Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРОКОФЬЕВА СОФЬЯ ЛЕОНИДОВНА

ПРОКО́ФЬЕВА (наст. фам. Коровина) Софья Леонидовна (р. 1928), русская советская писательница. Произв. для детей: пов. «Зеленая пилюля» (1964), «Приключения желтого чемоданчика» (1965), «Сказка о ветре в безветренный день» (1967), «На старом чердаке» (1974), «Ученик волшебника» (1980), «Капитан Тин-Тиныч» (1981) и др.; кн. «Машины сказки» (1966). Пьеса «Разговор без свидетеля» (1980). Киносценарии.

■ Приключения желтого чемоданчика. Сказки, М., 1983.

«ПРОЛЕТАРИЙ»

«ПРОЛЕТАРИЙ» - «ПРОЛЕТА́РИЙ», название нескольких большевистских газет, сыгравших большую роль в борьбе за победу пролетарской революции, за новое революционное искусство:

1) издавалась в Женеве (нелегально) в мае — ноябре 1905 (26 номеров). Редколлегия: В. И. Ленин (главный редактор), А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский;

2) издавалась в Выборге, Женеве, Париже в 1906 — 1909 (нелегально). Редактор Ленин. Сотрудничали Луначарский, Боровский и др. Здесь была опубликована статья Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908, № 35, сент.). Газета выступала против русского махизма, «богостроительства» в литературе;

3) под названием «П.» в августе 1917 выходила преследуемая Временным правительством большевистская «Правда».

«ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА»

«ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА» - «ПРОЛЕТА́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА», журнал, основной теоретический орган Всероссийского совета Пролеткульта. Издавался в Москве в 1918 — 1921 (вышел 21 номер) под редакцией П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. И. Калинина, П. М. Керженцева, А. А. Богданова (Малиновского), А. И. Маширова-Самобытника. В журнале печатались статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, В. Полянского, Калинина, Богданова, В. Ф. Плетнева и др., стихи В. Т. Кириллова, А. К. Гастева, М. П. Герасимова, А. Н. Поморского. Теоретические установки журнала отражали ограниченность Пролеткульта, деятели которого пытались лабораторным путем «выработать» некую чисто «пролетарскую культуру» в отрыве от задач культурного строительства общества.

ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРОЛЕТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, термин, обозначающий литературу, возникшую в России и некоторых других странах на рубеже XIX и XX вв. под влиянием роста революционного движения пролетариата. Истоки П. л. восходят к эпохе чартизма (см. Чартистская литература), Революции 1848 во Франции и Парижской Коммуны [см. Парижской Коммуны (1871) литература]. В дореволюционной России «крупнейшим представителем пролетарского искусства» В. И. Ленин назвал М. Горького. С рабочей печатью, в особенности с большевистскими газетами «Звезда» и «Правда», было связано творчество многих пролетарских писателей (см. «Звезды» и «Правды» поэты). Под редакцией Горького вышли два сборника пролетарских писателей (1914, 1917).

После Октябрьской революции пролетарские писатели группировались преимущественно в Пролеткульте, «Кузнице», РАППе (см. Ассоциации пролетарских писателей). Организации пролетарских писателей существовали во многих республиках Советского Союза. По мере укрепления единства советского общества и роста многонациональной литературы разделение писателей на пролетарских, крестьянских, «попутчиков» и т. п. все более теряло смысл. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) содействовало объединению всех советских писателей в единый Союз советских писателей (см. Советская литература, Русская литература, Союз писателей СССР).

Октябрьская революция и коммунистическое движение оказали решающее влияние на развитие П. л. во многих странах (см., напр., Немецкая литература, Французская литература, Японская литература). В 20‑х — начале 30‑х гг. пролетарскими писателями мира было создано Международное бюро Пролеткульта, затем Международное объединение революционных писателей (МОРП).

Термин «П. л.», вызывавший споры, особенно широко использовался советской и прогрессивной зарубежной критикой в 20‑х — начале 30‑х гг. применительно к литературе, вдохновляемой марксистским революционным мировоззрением. Идейно-художественные традиции П. л. сыграли важную роль в становлении и развитии социалистического реализма в советской и мировой литературах. С появлением этого понятия термин «П. л.» постепенно исчезает.

