Статьи на букву "А"
1) условное сокращение слов в нотном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов или целыми словами. |
Абстрагирование - прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их схемы. |
Абстракция - процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий. |
Абстракция отождествления - отвлечение от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет обобщать или объединять их в некоторые классы (множества) и исследовать такой идеальный объект, который становится представителем классов и позволяет переносить полученные данные на весь класс. |
Автореферат - это особый вид научного произведения, представляющий собой, как бы, информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат служит средством информирования широкой научной общественности о полученных научных результатах и введении их в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы диссертации, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования. |
Авторская программа - документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания. Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) - форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения - автор передового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы-семинара о своем опыте и демонстрирует его в процессе проведения открытых уроков, других занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны. |
Авторский лист - единица измерения текста и изобразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах устанавливается объем произведений в издательских договорах. Обычно авторский лист (а.л.) в научно-педагогических и других работах равен 40 000 печатных знаков. |
Адекватный (от лат. adaequatus - приравненный) - соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватными считаются образ, знание, которые соответствуют своему оригиналу-объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. |
Академизм (от фр. academisme) - 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) оторванность науки, искусства, образования от жизни общества, практики. |
Академик - действительный член Академии наук. Избирается Общим собранием Академии. |
Академическое издание - содержит научно выверенный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Так же называются и другие издания, публикуемые академиями. |
Академия (от гр. - akademia) - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. |
Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике, которая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности. |
Аксиома - утверждение, доказательство истинности которого не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. |
Аксиоматический метод - способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. |
Активизация (от лат. activus - деятельный) - 1) усиление, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям; 2) пед. мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося. |
Актуальность исследования - указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время. |
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). |
Алфавитно-предметный указатель - указывает, где и что можно найти на страницах диссертации, существенно облегчает ориентировку в ее содержании. |
Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. |
Анализ продуктов деятельности - метод непосредственного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. |
Анализ результатов - один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельности. |
Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает. |
Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также - при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. |
Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на, специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования, вопросы. |
Аннотация (от лат. annotation - примечание, пометка) - краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. |
Антитезис (от гр. antithesis - противопоставление) -логическое суждение, противопоставляемое тезису. |
Апория (от гр. непроходимость) - неразрешимая с точки зрения логики проблема, в основе которой обычно лежит парадокс. |
Аппроксимация (от фр. - приблизительная оценка, лат. - приближаться) - приближенное выражение сложной величины объекта через другие, более простые величины, объекты. |
Апробация - одобрение, утверждение после проверки, испытания. |
Аргумент - 1) в логике - суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказательство в целом; 2) в математике и математической логике - независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката. |
Аргументирование - это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов). |
Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. |
Аспирант (от лат. aspirans - стремящийся к чему-либо) - лицо, готовящееся к педагогической и научной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах. |
Аспирантура - форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, которые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и обладают соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах. |