Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СИЛ"-"СЛА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СИЛ"-"СЛА")

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЛЛАНПЯ ФРАНС ЭМИЛЬ

СИ́ЛЛАНПЯ (Sillanpää) Франс Эмиль (псевд. Э. Сювяри и Сарви) (1888—1964), финский писатель. Ром. «Праведная бедность» (1919, п. 1964), «Усопшая в юности» (1931), «Путь мужчины» (1932), «Люди в летней ночи» (1934). Сб. новелл «Дети человеческие в шествии жизни» (1917). Пов. «Хилту и Рагнар» (1923). Автобиогр. кн. «Парень жил своей жизнью» (1953), «Рассказываю и изображаю» (1954). Ноб. пр. (1939).

СИЛЛЕПС

СИЛЛЕ́ПС (греч. sýllēpsis — захват), фигура стилистическая: объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. Пример С. с синтаксической неоднородностью: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы» (А. С. Пушкин) — объединены дополнения, выраженные существительным и инфинитивом; с фразеологической: «У кумушки глаза и зубы разгорелись» (И. А. Крылов) — фразеологизм «глаза разгорелись» и внефразеологическое слово «зубы»; с семантической: «И звуков и смятенья полн» (Пушкин) — душевное состояние и его причина. В возвышенном стиле С. создает впечатление взволнованной небрежности, в «низком» — комизма («шли дождь и два студента»).

СИЛЬВА ВЕЛАВАТТЕ АРАЧЧИГЕ АБРАХАМ

СИ́ЛЬВА Велаватте Араччиге Абрахам (1892—1957), шриланкский писатель (на сингал. яз.). Ром. «Нищий мальчик» (1923), «Луна джунглей» (1933), «Сунетра, или Темные времена» (1936), «Убийство Виджаябаху» (1938), «Марионетка-феодал» (1939). Сб-ки рассказов.

СИЛЬВА ФЕРНАНДО

СИ́ЛЬВА (Silva) Фернандо (р. 1927), никарагуанский писатель. Сб. стихов «Глина в крови» (1955). Сб. рассказов «Рассказы земли и воды» (1965), «Еще четыре рассказа» (1969). Ром. «Команданте» (1969).

СИЛЬВА ХОСЕ АСУНСЬОН

СИ́ЛЬВА (Silva) Хосе Асунсьон (1865—96), колумбийский поэт. Цикл стихов «Ноктюрны» («Ноктюрн III», п. 1972); сб. «Стихи» (1886), «Перламутровый ларец» (1893). Автобиогр. ром. «Застольное» (1887—96, опубл. 1925).

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ

СИЛЬВЕ́СТР МЕДВЕ́ДЕВ (в миру Семён Агафоникович) (1641—91; осужден и казнен), писатель, общественный и церковный деятель; прихворный поэт и проповедник. С 1678 «справщик» Печатного двора. Силлабич. стихи «на случай»; богослов. трактаты («Хлеб животный», 1685; «Книга о манне хлеба животнаго», 1687; «Известие истинное», 1688); записи о стрелецких бунтах («Созерцание краткое лет 7190 и 91 и 92», 1684; вероятно, в соавт. с Карионом Истоминым); письма, в т. ч. Симеону Полоцкому; возможно, одна из первых рус. библиографий («Оглавление книг, кто их сложил», 1665—66).

■ [Стихи], в кн.: Рус. силлабич. поэзия XVII—XVIII вв., Л., 1970.

● Прозоровекин А., Сильвестр Медведев, «Чтения в об-ве истории и древностей российских», 1896, кн. 2—4; Панченсо А. М., Рус. стихотв. культура XVII в., Л., 1973.

СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО

СИ́ЛЬНОЕ МЕ́СТО И СЛА́БОЕ МЕ́СТО (арсис, икт и тезис, «междуиктовый интервал»), в стихосложении чередующиеся слоговые позиции в стихе, образующие его метр. Так, в русском силлабо-тоническом 4‑стопном ямбе сильные (С) и слабые (с) места чередуются в последовательности сСсСсСсС, а в 3‑стопном анапесте — ссСссСссС (где повторяющиеся сочетания сС и ссС называются стопами) и различаются тем, что на позицию С может приходиться ударение слова любой длины, а на позицию с — ударение только такого слова, границы которого не выходят за пределы данного слабого места с или сс. Иначе это формулируется как «запрет переакцентуации»: если ударный слог слова приходится на с, то ни один безударный его слог не может приходиться на С: так, стих «Брат упросил награду дать» в русском ямбе возможен, а «Брату просил награду дать» недопустим, стих «Этой говорившею бабой» в русском анапесте возможен, а «Этою говорившею бабой» недопустим (хотя фонетически и в том и в другом случае они совершенно тождественны).

См. также Арсис и тезис, Икт.

М. Л. Гаспаров.

СИМАДЗАКИ ТОСОН

СИМАДЗА́КИ Тосон (наст. имя Харуки) (1872—1943), японский писатель. Сб. стихов «Молодая поросль» (1897), «Лодочка» (1898). Ром. «Нарушенный завет» (1906, п. 1955), «Семья» (1910, п. 1966), «Новая жизнь» (1918), ист. ром. «Перед рассветом» (неоконч.; 1929—35), «Ворота на восток» (1943).

● Шефтелевич Н. С., Новая япон. поэзия. Симадэаки Тосон, М., 1982; [Гривяин В.], Симадзаки Тосон. Биобиблиографич. указатель, М., 1957.

СИМАТУПАНГ ИВАН

СИМАТУПА́НГ (Simatupang) Иван (1928—1970), индонезийский писатель. Ром. «Красность красного» (1968), «Паломничество» (1969), «Засуха» (1972), «Коонг» (1976). Рассказы, пьесы.

СИМВОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМЕОН МЕТАФРАСТ

СИМЕО́Н МЕТАФРА́СТ («метафраст» — перелагатель), византийский писатель 10 в. Великий логофет, магистр при константинопольском дворе, в конце жизни — монах. Собрал и литературно обработал огромный свод житий святых (неск. сот). Под именем С. М. дошли соч. ряда известных ранневизант. авторов: духовные песнопения, проповеди и др.

■ Памятники визант. лит-ры IX—XIV вв., М., 1969.

СИМОНАЙТИТЕ ЕВА

СИМОНАЙТИ́ТЕ Ева (1897—1978), народная писательница Литовской ССР (1967). Ром. «Судьба Шимонисов» (1935), «В весенней буре» (1938), «Вилюе Каралюс» (ч. 1—2, 1939—1956), «Без отца» (1941), «Последнее путешествие Кунялиса» (1971). Пов. «Пикчюрнене» (1953, п. — «Буше и ее сестры», 1954). Автобиогр. книги «…А было так» (1960), «В чужом доме» (1962), «Неоконченная книга» (1965), «Близкие истории» (1968).

■ Соч., т. 1—6, Вильнюс, 1956—58 (на литов. яз.).

СИМПЛОКА

СИ́МПЛОКА (от греч. symplokē — сплетение), повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или колонах (т. е. сочетание анафоры и эпифоры): «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла…».

М. Л. Гаспаров.

СИМПСОН НОРМАН ФРЕДЕРИК

СИ́МПСОН (Simpson) Норман Фредерик (р. 1919), английский драматург. Сатирич. пьесы-гротески «Оглушительное бренчание» (1958), «Однобокий маятник» (1960), «Кресто» (1966), «Существовал ли он?» (1973). Роман-пародия «Гарри Бличбейкер» (1976).

СИН ДЖЭХЁ

СИН ДЖЭХЁ (псевд. Тонни) (1812—84), корейский писатель, композитор. Прозо-поэтич. либретто по мотивам анонимных ср.-век. повестей (в т. ч. «Песня о Чхунхян», ок. 1850) и кит. ср.-век. романа «Троецарствие» («Песня о Красной стене»). Поэмы-каса «Песня о самом себе» (автобиогр.; 1851), «Песня о цветах персика и сливы» (1870), сиджо и стихи на ханмуне. «Собр. соч. командующего пятью корпусами Сина» (6 кн.; рукопись).

СИНАН РОХЕЛИО

СИНА́Н (Sinán) Рохелио (наст. имя Бернардо Домингес Альба, Dommguez Alba) (р. 1904), панамский писатель, общественный деятель. Ром. «Полнолуние» (1947). Сб. рассказов «Кровавый конфликт» (1946), «Красный берет и пять рассказов» (1954), «На берегу зрелых изваяний» (1967) и др. Сб-ки стихов.

СИНГ ДЖОН МИЛЛИНГТОН

СИНГ (Synge) Джон Миллингтон (1871—1909), ирландский драматург. Пьесы «В сумраке долины» (1903), «Скачущие к морю» (1904), «Источник святых» (1905), «Удалой молодец — гордость Запада» (1907, п. — «Герой», 1923), «Свадьба лудильщика» (1907). Очерки (кн. «Эренские острова», 1907).

■ Драмы, Л.—М., 1964.

СИНДА МАРСИАЛЬ

СИНДА́ (Sinda) Марсиаль (р. 1935), конголезский поэт (на франц. яз.). Сб. «Первая песнь выступающих в путь» (1955). Историч. иссл.

«СИНДБАД-НАМЕ»

«СИНДБАД-НАМЕ» - «СИНДБА́Д-НАМЕ́», памятник персидско-таджикской литературы. Состоит из 34 обрамленных притч (см. Обрамленная повесть).

Первоосновой «С.‑н.» были индийские обрамленные рассказы, переведенные на среднеиранский язык пехлеви в V—VI вв. В VIII в. эта версия была переведена на арабский язык. Наиболее известным является прозаический перевод перса Асбага Сиджистани, основанный на полной пехлевийской редакции, т. н. «Большой Синдбад», примерно в то же время версифицированный поэтом Абаном аль-Лахики (ум. ок. 815). Сокращенный перевод на арабском языке — «Малый Синдбад» — предположительно был выполнен в IX в.; с этого текста впоследствии сделаны переводы на ряд европейских языков. Новоарабский вариант под названием «Семь везиров» лег в основу турецкой версии «Семь мудрецов», почти полностью вошедшей в собрание сказок «Тысяча и одна ночь». В 950—51 Амид Абу-ль-Фаварис Фанарузи перевел «С.‑н.» с пехлеви на фарси. В XII в. Мухаммед аз-Захири ас-Самарканди стилистически обработал лишенный художественности перевод Фанарузи.

Обрамляющий сюжет «С.‑н.» заключается в том, что наложница царя клевещет ему на его сына; царь готов казнить царевича, но семь везиров во главе с мудрым воспитателем, рассказывая назидательные притчи, доказывают царю несправедливость его намерения и невиновность сына.

Издания:

Изд. в рус. пер.: Мухаммад аз-Захири ас-Самарканди, Синдбад-наме, пер. М. Н. Османова, под ред. А. А. Старикова. [Предисл. А. А. Старикова, послесл. Е. Э. Бертельса, примеч. Н. Б. Кондыревой], М., 1960.

Х. Г. Короглы.

СИНДХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СИ́НДХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Индийская новая литература.

СИНЕАС ЖАН БАТИСТ

СИНЕА́С, Синеа (Cinéas) Жан Батист (1895—1958), гаитянский писатель (на франц. яз.).