ПРОЛЕТКУЛЬТ

ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ, культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Возник накануне Октябрьской революции. Теоретический орган П. — журнал «Пролетарская культура». В начале 20‑х гг. выходило около 20 журналов («Горн» в Москве, «Грядущее» в Петрограде и др.). Активными деятелями П. были поэты М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, В. Д. Александровский, П. К. Бессалько и др., в отвлеченно-романтических образах воспевавшие «мировой Октябрь», «железного пролетария» и т. п. В 1920 некоторые из них вышли из П., образовав литературную группу «Кузница», В известной степени П. отвечал растущему стремлению трудовых масс к культуре и художественному творчеству. Однако его теоретики (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др.) с вульгарно-социологических позиций (см. Вульгарный социологизм) пропагандировали несостоятельную идею «чистой» пролетарской культуры, отрицали классическое наследие, претендовали на полную автономию П. в вопросах культуры. Деятельность П. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920). В 1925 П. вошел в профсоюзы, в 1932 прекратил свое существование.

В. А. Калашников.

ПРОЛОГ

ПРОЛО́Г (греч. prólogos, от pró — перед и lógos — слово, речь), вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному действию (сюжету), например П. поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». В отличие от предисловия, П. всегда художествен; часто тяготеет к слиянию с сюжетом, по существу становясь одним из его элементов, например П. повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» (в повествовательных жанрах такой П. называют иногда предысторией). Ср. с эпилогом.

-----------------------------------

ПРО́ЛОГ (от греч. prólogos — вступление; по ошибке принято за наименование целой книги), южнославянские и древнерусские сборники кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в календарном порядке; ведет свое происхождение от византийских месяцесловов или синаксарей. Имеет 3 основных разновидности: переводный Синаксарь (XII в.), восходящий к греческому «Менологию» X—XI вв.; 1‑я и 2‑я русские редакции (XII—XIII вв.). В русские редакции были внесены жития русских святых (Бориса и Глеба, Владимира Святого, Феодосия Печерского и др.); объем П. возрос также за счет присоединения нравоучительных статей (из сочинений отцов церкви, патериков и др.). П. получил широкое распространение в Древней Руси и сохранился в большом количестве списков. Опубликован в Москве в 1641 — 1643 (в издании были смешаны статьи из 1‑й, 2‑й редакций и «стишного» П.), затем многократно переиздавался (в т. ч. 8 изданий XVII в.). Сюжеты П. использовали А. И. Герцен, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой и др.

Литература:

Петров Н., О происхождении и составе славяно-рус. печатного Пролога, К., 1875;

Сергий [Спасский] архимандрит, Полный месяцеслов Востока, т. 1, М., 1875;

Литературный сборник XVII в. Пролог, М., 1978;

Фет Е. А., Новые факты к истории древнерус. Пролога, в кн.: Источниковедение литературы Др. Руси, Л.,1980.

Д. М. Буланин.

ПРОМЕТ ЛИЛЛИ

ПРО́МЕТ Лилли (р. 1922), эстонская советская писательница. Ром. «Деревня без мужчин» (1962), «Примавера» (1971), «Девушки из неба» (1977). Сб. рассказов и повестей «Приверженцы святого искусства» (1958), «Лежащий тигр» (1964), «Кто распространяет анекдоты?» (1967), «Дела земные» (1969), «Шалости земли» (1977). Стихи (сб. «Шиповник», 1970), пьесы, публицистика (сб. «Странная книга», 1965).

■ Соч., т. 1—6, Тал., 1981—83 (на эст. яз.); Иероглифы жизни. [Сб. прозы], М., 1973; Шалости земли. Повести, рассказы, миниатюры, М., 1982.

«ПРОМЕТЕЙ»

«ПРОМЕТЕЙ» - «ПРОМЕТЕ́Й», советский историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Выходит в издательстве «Молодая гвардия» с 1966. Печатаются автобиографии, мемуары, письма писателей, деятелей культуры и науки, революционных деятелей, литературные портреты, документальные очерки и разыскания, исторические рассказы, эссе; особое внимание уделяется историко-революционной теме. Некоторые выпуски «П.» носят тематический характер: т. 3 (1967) посвящен русскому революционно-освободительному движению, т. 10 (1974) — А. С. Пушкину, т. 12 (1980) — Л. Н. Толстому.

ПРОПЕРЦИЙ СЕКСТ

ПРОПЕ́РЦИЙ (Propertius) Секст (ок. 50 — ок. 15 до н. э.), римский поэт-элегик. 4 кн. элегий (преим. любовных) (28—16 до н. э.) содержат также мифол., ист., публицистич. стихи.

■ Катулл. Тибулл. Проперций, М., 1963.

