Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕД"-"ФЕФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕД"-"ФЕФ")

ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ

ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Александр Александрович (1875-) - детский писатель, редактор, издатель. Р. в семье педагога. Первая детская книжка «Зимние сумерки» вышла в 1895. Ф.-Д. написал 125 книг для детей и множество заметок, статей, очерков. Перевел сказки Гримма (1900), Андерсена (1907), в 1908 выпустил собрание русских народных сказок. Пользовался популярностью в 900-х гг. Был редактором и издателем детских журналов - «Огонек», «Светлячок» (первый журнал для малышей 4-8 лет), «Путеводный огонек», «Дело и потеха», пропагандировавших либерально-гуманистические идеи о «создании счастья человека в принципах любви, труда и самопожертвования для блага других». Несмотря на крайнюю расплывчатость и умеренность этой программы, она была передовой по сравнению с официальной детской литературой, внедрявшей идеи православия, ложного патриотизма и самодержавия. Журналы, выходившие под редакцией Ф.-Д., выгодно отличались от таких «благонамеренных» рутинерских, слащавых журналов, как «Задушевное слово», «Детский друг» и др. В журналах Ф.-Д. участвовали: Мамин-Сибиряк, Немирович-Данченко, Засодимский, Станюкович, Чехов, Баранцевич и лучшие для того времени детские писатели. Много места отводилось природоведческому материалу.

Как писатель Ф.-Д. хотя и пользовался популярностью, однако не создал такого произведения, которое осталось бы в детской литературе. Его произведения обычно пронизаны юмором и отличаются занимательной фабулой. Излишний дидактизм портит даже наиболее удачные его вещи.

После революции Ф.-Д. написал до 40 книг для малышей, сотрудничал в журнале «Мурзилка». Лучшее его послереволюционное произведение - «Проказы Пуса-Карапуса». За последние годы Ф.-Д. отошел от литературы.

ФЕДОРОВ И. М.

ФЕДОРОВ Иван Михайлович (Мавр Янка, 1883-) - белорусский советский писатель для детей и юношества. Р. в Либаве, в семье рабочего. Писать начал с 1925.

25-летняя педагогическая деятельность Ф. в значительной степени отразилась в первых его произведениях: элементы дидактизма играют в них видную роль, однако тематика (далекое и неизвестное) и приключенческий характер произведений Ф. привлекают интерес юного читателя. Внимание писателя обращено не только в доисторическое прошлое («Человек идет»), но и в будущее нашей страны при коммунистическом обществе («Повесть будущих дней»). Наиболее значительные произведения Ф. посвящены показу революционной борьбы колониальных народов против своих угнетателей (роман «Амок», изображающий восстание на острове Яве, 1926). В этих произведениях Ф. нередко обнаруживает поверхностное знакомство с материалом (роман «Амок»), имеются у него и политические искажения («Повесть будущих дней»).

Значительный интерес представляет книга «СВТ» - Союз воинствующих техников. В этом произведении Ф. ищет, и не безуспешно, новую увлекательную форму для обыденного, близкого юному читателю содержания. Юмор, характерный для произведений Ф., более ярко выражен в этой книге. Некоторые произведения Ф. переведены на украинский, еврейский, польский и литовский языки.

Библиография:

Амок, Белар. дзярж. выд., Менск, 1929; то же, выд. 2, ч. 1-2, Менск, 1933; Палескiя робiнзоны, Бел. дзярж. выд., Менск, 1930; то же, выд. 2, Менск, 1933; то же, выд. 3, Менск, 1935; Слезы Тубi, Бел. дзярж. выд., Менск, 1930; то же, выд. 2, Менск, 1935; Аповесьць будучых дзей, Дзярж. выд. Беларусi, Юндзетсэктар, Менск, 1932; Чалавек iдзе, Дзярж. выд. Беларусi, Юндзетсэктар, Менск, 1933; ТВТ, Або апавяданне пра тое, як маладыя героi Сћзбунтавалiся супроць рэчау, Дзерж. выд. Беларусi, Юндзетсэктар, Менск, 1934 (все книги Федорова вышли под псевдонимом МаСћр Янка).

ФЕДОРОВ Н. Ф.

ФЕДОРОВ Николай Федорович (? - умер в 1908) - чувашский дореволюционный поэт, автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах «Арсюри» (написано в 1891-1892).

«Арсюри» (Леший), по свидетельству автора, пролог к поэме под тем же названием, задуманной поэтом как широкая картина быта и культуры чувашского народа второй половины XIX в. Из-за невозможности печатать художественные произведения на чувашском языке во времена царизма Ф. ограничился созданием указанного пролога к «Арсюри», появившегося в печати через 16 лет после его написания (в 1908). В названном произведении поэт подверг сатирическому осмеянию религиозную мифологию чувашей и реалистически изобразил положение чувашской бедноты в условиях царского режима. Герой произведения - Хведер - является типичным образом чувашского крестьянина-бедняка до революции. Искреннее сочувствие автора крестьянской бедноте обеспечило этому произведению широчайшую популярность среди чувашских читателей.

