Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФИН")
ФАБЛИО́, фабльо (франц. fabliau, от старофранц. fablel побасёнка; восходит к лат. fabula басня, рассказ), короткая стихотворная комическая или сатирическая повесть во французской литературе XII начала XIV вв. Сохранилось около 150 Ф., большинство анонимных; но их писали и крупные поэты, например Рютбёф. Грубоватый юмор (Ф. близки фарсу) соседствует в этих произведениях с моральным поучением. Главные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне. Ф. оказали воздействие на формирование ренессансной новеллы (Дж. Боккаччо и др.). Позже сюжеты и стилистические особенности Ф. использовались Ж. Лафонтеном, Мольером, О. Бальзаком («Озорные сказки»), А. Франсом и др. Издания: Фаблио. Старофранцузские новеллы, пер. со старофранц. яз., М., 1971. А. Д. Михайлов. |
ФА́БУЛА (от лат. fabula рассказ, басня), повествование о событиях, изображенных в эпических, драматических, а иногда и лиро-эпических произведениях, в отличие от самих событий от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении (см. Сюжет). Ф. может отличаться от сюжета: 1) порядком повествования о событиях рассказывается не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т. п. («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова); 2) субъектом повествования оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего («Дело Артамоновых» М. Горького) или же обнаруживающего свою эмоциональную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий («Бесы» Ф. М. Достоевского), или от лица героя («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя); 3) мотивировкой повествования оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого), дневник («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте), летопись («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) и т. п. Иногда автор начинает произведение с изображения рассказчика, обстановки и повода его рассказа, а в конце возвращается ко всему этому; такой фабульный прием называется «обрамлением» сюжета («Вешние воды» И. С. Тургенева, «Человек в футляре» А. П. Чехова). Различие между Ф. и сюжетом в одном произведении может быть большим и минимальным. С помощью фабульных приемов писатель стимулирует интерес к развитию событий, углубляет анализ характеров героев, усиливает пафос произведения. Существует точка зрения, которая не представляется обоснованной, что термин «Ф.» излишен, поскольку весь диапазон его значений покрывается понятием «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета». Литература: при ст. Сюжет. Г. Н. Поспелов. |
ФАВР (Favre) Жан Батист (172783), провансальский поэт. Сатирич. поэма «Проповедь пастора Систра», ироикомич. поэма «Осада Кадруса», прозаич. «История Жака-глупца». |
ФАДЕ́ЕВ Александр Александрович (19011956), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Чл. ЦК КПСС (193956). В 193944 секр. СП СССР; в 194654 ген. секр. и пред. правления, в 195456 секр. правления СП СССР. Ром. «Разгром» (1927), «Последний из удэге» (ч. 14, 192940, незаконч.), «Молодая гвардия» (1945; Гос. пр. СССР, 1946; 2-я ред. 1951), «Черная металлургия» (незаконч.). Рассказ «Рождение Амгуньского полка» (1923, под назв. «Против течения»), пов. «Разлив» (1924). Очерки «Сергей Лазо» (1937), «Особый коммунистический», «М. В. Фрунзе» (оба 1938), «Бессмертие» (1943), кн. очерков «Ленинград в дни блокады» (1944). Киносценарии. Статьи и выступления (сб. «За тридцать лет», 1957). ■ Собр. соч., т. 17, М., 196971; Соч., т. 13, М., 198182; О литературе. Сб. ст., М., 1982. ● Озеров В., Александр Фадеев, М., 1970; Бушмин А., Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности, 2-е изд., доп., Л., 1983. |
ФАЗЫ́Л ЮЛДА́Ш-ОГЛЫ́ (18721955), узбекский советский поэт-сказитель. Чл. КПСС с 1940. Исполнял более 40 дастанов, в т. ч. «Алпамыш», «Гороглы», «Фархад и Ширин», «Ширин и Шакар». Оригинальные произв. дастан «Джизакское восстание», песня «Моя Армия» и др. ■ Избр., Таш., 1949 (на узб. яз.); Рустамхан, М., 1972; Алпамыш, Л., 1982. |
ФАЙЗИ́ (Файзуллин) Ахмед Сафиевич (190358), татарский советский писатель. Комедия «В мире красоты» (1918), драмы «Тукай» (1938), «Пугачев в Казани» (1951). Либретто балета «Шурале» (1955), оперы «Джалиль» (1960). Ром. «Тукай» (1952). Поэма «Флейты» (1933). Баллады. Сб-ки стихов. ■ Соч., т. 13, Каз., 196566; Соч. в 5-ти т., т. 13, Каз., 198385 (оба на тат. яз.); Стихи. Баллады. Поэмы, Каз., 1957. |
ФАЙЗИ́ (Файзуллин) Мирхайдар Мустафович (18911928), татарский советский драматург. Комедии «Два Хасана» (созд. 1909), «Молодежь не даст обмануть себя» (изд. 1912, пост. 1913). Пьесы «Жалкая» (созд. 1913), «Галиябану» (пост. 1917, опубл. 1922), «На реке Урал» (1919), «Красная звезда» (созд. 192123). ■ Избр., т. 12, Каз., 1957 (на тат. яз.); Галиябану. Драмы, М., 1961. |