ПРОПОВЕДЬ

ПРО́ПОВЕДЬ, жанр ораторской прозы: дидактическое произведение, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. Первоначально была вызвана к жизни духовными движениями IX—V вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии, когда автоматизм родового сознания сильно ослабился и жизненная позиция индивида стала проблемой, требующей самостоятельного осмысления и выбора. Каждое движение создавало свой тип П. (ср. речи пророков в Ветхом завете Библии и Заратуштры в «Авесте», буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской; см. Еврейская литература). К П. близки по структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла).

В IV в. созревает жанр церковных П. (Василий Великий, Григорий Назианзин), окрашенный эллинистической традицией; Иоанн Златоуст, сильно повлиявший на становление славянских литератур, возродил патетический стиль Демосфена. На Западе основы храмовой П. закладывают под влиянием Цицерона Амвросий и Августин, впервые сформулировавший теоретические принципы христианской П. В течение средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам письменности (см. Византийская литература, Латинская литература). Начиная с XI в. в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления, нарастающие к XIII в. (Франциск Ассизский). Сильные стимулы для развития П. дала Реформация (М. Лютер). В XVII в. во Франции расцветает литературно-утонченная П., пользующаяся стилистикой барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу).

Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII—XIX вв. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский). Попытки секуляризировать лексический и ритмический строй П. в XIX—XX вв. обычно приобретают травестийный, пародийный или «остраненный» характер.

С. С. Аверинцев.

ПРОСАПОДОСИС

ПРОСАПО́ДОСИС, кольцо (греч. prosapódosis, букв. — сверхприбавка), повтор слова (или группы слов) в начале и конце одного и того же стиха или колона: «Мутно небо, ночь мутна» (А. С. Пушкин), «Коня, коня, полцарства за коня!» (У. Шекспир).

М. Л. Гаспаров.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ПРОСТОР»

«ПРОСТОР» - «ПРОСТО́Р», литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный ежемесячный журнал. Орган СП Казахской ССР. Издаётся в Алма-Ате на русском языке с 1933 (до 1960 под другими названиями).

ПРОСТОРЕЧИЕ

ПРОСТОРЕ́ЧИЕ, совокупность средств языка, находящихся за пределами литературной нормы. В этом смысле термин «П.» обозначает преимущественно речь малообразованных слоев городского населения и указывает на ее общенародный характер, в отличие от терминов «диалект» (см. Диалектизмы) и жаргон. Просторечные отступления от норм литературного языка отражаются в грамматических («выпимши», «ейный»), произносительных («пóртфель», «тышша») явлениях, а также в словоупотреблении («курево», «сперва», «ты идешь, ай нет?»). Однако с последним связано и другое понимание П. — как набора сниженных, грубовато-фамильярных средств лексики и фразеологии, которыми одинаково пользуются и носители П. и носители литературного языка в соответствующих выразительных целях («башка», «тягомотина», «блажить», «куролесить», «чтоб у тебя язык отсох», «таким манером», «корчить из себя»).

П. — исторически меняющаяся категория. Играя в прошедшие эпохи развития русского национального языка значительную роль как средство общения ряда смежных социальных групп (рабочие, ремесленники, мещане, отчасти купечество), оно сохраняется главным образом в виде отдельных вкраплений в речь малочисленного круга людей, еще не полностью овладевших литературным языком. П. широко используется в художественной литературе как средство речевой характеристики персонажей, а также в некоторых видах авторской речи, например в сказе (Н. С. Лесков, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. М. Зощенко, В. И. Белов).

Литература:

Филин Ф. П., О структуре совр. рус. лит. языка, в кн.:Рус. язык в совр. мире, М., 1974.

Т. Г. Винокур.

ПРОТОПОПОВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПРОТОПО́ПОВ Михаил Алексеевич (1848—1915), русский критик. Сб. статей «Лит.-критич. характеристики» (1896), «Критич. статьи» (1902). Кн. «В. Г. Белинский, его жизнь и лит. деятельность» (1891).

ПРОТОТИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

ПРОФЕССИОНАЛИ́ЗМЫ, слова или выражения, используемые в определённой профессиональной среде. Вместе с терминами и профессиональными жаргонизмами (ср. Жаргон) входят в пласт специальной лексики. Между этими тремя разновидностями специальной лексики до сих пор не установлены четкие границы. Термин является точным и официально-книжным названием понятия, а П. может выступать как его дублет в профессиональной разговорной речи: органическое удобрение (термин) — «органика» (профессионализм). Но некоторые П. не могут считаться дублетами терминов, например «накладка» (артистическая) — ошибка, т. к. слово «ошибка» не является термином. Граница между П. и профессиональными жаргонизмами недостаточно отчетлива, поскольку и те и другие принадлежат к разговорному стилю. В отличие от П., жаргонизм содержит экспрессивно-эмоциональный элемент и выходит за пределы литературного языка.