«Арсюри» написано семисложным народным песенным стихом, причем Ф. широко использовал и остальные художественные особенности чувашской народной песни (эпитеты, метафоры, сравнения). Язык произведения прост и ясен. Выдающаяся заслуга автора «Арсюри» в том, что он лучше, чем другие его современники, изучил чувашский народный язык и вывел его из узких рамок диалектов, придав ему литературное значение.

Библиография:

Поэма «Арсюри», «Антология чувашской художественной литературы», Шупашкар, 1935.

ФЕДОРЧЕНКО

ФЕДОРЧЕНКО Софья Захаровна (1888-) - писательница. Р. в семье инженера, не закончила высшего образования. В империалистическую войну была сестрой милосердия. Наибольшей популярностью пользовалась книга Ф. «Народ на войне» (1917), к-рая привлекла внимание богатством и яркостью собранного в ней своеобразного солдатского фольклора, сочным бытовым колоритом. Книга однако поверхностна: в ней не получили отражения глубокие идейные сдвиги, к-рые происходили в солдатской массе, переходящей на путь большевизма.

С 1924 Ф. работает в области детской литературы, гл. обр. дошкольной. Ею написано несколько десятков детских книг по преимуществу из мира животных. В этой работе Ф. использует образы фольклора. Ф. создала много прибауток, загадок, «потешек». Ей принадлежит несколько кукольных сценариев.

С 1931 Ф. почти совсем прекратила свою писательскую деятельность.

Библиография:

I. Народ на войне, изд. Земсоюза, Киев 1917; то же, 2 изд., «Новая Москва», 1923; то же, 3 изд. (сокращенное), «Земля и Фабрика», М., 1925; то же, 4 изд. (сокращенное), изд. Б-ка «Огонек», М., 1925; то же, т. II, изд. «Никитинские субботники», М., 1925 (собр. соч. Ф., т. II); Сказки, изд. «Никитинские субботники», М., 1925; то же, изд. «Радуга», 1925; Пять ветров, Сказка-поэма, изд. «Узел», М., 1925. Книги для детей: Присказки, изд. «Радуга», М., 1924 (то же, Гиз, М. - Л., 1929); Зоологический сад. Звери диковинные, Гиз, Москва, 1927; Лешка, кн. 1-3, Гиз, М., 1927-1929; то же, 2 изд., кн. 1-3, Гиз, Москва, 1930 (в соавторстве с М. Генке); Загадки, Гиз, М., 1928; Заячья книжка, Гиз, М., 1928; то же, Гиз, 1930; Звери хищные, шкуры пышные, Гиз, М., 1928; Птицы мокрые и сухие, хорошие и плохие, Гиз, М. - Л., 1928; Живет, растет, движется, Гиз, М., 1929 (то же, Гиз, М., 1931); Круглый год, Гиз, М., 1930; Помните, помните, не сидите в комнате, Гиз, М., 1930; Словца без конца, Гиз, М., 1930; Четыре дневника, Гиз, М., 1930; Этого платья на всех ребят хватит, Гиз, М., 1930, и ряд др. произведений для детей.

ФЕДР

ФЕДР - римский баснописец первой половины I в. н. э. Р. в Македонии. Бывший раб, потом отпущенный на волю («вольноотпущенник Августа»), Ф. в молодых годах прибыл в Рим; выучился латинскому языку и, желая излить свою ненависть к представителям господствующего класса, выбрал для замаскированной сатиры басню, в к-рую, по его словам, «переносили свои чувства рабы, не осмеливаясь сказать, что хотели». От Федра до нас сохранилось пять книг, заключающих 120 басен. Ф. или излагает латинским ямбическим шестистопником (сенарием) басни, приписываемые Эзопу (см.), или тем же стихом пишет басни «в духе Эзопа», иногда переходящие в занимательные рассказы и анекдоты. Но оппозиция бывшего раба находит себе выражение лишь в первых двух книгах басен: здесь явные намеки на императора Тиберия и на его политику, сатира на могущественного временщика этой эпохи Сеяна (басня «Солнце, которое хочет жениться») и др. Подвергнувшись каким-то «большим бедствиям» за свои политические выступления, Ф. в следующих книгах смиряется и начинает заискивать перед богатыми и влиятельными вольноотпущенниками. Ф. - по времени первый баснописец в римской литературе; он считал себя «врожденным поэтом», к-рый «отшлифовал» басни Эзопа. Однако Ф. чересчур прозаичен; образы его бедны; краткость его пересказа, к-рую он считал «душою басни», часто делает его изложение неясным. В литературных кругах императорского Рима басни Ф. не пользовались известностью. Представители господствующих классов с презрением относились к самому жанру басни, полагая, что басни увлекают особенно «людей деревенских и необразованных». В средние века басни Ф. были утеряны; знали тогда лишь прозаическую переделку под именем какого-то Ромулуса. Лишь в конце XVI в. было опубликовано наследство Ф. и доказана его подлинность.

