Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Сани

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Сани

[Сани] - ? (1):

Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю. 23-34.

1. Зимняя повозка на двух полозьях.

1146: И бысть многое множество вои идоша к Галичю на Володимирка; и бысть дожчь и стече снѣгъ божиимъ промысломъ, и тако идяху на колихъ и на санехъ. Ипат. лет., 319 (XV в.). 1277: И избиша ѣ всѣ, а другиѣ изоимаша и в городъ ведоша, а Тюима на санехъ везоша: бѣ бо раненъ велми. Там же, 877. Рече: даи мудрому вину, и он премудрее явится; а безумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязавъ на санех, не отъимеши безумия его. Посл. Дан. Заточ., 65 (XVII в. ← XIII в.).

Ср. Даль (ТСЖВЯ): Сани - вообще, полозья, на коих скользит, едет груз ... || Зимняя, езжалая повозка на полозьях.

|| Сани как мера количества товара.

А у Торопчи урока 40 гривенъ и 15 лисиць и 10 черныхъ кунъ ... трои сани рыбы, полавачникъ. Уставная грам. 1150 г. ДАИ, I, 8.

2. Сани как принадлежность и символ похоронного ритуала.

Святополъкъ потаи съмьрть отьца своего ... и въ ковъръ обьртѣвъше, съвѣсивъше ужи на землю, везъше на саньхъ, поставиша и въ церкви святыя богородица. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 9 а-б (XII в. ← XI в.). Посемь възьмъше Глѣба въ рацѣ камянѣ, въставивъше на сани, и имъше ужи повезоша. Там же, 20 г. 1054: Всеволодъ же спрята тѣло отца своего, възложьше на сани, везоша и́ Кыеву, попове поюще обычныя пѣсни. Пов. врем. лет, 108 (1377 г. ← нач. XII в.). 1078: И вземше тѣло его (Изяслава), привезоша и́ в лодьи, и поставиша противу Городьцю ... и възложивше тѣло его на сани повезоша и́. Там же, 133. 1288-1289: И тако преставися благовѣрныи христолюбивыи великии князь Володимѣръ ... и увиша и́ оксамитомъ со круживомъ, якоже достоить цесаремь, и возложиша и́ на сани и повезоша до Володимѣря ... и тако поставиша и на санѣхъ во церкви! Ипат. лет., 918-919 (XV в.).

∆ Приказали ему попы соборныя тотъ часъ на саняхъ привести ко тоя церкви соборныя, поставить тело на паперти. Кирша Д., 92.

Сѣдя на санѣхъ - приближаясь к смерти, находясь одной ногой в могиле.

Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади. Поуч. Вл. Моном., 153 (1377 г. ← нач. XII в.). Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да на санех сѣдя, безлѣпицю си молвилъ. Там же, 153.

Ср. Д. Н. Анучин (Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. М., 1890, с. 1-2): „Употребление саней при похоронном обряде не только зимой, но и летом было делом обычным в допетровской Руси, особенно в княжеском и царском обиходе... В данном случае под «санями» следует разуметь какую-то особую повозку на колесах, - мнение, разделявшееся, между прочим, Успенским (в его «Опыте о русских древностях») и Котляревским (в его сочинении «О погребальных обычаях славян»)". С. 30: „Успенский («Опыт повествования о древностях русских». Изд. 2-е, ч. 1. Харьков, 1818, стр. 140, примеч.) считает, что «слово „сани" имело в древности троякое знаменование: 1) означало обыкновенный простой зимний экипаж; 2) одр или повозку, на которой относили или отвозили к погребению покойников и, наконец, 3) род носилок, на коих нашивали иногда знаменитых особ, а особливо женского пола»". С. 38: „Сани вообще составляли, по-видимому, в древности наиболее парадный царский экипаж, и только к концу XVII в. с ними стали соперничать кареты". С. 71: „Сани (дровни) развились из волокуши и были древнейшей повозкой. ... В некоторых странах, особенно в России, сани продолжали еще долго играть роль наиболее распространенной повозки, которой пользовались и летом, особенно в болотистых, лесистых и гористых местностях, где сани употребляются местами в летнее время года еще и теперь. Кроме того, при несовершенстве тряске) колесных экипажей и их дороговизне санями продолжали пользоваться летом еще долго и в городах во всех тех случаях, когда требовалось более покойное и солидное, хотя и медленное передвижение. Употребление саней при похоронном обряде могло обусловливаться, кроме того, большей древностью их, чем колесницы, а равно практиковавшимся ранее обычаем оставлять сани на могиле, что в применении к телеге или колеснице было менее удобно, вследствие ее большей ценности и редкости в прежнее время. ... Особенность русских (по крайней мере великокняжеских и царских) похорон состояла еще в том, что сани служили и носилками для несения тела (и гроба умершего), а иногда и для несения сопровождавшей гроб вдовы покойного". Л. Нидерле (Славянские древности. М., 1956, с. 358-359): „На своей прародине славяне пользовались только санями. Это был первый вид их транспорта, древность которого подтверждается тем, что сани являются у славян обязательным составным элементом некоторых старинных обрядов (например, похорон и свадеб), даже в летнее время, когда сани вообще не употребляются. ... Термин «сани» (мн. ч.) является древним славянским названием, и интересно то, что сходное слово встречается в древнем греческом языке у Гесиода в форме σηνικη (σανικη), я полагаю, что это слово было заимствовано купцами, приходившими в славянские области, теми самыми купцами, которые принесли в греческий и латинский языки славянские слова вевера - лат. vivera и куна - греч. καυνακη".

3. ● Сани съ нарядомъ - стенобитное орудие, таран.

Татарове же возбаяшася видя Еупатии крепка изполина. И наводиша на Еупатиа множество саней с нарядом, и едва одолеша его. Пов. о Ник. Зараз., 315 (кон. XVI - нач. XVII в. ← XIV в.).

◊ Сани - им. пад.

См. комментарий к словам дебрьскъ, [кисаню] и слово [санъ].

В начало словаря