Употребление П. в разговорной речи объясняется их метафоричностью («кирпич» — знак, запрещающий проезд), а также принципом языковой экономии («пара» — двухчасовое занятие в вузе). Через публицистику П. все активнее проникают в литературный язык.

В языке художественной литературы П. выступают как средство создания речевой характеристики героев и определённого «профессионального» колорита (Д. А. Гранин, Г. Е. Николаева, В. О. Богомолов). Понимание П. обычно достигается контекстуально.

Н. П. Кабанова.

ПРОХАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ПРОХА́НОВ Александр Андреевич (р. 1938), русский советский писатель. Ром. «Кочующая роза» (1975), «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979), «Вечный город» (1981), «Дерево в центре Кабула» (1982). Пов. «Деревенские» (1969), «Радуйся», «Иду в путь мой», «Полет вечернего гуся», «Трактат о хлебе» (все — 1971), «Их дерево» (1974), «Адмирал» (1983). Публицистика. Рассказы.

ПРОШЯН ПЕРЧ

ПРОШЯ́Н Перч (наст. имя и фам. Ованес Степанович Тер-Аракелян) (1837—1907), армянский писатель и педагог. Ром. «Сое и Вардитер» (1860), «Яблоко раздора» (1878), «Из-за хлеба» (1880), «Мироеды» (1889), «Начало родовых мук» (1892), «Унон» (1900), «Месть» (изд. 1963) и др.

■ Соч., т. 1—3, Ер., 1974—79 (на арм. яз.); Из-за хлеба, Ер., 1955.

ПРУС БОЛЕСЛАВ

ПРУС (Prus) Болеслав (наст. имя Александр Гловацкий, Glowacki; 1847—1912), польский писатель. Ром. «Кукла» (1887—89), «Эмансипированные женщины» (1891—93), «Фараон» (ист.; 1895—96), «Дети» (1908), «Перемены» (1911, незаконч.); пов. «Возвратная волна» (1880), «Форпост» (1885); рассказы «Михалко» (1880), «Антек» (1881), «Сиротская доля» (1876), «Грехи детства» (1883) и др. Лит. критика и публицистика.

■ Полн. собр. соч., т. 1—5, К.—Хар., 1899—1900; Соч., т. 1—7, М., 1961—63.

● Вербицкий П. П., Б. Прус, Хар., 1967 (на укр. яз.); B. Prus. Poradnik bibliograficzny, Warsz., 1962.

ПРУСТ МАРСЕЛЬ

ПРУСТ (Proust) Марсель (1871—1922), французский писатель. Цикл романов «В поисках утраченного времени»: «В сторону Свана» (1913, п. 1934; под назв. «По направлению к Свану», 1973), «Под сенью девушек в цвету» (1918, п. 1935, 1976), «Германт» (1921, п. 1936; под назв. «У Германтов», 1980), «Содом и Гоморра» (1921—22, п. 1938, 1980), «Пленница» (изд. 1923), «Беглянка» (изд. 1925), «Обретенное время» (изд. 1927). Незаверш. роман «Жан Сантей» (изд. 1952). Кн. новелл «Утехи и дни» (1896, п. 1927). Кн. эссе «Против Сент-Бёва» (изд. 1954).

■ Собр. соч. В поисках за утраченным временем. [Предисл. А. В. Луначарского], т. 1—4, Л., 1934—38.

● Андреев Л. Г., М. Пруст, М., 1968; Graham V. E., Bibliographie des études sur M. Proust et son ceuvres. Gen., 1976.

ПРЫЖОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ

ПРЫЖО́В Иван Гаврилович (1827—85), русский очеркист, этнограф. Кн. «Нищие на святой Руси» (1862), «История кабаков в России в связи с историей рус. народа» (1868) и др.

■ Очерки, статьи, письма, М.—Л., 1934 (лит.).

ПРЭТТ ЭДВИН ДЖОН

ПРЭТТ (Pratt) Эдвин Джон (1883—1964), канадский поэт (на англ. яз.). Сб. «Ньюфаундлендские стихи» (1923), «Варево ведьм» (1925), «Титаны» (1926). Поэмы «Титаник» (1935), «Бребер и его братья» (1940).

ПРЮДАНСЬО ЮСТАШ

ПРЮДАНСЬО́ (Prudencio) Юсташ (р. 1925), поэт (на франц. яз.) Республики Бенин. Сб. «Мы живем на одной планете» (б. г.).