Библиография:

I. Новые изд. Ф.: D. Bassi, Torino, 1921, и J. P. Postgate, Oxford, 1920; на русск. яз. перев. с приложен. латинского текста Ив. Баркова (СПБ, 1787, 2-е изд.); пер., вместе с баснями Эзопа, с франц. (М., 1792, и 2-е изд., 1810), латинский текст, с объяснениями Н. ?. Кошанского (СПБ, 1814, 2-е изд., СПБ, 1832); то же, с объяснениями В. Классовского и словарем А. Ладинского (СПБ, 1874); Веркгаупт Г., Пособие к чтению и изучению Федра (с латинск. текстом, М., 1888).

II. Статьи Л. А. Миллера в ЖМНП, 1874, № 5 («De Ph. et Aviani fabulis»), 1875, № 4 («Ph. fabulae XX»), 1876, № 1 («О разрешении арзиса у Федра»), 1876, № 4 («De emendandis Ph. fabulis»); Schanz M., Geschichte der romischen Literatur..., 3 Aufl., Tl. II, 2 Halfte, Munchen, 1913; Нажотт Е., История латинской литературы, перевод З. Н. Шамониной, Москва, 1914, стр. 504-507.

ФЕДЬКОВИЧ

ФЕДЬКОВИЧ Осип Юрий (1834-1888) - видный писатель Западной Украины (галицко-буковинский). Сын землевладельца, служил в армии офицером, принимал участие в австро-итальянской войне. По выходе в отставку занимался учительством. Одно время был связан с клерикально-монархическим «Словом» Дидыцкого, где печатал ранние свои стихи. В 1862, порвавши с «Словом», перешел в «Вечерницi» - орган либеральной националистической буржуазии, сотрудничал в изданиях «Мета», «Нива», «Зоря» и др.

Кроме стихов и повестей, Ф. написал пьесы «Довбуш», «Керманич» и др. Творчество его в основном питалось идеями либерализма и националистической романтики. В своих произведениях он изображал солдатскую среду («Жовнярськи думи», «Тальянка» и др.), нравы и обычаи так наз. гуцулов (жителей галицких местностей). Ряд произведений им посвящен историческому прошлому («Довбуш», «Богдан Хмельницкий»).

Националистические тенденции и мистические настроения сказывались особенно в его исторических романах и в интимной лирике. В формальном отношении Ф. использовал писательскую манеру М. Вовчка и ранних украинских реалистов 50-60-х гг., объединившихся вокруг журнала «Основа». Эта манера выражалась главн. обр. в применении фольклорного «сказа» и пользовании народной речью. Ф. реформировал литературный язык в Зап. Украине; он сыграл большую роль в развитии лирических жанров галицко-буковинской поэзии.

Библиография:

I. Писания Осипа Юрiя Федьковича. Перше повне i критичне видання, 4 тт. (том III в трех частях), Львiв, 1902-1918; Твори, Львiв, 1914 (вышло в 1918); Твори, Держ. видав. Украiни, Харкiв, 1927 (то же, вид. друге, 1929).

II. Маковей О., Життепис Осипа Юрiя Федьковича, Львiв, 1911; Франко Р†в., Осип Юрiй Федькович («Зоря», 1886, стр. 236-237); Его ж е, Молодий вiк Осипа Федьковича («Правда», 1888, стр. 59-66 и 125-132); Его же, Федькович-концержант i прелегент, «Лiтературно-науковий Вiстник», 1901, кн. XII.

ФЕЙДО

ФЕЙДО Эрнест (Feydeau Ernest, 1821-1873) - франц. писатель. Занимался коммерцией, археологией. Анализ любовной страсти во всех ее проявлениях - основная тема Ф. Несмотря на некоторую фривольность, Ф. твердо опирался на устои буржуазной морали. Лучший роман Ф. «Fanny» (1858) посвящен теме ревности. В последующих произведениях Ф. скатился к буржуазной мелодраме (Catherine d’Overmiere, 1860). Преувеличения и экзальтированность в описании характеров и страстей, любовь к риторике, к «высокому» стилю характерны для творчества Ф. («Fanny», «Daniel», 1859). В то же время натуралистические детали сближают Ф. с реалистическим буржуазным романом, перерождающимся в направлении натурализма.

Библиография:

I. Кроме перечисл. в тексте: Sylvie, 1861. Трилогия: I - Un debut a l’Opera; II - Monsieur de Saint-Bertrand; III - Le Mari de la danseuse, 1863; Les aventures du baron de Feneste, 1868; Le lion devenu vieux, 1872, и др. На русск. яз. пер.: Фанни. Этюд, СПБ, 1858; Даниель. Этюд, СПБ, 1859).

II. Talvart H. et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue francaise, t. V, P., 1935 (дана подробная литература).

