Дипломатический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛА")

ААХЕНСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ

ААХЕНСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ - 1) А. м. д. 1668 - закончил войну Франции с Испанией (1667-68) из-за Испанских Нидерландов. Людовик XIV в качестве мужа испанской принцессы Марии Терезии, дочери испанского короля Филиппа IV, предъявил права на всю территорию Испанских Нидерландов. Против Франции, начавшей войну вторжением в Бельгию, составилась коалиция (Англия, Голландия, Швеция), душою которой была опасавшаяся за свою самостоятельность Голландия. Англия и Голландия выступили посредниками между Испанией и Францией и заставили последнюю ограничиться лишь незначительными территориальными приобретениями в Бельгии (Лилль, Шарлеруа, Куртрэ и др.).

2) А. м. д. 1748 - между Англией и Голландией, с одной стороны, и Францией-с другой, закончил войну за т. н. австрийское наследство (см.). Крайнее истощение обеих сторон побудило главных участников начать переговоры, закончившиеся 18.Х заключением мирного договора. Австрия присоединилась к А. м. д. 18. XI, Испания-20.Х и Сардиния-20.XI того же года. По условиям А. м. д. была утверждена Прагматическая санкция Карла VI. За Марией Терезией были признаны права на императорский престол. Силезия была отдана Пруссии, Испания и Сардиния вознаграждались в Италии, частично за счёт австрийских владений. Франция должна была возвратить свои завоевания в Нидерландах; в Индии- возвратить Англии Мадрас, в Америке- некоторые мелкие территории. Англия, кроме этого, добилась продления на 4 года договора об Асиенто (см.) и разрушения укреплений Дюнкерка. А. м. д. не только не устранил, но, наоборот, обострил соперничество Австрии и Пруссии, т. к. Мария Терезия не желала отказаться от захваченной Фридрихом II Силезии и мечтала о реванше. Франция также считала себя обманутой Фридрихом II. "Мы живём,-говорил Кауниц об А. м. д., - в картонном домике, посмотрим, можно ли сделать из него нечто более солидное".

ААХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДАЛЛАХ, ИЛИ АБДУЛЛА

АБДАЛЛАХ, ИЛИ АБДУЛЛА (р. 1880) - правитель Трансиордании. В феврале 1914, будучи депутатом турецкого парламента, А. прибыл в Каир и от имени своего отца, шерифа Мекки (впоследствии короля Хиджаза) Хусейна, вступил в тайные переговоры с британским фельдмаршалом Китченером об организации арабского восстания против Турции. С этого времени А. прочно связал свою судьбу с империалистическими кругами Англии, неуклонно проводил их директивы, служил их интересам.

В 1916, когда в Хиджазе вспыхнуло антитурецкое восстание, организованное с помощью и в интересах Англии, А. стал министром иностранных дел образованного повстанцами арабского государства Хиджаз. Он выполнял роль связующего звена между английскими властями и арабскими руководителями восстания.

В феврале 1921 на Каирской конференции (см.) британских деятелей на Ближнем Востоке А. был выдвинут У. Черчиллем на пост эмира подмандатной области Трансиордании как наиболее желательный для Англии кандидат. На этом посту А. заключил ряд договоров и соглашений с Англией (см. Англо-трансиорданские договоры и соглашения), превративших Трансиорданию в английский бастион на Ближнем Востоке. Наибольшее значение из них имеет союзный договор 1946, по которому Англия провозгласила формальную "независимость" Трансиордании и признала А. её королём, в то же время укрепив ещё в большей мере свою власть над ее территорией.

За 25 лет своего пребывания у власти А., постоянно окружённый английскими советниками, не раз выступал в роли посредника между Англией и арабскими националистами (других арабских стран), добиваясь от последних уступок в пользу Англии. В последнее время дипломатическая деятельность А. была направлена к осуществлению трёх проектов, исходивших из Лондона:

1) Восточного блока, объединяющего Турцию и арабские страны. Подготавливая организацию этого блока, А. посетил в январе 1947 Турцию и подписал турецко-трансиорданский договор о дружбе.

2) "Великой Сирии", т. е. федеративного королевства под управлением самого А. и под фактической властью Англии, которое охватило бы Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию.

3) Федерации Ирака и Трансиордании. Для реализации этого проекта А. заключил в сентябре 1946 соглашение с регентом Ирака.

А. принадлежит к династии хашимитов, правящей также и в Ираке. В качестве старшего члена этой династии, представляющей опору английского колониального господства на Ближнем Востоке, А. добивается для себя руководящей роли и в Лиге арабских государств (см.) и в непосредственном управлении арабскими странами Азии. Этой задаче и служат два последних проекта.

АБДУЛ-ХАМИД II

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДУРРАХМАН-ХАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБД-ЭЛЬ-АЗИЗ

АБД-ЭЛЬ-АЗИЗ - см. Ибн-Сауд.

АБД-ЭЛЬ-КАДЕР

АБД-ЭЛЬ-КАДЕР (1808-83) - арабский политический и военный деятель, вождь национальной борьбы за независимость Алжира против Франции. В 1832 А. был избран эмиром племён западного Алжира. Сплотив эти племена в единый союз, А. создал на их территории арабское государство (эмират), основной задачей которого была организация партизанской войны против французов. Вместе с тем в борьбе с французами А. успешно применял оружие дипломатии. 25.II 1834 он заключил мирное соглашение с губернатором Орана - ген. Демишелем, по которому французы признали власть А. над всем западным Алжиром (за исключением Орана и прилегающей к нему береговой полосы). В 1835 французы возобновили воину против А., но потерпели поражение. По новому мирному соглашению, заключённому А. с маршалом Бюжо в Тафне (30.V 1837), французы признали его власть не только над западной, но и над центральной частью Алжира. А., со своей стороны, отказался от притязаний на провинцию Константину и гарантировал французам свободу торговли на своей территории. В 1839 французы, сосредоточив в Алжире 100-тысячную армию, вдвое превышавшую силы А., нарушили соглашение в Тафне и вторглись на территорию эмирата. Потеряв свою территорию, А. бежал в 1844 в Марокко. Преследуя его, французы вторглись в Марокко, разгромили марокканцев и навязали им мирный договор (10.IX 1844), по которому А. был объявлен вне закона и Марокко обязалось прекратить ему помощь. А. вернулся в Алжирскую Сахару и продолжал там борьбу до конца 1847, когда в результате предательства был взят в плен французами. А. до 1852 находился во Франции в заключении; после освобождения жил в Сирии.

АБОСВИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1743

АБОСВИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1743 - закончивший русско-шведскую войну 1741-43, был подписан 28. VI в Або русскими уполномоченными А. И. Румянцевым и Люйрасом и шведскими уполномоченными Цедеркрейцем и Нолькеном. Война, начатая Швецией с целью добиться возвращения утраченных ею по Ништадтскому мирному договору 1721 (см.) территорий, привела уже в 1742 к военному разгрому Швеции и к оккупации русскими войсками всей Финляндии. Попытки Швеции начать мирные переговоры при благоприятном для неё посредничестве Франции были безрезультатны; Россия настояла на непосредственных переговорах. Отказавшись от первоначального стремления присоединить всю южную Финляндию, правительство императрицы Елизаветы Петровны поставило себе целью вовлечь Швецию в орбиту русской политики, добившись (одновременно с подписанием А. м. д.) избрания шведским наследником епископа любекского Адольфа Фридриха, представителя голштинского дома. Стремление к упрочению русско-шведских отношений определило и умеренность русских территориальных требований. По А. м. д. русско-шведская граница в Финляндии была отодвинута до р. Кюмене, Россия получила Кюменогорскую провинцию с городом и крепостями Фридрихсгам и Вильманстранд и часть Савалакской провинции с городом и крепостью Нейшлот. А. м. д. был успешной реализацией планов русского правительства, однако расчёт на укрепление русского влияния в Швеции оказался ошибочным; Адольф Фридрих вскоре показал себя пруссофилом и покровителем антирусских групп шведской знати.

АБЭ, НОБУЮКИ

АБЭ, НОБУЮКИ (р. 1875), генерал - японский государственный деятель и дипломат. Получив высшее военное образование, А. проходил стажировку в Германии и был помощником японского военного атташе в Австро-Венгрии. Принадлежал к японским военным кругам - сторонникам англофильской внешней политики, группировавшимся вокруг ген. Угаки (см.). В августе 1939, после отставки кабинета Хиранума (см.), А. сформировал новый кабинет. Совмещая обязанности премьера и министра иностранных дел, А. сделал заявление о том, что Япония будет придерживаться "независимой дипломатии", что, однако, "не означает политики изоляции", и что "вопрос о том, будет ли связь Японии с осью Берлин - Рим полностью нарушена или продолжена, мог бы определиться после дальнейшего изучения". Касаясь англо-японских отношений, А. сказал, что "Великобритания также имеет законные права в Китае... Япония не может игнорировать эти права, исходя лишь из того, что они находятся в противоречии с её собственными интересами". Таким образом, намекая на возможность разрыва Японии с Германией, А. указывал и на возможность компромисса с Англией.

После начала европейской войны А. занял выжидательную позицию. 4.IX 1939 правительство А. опубликовало декларацию о неучастии Японии в европейской войне, но одновременно усилило нажим на Англию и Францию в Китае, потребовав немедленного увода всех их вооружённых сил с Дальнего Востока. В середине сентября 1939, после тяжёлых поражений, нанесённых японо-манчжурским войскам частями Красной Армии и армии МНР на р. Халхин-Гол, правительство А. поспешило подписать с СССР соглашение о прекращении военных действий.

В ожидании исхода европейской войны правительство А. провозгласило курс на "разрешение китайской проблемы". Однако, натолкнувшись на внутриполитические затруднения и оппозицию со стороны как военных, так и парламентских кругов, кабинет А. в январе 1940 ушёл в отставку.

В апреле 1940 А. был назначен первым чрезвычайным и полномочным послом при "правительстве" Ван Цзин-вэя. В 1942-44 А. возглавлял т. н. "Политическую ассоциацию помощи трону". Капитуляция Японии застала А. на посту ген.-губернатора Кореи, куда он был назначен в июне 1944.

АВГУСТ II

АВГУСТ II - саксонский курфюрст и польский король (1697-1733), избранный на престол благодаря поддержке Австрии и России. Стремясь добиться положения абсолютного монарха и закрепить польский престол за своей династией, А. в 1698- 1700 вёл тайные переговоры с Бранденбургом, Россией и Австрией о поддержке с их стороны на случай возникновения конфликта между ним и польской олигархией, предлагая за это уступить пограничные части Польши. А., вступив в Северную войну лишь как саксонский курфюрст, потерпел поражение от шведов и втайне от своих союзников пытался заключить мир с Карлом XII, предлагая ему раздел нейтральной Речи Посполитой. Вторжение шведов в Польшу привело к низложению А. (1704), который был принуждён капитулировать перед Швецией (см. Альmранштедтский мирный договор 1706). После Полтавской победы А. был восстановлен на престоле. Абсолютистские стремления А. сковывались возросшим влиянием России, которая выступила в качестве арбитра в польских делах, пользуясь в этих целях поддержкой враждебных А. магнатов.

