Литературный энциклопедический словарь
НАРОДНИЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРО́ДНИЧЕСТВО и русская литература. Н. как «идеология… крестьянской демократии в России» (В. И. Ленин, т. 22, с. 304) оказало значительное влияние на русский литературный процесс. Истоки Н. относятся ко времени революционной ситуации 1859 — 1861, когда под влиянием «Колокола» и «Современника» демократическая интеллигенция искала пути для революционной пропаганды в народе. Считая своими идейными учителями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, представители революционного Н. рассматривали литературу и публицистику как важное средство общественного воздействия. Лежащие в основе народнического мировоззрения критика крепостнических пережитков и нарождающихся капиталистических отношений, уверенность в необходимости коренных социальных преобразований нашли отражение в прозе писателей-народников Н. И. Наумова, Н. Н. Златовратского (роман «Устои»), Н. Е. Каронина-Петропавловского, П. В. Засодимского, Ф. Д. Нефедова, А. И. Эртеля, Н. Ф. Бажина, И. В. Омулевского, С. Н. Терпигорева и др., уделявших основное внимание особенностям миросозерцания русского крестьянства, его общинным учреждениям, в которых они нередко видели отправную точку для социалистических преобразований. Изучение реальной крестьянской жизни приводило лучших представителей литературы Н. к правдивому отражению социальных противоречий деревни, раскрытию хищнической сути кулачества, к отказу от идеализации общины; в крестьянской массе они обнаруживали, с одной стороны, косность и рабское терпение, а с другой — стихийное бунтарство (Г. И. Успенский, цикл очерков «Власть земли»).

Наиболее распространенными жанрами прозы Н. стали публицистический роман, бытовые и этнографические очерки, сцены из народной жизни, в них преобладали конфликты социальные, а не психологические. Народные массы и духовные искания интеллигента-разночинца, испытывающего чувство морального долга перед народом и готового к жертвенному подвигу ради народного счастья, — в центре многих произведений писателей-народников. В качестве литераторов выступали многие непосредственные участники революционного движения 70—80‑х гг., создавшие в своих произведениях образ революционера-народника (очерки С. М. Степняка-Кравчинского и его роман «Андрей Кожухов», повести «Василиса» А. А. Арнольди, «Булгаков» Ф. Н. Юрковского, стихи П. Л. Лаврова, Г. А. Мачтета, С. С. Синегуба, П. Ф. Якубовича). Позднее некоторые из народников описали свою революционную деятельность в художественных мемуарах («Повести моей жизни» Н. А. Морозова, «Запечатленный труд» В. Н. Фигнер, «Воспоминания чайковца» Синегуба и др.).

Проникнутая романтикой революционной борьбы, поэзия Н. опиралась на традиции гражданской лирики Н. А. Некрасова, включая в себя и мотивы «каторги и ссылки», жертвенного подвига, характерных для поэзии декабристов (см. Декабристская литература), — стихи Морозова, Ф. В. Волховского, Фигнер и др. Близость к фольклорной поэтике, традиционность стихотворной формы определяли доступность поэзии Н. широким массам. Многие стихи поэтов-народников стали популярными революционными песнями, а поэзия Н. оказала влияние на пролетарскую поэзию 90‑х гг. XIX в. Народнические мотивы встречаются в творчестве С. Я. Надсона, А. Н. Плещеева, В. М. Гаршина, К. М. Станюковича, Д. Н. Мамина-Сибиряка, которые не были непосредственными участниками движения. Те или иные стороны народнического движения нашли отражение с разных идеологических позиций в романах И. С. Тургенева «Новь», Ф. М. Достоевского «Бесы», в стихах Я. П. Полонского («Узница»), произведениях В. Г. Короленко («Чудная», «История моего современника»). Стремление писателей, близких по мировоззрению к консервативным взглядам и настроениям, развенчать революционное Н. выразилось в «антинигилистическом романе».

В легальной печати 60—80‑х гг. органами литературного н. были журналы «Отечественные записки», «Дело», «Слово», газета «Неделя», в конце XIX — начале XX вв. — журналы «Русское богатство» и «Заветы». Стихи поэтов-народников публиковали нелегальные газеты «Земля и воля», «Народная воля», а также органы вольной русской прессы за рубежом — журналы и газеты «Вперед», «Набат», «Община», «Работник», в 900‑х гг. — эмигрантские органы эсеров газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции», с которыми были связаны Н. К. Михайловский, Якубович и др.

В области литературной критики и публицистики с позиций Н. выступали П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский, Н. В. Шелгунов, М. А. Протопопов, А. М. Скабичевский, Р. В. Иванов-Разумник и др. Первую попытку марксистского анализа литературы Н. предпринял Г. В. Плеханов («Народники-беллетристы», Соч., 2 изд., т. 10), отметивший ее правдивость и демократизм. Характеристика народнической идеологии дана в работах Ленина («От какого наследства мы отказываемся?», «Две утопии» и др.). В современной критической литературе говорят о Н. как в широком смысле («идеология крестьянской демократии»), распространяя этот термин на весь разночинский этап освободительного движения, так и о Н. в узком смысле — Н. 70—90-х гг. XIX в., отмечая специфические черты его политической программы и стратегии.

Издания:

Вольная рус. поэзия второй пол. XIX в., 2 изд., Л., 1959;

Поэты революц. народничества, Л., 1967.

Литература:

Осьмаков Н. В., Поэзия революц. народничества, М., 1961;

Соколов Н. И., Рус. литература и народничество, Л., 1968;

Спасибенко А., Писатели — народники, М., 1968;

Хорос В. Г., Народнич. идеология и марксизм, М., 1972;

Рус. писатели и народничество. Межвузовский сб., в. 1, Горький, 1975;

Кулешов В. И., История рус. критики XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978;

Виленская Э. С., Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х — нач. 80‑х гг. XIX в., М., 1979.

Б. Ю. Иванов.

В начало словаря