ФЕЙЕ

ФЕЙЕ Октав (Feuillet Octave, 1821-1890) - французский писатель. Сын крупного провинциального чиновника. Роялист по убеждениям, был близок ко двору Наполеона III. В 1862 был избран в Академию.

Ф. выступал как апологет и защитник аристократии. Он создал произведения, насыщенные реакционно-идеалистическими и романтическими настроениями. В этом отношении характерны для Фейе: «Crise» (пьеса, 1854), романы: «Histoire de Sibylle» (1862), «Monsieur de Camors» (1867), «Journal d’une femme» (1878), «La molte» (1886). Действующие лица преувеличенно «благородны» или порочны. Нарушителей религиозных и семейных традиций Фейе приводит к моральному краху. Психологический анализ Ф. поверхностен. Сюжет построен искусственно. Связь событий случайна и неправдоподобна. Из романов Ф. особенно был популярен «Le roman d’un jeune homme pauvre», 1858.

Пьесы Ф. объединены в ряд сборников «Scenes et proverbes» (1851), «Theatre complet», 5 vls, 1892-1893. Ф. переводился на русский язык.

Библиография:

I. На русск. яз. переведено: Кризис. Драматич. повесть, «Современник», 1849, кн. 2; История Сивиллы. Роман, СПБ, 1862; де-Камор. Роман, СПБ, 1867; Приключения обедневшего дворянина. Роман, СПБ, 1859; Жюли де-Трекер. Повесть, СПБ, 1873; Светский брак. Роман, СПБ, 1875; Роман бедного молодого человека. Комедия в 5 д., пер. П. Евстафьева, СПБ, 1875; то же, пер. М. Гуревич, Киев, 1905; Дневник женщины. Роман, СПБ, 1878; История одной парижанки. Повесть, СПБ, 1881; Вдова. Повесть, СПБ, 1884; Покойница. Роман, М., 1886; Сфинкс. Драма, СПБ, 1890; Деревня. Комедия, Киев, 1898, и мн. др.

II. Утин Е., Драматическое искусство во Франции, Октав Фелье, «Вестник Европы», 1868, XI; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., М., 1895; Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, t. I, P., 1933.

ФЕЙХОО И МОНТЕНЕГРО

ФЕЙХОО и МОНТЕНЕГРО Бенито (Benito Geronimo Feyjoo y Montenegro, 1676-1764) - испанский писатель. Был профессором философии и теологии, монахом-бенедиктинцем. Оставаясь правоверным католиком, Ф. и М. сочувственно относился к европейской Реформации, резко выступал против злоупотреблений духовенства, против общественной затхлости и политической отсталости. В двух сериях своих научных и философских статей «Критический театр» (Teatro critico universal, 1726-1739, 9 тт.) и «Научные и любопытные письма» (Cartas eruditas y curiosos, 5 vls, 1732-1760) Ф. и М. ратовал за освобождение науки от схоластической догматики, за развитие научно-философской мысли, за коренные реформы в педагогике и научной работе, за важность изучения естественных наук, за историческую критику. Ф. и М. - человек большой эрудиции в самых различных областях знания и острой критической мысли.

Библиография:

I. Obras escogidas de... Con una noticia de su vida y juicio critico de sus ejcritos, por v. de la Fuente (Biblioteca de autores espanoles, v. 56), Madrid, 1930; Cartas eruditas. Seleccion, prologo y notas por A. Millares Carlo (Clasicos Castellanos, v. 85), Madrid, 1928; Teatro critico universal, edicion y notas de A. Millares Carlo, 3 vls (Clasicos Castellanos, t. 48, 53 y 67), Madrid, 1923-1926.

II. Pardo Bazan E., Examen critico de las obras del Padre Maestro, Feyjoo, Madrid, 1877; Menendez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos espanoles, v. III, Madrid, 1881; Lopez Pelaez A., Los escritos de Sarmianto uel siglo de Feijoo, La Coruna, 1902; Morayta M., El Padre Feyjoo y sus obras, Valencia, 1913.

ФЕЙХТВАНГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЛИБРЫ

ФЕЛИБРЫ - участники фелибрижа, провансальского национального, преимущественно культурного и литературного, движения, под знаком к-рого получила свое развитие новая провансальская литература.

ФЕЛЬЕТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕНЕЛОН

ФЕНЕЛОН (Francois de Salignac de la Mothe Fenelon, 1651-1715) - французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический трактат «О воспитании девиц» (De l’education des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) - морально-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre a M. Dacier sur les occupations de l’Academie, 1714), посвященное вопросам лит-ой критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Telemaque, fils d’Ulysse), роман, к-рому Ф. обязан своей лит-ой известностью (написан в 1693-1694, изд. в 1699). Античный сюжет разрабатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг к-рого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. моральное требование - побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, - воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению характер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».

Библиография:

I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles - Paris, 1820-1824; Correspondance, 11 vls, P., 1827-1830; Les Aventures de Telemaque, introd. par A. Rousseaux, t. I-II, P., 1930 (Coll. des classiques francais); Тилемахида или странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским... с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766; Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767; 3 изд., СПБ, 1782); Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788; Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805; Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812); Странствования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822; Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона..., издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845); Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.