ПРЮЭТТ ФРЭНК

ПРЮ́ЭТТ (Prewett) Фрэнк (1893—1962), канадский писатель (на англ. яз.).

ПСЕВДОНИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСЕЛЛ МИХАИЛ

ПСЕЛЛ МИХАИ́Л, см. Михаил Пселл.

ПСИХАРИС ИОАННЕ

ПСИХА́РИС Иоанне (1854—1929), греческий писатель, языковед. С 1869 жил во Франции. Пов. «Мое путешествие» (1888). Ром. «Грезы Яннариса» (1897), «Жизнь и любовь в уединении…» (1904), «Два брата» (1911), «Две розы» (1914). Пьесы, стихотворения в прозе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть XIX в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы и особенно биографического метода, она противопоставляла себя спекулятивной (умозрительной, выведенной из «общефилософских основ») эстетике (в т. ч. классической немецкой). Главным предметом изучения для П. ш. стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего — душевная жизнь автора, поскольку искусство выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения. В соответствии с этим искусство рассматривалось как сублимация переживаний художника вовне, в образы. Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план.

В художественном содержании сторонники П. ш. выдвигали на первый план его субъективную сторону: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни. «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А., Мысль и язык, Хар., 1892, с. 187). П. ш. представляли в Западной Европе Э. Эннекен, В. Вундт, И. Фолькельт; на рубеже XIX и XX вв. она уступает место школам интуитивизма и психоанализа.

В России первым идеи психологического направления в литературоведении выдвинул Потебня («Мысль и язык», 1862); в дальнейшем они представлены в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. Г. Горнфельд, Т. Райнов и др.) и в журнале «Вопросы философии и психологии» (1899—1918); как целое направление перестало существовать в 20‑х гг.

Литература:

Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976;

Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902;

Пресняков О. П., А. А. Потебня и рус. литературоведение кон. XIX — нач. XX в., Саратов, 1978;

Николаев П., Курилов А., Гришунин А., История рус. литературоведения, М., 1980;

Осьмаков Н. В., Психологич. направление в русском литературоведении: Д. Н. Овсянико-Куликовский, М., 1981.

В. В. Курилов.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПТАШНИКОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

ПТА́ШНИКОВ Иван Николаевич (р. 1932), белорусский советский писатель. Ром. «Жди в далеких Гринях» (1962), «Мстижи» (1970). Пов. «Чачик» (1957), «Лонва» (1965), «Тартак» (1968), «Найдорф» (1976) и др. Сб. рассказов «Зерна падают не на камень» (1959), «Степан Жихар из Стешиц» (1966).

■ Избр. произв., т. 1—2, Минск, 1980 (на белорус. яз.).

ПУ СУНЛИН

ПУ СУНЛИ́Н (псевд. Ляо Чжай) (1640—1715), китайский писатель. Сб. «Рассказы о чудесах из кабинета Ляо» (ок. 500 новелл).

■ Новел лы, М., 1961; Лисьи чары. Рассказы Ляо-Чжая о чудесах, М., 1973; Рассказы Ляо Чжая о необычайном, М., 1983.

● Устин П. М., Пу Сунлин и его новеллы, М., 1981.

ПУ ФЭН

ПУ ФЭН (наст. имя Хуан Пяося) (1911—1943), китайский поэт. Поэма «Июньские звезды» (1935), сб. стихов, в т. ч. «Бесконечная ночь» (1934), «Жизнь», «Стальные песни» (оба — 1936), «Под нашими знаменами» (1938).

ПУБЛИЦИСТИКА

ПУБЛИЦИ́СТИКА (от лат. publicus — общественный), род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. Цель П. — воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет П. — вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведения как аргументы, почерпнутые из самой жизни, как система доказательств, как предмет анализа или служат эмоциональной почвой, «раздражителем», поводом для произнесения «приговоров», для обличения или «запроса в инстанции», для утверждения идеала.

П. — всегда (скрытая или явная) политическая, религиозная или философская борьба; она всегда партийна, идеологически целеустремленна. Публицистический стиль отличают открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность; ему близки интонации, строй и функции ораторской речи. П. использует почти все газетно-журнальные жанры (статья, фельетон, памфлет, эссе, очерк, открытое письмо и т. д.), а также различные жанры литературы, кино, живописи, театра, телевидения, особенно документальные.

