Литературный энциклопедический словарь
СКАЗ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СКАЗ

СКАЗ, особый тип повествования, ориентированный на современную живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя (бытовой, национальной, народной) среды. В С. широко используются просторечие, диалектизмы, а также профессиональная речь. Обращение к С. часто связано со стремлением писателей нарушить сложившуюся консервативную «среднюю» литературную традицию, вывести на сцену нового героя (обычно удаленного от книжной культуры — Н. С. Лесков, В. И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя) и новый жизненный материал. С. дает этому герою возможность наиболее полного самовыявления, свободного от авторского комментария, «контроля», что заставляет читателя остро пережить новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух (часто противоположных) оценок — авторской и рассказчика (М. М. Зощенко).

Наиболее распространены две формы С.: первая — С., ведущийся обычно от первого лица вполне определенного рассказчика. Он особенно близок к живой интонации устной речи. Вторая форма обходится без введения реального рассказчика; внешне она ближе к обычному «авторскому» литературному повествованию, но именно она дает наиболее богатые возможности игры с чужим словом (Ф. М. Достоевский).

Композиционные формы использования С. различны:

1) произведение целиком состоит из С.;

2) оно имеет минимальные авторские сигналы, указывающие читателю на отделенность автора: подзаголовок («Происшествие. Рассказ ямщика» — А. П. Чехов), краткое разъяснение «издателя»;

3) С. обрамляется авторским предисловием или послесловием; в этом случае в произведение могут входить большие куски авторского текста. (Примеры совмещения разных форм в пределах одного произведения — «Сказ о Косом Левше», очерк «Воительница» Лескова, «Вологодские бухтины» В. И. Белова.) Широко используются более сложные формы: на авторском повествовании лежит «налет» чужого слова, сочувственно используемого автором (обэриуты, Н. А. Заболоцкий). Случаи, когда в произведении очерчена фигура рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к С.

Ориентацией на внелитературные жанровые и речевые формы С. отличается от стилизации в литературе, предполагающей использование какой-либо системы литературного стиля.

Литература:

Эйхенбаум Б., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969;

Мущенко Е., Скобелев В., Кройчик Л., Поэтика сказа, Воронеж, 1978;

Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в его кн.: О языке худож. прозы, М., 1980;

Бахтин М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979, гл. 5, с. 221—26;

Чудакова М., Поэтика Михаила Зощенко, М., 1979, с. 64—97.

А. П. Чудаков.

-----------------------------------

СКАЗ, в советской фольклористике термин, обозначающий жанры устной прозы, повествующей о современности или недавнем прошлом. В отличие от легенды, С. обычно не содержит фантастического, сказочного элемента. Различаются С., ведущиеся от лица участника описываемого события (мемуарный С.), и С., отделившиеся от участника-повествователя, которые с течением времени могут превращаться в легенду, предание, былину и т. д. С. легли в основу некоторых стихотворений Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. Т. Твардовского, рассказов Л. Н. Толстого («Народные рассказы»), Г. И. Успенского, Н. С. Лескова, М. М. Пришвина и др. В последние годы термин «С.» вытесняется термином устный народный рассказ.

К. В. Чистов.

В начало словаря