ФАЙЗУ́ЛЛИН Равиль Абдрахманович (р. 1943), татарский советский поэт. Чл. КПСС с 1973. Сб. стихов «Зарница» (1966), «Мрамор» (1969), «Гимн простым» (1971), «Нежность» (1973). Книги для детей. ■ Стихи и поэмы, Каз., 1976; Путь птиц. Стихи, Каз., 1981 (обе на тат. яз.); Короткие стихи, М., 1980; Полнолуние. Стихи, М., 1983. |
ФАЙКО́ Алексей Михайлович (18931978), русский советский драматург. Пьесы «Дилемма» (1921), «Карьера Пирпойнта Блэка» (пост. 1922), «Озеро Люль» (пост. 1923), «Учитель Бубус» (пост. 1925), «Евграф, искатель приключений» (пост. 1926), «Человек с портфелем» (пост. 1928), «Неблагодарная роль» (1932), «Концерт» (1936), «Капитан Костров» (1946), «Не сотвори себе кумира» (1956). Статьи. Воспоминания. ■ Драмы и комедии, М., 1958; Театр. Пьесы. Воспоминания, М., 1971. |
ФАЙЛ (File) Клиффорд, писатель Сьерра-Леоне. Текст нац. гимна. Рассказ «Бездомный парень» (1960). |
ФАЙЯ́Д Тауфик (р. 1939), арабский палестинский писатель. Сб. рассказов «Желтая улица» (1970), «Клоун» (1977). Документ. ром. «Отряд 776» (1974). Пьеса «Дом безумия» (1974). |
ФАКИ́ ТЕЙРА́Н Мухамед (130775), курдский поэт. Поэмы «Шейх Санан», «Повесть Барсиса», «Рассказ о черном коне». |
ФАКИ́Р БАЙКУ́РТ, см. Байкурт Ф. |
ФАКИРМО́ХАН СЕНАПА́ТИ (1843 или 18471918), индийский писатель (на ория яз.), просветитель. Ром. «Шесть акров, восемь гунтхо» (1901), «Дядя» (1913), «Лочхома» (ист., 1914), «Искупление» (1915). Рассказы. Поэмы «Путешествие по Ориссе» (1892), «Поэма о Будде» (1909), стихи. «Автобиография» (1917). |
ФАКСИ́МИЛЕ (от лат. fac simile сделай подобное), 1) точное воспроизведение графического оригинала (подписи, рукописи, документа и т. д.) фотографическим или печатным способом. Большую ценность представляют факсимильные издания, например изданные в 1962 1964 выпуски газеты «Колокол». 2) Клише-печать, воспроизводящая собственную подпись человека. |
ФАЛЛ (Fall) Малик (р. 1929), сенегальский писатель (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Рельефы» (1964). Ром. «Рана» (1967). |
ФА́ЛЛАДА (Fallada) Ханс (наст. имя Рудольф Дитцен, Ditzen; 18931947), немецкий писатель. Ром. «Юный Гедешаль» (1920), «Антон и Герда» (1923), «Крестьяне, бонзы и бомбы» (1931), «Что же дальше, маленький человек?» (1932, п. 1934), «Кто отведает тюремной похлебки » (1934), «Волк среди волков» (1937, п. 1957), «Железный Густав» (1938, п. 1969), «Маленький человек большой человек, все смешалось» (1939), «Человек стремится вверх» (1943, изд. 1953). «Каждый умирает в одиночку» (1947, п. 1948). Кн. «Воспоминания» (1946). |
ФА́ЛЬКБЕРГЕТ (Falkberget) (наст. фам. Лиллебаккен, Lillebakken) Юхан (18791967), норвежский писатель. Пов. «Хаук Углеватн» (1906), «Черные горы» (1907), «У вечных снегов» (1908, п. 1911), «Эли, дочь Сиура» (1913, п. 1913), «Жертва огня» (1917, п. 1965), ист. ром. «Четвертая ночная стража» (1923) и «Христиан Шестой» (т. 13, 192735), цикл ром. «Хлеб ночей» (т. 14, 194059). Рассказы. |
ФА́ЛЬЯС (Fallas) Карлос Луис (190966), коста-риканский писатель, политический и общественный деятель. Чл. Партии Нар. авангард Коста-Рики (с 1931). Ром. «Мамита Юнай» (1941, п. 1952), «Маркое Рамирес» (1952, п. 1958). Пов. «Подрывники», «Мастерская», «Моя крестная» (все 1954). Рассказы. |
ФАНО́Н (Fanon) Франц (192561), мартиникский прозаик, публицист (на франц. яз.). Публицистич. произв. «Черная кожа, белые маски» (1952), «Проклятьем заклейменные» (1961). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФАНТУРЕ́ (Fanturé) Алиун (р. 1938), гвинейский писатель (на франц. яз.). Ром. «Круг тропиков» (1972), «Человек из сахельского войска» (1979). |
ФА́РАГ Альфред (р. 1929), арабский драматург (Египет). Пьесы («Багдадский цирюльник», 1964; «Полицейские и воры», 1966), в т. ч. ист. («Сулейман аль-Халаби», 1965) и др. |
ФАРА́Х АНТУ́Н, см. Антун Фарах. |
ФА́РАХ МОХА́МЕД ДЖА́МА А́УЛЬ, писатель Сомали. Ром. «Невежество враг любви» (1974). |
ФАРАХАНИ́ Мирза Абулькасем, Каэм-Макам Фарахани (17791836), персидский поэт, государственный деятель. |
ФАРД (араб. единичный, отдельный), поэтический жанр в литературах Ближнего и Среднего Востока. Отдельный бейт, законченный по мысли и являющийся самостоятельным коротким афористическим стихотворением. Ф. часто создается экспромтом; иногда приводится в прозаическом дидактическом произведении с целью подчеркнуть основной смысл, как это делается, например, в «Гулистане» Саади: Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, Когда уверен ты, что будет толк. Афористичность Ф. способствует превращению его в крылатое слово или пословицу. Х. Г. Короглу. |
ФАРЕ́С (Farès) Набиль (р. 1941), алжирский писатель (франц. яз.). Сб. стихов «Песнь Акли» (1971). Ром. «Неудачник Яхья» (1970), «Пассажир с Запада» (1971), «Поля олив» (1972), «Память отсутствующего» (1974). |