Попытки А. избавиться от русской опеки посредством союза с Австрией и Англией были парализованы твёрдой позицией России и активностью русского посла в Польше Г. Ф. Долгорукого, сумевшего противопоставить А. на сеймах 1719-20 сильную оппозицию польских магнатов. В последние годы своего правления А. вновь вернулся к плану закрепить за саксонским домом хотя бы часть Польши путём её раздела (обращаясь с этим предложением к Пруссии, он цинично заявлял, что "пирога хватит для четырёх орлов", подразумевая Россию, Австрию, Пруссию и Саксонию). В то же время А. пытался войти в контакт с враждебной ему Францией, надеясь при её поддержке за уступку польского престола своему сопернику Станиславу Лещинскому, тестю Людовика XV, получить компенсацию за счёт Австрии. Конец этим безуспешным дипломатическим интригам положила смерть А. Враждебная Польше по своему существу внешняя политика А. была одним из факторов, обусловивших низведение Польши в начале 18 в. на роль полузависимой, второстепенной державы.

АВЕНОЛЬ, ЖОЗЕФ

АВЕНОЛЬ, ЖОЗЕФ (р. 1879) - французский дипломат, специалист по международным финансовым вопросам. А. был финансовым экспертом на конференциях в Лондоне, Сан-Ремо, Спа, Булони, Каннах и Генуе (1920-22) и делегатом на международной финансовой конференции в Брюсселе (1920). С 1923 А. - заместитель генерального секретаря Лиги наций, а с 1933 - генеральный секретарь. Играл крупную роль в Лиге наций, проводя крайне реакционную политику: стремился "умиротворять" агрессоров, саботировал санкции против Италии во время итало-абиссинской войны и т. д. А. был непримиримым врагом СССР. Во время второй мировой войны, находясь в Швейцарии, А. предлагал Гитлеру использовать аппарат Лиги наций для укрепления "нового порядка" в Европе. В июле 1940 А. уволил всех секретарей-англичан и отправил их во Францию, что угрожало им интернированием.

АВЕРЕСКУ, АЛЕКСАНДР

АВЕРЕСКУ, АЛЕКСАНДР (1863-1938), маршал - румынский политический деятель. В 1911 А. был назначен начальником генерального штаба. В 1913 во время второй балканской войны командовал румынскими войсками, оперировавшими в Болгарии, а во время первой мировой войны командовал 2-й румынской армией. В начале 1918 А., возглавив правительство, вступил в переговоры о сепаратном мире с командующим германскими войсками ген. Маккензеном и 5. III 1918 подписал прелиминарный договор, завершившийся подписанием Бухарестского мирного договора 1918 (см.). 9. III 1918 А. подписал также соглашение с уполномоченным Советского правительства, обязавшись вывести в течение 2 месяцев румынские войска из Бессарабии, но это соглашение не было выполнено.

В том же 1918 А. создал в Молдавии консервативную организацию под названием "народная лига", впоследствии переименованную в народную партию. В 1919 А. вошёл в правительство Вайда-Войводы в качестве министра внутренних дел, а в марте 1920, когда рост народного недовольства вынудил правительство Вайда-Войводы уйти в отставку, А. сформировал новое правительство.

Вследствие падения популярности народной партии за время её нахождения у власти А. в декабре 1921 был вынужден уйти в отставку, но в марте 1926 был снова призван на пост премьер-министра и оставался во главе правительства до июня 1927. 10. III 1926 А. заключил договор о дружбе с Францией. Стремясь к сближению с фашистской Италией, А. всемерно содействовал укреплению позиций итальянского капитала в Румынии и лично подписал с Муссолини (17. IX 1926) договор о дружбе и сотрудничестве между Румынией и Италией.

Покинув под давлением Братиану (см.) пост премьер-министра, А. продолжал активно участвовать в политической жизни Румынии как сенатор, руководитель консервативной (народной) партии и как журналист.

В последние годы своей жизни А. проявил себя открытым сторонником фашизации Румынии.

АВИЛА КАМАЧО, МАНУЭЛЬ

АВИЛА КАМАЧО, МАНУЭЛЬ (р. 1897), генерал - президент Мексики в 1940-46. Родился в семье креола-землевладельца. С 1914 служил в армии. Являлся одним из руководителей "партии мексиканской революции".

Став президентом, А. принял ряд мер для пресечения подрывной деятельности прогитлеровской "пятой колонны" в Мексике. Во время второй мировой войны А. проводил политику сотрудничества с Объединёнными нациями. После событий в Пирл-Харборе Мексика разорвала дипломатические отношения со странами оси, а 22. V 1942 объявила войну Германии, Италии и Японии.

В ноябре 1942 по инициативе А. были восстановлены дипломатические отношения с СССР.

Проводившаяся А. политика т. н. межамериканского сотрудничества в значительной мере способствовала вовлечению Мексики в русло политики Соединённых Штатов. В ходе второй мировой войны правительство А. проявило готовность к заключению таких соглашений с США, которые привели к значительному усилению позиций американского капитала в экономике Мексики и влияния США на её политику.

С приходом А. к власти был быстро улажен путём уступок со стороны Мексики нефтяной конфликт, который в 1938-39 привёл к обострению мексикано-американских отношений. 19. XI 1941 было заключено соглашение с США по вопросу об экспроприациях американской собственности в Мексике (см. Карденас), по которому Мексика обязывалась в течение 17 лет уплатить 40 млн. долл. по вcем претензиям американских граждан, исключая претензии нефтяных компаний. Последним Мексика уплачивала 9 млн. долл. в счёт стоимости экспроприированных промыслов, которая будет окончательно определена смешанной комиссией. США в свою очередь предоставили Мексике кредиты и объявили о своей готовности содействовать стабилизации пезо.

По решению смешанной комиссии от 17. IV 1942 стоимость всей экспроприированной собственности американских нефтяных компаний оценивалась в 24 млн. долл. Оставшуюся после уплаты 9 млн. долл. (по соглашению 19. XI 1941) сумму правительство А. уплачивало в несколько годовых сроков, начиная с 1. III 1942.

Ещё в апреле 1941 американцы получили право пользоваться мексиканскими воздушными путями. В июле 1941 были подписаны соглашения о поставке в США стратегических материалов, а спустя некоторое время США взяли под свой контроль ряд важных ж.-д. линий Мексики.

