Литературный энциклопедический словарь
СЛОВО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СЛОВО

СЛО́ВО в поэтической речи, основная единица языка (речевой деятельности). С. как лингвистическая единица имеет два аспекта: «план выражения» (физический, звучание) и «план содержания» (семантический, значение). Оба аспекта используются в художественной речи, однако, в разных национальных поэтических системах по-разному.

С. как единица звуковой организации текста. В большинстве поэтических систем в качестве «неканонизированного» (не являющегося необходимым признаком стиха) приема выступает звуковой повтор, т. е. отбор слов внутри стихоряда (или даже строфы) не только по семантическому, но и по принципу звукового сходства или различия. Обычно этот прием заключается в повторении целиком или частично опорных звуков какого-то одного, опорного в семантическом отношении слова.

…Делибаш на всем скаку

Срежет саблею кривою

С плеч удалую башку.

А. С. Пушкин.

При аллитерации аллитерируются, как правило, начальные звуки отдельных слов. Характерно и сближение внутри стихоряда различных в семантическом отношении С. на основе звукового сходства («поэтическая этимология»): «Чудь начудила да меря намерила» (А. А. Блок). О роли С. в звуковой организации стихотворной речи см. также Фоника.

С. как единица ритмической организации стиха. Ритм является результатом взаимодействия метра и акцентной структуры С. и сочетаний С. При этом возникают проблемы двоякого рода:

а) соотнесенность границ стопы с границами С. (проблема словораздела) и

б) соотнесенность стихового (метрического) и словесно-речевого ударения (см. Метр, Ритм). В тоническом стихе метр (если о нем можно говорить в этом случае) взаимодействует уже с членением речи не на С., а на большие единицы — синтагмы и интонационные группы. Когда на безударное в обычной речи С. падает метрическое ударение, создается эффект его семантической выдвинутости.

С. как единица семантической организации стиха. Наиболее обычным способом семантической организации С. в стихе является отбор С. определённой семантической окраски, например «высокого» стиля: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…» (Пушкин). Ю. Н. Тынянов различает основные и второстепенные признаки значения С. (его «обертоны»). В обычной (нестихотворной) речи выбор С. производится почти исключительно по их основным признакам, по вторичной семантической окраске. Эти второстепенные признаки С. внутри стихоряда, взаимодействуя, образуют своеобразный семантический настрой, «насыщенный» контекст, позволяющий даже опускать некоторые С.:

В кабаках, переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву…

А. А. Блок.

В стихе нередко целенаправленно используются С. без основного признака — имена собственные, С. иностранных языков, заумные (см. Заумь) С. и др. Некоторые поэтические школы используют организацию С. по первичным семантическим признакам, доходящую до изощренной словесной игры:

Дымится кровь огнем багровым,

Рубины рдеют винных лоз…

М. Волошин.

Возможен и противоположный случай — контрастное противопоставление лексем по основному признаку (см. Оксиморон):

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

А. А. Ахматова.

С. как единица синтаксической организации стиха выступает в двух функциях: как член линейной последовательности (порядок С.), занимающий в ней строго определённое место в соответствии с нормами языка, и как часть предложения. В плане первой функции следует указать на явление инверсии, при которой С. оказывается в несвойственной ему (для обычной речи) позиции.

Что касается второй функции, то здесь целесообразно вслед за О. Бриком ввести понятие «ритмико-синтаксической фигуры». Это — сочетание определённой ритмической схемы с словосочетанием одной и той же грамматической структуры. Если ритмико-синтаксические фигуры появляются в смежных или близких строках, мы имеем дело с ритмико-синтаксическим параллелизмом:

Чудесно все, что узнаю,

Постыдно все, что совершаю…

А. А. Блок.

В несиллабо-тоническом стихе этому явлению соответствует простой синтаксический параллелизм:

Когда умирают кони, дышат.

Когда умирают травы, сохнут.

Когда умирают солнца, они гаснут.

Когда умирают люди, поют песни.

В. Хлебников.

Если, напротив, синтаксическая структура не совпадает с акцентуационной, может возникать явление переноса (enjambement), при котором «переносимое» С. семантически выделяется:

Я не умирал сегодня. Я

В этот день не простудился даже.

М. А. Светлов.

Литература:

Поэтика. Сб. по теории поэтич. языка, П., 1919;

Брик О., Ритм и синтаксис, «Новый Леф», 1927, № 3—6;

Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929;

его же, Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М., 1931;

Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931;

Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960;

Слово и образ, М., 1964;

Тынянов Ю., Проблема стихотворного языка, М., 1965;

Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982.

А. А. Леонтьев.

В начало словаря