ФАРИ́Д, Баба Фарид, Шейх Фарид Шакаргандж, Фарид-уд-дин Масуд (11731265), индийский поэт (на диалекте мултани панджаб. яз.). Лирич. двустишия в священной кн. сикхов «Адигрантх». |
ФАРИ́НЬЯ НУ́НЬЕС (Fariña Núñez) Элой (18971935), парагвайский писатель. Поэма «Вековая песнь» (1911). Ром. «Родопис» (1912). |
ФАРИ́С ФАРИ́Д (Paris Farid; псевд. Ахмеда Бельхашми, Belhachmi) (р. 1927), марокканский писатель (на араб. и франц. яз.). Ром. «Сурайа» (1959), пьеса «Крепость из песка» (1962). |
ФА́РКЕР (Farquhar) Джордж (1677 или 16781707), английский драматург. Комедии «Любовь и бутылка» (1698), «Верная чета» (1699), «Сэр Гарри Уайльдер» (1701), «Близнецы-соперники» (1702), «Офицер-вербовщик» (1706), «Хитроумный план щеголей» (1707). ■ Комедии, М., 1973. |
ФАРМА́Н Гаиб Туама (р. 1927), арабский писатель (Ирак). Ром. «Пальма и соседи» (1966), «Пять голосов» (1967), «Жертва» (1975), «Тени на окне» (1979), «Страдания господина Мааруфа» (1982). Рассказы. ■ Муки рождения. Роман, М., 1981. |
ФАРРЕ́Р (Farrère) Клод (наст. имя Фредерик Шарль Эдуар Баргон, Bargone) (18761957), французский писатель. Ром. «Цивилизованные» (1905, п. «Цвет цивилизации», 1909), «Человек, который убил» (1907), «Новые люди» (1922, п. «Новый человек», 1926). Новеллы. Путевые очерки. ■ Собр. соч., т. 110, М., 192627. |
ФАРРОХИ́ ЙЕЗДИ́, Фаррохи Язди Мохаммед (18871935), иранский поэт, общественный деятель. Стихи. Публицистика. |
ФАРРОХИ́ СИСТАНИ́ Абуль-Хасан Али (91037 или 1038), персидский и таджикский поэт. Панегирич. касыды. Ф. С. приписывают также поэму «Шахриянаме». |
ФАРРУ́К АХМА́Д (191974), бангладешский поэт (на бенг. яз.). Сб. стихов, в т. ч. «Мореплаватель семи морей» (1945), «Поэзия мгновенья» (1963). |
ФАРС (франц. farce, от лат. farcio начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), вид народного театра и литературы западноевропейских стран XIVXVI вв., прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством; насыщен буффонадой. Герои Ф. горожане. Образы-маски Ф., лишенные индивидуального начала, были первой попыткой создания социальных типов. Ф. близок комедии масок, фастнахтшпилю, интермедии. В театре XIXXX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. |
ФАРХА́Т (наст. фам. Хасанов) Мухиддин (р. 1924), таджикский советский поэт. Чл. КПСС с 1948. Сб. стихов и поэм «Цветы радости» (1948), «Люблю» (1950), «Поэзия свободы» (1955), «Песни о любви» (1962), «Горная река? (1964), «Родник весны» (1972), «Книга дружбы» (1976), «Белая черешня» (1981). Стихи для детей. ■ Жизнь, мечта, любовь. Стихи, поэмы, басни, Душ., 1966. |
ФА́СТНАХТШПИЛЬ (нем. Fastnachtspiel, букв. масленичная игра), народное комическое представление, возникшее в средневековой Германии. Развивался как «инсценированный» шванк. От изображения плутней ловких мошенников, семейных перебранок, судебных препирательств эволюционировал в сторону социальной сатиры. В XIVXVI вв. подвергся литературной обработке. Вершина Ф. в творчестве Г. Сакса. |
ФАТА́ХОВ Алибек (191035), лезгинский советский писатель. Сб. стихов «У нас и у них» (1932). Роман в стихах «Разорванные цепи» (1934). Поэмы. Рассказы. Новеллы. |
ФАТТА́Х (Фаттахов) Нурихан Садрильманович (р. 1928), татарский советский писатель. Ром. «А как по-вашему?» (1956), «Джигиты остаются в степи» (1964), ист. романы «Итиль-река течет» (1970), «Свистящие стрелы» (1983). Пов. «Заведующая Саджида» (1967). Трагедия «Кул-Али» (пост. 1973). |
ФАХР (араб. самовосхваление), жанровая форма арабской поэзии. В доисламской касыде Ф. составлял ее главную часть. Поэт восхвалял себя, свой род и свои подвиги. Ф. оставался традиционным и для исламской арабской поэзии, например в произведениях придворного панегириста аль-Ахталя или в творчестве арабского поэта X в. аль-Мутанабби. |
ФАХР ЗАМА́Н (р. 1940), пакистанский писатель (на панджаб. яз.). Ром. «Пленник». Стихи. |
ФА́ХРИ Абдаррахман, современный арабский поэт (Нар. Демократич. Респ. Йемен). |
ФАХУ́РИ Омар (18961946), арабский писатель, лит-вед, публицист (Ливан). Пов. «Ханна Мертвец» (1926; неоконч.). Статьи, очерки и рассказы в сб. «Заколдованная дверь» (1926). Публицистика (в т. ч. «Нет пощады», 1942). Тр. по истории араб. лит-ры. Переводил А. Франса и Р. Роллана. |
ФАЦЕ́ЦИЯ (от лат. facetia шутка, острота), короткий рассказ типа анекдота; жанр западноевропейской городской литературы, особенно популярный в эпоху Возрождения. Известен сборник Ф. итальянца Поджо Браччолини (написан по-латыни; XV в.). В конце XVII в. Ф. были переведены с польского на русский язык: на Руси сборник распространялся в списках, дополняясь рассказами русского происхождения и новеллами из других переводных сборников Ф. В XVIII в. некоторые Ф. вошли в «Письмовник» Н. Г. Курганова, были использованы писателями-баснописцами, а позднее попали в лубочную литературу и народную сказку. О. А. Державина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЕ́ДЕРШПИЛЬ (Federspiel) Юрг (р. 1931), швейцарский писатель (на нем. яз.). Сб. рассказов «Апельсины и смерть» (1960), «Человек, принесший счастье» (1966), «Паратуга возвращается» (1973), Ром. «Резня на луне» (1963). Пов. «Сказочница» (1971). Драма «Братство» (1977). Путевые заметки «Музей ненависти. Дни в Манхэттене» (1969). |
