Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Скачать android.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЕЖДЕНИЕ

1) метод воспитания, представляющий интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения, У. основано на осмысленном принятии человеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в научной полемике и в воспитании; 2) осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. Система У. человека отражает его мировоззрение; 3) процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СОЧЕТАНИИ С РАЗУМНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬЮ К НЕМУ

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему - принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).

УМ

УМ (умственные силы) - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле - совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Умения педагогические - совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием пед. самоанализа.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, при к-рой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. У.: индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

УНИКАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УНИКАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - формирование широкого многообразия различных учебных заведений с собственной пед. концепцией и значительным количеством педагогов, работающих по авторским программам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ - 1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ -ценности, нормы, принципы управления вместе с характерными для данного учебного заведения обычаями, традициями, ритуалами.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД - труд по организации и осуществлению процесса управления совместной деятельностью коллектива.

УПРАЖНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.

УПРЯМСТВО

УПРЯМСТВО - отрицательная особенность поведения человека (переходящая в черту характера), выражающаяся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям др. людей.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ

1) установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2) степень сложности задач, выбираемых человеком, уровень трудности целей, на достижение к-рых претендует индивид; 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой др. людей или самим собой в иной период жизни.

УРОК

УРОК - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при к-рой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип У. может иметь нескольких разновидностей. Напр.: тип урока - объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.

УРОК ТРАДИЦИОННЫЙ

Урок традиционный - урок, к-рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

УСВОЕНИЕ

УСВОЕНИЕ - овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение).

УСТАВ ШКОЛЫ

УСТАВ ШКОЛЫ - свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА - готовность к определенной активности, возникновение к-рой зависит от наличия следующих условий: актуальной потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях. Одно из профессионально значимых личностных качеств учителя.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления У. д.: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи, практическое ее осуществление, контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА - цель, к-рую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие У. з. от др. заключается в том, как считал Д. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, к-рые в последующем успешнее им решаются. У. з. решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в У. з. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, к-рое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения У. з. Творческий подход к поставленной У. з. невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления различных способов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упражнять в решении разнообразных У. з., развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации.

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА - творческая задача, к-рая уже решена учеными, но является новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативный документ, в к-ром определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

УЧЕБНИК

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ - литература, содержащая систематизированные, изложенные в доступной форме сведения научного или прикладного характера, и предназначенная для преподавания и изучения.

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью к-рых учащиеся решают учебные задачи. К У. д.относятся: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3) специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ - конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т. д.

УЧЕБНЫЙ БАЗИСНЫЙ ПЛАН

1) полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определенном этапе получения образования; 2) основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. У. б. п. содержит вариативную часть, учитывающую наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей, традиций, а также специфику школы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе к-рого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение).

УЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ - особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР

УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР - учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков). Понятие введено К. Роджерсом.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823 - 1870) - великий русский педагог, один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основой пед. системы У. стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.

Предыдущая страница Следующая страница