В истории культуры и общественных движений роль политической, философской, религиозной, морально-этической П. неизменно значительна. Европейскую П. возводят к библейским пророкам, к ораторам античности (Демосфен, Цицерон), к писателям и творцам общественной мысли эпохи Возрождения и Реформации. Русский П. восходит к «Слову о Законе и Благодати» Илариона (XI в.), к «Словам» Кирилла Туровского (XII в.), к обличительным произведениям Максима Грека (XVI в.). Русское самосознание XIX в. складывалось под непосредственным воздействием таких выдающихся публицистов, как А. Н. Радищев, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. К. Михайловский. Постановке важнейших культурно-духовных и нравственных проблем содействовала П. «славянофилов» и «почвенников», а позднее В. С. Соловьева и др. Духовное достояние России непредставимо без публицистики Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского («Дневник писателя» и др.), Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко. На рубеже XIX и XX вв. действенным идеологическим фактором стала русская марксистская П., в т. ч. посвященная проблемам культуры и искусства (В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. В. Боровский, А. В. Луначарский и др.). История советского общества отразилась в публицистической деятельности М. Горького, М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, К. М. Симонова и др.

Литература:

Ленин В. И., Партийная организация и партийная литература, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12 (также предметный указательк этому изд.);

Прохоров Е. П., Публицист и действительность, М., 1973;

Ученова В. В., Публицистика и политика, 2 изд., М., 1979.

И. А. Дедков.

ПУДУМЕЙПИТТАН

ПУДУМЕЙПИТТА́Н (наст. имя Вируттачалам) (1906—48), индийский писатель (на тамил. яз.). Новеллы.

■ Свет любви, М., 1961.

ПУЙМАНОВА МАРИЯ

ПУ́ЙМАНОВА (Pujmanová) Мария (1893—1958), чешская писательница. Чл. КПЧ с 1945. Ром.-трил.: «Люди на перепутье» (1937), «Игра с огнем» (1948) и «Жизнь против смерти» (1952). Повести, сб-ки рассказов и стихов. Кн. репортажей об СССР «Взгляд на новую землю» (1932).

■ Соч., т. 1—5, М., 1960.

● Бернштейн И. А., Творч. путь М. Пуймановой, М., 1961; [Токсина И. В.], Мария Пуйманова. Биобиблиографич. указатель, М., 1954.

ПУЛКАН-ШАИР МУХАММАДКУЛ ДЖАМРАТ-ОГЛЫ

ПУЛКА́Н-ШАИ́Р Мухаммадкул Джамрат-оглы (1874—1941), узбекский советский поэт, певец-сказитель. В репертуар входило св. 70 дастанов, в т. ч. «Короглы», «Орзигул», после революции — дастаны «Хасан-батрак» (1927), «Комсомолка Ойтути» (1939).

ПУЛЬЧИ ЛУИДЖИ

ПУ́ЛЬЧИ (Pulci) Луиджи (1432—84), итальянский поэт. Поэмы «Турнир» (1469), «Моргайте» (1 изд. — 23 песни, между 1478—80, 2 изд. — 28 песен, 1482, под назв. «Большой Моргайте»), «Бека из Дикомано» (изд. 1500?).

■ в кн.: Европ. поэты Возрождения, М., 1974.

ПУМПУР АНДРЕЙ

ПУ́МПУР, Пумпурс, Андрей (1841—1902), латышский поэт. Эпос на фольклорной основе «Лачплесис, латышский народный герой» (1888). Сатирич. произв. «Страна пьянчуг» (1870). Сб. стихов «На родине и на чужбине» (1890). Путевые очерки «От Даугавы до Дуная» (1895).

■ Соч., т. 1—2, Рига, 1925 (на латыш. яз.); Лачплесис, М., 1975; Лачплесис. Латыш. нар. герой. Пер. с латыш., Рига, 1983.

«ПУНАЛИППУ»

«ПУНАЛИППУ» - «ПУНАЛИ́ППУ» («Красное знамя»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Карельской АССР. Издаётся с 1940 в Петрозаводске на финском языке.