СИНЕГУБ СЕРГЕЙ СИЛЫЧ

СИНЕГУ́Б Сергей Силыч (1851—1907), русский поэт; революционер. Революц. лирика, поэмы (в кн.: Поэты революц. народничества, Л., 1967).

■ Записки чайковца, М.—Л., 1929.

СИНЕКДОХА

СИНЕ́КДОХА (греч. synekdochē, букв. — соотнесение), словесный прием, посредством которого целое (вообще нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее, входящее в большее); разновидность метонимии. Например: «Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину?…» (Н. В. Гоголь), где совмещены значения «человек с бородой» и «борода»; «И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ» (М. Ю. Лермонтов) — о жандармах.

СИНЕРВО ЭЛЬВИ АУЛИККИ

СИ́НЕРВО (Sinervo) Эльви Ауликки (р. 1912), финская писательница. Ром. «Кузнец горящей деревни» (1939), «Вильями Обмененный» (1946). Пов. «Товарищ, не предавай» (1947). Сб. стихов «Тучи» (1944), «О, птица чернокрылая» (1950), «Родник девы» (1956). Сб. новелл «Стихи о Сёрняйпене» (1937), «Подъем в гору» (1948). Драма «Мир еще молод» (1952, п. 1960).

СИНЕСИЙ КИРЕНСКИЙ

СИНЕ́СИЙ Киренский (между 370 и 375 — ок. 413), ранневизантийский поэт, оратор, философ. Епископ (с 410). Гимны. Филос. соч. («Дион, или О жизни по его образцу»). Политич. речь «О царстве», политич. аллегория «Египетские рассказы, или О провидении».

■ Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968; PG, t. 66.

СИНКЛЕР ЭПТОН БИЛЛ

СИ́НКЛЕР (Sinclair) Эптон Билл (1878—1968), американский писатель. С 1903 участник социалистич. движения. Ром. «Джунгли» (1905), «Столица» (1908), «Сильвия» (1913), «Замужество Сильвии» (1914), «Король Уголь» (1917), «Джимми Хиггинс» (1919), «100%. Биография патриота» (1920), «Бостон» (1928), «Автомобильный король» (1937). Пов. «No pasaran!» («Они не пройдут!», 1937, п. 1937). 11-томная эпопея о Ланни Бэдде (1940—53; в т. ч. «Крушение мира», 1940, «Между двух миров», 1941). Ром. «Чаша ярости» (1956), «С любовью, Ева» (1961). «Автобиография» (1962). Цикл публицистич. книг «Мертвая рука» (1918—25), в т. ч. эстетич. трактат «Искусство мамоны» (1925, п. в одноим. сб-ке эстетич. и лит.-критич. статей, 1926). В России переводится с 1906.

■ Собр. соч., т. 1—12, Л., 1930—32; Король Уголь, М., 1958.

● Богословский В. Н., Эптон Синклер, М., 1976; Gottesman R., Upton Sinclair: An annotated checklist, Ohio, 1973.

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. synkrētismós — соединение), в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также — разных родов и жанров поэзии. С усложнением общественного бытия и общественного сознания С. постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды искусства и разные роды поэзии. Однако фольклор долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы.

На первоначальную слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в античной эстетике (Платон, Лукиан). Для синкретических видов искусства в эстетике древнего мира были соответствующие термины: «хорея» (Греция), «сангит» (Индия), «юэ» (Китай). Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал в 1763 английский просветитель Дж. Браун, который полагал, что нерасчлененность искусства обладала большой силой этического воздействия на народ, в то время как разделение искусства на обособленные виды ослабило его общественное значение. Идея С. была воспринята некоторыми современниками Брауна в Англии, во Франции и в Германии. Ратуя за синтетическое искусство нового типа, Д. Дидро, как на исторический прецедент, ссылался на нерасчлененную культуру прошлого. В России мысль о первичной слитности поэзии и музыки, сохранившейся в народных песнях, высказали Г. Р. Державин, В. Г. Белинский и др.

Развитая и обогащенная данными сравнительной этнографии, теория С. заняла важное место в трудах т. н. историко-этнографических и этнопсихологических школ XIX в. (см. Психологическая школа). На основе идеи «первобытного С.» строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов. Теория С. была подхвачена В. Шерером («Поэтика», 1888); приобрела характер стройной концепции у Александра Н. Веселовского («Три главы из исторической поэтики», 1899).

Выясняя первопричину С., ряд исследователей ограничивается указанием на изначальную связь искусства с религиозно-магическим обрядом. Исследователи-марксисты, начиная с Г. В. Плеханова («Письма без адреса»), выясняют особую роль трудовой деятельности в развитии синкретических форм культуры, объясняя художественный С., акцентируют относительную самостоятельность искусства. Выявление конкретных форм С. и его восприятия требует историко-сравнительного комплексного изучения искусства, особенно фольклора.

Литература:

Гачев Г. Д., Развитие образного сознания в литературе, в кн.: Теория литературы, [т. 1], М., 1962;

Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963.

В. Е. Гусев.

СИНОНИМЫ

СИНО́НИМЫ (от греч. synōnymos — одноимённый), единицы одного языкового уровня (слова, морфемы, синтаксические конструкции), различные по форме, но близкие или тождественные по значению. С. наиболее свойственны лексике и развиваются в пределах определенной части речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Образуя ряды различной длины (2 и более слов), С. могут принадлежать к одному, но чаще — к разным стилистическим пластам, например «внешность» — «наружность» (оба — нейтральный стиль), «строитель» (нейтральный) — «зодчий» (высокий, поэтический), «будущий» (нейтральный) — «грядущий» (высокий, поэтический) — «предстоящий» (книжный). Стилистическое расслоение С. нередко происходит вследствие архаизации некоторых слов: «лоб» (нейтральный) — «чело» (устаревший, поэтический). Источником С. в литературной речи являются диалекты («зеленя», «озимь»), жаргоны, профессиональная речь («руль» — «штурвал» — «баранка»). Значительная часть С. возникает в языке в результате иноязычных заимствований («неприязнь» — «антипатия, «врач» — «доктор»). Следствием многозначности слова (см. Полисемия) являются частичные С., когда в синонимические отношения слово вступает одним из своих значений, так что одно и то же слово может попасть в разные синонимические ряды, например «сорвать» — «сдернуть», «сорвать» — «нарушить» (планы).