II. Bizos G., Fenelon educateur, P., 1886; Janet P., Fenelon, P., 1892; Bastier P., Fenelon, critique d’art, P. 1903; Lemaitre J., Fenelon, P., 1910; Cherel A., Fenelon au XVIII siecle en France (1715-1820), P., 1918.

ФЕОГНИД

ФЕОГНИД (Теогнид) из Мегар - греческий лирик VI в. до н. э., отразивший в своем творчестве ожесточенную классовую борьбу периода революций, к-рые положили конец родовому строю и привели к созданию античного общества. Представитель родовой аристократии, Ф. был изгнан из родного города и скитался по разным областям Греции. Пессимизм и отчаяние разбитой аристократии, ненависть к демосу - «подлым», к богатеющим горожанам и их вождям - «тиранам» Ф. облек в форму коротких нравоучительно-политических «элегий», застольных стихотворений. Элегии эти обращены к мальчику Кирку, к-рого Ф. по старинному дорийскому обычаю «наставляет» в основных принципах аристократической этики, но традиционные нравоучения греческой гномики перемежаются с острыми взрывами политической озлобленности и жажды мщения. Лирика Ф. являет собою один из ярчайших в мировой литературе образцов аристократической классовой ненависти и презрения к «черни». Призывая к консолидации аристократии, Ф. ополчается против браков между разоряющейся знатью и богатыми представителями «худородного» демоса, в результате чего «порода граждан тускнеет», биологически «ухудшается» - «эвгеническая» теория, обратившая на Ф. внимание Фр. Ницше и фашистских теоретиков «расизма». Элегия Ф. пользовалась широкой популярностью у афинской аристократии и служила материалом для застольного пения; имя автора стало почти собирательным для «застольной» поэзии, и дошедший до нас сборник представляет собою в сущности «пировой песенник», который содержит очень большое количество стихотворений, не принадлежащих Феогниду и относящихся к разному времени.

Библиография:

Elegies of Theognis..., commentary el appendies by T.; Hundson-Wiliams, N. J., 1910; Diehl E. Anthologica Graeca, Lpz., 1925. Переводы из Ф. на русск. яз.: Алексеев В., Древнегреческие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1895; Вересаев В. В., Эллинские поэты, Полн. собр. сочин., т. Х, М., 1929.

ФЕОКРИТ

ФЕОКРИТ (Теокрит) - греческий поэт III в. до н. э. - один из наиболее выдающихся представителей литературы раннего эллинизма. Основные литературные тенденции этого периода - отход от политических и гражданских тем, стремление замкнуться в тесный круг интимных, домашних переживаний, чувствительное восприятие природы, рост интереса к мелким деталям быта, к маленьким людям - идеализированным носителям субъективного мира, свободного от общественных связей, - все это находит в Ф. поэтического выразителя. Деятельность Ф., как и большинства эллинистических писателей, протекает в различных концах греческого мира (Сиракузы, Александрия); одно время Ф. жил на острове Косе, центре нового литературного направления, культивировавшего малые поэтические жанры. Ф. - создатель греческой идиллии. Идиллии Ф. распадаются на три основные категории:

1) небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в к-рых мифологические фигуры низводятся до уровня интимной поэзии («Геракл-младенец», «Свадебная песнь в честь Елены» и др.), - здесь Ф. соприкасается с распространенным в эллинистической поэзии жанром «малого эпоса» («эпиллий»); мир служит лишь стержнем для описаний природы, бытовых картинок или чувствительного лиризма;

2) мимические сценки, в к-рых изображаются низшие слои городского населения («Сиракузянки», «Любовь Киписии», «Волшебницы»);

3) «буколические» стихотворения - здесь полнее всего обнаруживаются специфические особенности творчества Ф.: фольклорная маска «пастухов» с их перебранками, «состязаниями» и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта.

В некоторых идиллиях под «пастушеской» маской скрываются поэты, современники Ф. Он создал нежный, певучий стих, широко использовав стилистические приемы фольклорной песни (параллелизм, рефрен и т. д.) и эолийской лирики (Сапфо, Алкей); контраст между культурным уровнем автора и его персонажами подчеркивается введением реалистически бытовых моментов, а иногда даже и пародийных черт в изображение любовного томления («Жнецы», «Кикнон»), Средством контрастирования является язык, пользующийся различными диалектами (гл. обр. дорийским), притом в искусственной, далекой от обыденной речи форме. Античные продолжатели Ф., в том числе Вергилий, усилили «чувствительную» сторону буколической поэзии в ущерб иронической и реалистической стороне творчества Ф.; эти последние вызывали отрицательное отношение и в эпоху классицизма (Фонтенель), когда пастухи Феокрита казались слишком грубыми по сравнению с Вергилием, между тем как просветители в XVIII в. превозносили Феокрита за его «естественность».

Библиография:

I. Bucolici Graeci, ad. by V. v. Wilamowitz-Moellendorf, Oxford, 1910; Legrand P. E., Bucoliques Grecs, 2 vls, P., 1925-1927; Idylls, ed. dy E. V. Cholmeley, L., 1919; Two Theocritus papyri, ed. by A. S. Hunt a J. Jameson, L., 1930. Русские переводы: Янчевецкий Г. А., Идиллии Феокрита. С предисл. Сочинения Феокрита. Характеристика его сочинений, «Филологич. записки», 1875, вып. 5, 1876, вып. 4 и отд. изд.: Воронеж, 1876 (пер. размером подлинника); Сиротинин А. Н., Стихотворения Феокрита. Стих., пер. с предисл., «ЖМНП», 1890, №№ 10-12, и отд. изд.: СПБ, 1890; Отдельные идиллии в пер. Л. Мея («Сын отечества», 1852, №№ 2, 8, 29, 35; «Б-ка для чтения», 1856, №№ 3, 5, 1858, № 9, и в «Полн. собр. сочин.», М., т. II, СПБ, 1887); В. Л (атышева), Из Феокрита. Идиллии IV, V, XIX, XX, «Ученые зап. Казанск. имп. ун-та», 1891, № 1 (и отд. изд.: Казань, 1891), Идиллии VIII, XXI, там же, 1891, № 2. Scholia in Theocritum votera, rec. c. Mendel, Lpz., 1914; Legrand P. E., Etude sur Theocrite, P., 1898; Vilamovitz-Moellendorf U. V., Die Textgeschichte der griechischen Bukoliker, B., 1906; Rostagni A., Poeti ale sandrini, Torino, 1916; Bignone E., Teocrito, Bari, 1934.

II. Никитин П. В., Об основах для критики текста эолических стихотворений Феокрита, Киев, 1876; Вульфиус Г., Александрийские этюды. I. К биографии Феокрита, «ЖМНП», 1892, № 3.

III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 86-87, 289.

ФЕРЕКРАТОВСКИЙ СТИХ

ФЕРЕКРАТОВСКИЙ СТИХ - один из логаэдических стихов в античном стихосложении, названный по имени поэта Ферекрата. Он представляет собой два трохея в соединении с дактилем, к-рый может быть на первом или на втором месте: ?UU?U?U или ?U?UU?U. Условно первая форма называется Ф. I, а вторая - Ф. II. Встречаются и усеченные на слог Ф. формы: ? UU ? U ? или ? U ? UU ?. Ф. употребляются в античной лирике и драме.

ФЕРНАНДЕС

ФЕРНАНДЕС Флорес Венсеслао (Wenceslao Fernandes Flores) - современный испанский писатель, отразивший послевоенный скептицизм и разочарование буржуазии. В своих юмористических фельетонах, новеллах и романах Ф. затрагивает самые разнообразные стороны испанской общественной жизни, то иронизируя над ними, то давая их карикатурное изображение, но никогда не подымаясь до серьезной критики основ буржуазного общества. В попытке широкого обобщения (Las siete columnas, 2 ed., 1926) морального кризиса буржуазии он подвергает иронической критике милитаризм и шовинизм, но в то же время выступает против коммунистических идей. В некоторых произведениях Ф. сказывается сильное влияние фрейдизма (напр. в «Нечестивом рассказе» - Relato immoral, 1927, и др.). К лучшим книгам, кроме названных, следует отнести: «Вольворета» (Volvoreta, 1917), «Очки дьявола» (Las gafas del Diablo, 1918), «Тайна синей бороды» (El secreto de Barda Azul, 1923). В гражданской войне Ф. стоит на стороне народного фронта, но активно ничем себя не проявил.

Библиография:

Cansinos Assens R., La nueva literatura, IV, Madrid, 1927.

ФЕРНАНДЕС И ГОНСАЛЕС

ФЕРНАНДЕС и ГОНСАЛЕС (Manuel Fernandez y Gonsalez, 1821-1888) - испанский писатель, тяготевший к традиционным идеалам феодальной и католической Испании. Начав как поэт (Poesias varias, 1858 и др.), Ф. и Г. скоро избрал своей основной специальностью роман - исторический (Martin Gil, 1850-1851; Meu Rodriguez de Sanabrio, 1853; El cocinero de su Majestad, 1857) и бытовой (Los hijos perdidos, 1866, Maria, 1868). Неисчерпаемая изобретательность, яркость описаний, занимательность сюжета, стремительность развивающегося действия делают его одним из лучших подражателей Дюма (см.). Однако поверхностная характеристика действующих лиц, пренебрежение к вопросам стиля, а также чрезмерное обилие фантастических эпизодов в значительной степени снижают художественные достоинства большинства его романов. Отрицательные стороны творчества Ф. и Г. объясняются гл. обр. исключительной поспешностью и плодовитостью Ф. и Г. - им написано около трехсот романов, занимающих пятьсот томов.

