Наши партнеры
Статьи на букву "И"
ИГРА - один из видов деятельности, значимость к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, к-рые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. |
Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению. |
Игра ролевая - совместная групповая игра, в к-рой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях. |
Игра символическая - игра, в к-рой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме. |
Игра сюжетная - игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. |
Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку. |
Идентификация (от позднелат. identifico - отождествлять) - защитный механизм, при к-ром человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу. |
Идентификация коллективистская - форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при к-рой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других. |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - приобретение ребенком психол. черт и особенностей поведения человека того же или др. пола. |
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. |
Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. У детей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недоступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, формирование элементарных навыков самообслуживания и гигиены. |
Изоляция, отчуждение - способ психол. защиты, проявляющийся в том, что травмирующие человека факторы обособляются и локализуются внутри сознания и там блокируются. Явления раздвоения (расщепления) личности м. б. связаны с такой защитой. |
Имаготерапия - использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации. |
Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) - выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспомогательных школах. |
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image - образ) - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. При формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими. |
ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens - свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) - внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности. |
ИМПЕРАТИВНЫЙ (от лат. imperativus - повелительный) - не терпящий возражений, не допускающий выбора. |
ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления. |
ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном. |
ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап- пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап - мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап - публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Четвертый этап - осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И. п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи. |
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА - часть базисного учебного плана, не подлежащая изменениям на местах. И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создает единство образовательного пространства на территории страны. |
ИНВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - пед. истины, не подлежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С. Френе, к-рый разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто - ни ребенок, ни взрослый - не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма. |
Инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) - перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан. |
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) - ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители находятся в это время в непосредственной близости. |
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - приставка со значением отрицания, determino - определяю) - философская теория, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли». |
1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью - понятием, указывающим на отличие человека как личности и как И.); 2) отдельный представитель человеческой общности. |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. |
ИНДИВИДУАЛИЗМ - черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму. |
Индивидуализм нравственный - внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллектуально-нравственной свободы; на творческом самовыражении, развитии способностей и дарований. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. И. проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания. |
Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.) - Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ - совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. |
ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens - безразличный) - нейтральность, равнодушие, безучастность. |
ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initio - начинать, посвящать в таинство; initiatio - совершение таинств). Комплекс действий (в основном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса человека (напр., конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация). Инициируемый, став членом к.-л. замкнутого объединения, приобретает новые особые знания, а также функции или полномочия. В узком значении И. - посвящение подростков, характерное главным образом для первобытной культуры, во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл. |
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств. |
Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением - введение в управленческий цикл таких изменений, к-рые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов. |
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деятельности - педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования - единичные и диффузные; по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. |
ИНСАЙТ (от лат. insight - постижение, озарение) - внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса. |
ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer - целый) - процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения. |
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - умственные способности человека; ум. |
ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quotient - IQ) - количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И. к. имеет следующий вид: Умственный возраст И к. = * 100. Хронологический возраст Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50-75 % - для дебилов, 25-50 % - для имбецилов, ниже 25 % - для идиотов. |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ - сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И. п. проявляется в недостаточной сформированное™ интеллектуальных умений, негативном отношении к умственному напряжению, использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач. |
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, знающий) - совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален. |
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. - кооперация и конкуренция. |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ - активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения. |
ИНТЕРВЬЮ (от лат. interview - беседа, встреча) - способ получения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов. |
ИНТЕРЕС - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности. |
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interioris - внутренний) - переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. - одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жане, Ж. Пиаже. |
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter - между, ferens (feretis) - несущий) - снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками. |
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono - громко произношу) - совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя. |
ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) - свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, к-рый по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности - интровертов и экстравертов. Согласно 3. Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом. |
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями). |
ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio - пристально смотреть) - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. |
Интуиция педагогическая - быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации. |
ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии, причинами к-рого, как правило, являются инфекционные заболевания, интоксикации, неполноценное питание и т.п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспитания) и психофизический. |
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - процесс повышения значимости информации и знаний, широкое распространение информационных методов во всех сферах жизни общества. |
Информатизация (компьютеризация) обучения - использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования. |
Информатизация образования - массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых. |
ИНФОРМАТИКА - научное направление, занимающееся изучением законов, методов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и др. технических средств; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обеспечение, искусственный интеллект и др. |
Информационные технологии - методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. |
Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к-рые стоят на пути распространения информации. |
Информационный взрыв - резкое увеличение объема информации, к-рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР. |
Информационный менеджмент - организационное управление работой учебно-воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами. |
Информационный процесс - процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных. |
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. И. как продукт производства обладает следующими особенностями: не уменьшается при потреблении, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, одновременно ее могут использовать многие потребители, может производиться в неограниченных масштабах, так как потребность в И. не имеет пределов. |
Информация в управлении - совокупность сведений, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. И. в у. должна быть объективной, своевременной, разносторонней. |
ИНФОСФЕРА - глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обеспечивающими их разработки и эксплуатацию. Термин ввел А. П. Ершов. |
ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ - совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информационную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функционирование: библиотечное дело, издательское дело и полиграфическая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т. д. |
ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пед. исследований: эмпирический - устанавливаются новые факты в пед. науке; теоретический - выдвигаются и формулируются основные, общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологический - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования пед. явлений, построения теории. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (от лат. pro - вперед, longys - долгий, дальний)- исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета. |
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ - отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. |