22. X 1941 правительство А. восстановило дипломатические отношения с Англией, прерванные в результате нефтяного конфликта в 1938.

12. I 1942 была создана объединённая американо-мексиканская комиссия по обороне. В 1942 на территории Мексики возникли американские предприятия военной промышленности. В том же году были заключены торговые и валютные соглашения, крайне выгодные для США. Ещё более тесное сближение с США имело место после свидания А. и Рузвельта в Монтерее в апреле 1943.

Под знаком усиления влияния США прошла в марте 1945 межамериканская конференция в Мексико. Принятая на ней Чапультепекская декларация (см.) ясно свидетельствовала о попытке создания блока американских стран под эгидой США, А. выступил как горячий сторонник принципов Чапультепекской декларации. Проамериканские тенденции во внешней политике правительства А. нашли своё выражение в выступлениях министра иностранных дел Падильи и в позиции, занятой мексиканскими делегатами в ООН и Совете безопасности, где деятельность мексиканских представителей проходила целиком под американским влиянием.

АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО

АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО - После смерти императора Карла VI (1740)все земли дома Габсбургов согласно Прагматической санкции перешли к его дочери Марии Терезии. Права Марии Терезии начали оспаривать находившиеся в родстве с Габсбургами государи Баварии, Саксонии и Испании. Король прусский Фридрих II, воспользовавшись создавшейся обстановкой, решил захватить у Австрии богатую промышленную Силезию вопреки признанию его предшественником Прагматической санкции. Франция, давняя соперница Габсбургов на континенте, заключила союз с Баварией и привлекла на свою сторону Пруссию и Саксонию. В состав антиавстрийской коалиции вошли затем короли неаполитанский, сардинский и шведский и некоторые мелкие государи Германии. На сторону Австрии стали главные торговые соперницы Франции-Англия и Голландия,-к которым с 1747 примкнула Россия. Война за А. н. (1740-48) приобрела таким образом общеевропейский характер. Она велась также в колониях (в Америке и Индии) и закончилась в 1748 Аахенским мирным договором (см.).

АВСТРО-ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1879

АВСТРО-ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1879 - о союзе - подписан 7. X в Вене германским послом Рейсом и министром иностранных дел Австро-Венгрии Андраши; впервые опубликован 3. II 1888.

Осенью 1879, в связи с предстоявшей отставкой Андраши (см.), сторонника сближения с Германией, Бисмарк начал энергичную подготовку к заключению А.-г. д., направленного против России.

Канцлеру предстояло преодолеть сопротивление императора Вильгельма I, который не желал подписывать договор, направленный против царя Александра II.

Вместе с фельдмаршалом Мольтке Бисмарк запугивал императора "огромными вооружениями России". Канцлер использовал также письмо Александра II Вильгельму, в котором царь писал, что позиция германских представителей в пограничных комиссиях на Балканах "определилась как враждебная России". Выбирая отдельные фразы из этого письма, Бисмарк доказывал императору, что Александр "угрожает войной".

Несмотря на то, что все эти доводы не убедили Вильгельма, объяснившегося с Александром во время свидания 3-4.IX, Бисмарк 21. IX выехал в Вену для переговоров с Андраши.

В ходе переговоров выяснилось стремление австрийского министра ограничить союзные обязательства только случаем войны против России, в то время как Бисмарк хотел распространить их и на случаи войны против Франции. После длительных споров, доходивших до бурных сцен, Андраши сломил упорство канцлера.

24. IX ими был подписан предварительный секретный протокол о подготовке союзного договора.

Протокол содержал общие принципы, нашедшие затем своё выражение в договоре. 7. X германский посол в Вене принц Рейс сообщил Бисмарку, что А.-г. д. подписан.

А-г. д. содержал в преамбуле утверждения о высоких целях договаривающихся сторон, которые стремятся лишь к сохранению мира в Европе.

Ст. 1 обязывала обе стороны в случае нападения на одну из них России придти друг другу на помощь "всей совокупностью вооружённых сил своих империй" и не заключать сепаратного мира.

В ст. 2 предусматривалось, что, если одна из двух сторон подвергнется нападению какой-нибудь другой державы, вторая сторона будет соблюдать благожелательный нейтралитет. Если нападающего поддержит Россия, автоматически вступит в силу ст. 1 А.-г. д.

Остальные три статьи определяли срок действия А.-г. д. (5 лет), условия его продления, сохранение договора в тайне и порядок его ратификации.

Несмотря на то, что А.-г. д. был секретным, его содержание было сообщено английскому правительству, приветствовавшему создание антирусского союза.

Император Вильгельм, желая проявить свою лояльность по отношению к Александру II, известил царя о подписании А.-г. д., но посланное им письмо, проект которого был заготовлен Бисмарком, было составлено в духе лживой преамбулы и не раскрывало истинной сути договора.

А.-г. д. был первым звеном в цепи соглашений, приведших к образованию коалиции держав во главе с Германией и к разделению Европы на два враждебных лагеря (см. Тройственный союз). И. В. Сталин указывал, что это соглашение "послужило потом одной из основ будущей империалистической войны". А.-г.д. определял направление германской внешней политики до 1918.

АВСТРО-РУМЫНСКИЕ ДОГОВОРЫ

АВСТРО-РУМЫНСКИЕ ДОГОВОРЫ - В целях противодействия русской политике на Балканах (см. Александр Ваттенберг) германский канцлер Бисмарк летом 1883 предложил Австро-Венгрии заключить договор с Румынией, который сделал бы последнюю участницей Тройственного союза. Министр иностранных дел Австро-Венгрии Кальноки отнёсся сочувственно к этому предложению, но просил Бисмарка взять на себя посредничество в переговорах, т. к. вследствие мадьяризаторской политики Венгрии в Трансильвании дипломатические отношения между Австро-Венгрией и Румынией были натянутыми. 7. IX 1883 Бисмарк встретился в Гаштейне с румынским премьером Ионом Братиану и быстро пришёл к соглашению. Братиану со своей стороны заговорил "о полезности границы по Днестру", т. е. о захвате Бессарабии. Так далеко Бисмарк не пожелал пойти и не согласился на включение Румынии в австро-германский союз на равных правах с другими его участниками. Было лишь обещано, что Германия особым заявлением присоединится к австро-румынскому союзу.