ФЕ́ДИН Константин Александрович (18921977), русский советский писатель, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1967). 1-й секр. (195971) и пред. правления (197177) СП СССР. Ром. «Городаи годы» (1924), «Братья» (192728), «Похищение Европы» (кн. 12, 193335), «Санаторий Арктур» (1940). Трил.: ром. «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (194748), «Костер» (кн. 1 «Вторжение», 1961; кн. 2 «Час настал», 1965). Пов. «Анна Тимофевна» (1923), «Наровчатская хроника» (1925), «Трансвааль» (1926), «Старик» (1930), «Я был актером» (1937). Рассказы (в т. ч. «Сад», 1922), очерки (цикл «Свидание с Ленинградом», 1944). Пьесы «Бакунин в Дрездене» (1922), «Испытание чувств» (1943). Кн. «Писатель, искусство, время» (1957; доп. изд., 1961). Мемуары «Горький среди нас» (194168). Гос. пр. СССР, 1949. ■ Собр. соч., т. 110, М., 196973; Собр. соч. в 12-ти тт., т. 19, М., 198285. ● Брайнина Б., Константин Федин, 5 изд., М., 1962; ее же, Федин и Запад, 2 изд., М., 1983; Оклянский Ю. М., Константин Федин, М., 1974; Бугаенко П. А., Константин Федин. Личность, творчество, Саратов, 1980; Воспоминания о Константине Федине. Сб., М., 1981; Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография, М., 1966. |
ФЕ́ДОРИВ Роман Николаевич (р. 1930), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1963. Ром. «Отчий светильник» (ист., 1976), «Каменное поле» (1978), «Жернова» (1983). Сб. новелл «Октябрьская соната» (1959), «Колумбы» (1962), «Следы на скалах» (1963). Пов. «Капеллан желтого льва» (1962). Сб. повестей и рассказов «Евшан-зелье» (1966), «Цвет папоротника» (1969), «Знак киммерийца» (1972), сб. «Плуг в борозде» (1979), «Танец Чугайстра» (1984). ■ Соч., т. 12, К., 1980 (на укр. яз.); Жбан вина. Роман в легендах, М., 1976. |
ФЁДОРОВ Геннадий Александрович (р. 1909), коми советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Историко-революц. ром. «На заре» (ч. 13, 195962; под назв. «Когда наступает рассвет», ч. 13, 1966, на рус. яз.). Пов. «Деревенское утро» (1932), «В дни войны» (1952), «Багульник» (1977, на рус. яз.). Пьеса «В тайге» (1950, на рус. яз.). ■ Марийка. Повести, М., 1978; Зарница. Роман, Сыктывкар, 1982 (на коми яз.). |
ФЁДОРОВ-ДАВЫДОВ Александр Александрович (псевд. Ткач-Основа, Тяп-Ляп, А. Федэ и др.) (18751936), русский писатель. Многочисл. книги для детей. Переложения сказок и былин, в т. ч. «Кот-Батон» (1901), «Самая большая ложка» (1903), «Верлиока» (1919). Пов. «Черное сердце» (1907), «Дневник попугая Коко» (1908), «Жалованная табакерка» (1914), «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки» (1927), «Приключения обезьянки» (1929). Рассказы. Сб. пьес «Наш театр» (1918). Очерки («Маленькие героини», 1903). Переводы. ● Стихотворения. Баллады, былины, сказки, М., 1907; Сто басен и еще одна, М., 1912. |
ФЕДР (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. ок. 70 н. э.), римский поэт-баснописец. Вольноотпущенник. Автор 5 книг «Эзоповских басен» в ямбич. стихах (ок. 2555, сохранились не полн., п. 1764). ■ Федр. Бабрий. Басни, М., 1962. ● Гаспаров М. Л., Антич. лит. басня (Федр и Бабрий), М., 1971; Борецкий М. И., Худож, мир басен Федра, Бабрия и Авиана, в кн.: Новое в совр. классич. филологии, М., 1979. |
ФЕЛПС (Phelps) Антони (р. 1928), гаитянский поэт (на франц. яз.). С 1964 живет в Канаде. Сб. стихов «Лето» (1960), «Присутствие» (1961), «Сияние тишины» (1962). Сб. поэм «Ты, страна моя» (1968). Пьеса «Условное» (1967). Ром. «Минус бесконечность» (1973, п. 1975), «Игра в жмурки» (1976, п. 1977). |
ФЕ́ЛЬДЕКЕ (Veldeke) Генрих (точнее, Хендрик ван Велдеке) (между 11401150 ок. 1200 или 1210), нидерландский и немецкий поэт. Рыцарский ром. «Энеида» (117590, изд. 1784). Лирика. |
ФЕЛЬЕТО́Н (франц. feuilleton, от feuille лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в т. ч. сатирическое, начало, и непременно актуальность. Рождение Ф. относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» был впервые вложен дополнительный листок (la feuille), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах и прочие неполитические и неофициальные материалы. Под рубрикой Ф. печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетера» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону». Истоки Ф., пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции. Развитие жанра политического Ф. на Западе в XIX в. связано с именами Л. Бёрне, Г. Гейне, А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлиграта. Формирование фельетонного жанра в России связано с деятельностью писателей О. И. Сенковского, А. А. Бестужева, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Политический Ф. стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины XIX в. («Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, В. П. Буренин и др. В предреволюционные годы «королями» русского Ф. были А. В. Амфитеатров и В. М. Дорошевич. Ф. живой и актуальный жанр советской печати; среди его представителей М. Горький, В. Маяковский, Д. Бедный, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, М. Е. Кольцов, Г. Е. Рыклин, Д. И. Заславский, С. Д. Нариньяни, Н. И. Ильина, Л. И. Лиходеев. Издания: Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон. М., 1959. |