Существуют также фразеологические С. («тянуть канитель» — «переливать из пустого в порожнее» — «толочь воду в ступе»). Кроме лексических С., бывают морфологические С. («годы» — «года», «нет меду» — «нет меда») и синтаксические С. («книгу написали» — «книга написана»).

Наличие С. в языке отражает богатство его выразительных возможностей. Хорошее владение языком означает, кроме всего прочего, знание С. во всех их стилистических оттенках и уместное их использование, в т. ч. для речевой характеристики персонажа художественного произведения; выбор С., стилистически не соответствующих ситуации речи, может стать ярким художественным приемом создания комического или пародийного эффекта.

Литература:

Словарь синонимов рус. языка, т. 1—2, Л., 1970 — 1971;

Синонимы рус. языка и их особенности. Л., 1972.

В. А. Виноградов.

СИНХРОНИЯ / ДИАХРОНИЯ

СИНХРОНИ́Я / ДИАХРОНИ́Я [искусственно созданные термины: synchronie (франц.) от греч. sýnchronos — одновременный и diachronie (франц.) от греч. diá — через, сквозь и chrónos — время], понятия, введенные в филологию и семиотику Ф. де Соссюром и обозначающие бескомпромиссное противопоставление структурного и исторического подхода к пониманию и изучению языка, при котором основное внимание переносится на синхронию. В литературоведении за терминами С./Д. стоит противопоставление рассмотрения структуры отдельного произведения, историко-литературной ситуации, жанра и т. п., их изучению в хронологической последовательности, исторических связях, влияниях, заимствованиях и других культурно-исторических закономерностях. Абсолютное противопоставление С./Д. не позволяет объяснить процесс развития, перехода от одного синхронного состояния к другому. Поэтому уже Пражский лингвистический кружок призывал к сближению С. и Д. Плодотворная полемика между К. Леви-Строссом и В. Я. Проппом показала необходимость и пути сочетания исторического и структурного подходов при изучении этнографических и фольклорных явлений. Наличие в структуре внесистемных элементов (которые в определенных условиях могут быть переупорядочены и образовать новую систему — Ю. М. Лотман), а также вариативность структуры, взаимодействие ее ядра и периферии и некоторые другие процессы снимают противопоставление С./Д., определяют развитие и дальнейшее изучение литературных структур.

Литература:

Соссюр Ф., Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977;

Пражский лингвистич. кружок, М., 1967;

Пропп В. Я., Структурное и историч. изучение волшебной сказки, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976;

Лотман Ю. М., Динамич. модель семиотич. системы, М., 1974;

Lévi-Strauss C., La Structure et la Forme. Réflexions sur un ouvrage de Vladimir Propp, «Cahiers de l'institut de science économique appliquée» (sér. M, № 7), 1960, № 99.

В. С. Баевский.

СИНЬ ЦИЦЗИ

СИНЬ ЦИЦЗИ́, Синь Цзясюань (1140—1207), китайский поэт. Лирика в жанре цы.

■ Стихи, М., 1961; Стихотворения, М., 1985.

СИПАКОВ ЯНКА ДАНИЛОВИЧ

СИПАКО́В Янка (Иван) Данилович (р. 1936), белорусский советский писатель. Сб. стихов «Солнечный дождь» (1960), «Лирический отлет» (1965), «Вече славянских баллад» (1973), «Доверчивая земля» (1977) и др. Пов. «Крыло тишины» (1974). Очерки, юморески.

■ Все мы из хат. Повести, Минск, 1982 (на белорус. яз.); Зеленая молния. Книга дорог, М., 1973; День. Книга стихов, Л., 1974; На улице, среди друзей. Повести, рассказы, М., 1983.

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК САВИНЬЕН

СИРАНО́ де БЕРЖЕРА́К (Cyrano de Bergerac) Савиньен (1619-55), французский писатель. «Письма», комедия «Осмеянный педант», трагедия «Смерть Агриппины» - в сб. «Различные произведения» (1654). Философско-утопический роман «Иной свет, или Государства и империи луны» (опубл. 1657, полн. опубл. 1910, п. 1931), «Государства и империи солнца» (незаверш., опубл. 1662). Памфлеты, сонеты, рондо.

■ Государства луны, в кн.: Утопич. роман XVI-XVII веков…, М., 1971.

СИРВЕНТА

СИРВЕ́НТА, сирвентес (прованс. sirventes), жанр средневековых романских литератур, строфическая песня на заимствованную мелодию. Первоначально (XII—XIII вв.) в провансальской литературе С. противополагалась любовной лирике как жанр лирики политической, дидактической и воинской. Среди прославленных авторов С. — трубадуры Бертран де Борн, Пейре Карденаль, Гильем Фигейра и др. В XIV—XVI вв. в Провансе и во Франции С. — жанр религиозной лирики. В Италии XIII—XIV вв. С. сохраняла все свойства жанра политической лирики (творчество А. Пуччи).

Издания:

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974;

Песни трубадуров, М., 1979.

Н. В. Котрелев.

СИРГЕ РУДОЛЬФ

СИ́РГЕ Рудольф (1904—70), эстонский советский писатель. Ром. «Мира! Хлеба! Земли!» (1929), «Черное лето» (1936), «Стыд в сердце» (1938), «Земля и народ» (1956), «Огоньки на пойме» (1961), «Трое за столом» (1969). Сб. новелл, в т. ч. «Чужая власть», «На шоссе» (оба — 1927), «Перед наступающим днем» (1947), «Зовущая тропа» (1954), «Иссеченные ветрами» (1965). Пьесы, книги для детей, путевые очерки.

■ Соч., т. 1—8, Тал., 1976—82 (на эст. яз.).

СИРДЕ Ж. Б. Л.

СИРДЕ́ (Sirdé) Ж. Б. Л., современный гвианский поэт (на франц. яз.).

СИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИОС-ГИРА ВИТАУТАС

СИ́РИОС-ГИ́РА Витаутас (р. 1911), литовский советский писатель. Чл. КПСС с 1979. Ром. «Буэнос-Айрес» (1956), «Вот и все» (1963), «Паутина стелется без ветра» (1968, п. — «Бабье лето», 1969), «Рай красного дерева» (1972), «Бегство от тени» (1975), «Когда не пылала только вода» (1980). Сб. рассказов и повестей. Сб. стихов. Книги для детей.

■ Соч., т. 1—7, Вильнюс, 1976—82 (на литов. яз.).

СИРИСЕНА ПИЯДАСА

СИРИСЕ́НА Пиядаса (1875—1946), шриланкский писатель (на сингал. яз.). Ром. «Джаятисса и Розалина» (1906), «Дингири Мэника, или Первое приключение Викрамапалы» (1919), «Шкатулка Вималятиссы» (1925).

«СИРП Я ВАЗАР»

«СИРП Я ВАЗАР» - «СИРП Я ВА́ЗАР» («Серп и молот»), еженедельная газета, орган Министерства культуры и СП Эстонской ССР. Издается в Таллине с 1940, на эстонском языке.

СИСНЕРОС ЛУИС БЕНХАМИН

СИСНЕ́РОС (Cisneros) Луис Бенхамин (1837—1904), перуанский писатель. Ром. «Хулия» (1861), «Эдгардо» (1864). Поэмы «Элегия на смерть короля Альфонсо XII», «Заря любви» (обе — 1885). Пьеса «Перуанский флаг» (1855).

СИССОКО ЖЕЛИ БАБА

СИССОКО́ (Sissoco) Жели Баба (1900—62), малийский поэт (на бамбара яз.). Сб. «Песни гриота» (1977).

СИССОКО ФИЛИ ДАБО

СИССОКО́ (Sissoco) Фили Дабо (1900—64), малийский писатель (на франц. яз.), политический деятель. Пов., в т. ч. «Красная саванна» (1962). Ист. ром. «Страсть Джиме» (1956). Сб. политич. стихов «Хармакис» (1955). Сб. «Африканская мудрость, изречения и пословицы Малинке» (1955), «Поэзия Черной Африки» (1963). Очерки.

СИТУМОРАНГ СИТОР

СИТУМОРА́НГ (Situmorang) Ситор (р. 1923), индонезийский поэт. Сб. стихов «Письма на зеленой бумаге» (1953), «Новый век» (1961), «Стена времени» (1976), «Карта путешествия» (1976); рассказы.

■ Ситор Ситуморанг. Биобиблиографии, указатель, М., 1977.

СИХХАТ

СИХХА́Т (наст. имя и фам. Аббасгули Алиаббас оглы Мехтизаде) (1874—1918), азербайджанский поэт. Стихи. Поэмы «Мужество Ахмеда» (1912), «Поэт, муза и горожанин» (1916); драмы. Переводы.

■ Произв., т. 1—2, Б., 1975—76 (на азерб. яз.).

● Талыбзаде К. А., Аббас Сиххат, Б., 1963.

СИЦИЛИАНА

СИЦИЛИА́НА (итал. siciliana), 8‑стишная строфа на 2 рифмы по схеме abababab. Развилась из народных песен; канонизирована в XIII в., но распространения не получила и уступила место родственной ей октаве. Пример аналогичной строфы — стихотворение А. А. Блока «Май жестокий с белыми ночами!…».

М. Л. Гаспаров.

«СИЯНИЕ»

«СИЯНИЕ» - «СИЯ́НИЕ», русский иллюстрированный литературно-политический еженедельный журнал. Издавался в Петербурге в 1872 — 1874 под редакцией В. П. Турбы. Печатал произведения П. В. Засодимского, Н. В. Успенского, А. И. Левитова, стихи Л. Н. Трефолева, статьи о А. Н. Радищеве, Н. А. Добролюбове, Д. И. Писареве и др. Продолжение — журнал «Пчела».

СКАБИЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

СКАБИЧЕ́ВСКИЙ Александр Михайлович (1838—1910/11), русский критик, публицист. Статьи «Д. И. Писарев» (1869), «Граф Толстой как художник и мыслитель» (1872), «Особенности рус. комедии. Соч. Островского»…» (1875), «Н. А. Некрасов (Его жизнь и поэзия)» (1878) и др. Циклы статей «Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе» (1870—72), «Мысли и впечатления, навеваемые текущею лит-рою» (1874), «Беседы о рус. словесности. Критич. письма» (1876—77), «Франц. романтики» (1880—81), «Очерки истории рус. цензуры» (1882—84; отд. изд. — 1892). Кн. «Беллетристы-народники» (1888), «История новейшей рус. лит-ры (1848—90)» (1891).

■ Соч., т. 1—2, СПБ, 1903; Лит. воспоминания, М.—Л., 1928.

СКАГЕСТАД ТУРМУД

СКА́ГЕСТАД (Skagestad) Турмуд (р. 1920), норвежский драматург, театральный деятель. Пьесы «Белый жеребенок» (1953), «Под деревом лежит топор» (1955), «Город у моря» (1962).

СКАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАЗАНИЕ

СКАЗА́НИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием (см., напр., Повесть древнерусская). В новой литературе бывают и стихотворными. Литературные С. в той или иной мере включают в себя традиционные образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский «Океан сказаний» Сомадевы, древнерусское «Сказание о граде Китеже», известная разным народам «Александрия», а в новой литературе — «Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина, «Дедовы сказания» Б. В. Шергина и др.

В. П. Аникин.

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» - «СКАЗА́НИЕ О МАМА́ЕВОМ ПОБО́ИЩЕ», памятник древнерусской литературы 1‑й четверти XV в. (датировка гипотетична, были попытки отнести «Сказание» к более позднему времени). Содержит самый подробный рассказ о Куликовской битве 1380 и связанных с ней событиях, основанный на свидетельствах современников и очевидцев. В «Сказании» отчетливо проявились особенности поэтики воинских повестей в сочетании с изобразительными средствами устного народного творчества; автор обращается к устным преданиям о сражении с Мамаем (единоборство Пересвета с татарским богатырем, «испытание примет» Дмитрием Волынцем); некоторые поэтические образы восходят к «Задонщине». Многократно переписывалось и перерабатывалось до начала XVIII в. (известно 8 редакций и большое количество вариантов); сохранилось много лицевых (иллюстрированных) списков «Сказания».

Литература:

«Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла, М.-Л., 1966;

Сказания и повести о Куликовской битве, Л., 1982.

Д. М. Буланин.

СКАЗИТЕЛИ

СКАЗИ́ТЕЛИ, народное название исполнителей (певцов) былин и исторических песен, принятое русской наукой. В середине XIX в. П. Н. Рыбников установил факт широкого бытования былин среди крестьян русского Севера. Искусство С. основано на длительной и устойчивой традиции. А. М. Астахова выделяет три типа С.: повторяющие предшественников; создающие оригинальные версии сюжетов; импровизаторы, каждый раз по-новому поющие песню. К числу наиболее талантливых С. принадлежали Т. Г. Рябинин, В. П. Щеголенок, М. С. Крюкова, М. Д. Кривополенова, Н. С. Богданова, Ф. А. Конашков. Обучение пению в живом общении, с голоса порождало школы и фамильные династии С. (Рябинины, Крюковы и др.). В большинстве своем С. — непрофессиональные исполнители, крестьяне. В XX в. искусство С. постепенно угасает. Понятие «С.» применимо и к нерусскому фольклору, являясь в последнем случае синонимом национальных терминов (барды, жирши и т. д.).

Литература:

Чичеров В., Школы сказителей Заонежья, М., 1982.

СКАЗОЧНИКИ

СКА́ЗОЧНИКИ, рассказчики сказок, владеющие бо́льшим или ме́ньшим сказочным репертуаром. Рассказывая традиционную сказку, С. вносят в нее новые черты, меняют ее в зависимости от степени своей одаренности, запросов аудитории. С. отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью, манерой сказывания. Большую роль в формировании сказок у всех народов сыграли профессиональные С. Наиболее известным С. в России XIX в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. Среди советских С. выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха), А. Н. Королькова и др.

Литература:

Азадовский М. К., Рус. сказка. Избр. мастера, т. 1—2, М.-Л., 1932.

СКАЛА ИВАН

СКА́ЛА (Skála) Иван (р. 1922), чешский поэт. Чл. КПЧ с 1945. Сб. «Огниво» (1946), «Утренний поезд надежды» (1958), «Что возьму с собой в дорогу» (1975), «Бермудский треугольник» (1982).

■ Утренний поезд надежды. [Избр. лирика], М., 1976; Вестник приходит пешком. Избр. лирика, М., 1984.

СКАЛОН АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СКАЛО́Н Андрей Васильевич (р. 1939), русский советский писатель. Сб. повестей и рассказов «Стрела летящая» (1969), «Красный бык» (1973), «Живые деньги» (1974), «На бугре» (1978), «Рыжая лисица счастья» (1982), «Ровный и зеленый луч на том берегу» (1983).

СКАРОС ЗИСИС

СКА́РОС Зисис (р. 1917), греческий писатель. Ром. «Открытые небеса» (1958), ром.-трил. «Корни реки» (1960—79). Повести, рассказы.

«СКИФЫ»

«СКИФЫ» - «СКИ́ФЫ», группа писателей и деятелей искусств разных школ и направлений, заявившая о себе двумя одноименными сборниками, вышедшими в 1917 — 1918. Лидер группы — Р. В. Иванов-Разумник, политическая ориентация которого определялась близостью к левым эсерам, в первое время после Октябрьской революции сотрудничавшим с Советской властью. В группу входили А. Белый, А. М. Ремизов, Е. И. Замятин, О. Д. Форш, А. П. Чапыгин, М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин, П. В. Орешин и др. Приняв Октябрьскую революцию, «С.» осмысляли ее задачи в духе национальной, «восточной» стихии и т. н. крестьянского социализма, в конечном счете — в духе мелкобуржуазной анархомаксималистской утопии: социальная революция воспринималась как первый шаг к подлинно «скифской» революции — «новому вознесению духа».

СКЛЯРЕНКО СЕМЁН ДМИТРИЕВИЧ

СКЛЯРЕ́НКО Семён Дмитриевич (1901—62), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Ром. «Бурун» (1932), «Путь на Киёв» (ч. 1—3, 1937—40), «Хозяева» (1948), «Карпаты» (1952—54) и др.; ист. ром. «Святослав» (1959) и «Владимир» (1962).

■ Соч., т. 1—3, К., 1981 (на укр. яз.); Карпаты, т. 1—2, М., 1960; Святослав, М., 1964; Путь на Киев, М., 1970.

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ

СКОВОРОДА́ Григорий Саввич (1722—94), украинский философ, поэт, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего философа. Сб. стихов «Сад божественных песней» (написаны между 1757 и 1785), прозаич. цикл «Басни харьковские»; филос. диалоги и трактаты. Соч. распространялись в рукописях.

■ Полн. собр. соч., т. 1—2, К., 1973 (на укр. яз.); Соч., т. 1—2, М., 1973.

● Лошиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.

СКОРОГОВОРКА

СКОРОГОВО́РКА, народнопоэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов («На дворе — трава, на траве — дрова»). Содержание С. часто юмористическое, функция в быту — игровая. Распространена в детском обиходе. Иногда С. имеет смысл поговорки («Сшит колпак, да не по-колпаковски»).

СКОРСА МАНУЭЛЬ

СКО́РСА (Scorza) Мануэль (р. 1928), перуанский писатель. Цикл ром., в т. ч. «Дважды через Ранкас» (1970, п. — «Траурный марш по селенью Ранкас», 1974), «Гарабомбо — невидимки» (1972, п. 1981), «Бессонный всадник» (1978, п. 1981), «Сказание об Агапито Роблесе» (1978, п. 1981) и др. Поэма «Песнь горнякам Боливии» (1954). Стихи.

СКОТТ АЛЕКСАНДЕР

СКОТТ (Scott) Александер (1525?—85?), шотландский поэт.

СКОТТ ВАЛЬТЕР

СКОТТ (Scott) Вальтер (1771—1832), английский писатель. Сб. шотл. нар. баллад «Песни шотландской границы» (т. 1—3, 1802—03; включает оригинальные стихи С.). Поэмы «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810) и др. Историч., в т. ч. «шотландские», ром. «Уэверли» (1814), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Авенго» (т. 1—3, 1820), «Квентин Дорвард» (т. 1—3, 1823) и др. Ром. «Антикварий» (т. 1—3, 1816), «Эдинбургская темница» (1818), в т. ч. из совр. жизни — «Сент-Ронанские воды» (т. 1—3, 1824). Историч. и историко-лит. соч., повести, новеллы. В рус. пер. С. известен с 20-х гг. 19 в.

■ Собр. соч., т. 1—20, М.—Л., 1960—65.

● Пирсон Х., Вальтер Скотт, 2 изд., М., 1983; Реизов Б. Г., Творчество Вальтера Скотта, М.—Л., 1965; Вальтер Скотт. Биобиблиографич. указатель, [сост. И. М. Левидова], М., 1958.

СКОТТ ДУНКАН

СКОТТ (Scott) Дункан (1862—1947), канадский поэт (на англ. яз.). Сб. «Волшебный дом» и другие стихи» (1893), «Труд и ангел» (1898), «Стихи и баллады Нового Света» (1905), «Через север» (1906), «Красота и жизнь» (1921), «Зеленый монастырь» (1935).

СКОУ-ХАНСЕН ТАГЕ

СКО́У-ХА́НСЕН (Skou-Hansen) Таге (р. 1925), датский писатель. Ром. «Голые деревья» (1957, п. 1965), «На другой стороне» (1965), «Возвращение домой» (1969), «Третий тайм» (1976), «Твердый орешек» (1977) и др. Драма «Обратный счет» (1978).

СКРАМ БЕРТА АМАЛИЯ

СКРАМ (Skram) Берта Амалия (1846—1905), норвежская писательница. Ром. «Констанция Ринг» (1884), «Фру Инее» (1891), «Преданная» (1892), «Профессор Иеронимус» (1895), «Больница св. Йоргена» (1896); цикл «Люди из Хеллемюра» (т. 1—4, 1887—98). Сб. «Рассказы для детей» (1889), пьесы.

СКРИБ ОГЮСТЕН ЭЖЕН

СКРИБ (Scribe) Огюстен Эжен (1791—1861), французский драматург. Комедии «Стакан воды, или Следствия и причины» (1840, п. 1842, пост. в России в 1872), «Валерия, или Слепая» (совм. с Мельвилем, 1822, п. В. А. Жуковского, 1823), «Фаворитка» (1831), «Лиссабонский лютник» (совм. с Ж. Ф. А. Байаром, 1831), «Бертран и Ратон, или Искусство заговора» (1833), «Товарищество, или Лестница славы» (пост. 1837, п. 1897). Историч. драма «Адриенна Лекуврёр» (совм. с Э. Легуве, 1849; п. и пост. 1858). Водевили «Шарлатанство» (совм. с Э. Мазером, 1825, п. и пост. 1830), «Ватель, или Потомок великого человека» (совм. с Мазером, 1827, п. 1827) и др. Либретто мн. опер. в т. ч. «Роберт-Дьявол» (1831) Дж. Мейербера, «Немая из Портичи» (1828) Д. Ф. Э. Обера, «Сицилийская вечерня» (1855) Дж. Верди. На рус. яз. переведено св. 125 пьес С. и более 20 оперных либретто.

■ Одноактные комедии, М., 1940 (стеклограф, изд.); Пьесы, М., 1960.

● Луначарский А. В., Скриб и скрибизм, Собр. соч., т. 6, М., 1965; Чудовский В., Скриб, П., [1919].

СКУИНЬ ЗИГМУНД

СКУ́ИНЬ, Скуиньш Зигмунд (р. 1926), народный писатель Латвийской ССР (1985). Ром. «Внуки Колумба» (1961), «Форнарина» (1964), «Серебристые облака» (1967), «Мужчина во цвете лет» (1975), «Горностай на асфальте» (1978—1979), «Мемуары молодого человека» (1982).

■ Бальзам. Рассказы, М., 1976; Нагота. Два романа, рассказы, Рига, 1981.

СКЬОЛЬБОРГ ЙОХАН

СКЬО́ЛЬБОРГ (Skjoldborg) Йохан (1861—1936), датский писатель. Ром. «Борец» (1896), «Воронье гнездо» (1899), «Гюльхольм» (1902), «Новые люди» (1917).

СКЮДЕРИ МАДЛЕН ДЕ

СКЮДЕРИ́ (Scudéry, Scudéri) Мадлен де (1607—1701), французская писательница. Галантные ром. «Ибрагим, или Великий паша» (1641), «Аргамен, или Великий Кир» (т. 1—10, 1649—53), «Клелия, или Римская история» (т. 1—10, 1654—61) и др. Басни, стихи. Трактат «Беседы о морали» (1680—92).

СЛАБОЕ МЕСТО

СЛА́БОЕ МЕ́СТО, см. Сильное место и слабое место.

СЛАВЕЙКОВ ПЕНЧО ПЕТКОВ

СЛАВЕ́ЙКОВ Пенчо Петков (1866—1912), болгарский поэт. Сын Петко Славейкова. Поэтич. сб. «Эпические песни» (1896—98, изд. 1907), «Сон о счастье» (1906), «На острове блаженных» (1910); поэмы «Ралица» (1893), «Бойко» (1897), эпич. поэма «Кровавая песня» (незаконч.; 1893, изд. 1911—13). Лит.-ведч. статьи.

■ Сон о счастье. Избр. стихотворения и поэмы, М., 1962.

● Фурнаджиева Е., Пенчо Славейков. Библиография, София, 1966.

СЛАВЕЙКОВ ПЕТКО РАЧЕВ

СЛАВЕ́ЙКОВ Петко Рачев (1827 или 1828—1895), болгарский поэт, публицист, фольклорист, общественный деятель. Отец Пенчо Славейкова. Сб. стихов «Пестрый букет», «Песенник», «Басенник» (все—1852), «Песни и стихотворения» (1879); поэмы «Источник Болоногой», «Бойка-воевода» (обе—1873), «Кракра Перницкий» (1886). Издал полное собрание болг. пословиц и поговорок (1889—97).

■ Избр., М., 1981.

СЛАВИН ЛЕВ ИСАЕВИЧ

СЛА́ВИН Лев Исаевич (1896—1984), русский советский писатель. Пьесы «Интервенция» (1932, пост. 1933), «В тени цветущего дерева» (1943), «Широкая натура» (1944), «Сильное чувство» (1954), «Тихий старичок» (1962). Пов. «Мои земляки» (1942), «По ту сторону холма» (1958), «За нашу и вашу свободу! Пов. о Ярославе Домбровском» (1968), «Неистовый. Пов. о Виссарионе Белинском» (1973), «Ударивший в колокол. Пов. об А. Герцене» (1979). Ром. «Наследник» (1930), «Арденнские страсти» (1976). «Рассказы» (1947, 1966). Мемуарные кн. «Портреты и записки» (1965), «Мой чувствительный друг» (1973). Очерки. Киносценарии.

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1981.

● Гордон А., Лев Славин и его пьеса «Интервенция», Душ., 1966.

СЛАВИЧ ЙОАН

СЛА́ВИЧ (Slavici) Йоан (1848—1925), румынский писатель. Пов. «Счастливая мельница» (1881, п. 1954), «Клад» (1896, п. 1954); ром. «Из старины» (1902), «Мара» (1894, отд. изд. 1906); кн. «Рассказы» (т. 1—6, 1892—26). Комедии, ист. драмы, публицистика, работы по фольклору и рум. яз., воспоминания.

■ Избр., М., 1980.

СЛАВКИН ВИКТОР ИОСИФОВИЧ

СЛА́ВКИН Виктор Иосифович (р. 1935), русский советский драматург. Пьесы «Взрослая дочь молодого человека» (1979), «Серсо» (1982).

■ Пьесы, М., 1983 (совм. с Л. С. Петрушевской).

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛАДЕК ЙОЗЕФ ВАЦЛАВ

СЛА́ДЕК (Sládek) Йозеф Вацлав (1845—1912), чешский поэт. Сб. «На пороге рая» (1883), «Из жизни» (1884), «Сельские песни и чешские сонеты» (1890), «Чешские песни» (1892).

СЛАДКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

СЛАДКО́В Николай Иванович (р. 1920), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1952. Сб. рассказов и сказок для детей «Серебряный хвост» (1953), «В лесах счастливой охоты» (1964), «Земля солнечного огня» (1970), «Поющий бархан» (1975), «Капли солнца» (1978), «Осиновый невидимка» (1979) и др. Очерки («Путешествие в прошлое», 1977). Цикл миниатюр «Целая жизнь» (1980).

■ За пером синей птицы. [Предисл. М. Дудина], Л., 1980.

СЛАДКОВИЧ АНДРЕЙ

СЛА́ДКОВИЧ (Sládkovič) Андрей (наст. имя Ондрей Браксаторис, Braxatoris (1820—1872), словацкий поэт. Поэмы «Беседы в семье Душана» (филос.-аллегорич.; 1844), «Марина» (1846), «Детван» (1853), «Милица» (ист.; 1858), «Граф Микулаш Шубич Зринский на Сиготе» (ист.; 1866); лирич. стихи.

СЛАУЭРХОФ ЯН ЯКОБ

СЛА́УЭРХОФ (Slauerhoff) Ян Якоб (псевд. Джон Равенсвуд, Ravenswood) (1898—1936), нидерландский писатель. Поэтнч. сб. «Архипелаг» (1923), «Светотень» (1927), «Ост-Азия» (1928). Сб. новелл «Остров весны» (1930), «Шлак и пепел» (1930). Ром. «Запретное царство» (1932), «Жизнь на земле» (1934).

Предыдущая страница Следующая страница