Первый А.-р. д. был подписан в Вене 30.X 1883 сроком на 5 лет с автоматическим продлением на 3 года, если за год до истечения срока он не будет денонсирован одной из сторон. Австро-Венгрия обязывалась оказать Румынии помощь в случае неспровоцированного нападения на Румынию. Румыния должна была выступить на поддержку Австро-Венгрии, в случае если последняя подвергнется нападению в той части своих владений, которые граничили с Румынией. Главным своим остриём А.-р. д. был, таким образом, направлен против России.

Договор был секретным. Не только его содержание, но и самый факт заключения держались в строжайшей тайне. Германия (а в 1888 и Италия) особым заявлением присоединились к договору.

В 1888 либеральное министерство Братиану вышло в отставку. Когда в октябре 1891 вторично истёк срок договора, в Румынии у власти стояли консерваторы. Министр иностранных дел Лаговари не знал о существовании А.-р. д. В связи с этим возникла мысль не возобновлять договора, а заключить новый. По ироническому замечанию Кальноки, это избавило бы румынского короля "от неприятной обязанности признаться, что он... водил за нос своё правительство, за исключением Карпа" (бывшего румынского посланника в Вене и единственного из консерваторов, знавшего о договоре). В марте 1892 король всё же посвятил Лаговари, а затем и премьера Катардиси в тайну договора, воспользовавшись тем, что тяготение румынских консерваторов к России ослабело из-за сближения её с Францией. В результате румынское правительство подписало в том же, 1892 новый договор с Австро-Венгрией сроком на 4 года, аналогичный договору 1883; в 1896 он был продлён до 1903. В 1902 договор был возобновлён. Во время предварительных переговоров (в 1901) Румыния пыталась добиться формального равноправия, т. е. превращения Тройственного союза в Четверной, и, кроме того, настаивала на предоставлении ей гарантий в отношении Болгарии. В том и другом ей было отказано. Тогда же к договору присоединились Германия и Италия. В таком виде договорные отношения сохранялись до 5. II 1913, когда был заключён новый договор сроком на 7 лет. Практического значения он не имел. Ещё до начала первой мировой войны Румыния стала фактически отходить от держав Тройственного союза. Это показала её позиция во второй балканской войне и Констанцское свидание Николая II с румынским королём. Начавшийся процесс завершился уже во время первой мировой войны, когда после Брусиловского прорыва Румыния в августе 1916 вступила в войну на стороне Антанты.

АВСТРО-СЕРБСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР 1881

АВСТРО-СЕРБСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР 1881 -подписан 28.VI в Белграде сроком на 10 лет, фактически поставил Сербию под австрийский протекторат. Сербия обязалась не заключать политических договоров с иностранными государствами без предварительного согласия Австро-Венгрии, не допускать на свою территорию иностранных вооружённых сил, будь то регулярная армия или добровольческие отряды, не допускать на своей территории, а также в оккупированных Австро-Венгрией Боснии с Герцеговиной и Ново-Базарском санджаке, какой-либо политической, религиозной или иного рода деятельности, направленной против австро-венгерской монархии. В свою очередь Австро-Венгрия соглашалась признать Сербию королевством, в случае если князь Милан Обренович найдёт необходимым присвоить себе титул короля, обещая содействовать признанию Сербии королевством со стороны других европейских держав. Австро-Венгрия обязалась также не возражать против расширения при благоприятных обстоятельствах южных пределов Сербского княжества за счёт Старой Сербии и Центральной Македонии (но не Ново-Базарского санджака). Этот пункт договора поощрил короля Милана на войну против Болгарии во время политического кризиса, возникшего в 1885, в связи с присоединением Восточной Румелии к Болгарии. А.-с. с. д. был возобновлён Миланом в начале 1889 (незадолго до его отречения от престола), но уже не на 10, а только на 5 лет, т. е. до совершеннолетия короля Александра Обреновича.

А.-с. с. д. означал последовавшую за Берлинским конгрессом смену ориентации во внешней политике сербских правительственных кругов, перешедших от руссофильства и поддержки национально-освободительных стремлений сербского народа к политическому подчинению Австро-Венгрии. Князь Милан Обренович подготовил и заключил этот договор против воли сербского народа, по сговору с капиталистическими группами Австрии и других европейских держав, получивших после Берлинского конгресса широкую возможность эксплуатировать посредством торговых договоров и ж.-д. концессий молодое балканское государство.

АВСТРО-ТУРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1771

АВСТРО-ТУРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1771 - см. Тугута конвенция 1771.

АВСТРО-ТУРЕЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1909

АВСТРО-ТУРЕЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1909 - см. Боснийский кризис 1908-09.

АВУЛЬ КАЛАМ АЗАД

АВУЛЬ КАЛАМ АЗАД (р. 1888) - индийский общественный деятель. "Азад" ("Свободный") - его литературный псевдоним. А. родился в Мекке, куда его отец, видный мусульманский богослов, эмигрировал после сипайского восстания из Индии. Образование получил в Каире, в мусульманской академии Аль Азхар. В 1912 А. вернулся в Индию и стал издавать журнал "Аль Хиляль", вскоре закрытый правительством. С первых шагов своей деятельности А. выступил против господствующей среди мусульманской торгово-помещичьей и служилой верхушки ориентации на Англию, вследствие чего он сблизился с Национальным конгрессом. После первой мировой войны А. руководил халифатским движением индийских мусульман. В 1923, 1930 и 1940 А. избирался на пост председателя Национального конгресса. А. является непримиримым врагом Мусульманской лиги. Принадлежа к числу умеренных деятелей Национального конгресса, А., тем не менее, за свои выступления против английского империализма неоднократно подвергался тюремному заключению. Во время второй мировой войны А. занимал по отношению к странам оси определённо враждебную позицию и заявлял, что, если Англия создаст в Индии представительное национальное правительство, он будет активно участвовать в войне против Германии и Японии. В то же время А. твёрдо проводил линию против сотрудничества с Англией. В 1942 он был арестован и освобождён только летом 1945. В 1947 вошёл в правительство Неру (см.). А. является видным мусульманским теологом. Им написан комментарий к корану.

АГАДИРСКИЙ ИНЦИДЕНТ

АГАДИРСКИЙ ИНЦИДЕНТ - см. Марокканский кризис 1911.

АГЕНТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИНАЛЬДО, ЭМИЛИО

АГИНАЛЬДО, ЭМИЛИО (р. 1869) - президент и главнокомандующий Филиппинской республики, провозглашённой в период революции 1896-98. Лично вёл переговоры с П. Патерно, посредником испанского ген.-губернатора Примо де Ривера, и уполномочил его от имени республики подписать Биакнабатский договор (см.). В апреле 1898 А. вёл переговоры с консулом США в Сингапуре Праттом, во время которых, по утверждению А., ему была обещана помощь США в достижении независимости Филиппин. Во время испано-американской войны через А. осуществлялись связи американского военного командования с филиппинскими революционными лидерами. Всячески стремясь сохранить добрые отношения с США, А. скрывал от своих министров и военачальников факты, недвусмысленно свидетельствовавшие о колониальных устремлениях США. В то же время А. через представителей революционного правительства развил значительную деятельность в США, Англии и других странах, чтобы добиться официального признания Филиппинской республики и установления дипломатических связей. После Парижского мира, в феврале 1899, А. возглавил борьбу филиппинцев против США. Устранив наиболее талантливого филиппинского ген. Луна и добившись отставки премьера и министра иностранных дел революционного правительства Мабини - сторонника борьбы за полную независимость, А. создал кабинет из сторонников компромисса с США; санкционировал не приведшие ни к каким результатам переговоры с американским командующим ген. Отисом (май 1899), а также попытки реформистской части филиппинского революционного правительства вести переговоры с американской комиссией Шермана (1899). Продолжая формально возглавлять сопротивление США, А. с декабря 1899 с небольшой свитой скрывался в горных областях Люсона. Взятый в плен 23. III 1901, А. через две недели подписал обещание в верности США и обратился с воззванием к народу о прекращении борьбы.

В связи с предоставлением Филиппинам автономии (1934) А. выдвинул в 1935 свою кандидатуру на пост президента, создал свою политическую партию и отряды типа штурмовиков. Потерпев поражение в избирательной кампании 1935, выступил с резкой критикой правительства М. Кезона (см.) и пытался ориентироваться на Японию, которую посетил в 1938. Однако после захвата Филиппин Японией, учитывая настроения населения, А. отверг предложенный ему японцами пост "президента независимых Филиппин".

АГРЕМАН

АГРЕМАН (Agrément, Agréation) - согласие правительства на аккредитование при нём какого-либо лица в качестве дипломатического представителя. Во избежание обиды и компрометации в случае публичного отказа такое согласие испрашивают предварительно в устной или письменной форме через соответствующие дипломатические каналы. При этом принято вручать краткие биографические данные о назначенном лице (год рождения, образование, учёные степени, звание, чины, ордена, основные этапы дипломатической карьеры), если только дело идёт не о лице, пользующемся широкой известностью. Все указанные сведения излагаются на обыкновенной бумаге, без подписи, бланка и печати, в качестве простой памятки. При получении согласия кандидат становится person a grata (желательное лицо) и о его назначении сообщается официально. В противном случае его именуют persona non grata (нежелательное лицо) и назначение не имеет места. В истории известны отказы в А., как, напр., отказ Николая I принять в качестве английского посла в Петербурге Стратфорда-Каннинга. Но чаще такие отказы не получают широкой огласки. Они происходят иногда в форме дружественного совета назначить другое лицо, не из-за неприязненного отношения к данному кандидату, а лишь потому, что последний не является достаточно представительной фигурой, не пользуется надлежащим весом в своей стране и т. п.

Принято считать, что правительство, отказывающее в А., не обязано сообщать свои мотивы. Однако это не является общепризнанным принципом. Великобритания и Франция, напр., требовали в некоторых случаях мотивировки отказа. Согласно панамериканской Гаванской конвенции 1928 государства не обязаны объяснять причины отказа. Но эта конвенция имеет силу лишь для подписавших её американских республик.

Принципы международной вежливости требуют, чтобы ответ на запрос А. был дан в возможно короткий срок. Он даётся обычно также в устной форме и вслед затем часто предаётся гласности.

Для работников дипломатических представительств А. не требуется и не запрашивается. Предоставление им визы является согласием на их назначение. Исключение представляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых принято предварительно осведомлять об этом соответствующие власти страны пребывания и оформлять назначение только при отсутствии возражений.

АДАМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943

АДАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 - совещание премьер-министра Англии У. Черчилля с президентом Турецкой республики Исметом Инёню в Адане (Турция) 30-31.I. Черчилль отправился в Адану непосредственно после англо-американской конференции в Касабланке (см. Касабланкская конференция), ввиду чего он, по словам официального коммюнике, "смог говорить с полным знанием позиции президента Рузвельта, который тепло приветствовал предложение об организации этой встречи".

В результате происшедших бесед обе стороны констатировали, что 1) дружественные связи между Турцией и Англией "подтверждены и ещё более укреплены", 2) Англия относится к политике Турции "с полной симпатией и пониманием", 3) установлена "идентичность взглядов" по всем основным вопросам, касающимся положения в Европе "и особенно в тех районах, в которых Турция непосредственно заинтересована", 4) достигнуто соглашение о характере материальной помощи, которую смогут оказать Турции Великобритания и США для укрепления её безопасности, 5) достигнуто также соглашение по обсуждавшимся в беседах послевоенным проблемам.

Наиболее важным было решение Англии и США снабдить Турцию современными видами вооружения, чтобы, как сказал Черчилль, "её территория, её интересы и права были эффективно защищены". Темпы англо-американских поставок должны были быть весьма быстрыми. "Мы можем, - говорил Черчилль, -дать ей (Турции) столько, сколько она в состоянии взять, и мы поставляем это оружие так же быстро и даже быстрее, чем турецкие войска способны его освоить". В намерения Черчилля входило обеспечить поддержку Турцией его планов вторжения на Балканы, чтобы заменить этим проект открытия второго фронта в Западной Европе и вместе с тем создать для Англии выгодные политические позиции на Балканах до появления здесь Советской Армии. В свою очередь премьер-министр Турции Сараджоглу и другие руководящие турецкие деятели, а также турецкая печать выражали удовлетворение результатами А. к. и подчёркивали незыблемость англо-турецкого союза, основанного на договоре 1939.

Вскоре после А. к. в Турцию прибыла английская военная миссия для наблюдения за ходом поставок и для оказания содействия турецкой армии по внедрению нового вооружения. Дальнейшим развитием англо-турецких отношений в духе А. к. явилась встреча Черчилля, Рузвельта и Инёню в Каире в декабре 1943 (см. Каирская конференция), породившая в мировой печати настойчивые слухи о близком вступлении Турции в войну против гитлеровской Германии. Однако Турция, получая оружие от Англии и США, продолжала оказывать тайную помощь Германии. В марте 1944 из полемики между английской и турецкой прессой стало известно, что турецкое правительство намерено по-прежнему воздерживаться от участия в военных действиях и что Англия поэтому прекращает поставки вооружения и отзывает свою военную миссию из Турции. Тем самым результаты работы А. к. были аннулированы.

АДАШЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ

АДАШЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ (ум. 1561)-костромской дворянин, при Иване IV возглавлял правительство, известное под названием "Избранной рады". Вместе с И. М. Висковатым (см.) А. руководил внешней политикой и вёл в 1550-х годах непосредственные переговоры с Казанью, ногайцами, Ливонией, Данией, Польско-Литовским государством и Швецией, причём проявлял большое дипломатическое искусство. А. был сторонником активной внешней политики в отношении татарских ханств и после присоединения Казани и Астрахани настаивал на походе в Крым. До разрешения татарской проблемы он считал невозможным приступить к другой, ещё более неотложной задаче, стоявшей перед Московским государством,-борьбе за выход к Балтийскому морю. Поэтому он возражал против войны с Ливонией. Разногласия между царём и А. вынудили последнего в 1560 уйти в отставку.

АДДИС-АБЕБСКИЙ ДОГОВОР 1896

АДДИС-АБЕБСКИЙ ДОГОВОР 1896 - завершивший неудачную для Италии войну с Эфиопией (1894-96), был подписан 26. X в Аддис-Абебе негусом Менеликом II и представителем Италии майором Нераццини. Одновременно была подписана отдельная конвенция об обмене военнопленными. Согласно условиям А. д., состоявшего из 9 статей, Уччиалийский договор 1889 (см.) объявлялся аннулированным (ст. 2) , и Италия была вынуждена безоговорочно признать независимость Эфиопии (ст. 3). Установление новой границы между Эфиопией и Итальянской Эритреей откладывалось на год, причём до момента её определения восстанавливался статус кво, согласно которому Италия отказалась от провинции Тигре (северная Эфиопия), сохранив за собой Эритрею с границей 1889, проходившей по рекам Мареб, Белеза и Муна (ст. 4). Согласно ст. 6 А. д. оба правительства согласились заключить между собой в ближайшее время торговый договор.

В 1897, согласно ст. 4. А. д., в Аддис-Абебе была подписана конвенция, определявшая эфиопо-эритрейскую границу. Она предусматривала присоединение к Эфиопии четырёх округов (Серае, Окуле-Кузаи, Ади-Угри, Ади-Кайе), вдающихся в центральную часть Эритреи и важных в стратегическом отношении. Итальянское правительство отказалось ратифицировать эту конвенцию (так и не опубликованную), и в результате вновь последовавших переговоров был подписан 10. VII 1900 в Аддис Абебе Менеликом II и представителем Италии Чиккодикола договор о границе. Эфиопия отказалась от ранее требуемых ею четырёх округов, и граница 1889, установленная А. д. как временная, была признана постоянной (ст. 1). Мене лик II, лавируя между соперничавшими европейскими державами (Италия, Франция, Англия), стремился отстоять установленную А. д. независимость страны, но Лондонское соглашение 1906 (см.) вновь поставило её под угрозу.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ -см. ЮНРРА.

АДОР, ГУСТАВ

АДОР, ГУСТАВ (1845-1928) - швейцарский государственный деятель, юрист по образованию. В 1901 А. был президентом Швейцарского национального совета, получил международную известность во время первой мировой войны в качестве президента Женевского комитета Красного Креста. А. организовал ассоциацию для улучшения условий жизни военнопленных и для облегчения связи между военнопленными и их семьями.

В 1917 А. был министром иностранных дел, а в 1918 избран президентом Швейцарской федерации. А. возглавил швейцарскую делегацию, посетившую Париж и Лондон в январе-феврале 1920 с целью обеспечить сохранение нейтралитета Швейцарии при её вступлении в Лигу наций.

А. представлял Швейцарию в Лиге наций со дня её вступления в последнюю; в 1920 А. был председателем Брюссельской конференции и экономической и финансовой комиссий Лиги наций.