ФЕ́ЛЬМАН Фридрих Роберт (17981850), эстонский писатель, фольклорист, просветитель-демократ. Собирал сказания о Калевипоэге. Осн. лит. творчество объединено в кн. «Письма доктора Фельмана» (1883). |
ФЕМИ́СТИЙ (ок. 317390), ранневизантийский писатель, оратор и философ, представитель второй софистики. Парафразы на соч. Аристотеля, многочисл. речи. |
ФЕНЕЛО́Н (Fénelon) Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (Satignac de La Mothe) (16511715), французский писатель и религиозный деятель. Филос.-утопич. ром. «Приключения Телемака» (169394, изд. 1699, п. 1747, перераб. 1766 В. К. Тредиаковским в поэму «Тилемахида»); «Диалоги древних и новых мертвых» (изд. 1712, п. 1768); прозаич. «Басни» (изд. 1718, п. 1768); пов. «Приключения Аристоноя» (1699, п. 1766). Проповеди, богослов, и моралистич. трактаты (в т. ч. «О воспитании девиц», 1687, п. 1763). Эстетич. труд «Письмо г-ну Дасье о занятиях Французской академии» (1714). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЕОГНИ́Д из Мегары (ок. 546 кон. 6 в. до н. э.), древнегреческий поэт; жил в изгнании. Назидат. элегии (предназнач. для исполнения на пирах) содержат многочисл. выпады против «черни». Эротич. стихи. ■ Антич. лирика, М., 1968. |
ФЕО́ДОР МЕТОХИ́Т (12701332), византийский писатель, ученый, политический деятель. Великий логофет и 1-й советник при имп. Андронике II Палеологе. Покровитель ученых, писателей, живописцев. Окончил жизнь в монастыре. Соч. по философии и истории («Гномические заметки и памятки»), астрономии, математике. Речи, энкомии (похвальные речи) святым, стихи, письма. ■ Памятники визант. лит-ры IXXIV вв., М., 1969. |
ФЕО́ДОР ПРО́ДРОМ (ок. 1100 ок. 1170), византийский писатель. Любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл»; драматич. стихотв. подражание пародийной греч. поэме «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек») «Война кошек и мышей». Речи (лирич., панегирич.) и многочисл. сатирич. стихи, короткие поэмы и рассказы, письма. Филол. соч., комментарии к богослов, и филос. произв. Большое количество подражаний и спорность атрибуций соч. Ф. П. породили «самостоятельную» фигуру т. н. «Птохопродрома» (12 в.), т. е. «бедного» или «нищего» Продрома, к-рому приписываются короткие поэмы на бытовые сюжеты. ■ Памятники визант. лит-ры IXXIV вв., М., 1969; PG, t. 133. |
ФЕО́ДОР СТУДИ́Т (759826), византийский церковный деятель и писатель. С 798 настоятель студийского монастыря (в Константинополе). Возглавлял борьбу с иконоборчеством. Догматико-полемич. соч., аскетич. «беседы», проповеди, песнопения, ямбич. стихи о монаш. жизни. Письма. ■ Творения, т. 12, СПБ, 190708; Памятники визант, лит-ры IVIX вв., М., 1968. |
ФЕОДО́СИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ (ок. 103674), русский писатель, церковно-политический деятель, один из создателей Киево-Печерского монастыря. Два послания («Въспрашанье Изяславле князя »; «Слово о вере крестьянской и о латыньской», 1069) кн. Изяславу Ярославичу (гг. правления: 105478); 8 нравоучит. поучений («о терпении и о любви», «о душевней ползе»); молитва «за вся крестьяны» (107274). Изд. и лит.: Чаговец В. А., Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и соч., К., 1901; Еремин И. П., Лит. наследие Феодосия Печерского, «ТОДРЛ», 1947, т. 5. |
ФЕОКРИ́Т (кон. 4 1-я пол. 3 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Жил в Александрии. Основал жанр идиллии. Эпиллии (маленькие поэмы), мимы (бытовые сценки): «Тирсис», «Колдунья», «Женщины на празднике Адониса» и др. ■ Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы, М., 1958. |
ФЕОФА́Н ИСПОВЕ́ДНИК (760818), византийский писатель. Монах, переписчик книг. Противник иконоборчества; умер в ссылке. Канонизирован правосл. церковью. «Хронография» охватывает события 283813. ■ Памятники визант. лит-ры IVIX вв., М., 1968. |
ФЕОФИЛА́КТ БОЛГА́РСКИЙ, Теофилакт (ок. 10901118), византийский писатель. Архиепископ г. Охрида в Болгарии. Экзегетич., агиографич. соч. («Житие Климента Охридского»). Письма. |
