Литературный энциклопедический словарь
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. syllabē — слог и tónos — ударение), разновидность тонического стихосложения, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы; см. также Сильное место и слабое место), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественной длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называют стопой; в зависимости от объема интервала различаются двухсложные размеры и трехсложные размеры (…UUU… и…UUUU…, где сильное, а U слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея (U) и ямба (U), среди вторых — дактиля (UU), амфибрахия (UU) и анапеста (UU). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним С.‑т. с. объединяет наличие метра, т. е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само С.‑т. с. в XIX в. часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910‑х гг.).

С ослаблением строгости метра С.‑т. с. дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик — размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в С.‑т. с. преобладают стихи равностопные (например, 4‑стопный ямб), реже — урегулированные разностопные (например, чередование 4- и 3‑стопного ямба) и вольный стих. В европейском стихосложении С.‑т. с. формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4—3‑иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов XII—XIV вв.) и силлабики (у немецких мейстерзингеров); но к XV в. в Англии (после Дж. Чосера) и с начала XVII в. в Германии (реформа М. Опица) С.‑т. с. устанавливается в строгой форме: господствующие размеры — в Англии 4‑стопный ямб (от французского 8‑сложника) и 5‑стопный ямб (от французского 10‑ и итальянского 11‑сложника), в Германии 4‑стопный ямб и 6‑стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735 — 1743 (реформа В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова) С.‑т. с. входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в XIX в. под немецким и русским влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском С.‑т. с. XVIII в. господствуют 4- и 6‑стопньш ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4‑стопный хорей; с начала XIX в. осваиваются 5‑стопный ямб и трехсложные размеры; с начала XX в. — дольник.

М. Л. Гаспаров.

В начало словаря