АДРАНСКИИ ЕПИСКОП, ПЬЕР ЖОЗЕФ ПИНЬО ДЕ БЕЭНЬ

АДРАНСКИИ ЕПИСКОП, ПЬЕР ЖОЗЕФ ПИНЬО ДЕ БЕЭНЬ (1741-98) - французский колониальный деятель и дипломат.

В 1765, 24-летним священником, А. е. отправился на Восток в числе миссионеров французского Общества иностранных миссий. 33 года провёл почти безвыездно в Индо-Китае, искусно содействуя расширению французского влияния. В 1774 был рукоположен в епископы (во французской колонии Пондишери) и поставлен во главе Кохинхинской епархии.

В 1776правитель южного Аннама и его сын и соправитель были казнены восставшими тайшонами, а вынужденный бежать последний законный претендент на пост правителя принц Нгуен-Ан нашёл себе приют в миссии А. е. К этому периоду относится первый контакт А. е. с Нгуен-Аном и возникновение планов укрепления французского влияния при содействии принца. Пользуясь временным успехом Нгуен-Ана, А. е. перенёс свою резиденцию в Бьен-Хоа, к северу от Сайгона. Однако наступление тайшонов и гонения на христиан заставили его искать убежища на побережье Кохинхины (Калю), а затем на о. Фу-Куон. Здесь он вновь встретился с принцем (1784) и начал упорно и искусно склонять его к союзу с Францией. Осторожный Нгуен-Ан не сразу пошёл на уговоры А. е., т. к. предпочитал использовать помощь Сиама, в свою очередь заинтересованного в возможной поддержке Нгуен-Ана против бирманских вторжений. После длительных дипломатических переговоров Нгуен-Ан отправил посольство во главе с А. е. к Людовику XVI. Постановление-инструкция королевского совета и письмо Нгуен-Ана французскому королю, написанные А. е., давали широкие полномочия А.е. и предусматривали уступку Франции важных опорных пунктов, в т. ч. и о. Пулу-Кондор. А. е. отправился вместе с 5-летним сыном и наследником Нгуен-Ана, принцем Кань, воспитателем которого он был. Посольство прибыло во Францию в феврале 1787, и А. е. не без труда склонил правительство Людовика к заключению союзного договора между королём Франции и Аннамом. Немалое дипломатическое искусство было проявлено французом - послом аннамского короля, чтобы заставить французское правительство заключить 28. XI 1787 договор, выгод которого для Франции оно тогда ещё не видело.

Нгуен-Ану в обмен на территориальные уступки была обещана помощь в восстановлении на престоле (см. Аннамо-французский договор 1787). 2. II 1788 снабжённый инструкцией на имя губернатора французских владений в Индии Конвея, А. е. отбыл в Пондишери, откуда предполагалось снаряжение обусловленной договором экспедиции. Выполнение договора, однако, натолкнулось на сопротивление Конвея, которому тайная инструкция Людовика XVI предоставляла право самому решить вопрос о посылке кораблей и солдат. Несмотря на все убеждения А. е. и поддержку его планов французским купечеством Пондишери, колониальные чиновники не видели выгод договора и не организовали экспедиции. А. е. sa свой личный счёт и на деньги местных купцов снарядил и вооружил два торговых корабля и собрал энергичных добровольцев, инженеров и военных специалистов. Настойчивость А. е. и достигшие Пондишери сведения об успехах Нгуен-Ана, в четвёртый раз овладевшего в 1788 Сайгоном, заставили Конвея все же выделить для экспедиции фрегат. Прибыв в Кохинхину, А. е. использовал для реставрации Нгуенов привезённых им специалистов и, добившись присвоения им высших мандаринских степеней, сумел обеспечить себе роль ближайшего советника Нгуен-Ана. В то же время он сохранил за собой обязанности воспитателя принца Каня, дальновидно рассчитывая через него как будущего короля закрепить французское влияние в Аннаме и обеспечить свободу христианской пропаганды. Задуманные планы А. е. были пресечены его смертью в октябре 1798.

АДРИАНОПОЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙГУНСКИЙ ДОГОВОР 1858

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

АКАДЕМИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (Académie de droit international) - учреждена 25.1 1914 в Гааге при содействии "фонда Карнеджи для сохранения международного мира". Согласно ст. 2 устава А. м. п. должна быть "центром по высшему изучению международного права (публичного и частного) и смежных наук, имеющих целью облегчение углублённого и беспристрастного исследования вопросов, касающихся международных юридических отношений". Для чтения курсов лекций приглашались наиболее компетентные учёные из разных стран. Лица, управляющие "фондом Карнеджи", составляли административный совет А. м. п.; учёный совет её состоял из кураториума, в состав которого входили 12 крупных юристов-международников. Россия была представлена в правлении А. м. п. проф. С.-Петербургского университета бароном Таубе. В 1925 А. м. п. приступила к изданию читаемых в ней курсов по вопросам международного права. Ежегодно издавались 4 тома (Recueil des cours de l Académie de droit international). Вышло в свет более 60 томов таких курсов лекций. Каждому курсу предшествует краткая биография автора.

СССР в работе А. м. п. не участвует.

АККЕРМАНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1826

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККРЕДИТОВАНИЕ

АККРЕДИТОВАНИЕ (от лат. accredc-доверять)- возложение обязанностей дипломатического представителя при правительстве другой державы. Дипломат считается аккредитованным при правительстве страны пребывания с момента формального вручения им главе данного государства верительной грамоты (см.).

Аккредитованный агент - этот термин иногда применяется к дипломатическим представителям (без указания ранга), назначаемым при правительстве, признанном лишь де факто, или при органах, фактически осуществляющих власть на какой-либо части территории. Представитель снабжается не верительными грамотами, что было бы равносильно признанию де юре этого правительства или этих органов, а лишь письмом министра иностранных дел, сообщающим о его полномочиях.

"АЛАБАМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница