Литературный энциклопедический словарь
НОВЕЛЛА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НОВЕЛЛА

НОВЕ́ЛЛА (итал. novella, букв. — новость), малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.

В отличие от рассказа — жанра новой литературы на рубеже XVIII—XIX вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, — Н. есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во многих фольклорных жанрах (сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк).

Литературная Н. возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — «Декамерон» Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комической и назидательной Н. происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма.

Расцвет Н. в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. В конце XIX — начале XX вв. к жанру Н., обнажающей «изломы» судьбы, ее таинственную игру с человеком, обращаются (с разных мировоззренческих и эстетических позиций) Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, Ш. Андерсон и многие другие; в русской литре — А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин («Темные аллеи»), В. В. Набоков. Зарубежная новеллистика последних десятилетий отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, экспериментальной усложненностью формы (Х. Борхес, Х. Кортасар, Г. Бёлль, Ф. О'Коннор, А. Зингер, Дж. Чивер и многие др.). В советской литературе жанр Н., продуктивный в 20‑х гг. (И. Э. Бабель, Вс. В. Иванов, А. Грин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюционной действительности, впоследствии вытесняется более органичным для русской литературной традиции жанром рассказа. В современной советской многонациональной литературе жанр Н. представлен в творчестве И. П. Друцэ, Р. Ибрагимбекова, Ф. Искандера, А. Кима, Е. Ф. Гуцало. Близки к Н. некоторые рассказы Ю. П. Казакова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Битова.

Литература:

Эйхенбаум Б. М., О'Генри и теория новеллы, в его сб.: Литература, Л., 1927;

Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968, с. 187—208.

М. Н. Эпштейн.

В начало словаря