Библиография:

Sanches Perez, F. y G., «Ilustracion iberica», 1888; Machado M., La guerra literaria, Madrid, 1913.

ФЕРРАРИ

ФЕРРАРИ Паоло (Paolo Ferrari, 1822-1889) - итальянский комедиограф. Р. в Модене. С 1860 - профессор истории Миланской академии. Слава Ф. зиждется гл. обр. на его блестящей исторической комедии «Goldoni e le sue sedici commedie nuove» (Гольдони и его 16 новых комедий, пост. 1852, отд. изд. 1854; русск. перевод П. Рождественского, Под редакцией и с предисл. проф. А. Веселовского под заглавием «В борьбе за идею», М., 1900). Героем комедии выступает Карло Гольдони, великий итальянский комедиограф XVIII в. Его образ очерчен с большим искусством. Но для Феррари Гольдони был не только «реформатором итальянской комедии», а прежде всего борцом против аристократии, поэтом-гражданином, окрыленным демократическими идеалами. Теми же антифеодальными и демократическими тенденциями пронизана и другая выдающаяся историческая пьеса Ф. - «La satira e Parini» (Парини и сатира, пост. 1856, изд. 1858), героем к-рой выступает поэт-сатирик XVIII в. Джузеппе Парини (см.). Изображая, как и пьеса о Гольдони, борца поднимающейся против господствующей знати демократии, эта вторая комедия была вместе с тем пьесой патриотической, призывавшей к освободительной борьбе против австрийского ига. Обе комедии имели шумный успех. В ряде пьес на темы из современной жизни Ф. изображает быт и мировоззрения людей «пошлого поколения», сложившихся в период, последовавший за разгромом национально-освободительного движения 1848. Культ личных интересов, карьеризм, нигилистический скептицизм, погоня за наслаждениями - таковы черты их морального облика (комедии «Проза» (Prosa, изд. 1859), «Женщина и скептик» (La donna e lo scettico, 1864) и др.). Ф. противопоставляет их пошлой «морали» идею гражданского долга, мораль деловитости, трудолюбия и семейности. Перу Ф. принадлежит также значительное количество пьес на диалектах. Испробовал он свои силы, хотя и с меньшим успехом, в жанре социальной комедии a these в духе современных французских драматургов (Ожье, Дюма, Сарду). Ф. - искусный комедиограф. Его лучшим произведениям свойственна занимательность завязки, живость диалогов, умелая разработка характеров и сценических положений.

Библиография:

I. Opere drammatiche, 15 vv., Milano, 1877-1884.

II. Ferrari V. Paolo Ferrari, la vita, il teatro, Milano, 1899 (дана литература); Castrucci C., Il teatro de P. Ferrari citta di castello, 1898; Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. I, М., 1916.

ФЕРРЕЙРА ДЕ КАШТРУ

ФЕРРЕЙРА де КАШТРУ Жузе Мариа (Jose Maria Ferreira de Castro, 1898-) - один из значительнейших писателей современной Португалии. В молодости эмигрировал в Бразилию в поисках средств к существованию, бродяжничал там, испытал всю тяжесть работы по добыванию каучука и хорошо изучил условия труда и социальные отношения на бразильских плантациях. После мировой войны вернулся в Португалию и занялся сперва газетной, потом лит-ой работой. За несколькими книгами повестей и рассказов с яркой социальной окраской последовал роман «Эмигранты» (Emigrantes, 1928), выдвинувший Ф. де К. в первые ряды молодых писателей. Роман посвящен разоблачению рабских условий труда на кофейных плантациях Бразилии. Хищнической эксплоатации добывания каучука в лесах Амазонки посвящен следующий роман «Лес» (A selva, 1933). Оба эти романа являются резким протестом против колониального рабства.

Прекрасное знание всей описываемой обстановки позволило Ф. де К. нарисовать ряд картин значительной яркости и силы. Жестокий реализм в показе человеческого существования он сочетает с восторженным описанием тропического пейзажа. Следует также отметить мастерство Ф. де К. в живом и интенсивном развитии сюжета.

Библиография:

I. Эмигранты (Отрывки из романа), «Интернациональная литература», 1934, № 3.

II. Varios estudos sobre Ferreira de Castro e sua obra, Porto (s. d.).

ФЕРРИ

ФЕРРИ Габриель (Louis Gabriel Ferry de Bellemare, 1809-1852) - французский писатель 40-х гг., один из создателей жанра авантюрно-колониального романа (не смешивать с Габриелем Ферри, незначительным литератором 70-80-х гг., автором книг о Бальзаке, Дюма и др.).

Сын крупного негоцианта, Ф. в 1830 был послан отцом в Мексику с коммерческими поручениями. В 1840 он вернулся и, не оставляя торгового дела (с 1844 он стал главным директором большой фирмы), приступил к печатанию в «Revue des Deux Mondes» серии очерков и романов из мексиканской жизни. Вышедшие отдельным изданием позже, в годы подготовки мексиканской авантюры Наполеона III, они принесли Ф. посмертную славу. Живые описания полудикой богатой страны, настоящего рая для авантюристов всякого рода, так же как обаятельные образы повелителей мексиканских лесов, бесстрашных канадских охотников, французов по крови, искателей приключений по призванию, сказочно богатых золотоискателей и т. п., сыграли свою роль в разжигании колониальных вожделений в эпоху II Империи. В 1851 Ф. уехал в золотоносную Калифорнию, получив от Луи Бонапарта официальное поручение защищать интересы французских эмигрантов. На этом его карьера оборвалась: трагическая катастрофа (пожар на море) пресекла жизнь писателя.

Не лишенный наблюдательности, знавший цену обдуманной композиции и сжатости повествования, Ф. в несравненно большей степени художник, чем его подражатель и вульгаризатор Эмар (см.), широко использовавший тематику и излюбленные типы Ф. На русский язык Ф. усиленно переводился в период 1847-1853 (переводы в «Современнике», «Москвитянине» и др. журналах). Отдельные произведения, перешедшие в разряд юношеской литературы, издавались и в XX веке.

Библиография:

I. Le dragon de la Reine, ou Costal l’Indien, 1855 (много переизданий); Le coureur des bois, 1853, в журн. и брюссельск. изд. в 1850; то же, Scenes de la vie mexicaine, 1854; Les Revolutions du Mexique, avec une preface de George Sand, 1864. На русск. яз. переведено: Лесной бродяга. Роман, 3 тт., СПБ, 1901 (ранее под назв. «Лесной скиталец», Одесса, 1883); «Обитатель лесов», СПБ, 1872; Косталь-индеец. Роман, СПБ, 1911 и др.

II. Topin M., Gabriel Ferry, в его кн.: «Romanciers contemporaine», P., 1876.

ФЕРСГОФЕН ВЕРСГОФЕН

ФЕРСГОФЕН (Версгофен) Вильгельм (Vershoffen, 1878-) - немецкий писатель. Крупный капиталист, идеолог трестированного капитала. До мировой войны печатался в журнале «Quadriga» (Jena, 1912-1914; возродился под названием «Nyland», Jena, 1918-1921). Повесть Ф. «Волк Фенрис» (Der Fenriswolf) была манифестом группы писателей, связанных с трестами. В этом произведении отсутствуют типы, характеры; вообще человеческая личность - вне поля зрения автора. Повесть смонтирована из деловых документов, газетных сообщений и т. п. Прославление мощи финансового капитала, механизирующего жизнь и сметающего все, что ему сопротивляется, - основная установка книги. С тех же махрово империалистических позиций написаны и другие произведения Ф.: «Канцлер мировой державы» (Das Weltreich und sein Kanzler, 1917) и «Америка» (Amerika, 1917).

Библиография:

Кроме указанных: Rhein und Hudson (Grotesken), Wiesbaden, 1929; Poggeburg, Lpz., 1934, и др. Переводы на русск. яз.: Волк Фенрис (финансовая повесть). Текст и комментарии, Гиз, М. - Л., 1927 (Рабочая биб-ка по литературе для школ II ступени. Под редакцией В. М. Фриче); Канцлер мировой державы. Роман, изд. «Сеятель», Л., 1924.

ФЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕФЕР

ФЕФЕР Исаак Соломонович (1900-) - еврейский поэт. Р. на Киевщине. Член ВКП(б), был в ВУСПП с 1928, руководитель ее еврейской секции. Член президиума ССП УССР и член правления ССП СССР. Первая книжка стихов «Schpener» (Киев, 1922), в основном еще подражательная, уже заключала в себе стремление Ф. к созданию политической лирики. Следующие книги Ф. - «Wegen sich un asoine wi ich» («О себе и таких, как я», Киев, 1924), «A steinzu a schtein» («Камень - камню», Киев, 1925), «Proste teid» («Простые слова»), Киев, 1925) - были значительным явлением для еврейской советской поэзии тех лет: острая политическая направленность, реализм и простота поэтического слова были отличительными чертами этих книг. Стремление отозваться на актуальные политические явления, на процессы социалистического строительства и социалистической борьбы характеризует и все дальнейшее творчество Ф. Эти мотивы заполняют его книги: «Bliendige Misten» («Расцветающий мусор», Харьков, 1926) - о возрождающемся еврейском советском местечке, «Gefundene funken» («Найденные искры». Киев, 1928), «Geweten» («Соревнование», Киев, 1930), «Plakaten of bronze» («Плакаты на бронзе», М., 1932), «Kraft» («Сила», Киев, 1937) и др. Попытки Ф. создать большие поэмы не увенчались успехом. Феферу принадлежит большая поэма «Plasten» («Пласты», Харьков, 1932), посвященная Днепрострою. В последнее время Ф. успешно работает над поэмой «Граница», посвященной теме защиты родины. В 1939 награжден орденом «Знак Почета». Книги Ф. вышли в переводе на русский, украинский и ряд других языков.

Предыдущая страница Следующая страница