ФЕОФИЛА́КТ СИМОКА́ТТА, византийский писатель 1-й пол. 7 в. Трактаты («О непонятных явлениях в природе»), риторико-софистич. опыты в эпистолярной форме («Письма нравоучительные, сельские, любовные»). «История» (8 кн.) описывает правление имп. Маврикия (582602). ■ Памятники визант. литры IVIX вв., М., 1968. |
ФЕРАУ́Н (Feraoun) (наст. имя Аит Шаабан) Мулуд (191362, пал жертвой оасовского террора), алжирский писатель (на франц. яз.). Ром. «Сын бедняка» (1950, п. 1963). Сб. новелл «Дни Кабилии» (1954, п. 1970), эпич. дилогия «Земля и кровь» (1953, п. 1965) и «Дорога, ведущая в гору» (1957, п. 1965). Сб. «Поэмы Си Моханда» (1960). «Дневник. 19551962» (1962; п. отрывки 1973). «Письма друзьям» (изд. 1969). Очерки, критич. статьи и фрагменты незаверш. романа «Годовщина» (изд. 1972). ■ Дни Кабилии. Рассказы, Л., 1981. |
ФЕРЛА́Н (Fertand) Альбер (18721943), канадский поэт (на франц. яз.). Сб. «Поэтические мелодии» (1893), «Женщины мечты» (1899), «Воспетая Канада» (т. 15, 190846). |
ФЕРЛИ́Н (Ferlin) Нильс Юхан Эйнар (18981961), шведский поэт. Сб. «Песни плясуна на похоронах» (1930), «Босоногие дети» (1933), «Goggles» (1938), «Царский попугай» (1955), «Из моего беличьего колеса» (1957), «Старый цилиндр» (1962). |
ФЕРЛИНГЕ́ТТИ (Ferlinghetti) Лоренс (р. 1919 или 1920), американский поэт. Сб. «Картины ушедшего мира» (1955), «Луна-парк души» (1958), «Отправляюсь из Сан-Франциско» (1961), «Пустынная Москва. Сеговия среди снегов» (1967), «Тайный смысл вещей» (1969), «Тиран Никс [он]?» (1969), «Жизнь бесконечна. Избранные стихотворения» (1981). Пер. кн. стихов Ж. Превера (1958). |
ФЕРНА́НДЕС де ЛИСА́РДИ (Fernández de Lizardi) Хосе Хоакин (17761827), мексиканский писатель. Ром. «Перикильо Сарньенто» (т. 13, 1813, п. 1964), «Кихотита и ее кузина» (т. 12, 181819), «Дон Катрин-бездельник» (опубл. 1832). |
ФЕРНА́НДЕС МОРЕ́НО (Fernández Moreno) Бальдомеро (18861950), аргентинский поэт. Сб. «Буквицы молитвенника» (1915), «Стихи Негрете» (1920), «Сонеты» (1929), «Романсы и сегидильи» (1936), «Испанская деревушка» (1925), «Сумерки. Книга Марселы» (изд. 1951). |
ФЕРНА́НДЕС СПЕНСЕ́Р (Fernández Spencer) Антонио (р. 1923), доминиканский поэт. Сб. «Шквал изнутри» (1944), «При свете дня» (1952). |
ФЕРНА́НДЕС ХУ́НКОС (Fernández Juncos) Мануэль (18461928), пуэрториканский писатель. Сб. «Рассказы и повести» (1907), «Последняя выпечка» (посм., 1928). Кн. очерков, нар. преданий и легенд «Типы и характеры» (1882) «Обычаи и традиции» (1883). |
ФЕРРЕ́ЙРА ди КА́ШТРУ (Ferreira de Castro) Жозе Мария (18981974), португальский писатель. Ром. «Сельва» (1930, п. 1976), «Вечность» (1933), «Холодная земля» (1934), «Буря» (1940), «Шерсть и снег» (1947, п. 1959), «На повороте» (1950), «Высший инстинкт» (1968). |
ФЕСЦЕННИ́НЫ (лат. versus Fescennini, от назв. этрусского города Fescennia Фесценния), насмешливые, шуточно-бранные песенки, исполнявшиеся на празднествах жатвы и в свадебных обрядах Древнего Рима. Использовали сатирические приемы инвективы, часто в форме диалога-перебранки; не только высмеивали к.-л. недостатки людей, но и обличали проявления социального неравенства. Считаются одним из источников римской комедии. |
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (182092), русский поэт. Лирич. циклы (даты создания): «Весна» (в т. ч. «На заре ты ее не буди», 1842, «Уж верба вся пушистая», 1844), «Осень» (в т. ч. «Ласточки пропали», 1854; «Сентябрьская роза», 1890), «Снега» (в т. ч. «Чудная картина », 1842; «Мама! глянь-ка из окошка», 1887), «Мелодии» (в т. ч. «Не отходи от меня», 1842; «Тихая, звездная ночь », 1842; «Как мошки зарею», 1844; «Певице», 1857; «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали », 1877; «Я тебе ничего не скажу», 1885), «Вечера и ночи» (в т. ч. «Шепот, робкое дыханье», 1850; «На стоге сена ночью южной», 1857). Разные стихи, в т. ч. «Я пришел к тебе с приветом» (1843), «Когда мои мечты за гранью прошлых дней» (1845), «Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад» (1853), «О нет, не стану звать утраченную радость» (1857), «Только встречу улыбку твою» (ок. 1873), «Поэтам» (1890). Подражания восточному, антологич. стих., баллады, поэмы. Переводы из римских поэтов (в т. ч. из Горация), И. В. Гёте («Фауст», ч. 12, 188288), Г. Гейне и др. Рассказы, очерки, статьи (цикл «Из деревни», 186364). Перевод кн. А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1881). ■ Лирич. пантеон, М., 1840; Стихотворения, М., 1850; СПБ, 1856; ч. 12, М., 1863; Вечерние огни, в. 14, М., 188391 (совр. изд. 1971); Мои воспоминания, ч. 12, М., 1890; Ранние годы моей жизни, М., 1893; Полн. собр. стихотворений, т. 13. [Биографич. очерк Н. Н. Страхова], СПБ, 1901; Полн. собр. стихотворений, 2 изд., Л., 1959; Стихотворения. Проза, Воронеж, 1978; Соч., т. 12, М., 1982. ● Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета, М., 1975. |
ФИ́ГНЕР Вера Николаевна (18521942), русская революционерка, писательница. Революц. лирика (сб. «Стихотворения», 1906), мемуары «Запечатленный труд» (опубл. 192122, нов. изд., т. 12, 1964). Статьи по истории революц. движения в России. ■ Полн. собр. соч., 2 изд., т. 17, М., 1932. ● Павлюченко Э. А., Вера Фигнер, М., 1963. |
ФИГУ́РНЫЕ СТИХИ́, стихотворные тексты, графически оформленные так, что из расположения строк или выделенных в строках букв (образующих акростихи и пр.) складываются очертания к.-л. предмета: монограммы, треугольника, топора, алтаря и т. п. Изобретателями Ф. с. считались александрийские поэты Симмий, Досиад и Феокрит («Крылья», «Секира» и др.). В Риме ими славился Порфирий Оптациан (акростихи и месостихи, конец IV в.), они были употребительны в средние века, в эпоху барокко, модернизма («Каллиграммы» Г. Аполлинера) и постмодернизма. В России первые Ф. с. сочинил Симеон Полоцкий («Сердце», «Лабиринт»), их писали А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, В. Я. Брюсов, И. С. Рукавишников, С. И. Кирсанов (в кн. «Слово предоставляется Кирсанову», 1930), А. А. Вознесенский («Изопы», в его кн.: «Тень звука», 1970). М. Л. Гаспаров. |
ФИГУ́РЫ стилистические (лат. figura очертания, внешний вид, образ), любые обороты речи, отступающие от некоторой (ближе неопределяемой) нормы разговорной «естественности». Выделение и классификация Ф. были начаты античной риторикой. Различались Ф. мысли и Ф. слова: первые не менялись от пересказа иными словами, вторые менялись. (А) Ф. мысли делились на уточняющие: 1) позицию оратора предупреждение, уступка («Пусть ты этого не знал, но ты ведь это сделал!»); 2) смысл предмета определение, уточнение, антитеза разных видов; 3) отношение к предмету восклицание от своего лица, олицетворение от чужого; 4) контакт со слушателями обращение или вопрос. Словесное выражение их усиливалось или амплификацией или, наоборот, умолчанием («Не буду говорить, что ты лжец, вор, разбойник, скажу лишь »). (Б) Ф. слова делились на три вида: 1) Ф. прибавления (а) повтор разных видов, (б) «подкрепление» с синонимическим перечислением разного рода, (в) многосоюзие; 2) Ф. убавления силлепс, эллипс, бессоюзие; 3) Ф. перемещения (расположения) инверсия и, по существу, разные виды параллелизма: точный (изоколон) и неточный, прямой и обращенный (хиазм), незарифмованный и зарифмованный (гомеотелевтон). К этому же ряду могут быть причислены: 4) Ф. переосмысления тропы: с переносом значения (метафора, метонимия, синекдоха, ирония), сужением значения (эмфаза), усилением значения (гипербола), детализацией значения (перифраз). Возможны и другие классификации, например различение Ф. протяженности (прибавление убавление), Ф. связности (соединение разъединение), Ф. значимости (уравнивание выделение). В зависимости от обилия Ф. разного рода стиль характеризуется (нетерминологически) как «объективный» (фигуры А2), «субъективный» (А3), «лирический» (А4), «пространный» (Б1), «сухой» (Б2), «образный» (Б4) и т. п. В эпоху Возрождения, барокко, классицизма Ф. культивировались сознательно (обилие Ф. считалось признаком высокого стиля); в XIXXX вв. изучение их было заброшено, и они употреблялись стихийно. К переработке теории Ф. на базе современной лингвистики стремятся представители некоторых современных структурных методов в литературоведении (см. Структурализм и Структурная поэтика). Литература: Античные теории языка и стиля, М. Л., 1936; Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911; Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сб. науч. трудов Моск. гос. пед. института иностр. языков, в. 78, М., 1974; Todorov T., Tropes et figures, в сб.: To honor R. Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague P., 1967. также литературу при ст. Тропы. М. Л. Гаспаров. |
«ФИЗИОЛОГ» - «ФИЗИОЛО́Г», средневековый сборник статей о свойствах реальных и фантастических животных, растений и камней; статьи сопровождаются аллегорическими назидательными толкованиями в духе христианства. Возник во IIIII вв. н. э. (видимо, в Александрии), получил широкое распространение в христианских странах Европы и Азии (ср. западноевропейский «Бестиарий» от лат. bestia зверь; старейший составлен в Англии Филиппом де Таном, около 1125); оказал значительное влияние на изобразительное искусство. Латинский перевод IVV вв. Древнерусский «Ф.» восходит к болгарскому переводу с греческого не ранее XIIXIII вв. (списки с XV в.), хотя отдельные статьи были известны и раньше (ср. образ плачущей горлицы в письме Владимира Мономаха). В XVI в. Дамаскин Студит на основе «Ф.» составил новое компилятивное сочинение. Издания: Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории Физиолога, [СПБ], 1890; Александров А., Физиолог, Каз., 1893; Памятники литературы Древней Руси, XIII в., М., 1981. Литература: Мочульский В., Происхождение «Физиолога» и его начальные судьбы в литературах Востока и Запада, «Русский филологический вестник», Варшава, 1889, т. 22, № 3; Сперанский М. Н., К истории «Физиолога» в старой болгарской письменности, в его кн.: Из истории русско-слав. лит. связей, М., 1960. Д. М. Буланин. |
ФИЗУЛИ́ (Фузули) Мухаммед Сулейман оглы (14941556), азербайджанский поэт (на азерб., перс. и араб. яз.). При жизни Ф. и позднее его произв. распространялись в рукописях. Газели, касыды, рубай, аллегорич. поэмы, лиро-эпич. поэма «Лейли и Меджнун» (153637); политич. сатира «Книга жалоб» и др. ■ Соч., т. 14, Б., 195861 (на азерб. яз.); Газели, М., 1959; Лирика, Б., 1981. ● Вертельс Е. Э., Избр. труды, т. 2 Низами и Физули, М., 1962; Эфендиев И., М. Физули, Б., 1966. |
ФИ́КИ Мухаммед Хасан (р. 1924), арабский поэт (Саудовская Аравия). Сб-ки лирики, в т. ч. «Человек и судьба». |
ФИЛЕ́Т Косский (3 в. до н. э.?), древнегреческий поэт-элегик. Сохранились эпиграммы. ● Антич. лирика, М., 1968. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» - «ФИЛОЛОГИ́ЧЕСКИЕ НАУ́КИ», журнал литературоведения и лингвистики. Орган Министерства высшего и среднего специального образования СССР (выходит как одна из серий «Научных докладов высшей школы»). Издается в Москве с 1958, раз в два месяца. Публикует статьи по теории и истории литературы, проблемам языкознания, методике преподавания филологических дисциплин в вузах. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЛОМБЕ́ (Philombé) Рене (наст. имя Филипп Луи Омбеде, Ombede) (р. 1930), Камерунский писатель (на франц. яз.), общественный деятель. Сб. рассказов «Письма из моей лачужки» (1964), «Небылицы (Несколько сцен из камерунской жизни)» (1971). Ром. «Моя дорогая Сола» (1966), «Белый колдун в Зангали» (1969). Поэтич. сб. «Аллали» (1964). |
ФИЛОФЕ́Й (? возможно, 1542), русский публицист, возможно, игумен псковского Елеазарова монастыря. Адресованные дьяку Мисюрю Мунехину «Послание на звездочетцев» (ок. 1523) и «Послание о моровом поветрии» (152122); спорна принадлежность «Послания о крестном знамении» и «Сочинения об обидах церкви» (убедит, датировки нет). ■ Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901, Приложения. ● Гольдберг А. Л., Три «послания Филофея» , «ТОДРЛ», 1974, т. 29. |
ФИНА́Л (итал. finale, от лат. finis конец), заключительная часть эпического и драматического произведения; само конечное положение (быть последним словом авторского высказывания, изображенного художественного мира вообще, увенчивать его целостность) придает Ф. определенное итоговое значение: Ф. проясняет, концептуально завершает или разрешает конфликт произведения. Нередко Ф. не совпадает с развязкой, которая в этом случае или предваряет Ф. («Дворянское гнездо» И. С. Тургенева), или практически отсутствует (т. н. открытые Ф.), «опрокидываясь» в читательском сознании в будущее (романы Ф. М. Достоевского), либо оставляя произведение фабульно незавершенным («Дама с собачкой» А. П. Чехова). В драме Ф. обычно тождествен развязке; иногда совпадают Ф., кульминация и развязка. В лирических стихах роль финала выполняет концовка замыкающий мотив стихотворения. В. Н. Шикин. |
ФИ́НЖГАР (Finžgar) Франц (18711962), словенский писатель. Новеллы, повести («Хлеб насущный», 1911, «Батрачка Анчка», 1913, «Девери», 1927), ром. «Из современного мира» (1904), «Под солнцем свободы» (ист.; 19061907, п. 1970), пьесы («Развалины жизни», 1921), воспоминания. |
ФИНИКИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература финикийцев, населявших в древности береговую полосу совр. Сирии и Ливана. Родственна угаритской литературе. В качестве распространителей алфавитного письма, а также посредников между культурами финикийцы сыграли на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. уникальную роль в истории литератур Средиземноморья, дав важный импульс становлению древнегреческой литературы; однако тексты Ф. л. почти полностью утрачены. Сохранились надгробные и посвятительные надписи 2 1 тыс. до н. э. на территории Финикии и ее колоний (на Кипре, в Италии, Карфагене и др.), а также летописи и мифологические сюжеты, переработанные и использованные античными писателями; так, миф о страданиях и воскресении Адониса использован Овидием в его «Метаморфозах». Литература: Тураев Б. А., Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Финикийский язык, М., 1963. И. Ш. Шифман. |
ФИНИНБЕ́РГ Эзра Иосифович (18991946), еврейский советский поэт. Сб. стихов «Дыхание» (1922), «Страна и любовь» (1928), «Бои продолжаются» (1930), «Певучесть» (1936), «Лирика» (1940). ■ Избранное. Стихи и поэмы, М., 1957; Стихи, М., 1965. |
ФИ́НЛЕЙСОН (Finlayson) Родерик Дейвид (р. 1904), новозеландский писатель. Сб. рассказов «Бремя коричневого человека» (1938), «Прекрасная страна Бьюла» (1942), «Дерево тотара» (1940, п. 1963). Ром. «Речка Тайдл» (1948), «Шхуна пришла в Атию» (1952). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |