СКАЗ
СКАЗ, особый тип повествования, ориентированный на современную живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя (бытовой, национальной, народной) среды. В С. широко используются просторечие, диалектизмы, а также профессиональная речь. Обращение к С. часто связано со стремлением писателей нарушить сложившуюся консервативную «среднюю» литературную традицию, вывести на сцену нового героя (обычно удаленного от книжной культуры Н. С. Лесков, В. И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя) и новый жизненный материал. С. дает этому герою возможность наиболее полного самовыявления, свободного от авторского комментария, «контроля», что заставляет читателя остро пережить новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух (часто противоположных) оценок авторской и рассказчика (М. М. Зощенко).
Наиболее распространены две формы С.: первая С., ведущийся обычно от первого лица вполне определенного рассказчика. Он особенно близок к живой интонации устной речи. Вторая форма обходится без введения реального рассказчика; внешне она ближе к обычному «авторскому» литературному повествованию, но именно она дает наиболее богатые возможности игры с чужим словом (Ф. М. Достоевский).
Композиционные формы использования С. различны:
1) произведение целиком состоит из С.;
2) оно имеет минимальные авторские сигналы, указывающие читателю на отделенность автора: подзаголовок («Происшествие. Рассказ ямщика» А. П. Чехов), краткое разъяснение «издателя»;
3) С. обрамляется авторским предисловием или послесловием; в этом случае в произведение могут входить большие куски авторского текста. (Примеры совмещения разных форм в пределах одного произведения «Сказ о Косом Левше», очерк «Воительница» Лескова, «Вологодские бухтины» В. И. Белова.) Широко используются более сложные формы: на авторском повествовании лежит «налет» чужого слова, сочувственно используемого автором (обэриуты, Н. А. Заболоцкий). Случаи, когда в произведении очерчена фигура рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к С.
Ориентацией на внелитературные жанровые и речевые формы С. отличается от стилизации в литературе, предполагающей использование какой-либо системы литературного стиля.
Литература:
Эйхенбаум Б., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969;
Мущенко Е., Скобелев В., Кройчик Л., Поэтика сказа, Воронеж, 1978;
Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в его кн.: О языке худож. прозы, М., 1980;
Бахтин М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979, гл. 5, с. 22126;
Чудакова М., Поэтика Михаила Зощенко, М., 1979, с. 6497.
А. П. Чудаков.
-----------------------------------
СКАЗ, в советской фольклористике термин, обозначающий жанры устной прозы, повествующей о современности или недавнем прошлом. В отличие от легенды, С. обычно не содержит фантастического, сказочного элемента. Различаются С., ведущиеся от лица участника описываемого события (мемуарный С.), и С., отделившиеся от участника-повествователя, которые с течением времени могут превращаться в легенду, предание, былину и т. д. С. легли в основу некоторых стихотворений Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. Т. Твардовского, рассказов Л. Н. Толстого («Народные рассказы»), Г. И. Успенского, Н. С. Лескова, М. М. Пришвина и др. В последние годы термин «С.» вытесняется термином устный народный рассказ.
К. В. Чистов.