно принято считать, что именно высокий авторитет Ю. стал причиной сглаживания противоречий между школами прокулан и сабинян (см. Атей Капитон). Славу Ю. принесли как его редакторская деятельность, так и собственное творчество. По поручению императора Адриана Ю. создал последнюю редакцию преторского эдикта и тем самым подвел итог развития этого важного правового документа. Среди собственных произведений Ю. важнейшим является большое произведение из области так называемой «проблемной литературы», знаменитые Дигестии (Digestorum libri XC), систематический свод различных законодательных актов. Дигестии Ю. сразу получили признание, они стали для его последователей образцом и толчком к созданию новых трудов, а сегодня они считаются вершиной достижений римской классической юриспруденции. Столь высокую оценку ни заслужили благодаря ясности изложения, простоте и изысканности стиля, оригинальности построения и независимости юридической мысли, критической оценке чужих взглядов. Другие труды Ю. были меньше и имели меньшее значение, например, О двусмысленности (De ambiguitatibus libri I), К Муницию (Ad Municium libri VI). В Дигестиях Юстиниана сохранилось 457 выдержек из произведений Ю., позднейшие римские законоведы тоже часто ссылаются на его авторитет.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК

Юлиан Отступник, Флавий Клавдий; Iulianus Apostata, Flavius Claudius, 331-363 гг. н. э., римский император, ритор и греческий философ. Родился в Константинополе, сын Юлия Констанция, брата Константина Великого. После смерти отца (337 г.) воспитывался Евсевием, арианским епископом Никомедии, а затем Константинополя. С 339 г. изучал греческую философию и литературу под руководством Мардония, который пробудил в нем любовь к эллинскому миру. В 344-345 гг. жил в Никомедии, где познакомился с Либанием (он не мог слышать лекций этого языческого оратора, но ему тайно передавали записи речей), а в 351-352 гг. - в Пергаме и Эфесе, где столкнулся с несколькими философами неоплатониками, среди них с Максимом Эфесским, который был сторонником теургического неоплатонизма Ямблиха и оказал на Ю.О. наибольшее влияние, став впоследствии причиной его разрыва с христианством. 352-354 гг. Ю. вновь провел в Никомедии, изучая сочинения неоплатоников. В 355 г. уехал учиться в Афины и там встретился с Григорием Богословом и Василием Кесарийским. В 355 г. стал соправителем римской империи и женился на Елене, сестре императора Констанция. Затем до 360 г. сражался в Галлии с германскими племенами франков и аллеманов. Когда в 361 г. Констанций потребовал подкрепления в войне с персами, галльские легионы взбунтовались и объявили Ю.О. императором. В 363 г. во время похода против персов Ю.О. умер от ран, полученных в битве под Маренгой. Слова, якобы произнесенные Ю.О. перед смертью: «Ты победил, Галилеянин!» («Galilaie nenikekas»; лат. «Galilaee vicisti») - мы встречаем только в V в. у Феодорета. По принятии власти Ю.О. издал эдикт о веротерпимости, который отменил все постановления Констанция против язычников, призвал из изгнания христианских епископов - сторонников Никейского символа (среди них Афанасия). Ю.О. провозгласил подлинную религиозную терпимость и не преследовал христиан, но боролся против христианства и стремился создать сильную языческую церковь по образцу Церкви христианской. Наиболее болезненно восприняли христиане эдикт 362 г., который практически лишил их возможности преподавания греческой литературы. - Из произведений Ю.О. сохранилось 8 речей, 2 сатирических сочинения и собрание писем. Три первых речи, датируемые 356-357 гг., восхваляют императора Констанция и императрицу Евсевию: 1) Похвала цезарю Констанцию (Enkomion eis ton autokratora Konstantion), 2) О деяниях цезаря Констанция (Peri ton tu autokratoros prakseon e peri basileias), 3) Похвала императрице Евсевии (Eusebieas tes basilidos enkomion); четыре следующих речи (362 г.) были посвящены проблемам вводимой Ю.О. религии, под которую он пыталсяч подвести неоплатонический фундамент: 4) О царе Гелии к Салюстию (Eis ton basilea Helion pros Salustion) и 5) О матери богов (Eis ten metera ton theon) излагали основы новой религии, в то время как речи 6) и 7) защищали богов от атак киников, причем в речи 6 Против необразованных киников (Eis tus apaidetus kynas) Ю.О. выступал против современных ему псевдо-киников, противопоставляя им Диогена Синопского, пример подлинного киника, а в речи 7 Против киника Гераклея (Pros Herakleion kynikon) возражал кинику, отрицавшему эллинские мифы и богов. Речь 8 В утешение себе при расставании с блистательным Саллюстием (Epi te eksodo tu agathotatu Salusti paramyphetikos eis heauton) была написана в Лютеции (Lutetia Parisiorum, совр. Париж) ок. 358/359 г. по случаю отозвания из Галлии неоплатоника Саллюстия, друга Ю.О. Она представляет собой соединение двух древних литературных форм, выступавших как в поэзии, так и в риторике: так называемой пропемптики (произведения по случаю прощания с дорогим лицом) и консолации (утешения). Сочинение Пир или Праздник Крона (Symposion e Kronia; лат. Caesares), созданное в 361 г., - не слишком забавная мениппова сатира (см. Менипп из Гадары), описывающая пиршество на Олимпе, на которое приходят умершие римские императоры, высмеиваемые Силеном. Тайным голосованием боги признают лучшим из императоров Марка Аврелия, который был примером для Ю.О. наряду с Александром Македонским. Два произведения 362-363 гг. были направлены против христиан. Это Враг бород (Misopogon), высмеивающее антиохийских христиан, восстававших против нововведений Ю.О., и не сохранившееся полемическое сочинение Против галилеян (Kata Galilaion) в 3 книгах, в котором Ю.О. использовал труды Геллия и Порфирия, критикуя культ реликвий и идею мученичества. Аргументы Ю.О. опровергали среди прочих Кирилл Александрийский (которому мы обязаны фрагментами первой книги опровергаемого произведения Ю.О., поскольку он цитировал их в своем сочинении), Аполлинарий Лаодикейский и Феодор из Мопцестии. Под именем Ю.О. сохранился сборник 87 писем, но только 60 из них подлинные. Кроме частных писем (среди них к Либанию, Максиму Эфесскому и врачу Орибазию) в нем находились также служебные документы - императорские декреты и эдикты. Сверх этого внимания заслуживает письмо к Фемистию об общих принципах управления государством (ок. 361 г.) и автобиографическое письмо афинянам (361 г.). Утрачены стихотворные речи, панегирики, эпиграммы, труд о военных механизмах, трактат о происхождении зла и сочинение о войне с германцами (описание собственных действий в Галлии до 357 г.). Ю.О. был аттицистом, в его речах мы встречаем множество классических реминисценций (от Гомера и Гесиода до Платона и Демосфена), а также софистических (от Диона Прусского до Фемистия и Либания). Однако он пишет туманным, трудным для понимания, порой хаотичным языком. Сочинения Ю.О. представляют больше ценности в качестве документа эпохи, чем как литературные произведения.

ЮЛИАН ПОМЕРИЙ

Юлиан Померий, Iulianus Pomerius, ум. после 498 г. н. э., латинский христианский писатель. Родился в Африке (Мавритания), откуда уехал из-за наступления вандалов. Осел в Арле, где сначала был учителем риторики, а позднее священником, а возможно, и настоятелем монастыря. Получил прекрасное образование. Поддерживал переписку с Эннодием. Ю.П. был последователем учения Августина, выдающимся теоретиком духовной жизни и аскетическим писателем. Он написал О созерцательной жизни (De vita contemplativa) - пособие, ставшее учебником религиозной жизни в средние века, в этом произведении прослеживается влияние Августина. Фрагмент погибшего произведения Ю.П. О душе и ее свойствах (De anima et qualitate eius) сохранился в писаниях Юлиана Толедского (VII в.).

ЮЛИЙ

Юлий, Секст Юлий Африкан; Sextus Iulius Africanus, II в. н. э., греческий христианский писатель. Родился в Иерусалиме. Был послом к римскому императору по делу города Эммауса. Служил в войске Александра Севера и по его поручению создал библиотеку в Пантеоне. Самым значительным произведением Ю. были 5 томов Хроник (Chronographiai), где он построил в хронологическом порядке даты библейской и политической истории от сотворения мира до 221 г. н. э. Сочинение Ю. использовали Евсевий и другие христианские историки. Произведение Узоры (Kestoi), посвященное Александру Северу, заключает в себе множество сведений из различных областей знания, однако в большей мере это относится к естественным наукам и военной тактике. Сохранилось 2 письма Ю.: к Оригену и к Аристиду.

ЮСТИН

I.

Юстин, Iustinos, ок. 100-ок. 165 гг. н. э., греческий христианский писатель. Родился во Флавии Неаполитанской (др. Сихем, совр. Наблус) в Палестине. По получении всестороннего философского образования принял христианство, после чего стал ревностным защитником Церкви и проповедником ее учения. Дважды путешествовал в Рим, где, вероятно, основал свою школу. Одним из его учеников был Татиан. В Риме принимал участие в публичных диспутах, сочинял послания в защиту христиан к императору Антонину Пию и его последователю Марку Аврелию, к сенату и римскому народу. Это Первая апология христиан и Вторая апология. Сверх этого мы имеем Диалог с иудеем Трифоном (Pros Tryphona Iudaion dialogos), защищающий христиан от обвинения в отходе от монотеизма. Диалог рисует картину иудео-христианских полемик II в. Под именем Ю. сохранились произведения под латинскими заглавиями: Речь к эллинам (Oratio ad Graecos) и В утешение язычникам (Cohortatio ad gentilles), а также Слово к грекам (Logos parainetikos pros Hellenas); стиль и время их создания, однако, заставляют предположить, что эти произведения принадлежат другим авторам. Ю. принял мученическую смерть в Риме ок. 165 г. Сохранились описания его мученичества. Он является первым христианским писателем, который пытался соединить христианское учение с эллинской философией. В его творчестве прослеживается значительное влияние Платона и стоиков.

II.

Юстин, Марк Юниан или Юб Юниан; Iustinus, Marcus (Iub) Iunianus, вероятно, III в. н. э., латинский историк. Изложил в сокращенном виде Историю Филиппа Помпея Трога. Свод Ю., по объему составляющий 1/5 произведения Помпея, не является цельной парафразой его текста, но сложен из мелких фрагментов, переданных более или менее дословно и связанных между собой сухими пересказами. Ю. охотно цитировали в средние века, его произведение сохранилось более чем в 200 рукописях.

ЮСТИНИАН

Юстиниан, Флавий Петр Саббатий или Юстиниан I Великий; Flavius Petrus Sabbatius, 482-565 гг., восточноримский император с 527 г. Происходил из сельской семьи. Благодаря поддержке своего дяди Юстина, высокого чиновника при императоре,, а в 518-527 гг. императора, вскоре оказался в Константинополе, где получил хорошее образование и занимал служебные посты при дяде, а после его смерти сам взошел на трон. Он лично управлял государством, при участии, однако, своей жены Феодоры (ум. в 548 г.) и выдающихся советников, гражданских и военных. Воспитанный в традициях римской культуры, Ю. стремился возвратить империи прежний блеск и восстановить ее политическое, религиозное и правовое единство. На некоторое время ему удалось вернуть былые римские владения в Италии, Африке, Испании и Малой Азии. В области религии Ю. боролся против язычников: в 529 г. приказал закрыть знаменитую платоновскую Академию в Афинах - и защищал католицизм от натиска других направлений в христианстве (среди прочих от монофизитов). Внутренние реформы Ю. имели своей целью усовершенствование административной системы, оздоровление финансов и упорядочение правовой системы, однако они не раз встречали отпор со стороны притесняемого народа. Правовая система империи уже давно требовала кардинальной реформы, а все предыдущие попытки представляли собой лишь полумеры. Ю. принялся за нее сразу же после того, как взошел на трон и, несмотря на войны и внутренние трудности быстро ее завершил. Император сам принимал важнейшие решения, наблюдал за ходом работы по редактированию законодательства, разрешал сомнения и споры. Непосредственное руководство реформой осуществлял энергичный и талантливый министр Трибониан. Работа над основным корпусом законодательных текстов в трех частях была завершена в 528-534 гг. (см. Корпус гражданского права), в 533 году к нему была добавлена новая программа обучения в правовых школах. После этого до конца жизни Ю. дополнял свое произведение. Упорядочение правовой системы, а также обобщение правового наследия античного Рима стало главным плодом царствования Ю.

Предыдущая страница Следующая страница