ПУНКТУАЦИЯ

ПУНКТУА́ЦИЯ поэтическая (позднелат. punctuatio — расстановка знаков препинания, от лат. punctum — точка), сознательные отступления от нормативной П. и ее индивидуальное, авторское использование в литературном тексте, необходимые для углубления семантики, повышения экспрессивности и организации ритма высказывания. Знаки препинания, и «правильно» и «поэтически» употребленные, служат заменителем на письме интонационных средств устной речи, создают паузы, необходимые для подчеркивания того или иного слова, словосочетания. Вместе с тем поэтическая П. является не только условным знаком паузы или определённой интонации, но и самостоятельным смысловым элементом. Так, «неправильное», авторское использование тире и двоеточия не столько рассчитано на декламационное прочтение текста, сколько ориентировано на собственно зрительное восприятие, затормаживая его (ср. Прием), обращая на себя внимание читателя (М. И. Цветаева: «Ипполиту от Матери — Федры — Царицы — весть…»). Поэтической П. свойственна также и прозе, особенно тем литературным индивидуальным стилям, в которых проза принципиально сближена со стихотворной речью (Н. М. Карамзин: «Множество всадников и коней пало, кто уцелел бежал назад в беспамятстве страха — и сам Лжедимитрий»). В поэзии XX в. нередко наблюдается отказ от пунктуации вообще (русские футуристы 1910‑х гг., представители дадаизма и сюрреализма, современная французская поэзия — П. Элюар, Ж. Превер).

Литература:

Лотман Ю. М., Толстой Н. И., Успенский Б. А., Некоторые вопросы текстологии и публикации русских литературных памятников XVIII в., «Изв. АН СССР, серия литературы и языка», т. 40, № 4, 1981.

А. М. Песков.

ПУРАН СИНГХ

ПУРА́Н СИНГХ (1881—1931), индийский поэт (на панджаб. и хинди яз.). Сб. лирики «Открытое поле» (1918), «Глубокая синева» (1927). Пер. из Л. Толстого.

ПУРАНЫ

ПУРА́НЫ (от санскр. пурана, букв. - древний), канонические тексты индуизма, памятники древнеиндийской литературы эпико-исторического содержания на эпическом санскрите. Складывались на протяжении 1‑го тысячелетия н. э. Собранные в них предания, легенды, мифы рассказывают о сотворении мира, его возрождении, излагают родословные богов, царей и героев, историю прежних поколений. П. включают также отдельные трактаты по теории литературы, праву, культу и т. д. Имея сектантский характер, П. в соответствии с тем богом, которому каждая из них посвящена, делятся на вишнуитские (Вишну-пурана, Бхагавата-пурана и др.), шиваитские (Шива-пурана, Матсья-пурана и др.) и брахмаитские (Брахма-пурана, Мар-кандея-пурана и др.). П. оказали большое влияние на новую индийскую литературу, особенно Бхагавата-пурана, проповедующая экстатическую любовь к богу (бхакти) и пересказывающая легенду о Кришне.

Литература:

Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971 (см. указатель).

И. Д. Серебряков.

ПУРИЗМ

ПУРИ́ЗМ (от лат. purus — чистый), борьба за чистоту языка, ставящая своей целью догматическое сохранение его устоявшихся норм, принятых стилистических канонов. П., как правило, не приемлет заимствований, ка́лек иноязычных слов, народно-разговорных и диалектных слов. Характерен обычно для периодов становления национальных языков. Был присущ в XVII—XVIII вв. представителям классицизма; в России — А. С. Шишкову, отстаивавшему архаичный книжный слог, и карамзинистам, допускавшим заимствования, но чуждавшимся просторечия, сотрудникам «Москвитянина». П. как системе формальных и недостаточно обоснованных суждений о норме языка противопоставляется разумная борьба за чистоту языка (см. Культура речи).

Литература:

Винокур Г. О., О пуризме, в его кн.: Культура языка, 2 изд., М., 1929.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУТРАМЕНТ ЕЖИ

ПУТРА́МЕНТ (Putrament) Ежи (р. 1910), польский писатель. Чл. ПОРП (с 1944). Романы, в т. ч. «Действительность» (1947, п. 1948), «Сентябрь» (1951, п. 1961), «Перепутье» (1954), «Ноев ковчег» (1961), «Пуща» (1966, п. 1970), «Болдын» (1969), «Избранники» (т. 1 — «Бегство», 1978; т. 2 — «Возвращение», 1979); новеллы, репортажи, документ. книги, фельетоны, стихи, кн. воспоминаний («Полвека», т. 1—6, 1964—80).

■ Рассказы, М., 1963.

● Ведина В. П., Е. Путрамент, К., 1977 (на укр. яз.).

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУШКИН ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ

ПУ́ШКИН Василий Львович (1770—1830), русский поэт. Дядя А. С. Пушкина. Элегии, над ригалы, басни, эпиграммы, романсы, песни. Ироикомич. эротич. поэма «Опасный сосед» (1811, ходила в списках, опубл. за границей 1855, в России 1913). Пародийная пов. в стихах «Капитан Храброе» (1829—30).

■ Соч., СПБ, 1893; [Стихи], в кн.: Поэты 1790—1810-х гг., Л., 1971.

ПУШКИНСКИЙ ДОМ

ПУ́ШКИНСКИЙ ДОМ, см. Институт русской литературы (Пушкинский дом).

ПУШТУ ЛИТЕРАТУРА

ПУШТУ́ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Пакистанская литература.

ПУЩА ЯЗЭП

ПУ́ЩА Язэп (наст. имя и фам. Иосиф Павлович Плащинский) (1902—64), белорусский советский поэт. Сб. стихов «Утро рычит» (1925), «Дни весны» (1927), «Песни на развалинах» (1929), «Начало легенды» (1963) и др.; поэма «Кровавый плакат» (1930).

■ Стихи и поэмы, Минск, 1968 (на белорус. яз.); Сады ветров. Стихи и поэмы, Минск. 1982.

ПУЩИН ИВАН ИВАНОВИЧ

ПУ́ЩИН Иван Иванович (1798—1859), русский мемуарист. Декабрист. Записки (частично опубл. 1859).

■ Записки о Пушкине. Письма, М., 1979.

ПУЭРТОРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПУЭРТОРИКА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа Пуэрто-Рико. Развивается на испанском языке. Элементы культуры индейских племен, истребленной испанскими колонизаторами в XVI в., сохранились в фольклоре (романсы, децимы). С началом книгопечатания в 1806 появились первые периодические журналы. Наряду с классицистской поэзией развивается романтическая поэзия и проза: стихи С. Видарте, эпико-символическая поэма «Сатаниада», история, пьесы и романы А. Тапии-и-Риверы, роман «Байоанское паломничество» Э. М. де Остоса. Сборник романсов, поэм и очерков из крестьянской жизни «Хибаро» М. Алонсо Пачеко — одно из первых произведений бытописательской литературы. Утвердившаяся в конце XIX — начале XX вв. реалистическая проза (с элементами натурализма) отразила интерес писателей к жизни трудящихся (М. Сено Гандия, М. Гонсалес Гарсия, М. Фернандес Хункос и др.). Основным направлением в поэзии начала XX в. стал модернизм. Его утверждение связано с деятельностью Л. Льоренса Торреса, автора сборника «Симфонические сонеты» и издателя журнала «La Revista de las Antillas» (1913 — 1914).

В 20‑х гг. модернизм сменился т. н. левым искусством, с которым в начале творческого пути был связан Л. Палес Матос. В сборнике стихов «Ритмы негритянского и мулатского мира» он изобразил жизнь негров, используя мотивы их фольклора. В 30—40‑е гг. появились произведения, ставящие острые проблемы национальной действительности: стихи Х. А. Корретхера, Х. Энаморадо Куэсты, Ф. Матоса Паоли, романы Э. Лагерре, рассказы и роман «Человек на улице» Х. Л. Гонсалеса, драмы Р. Маркеса. Литература 50—70‑х гг. развивается в условиях дискриминации со стороны США; многие писатели предпочитают работать в эмиграции (Гонсалес, автор антиимпериалистического романа «Побежденные» С. Андреу Иглесиас и др.). Литературно-критический журнал «Asomante» (с 1945).

Литература:

Cabrera F. М., Historia de la literatura puertorriqueña, N. Y., [1956];

Hill M., SchleiferH., Puerto Rican authors: a biobibliographic handbook, Metuchen (N. J.), 1974.

И. В. Винниченко.

ПХЭСОЛЬ

ПХЭСО́ЛЬ (сокр. от пхэгван сосоль), род корейской средневековой прозаической литературы малых форм на официальном литературном языке ханмуне (кореизированная форма китайского письменного языка вэньяня). Сложился на базе устного народного творчества и «неофициальной» историографии (XII—XVII вв.). Бытовал в виде отдельных авторских сборников (Ли Инно, Ли Гюбо и др.), в названия которых входили слова «ходячие рассказы», «гроздья рассказов» и т. п. Основные жанры П. — новелла, анекдот, предание, очерк. П. оказал сильное влияние на последующее развитие корейской прозы (см. также Корейская литература, Сосоль).

Литература:

Елисеев Д. Д., Кор. средневековая литература пхэсоль, М., 1968.

«ПЧЕЛА»

«ПЧЕЛА» - «ПЧЕЛА́», древнерусский сборник изречений, наставлений и коротких рассказов, расположенных по категориям добродетелей и пороков («О добродетели и о злобе», «О мужестве и крепости» и др.). «П.» переведена в конце XII — начале XIII вв. с сокращенной версии греческого сборника Melissa — «пчела» (уподобление писателя пчеле восходит к античной литературе; см. Платон, «Ион», 534 a—b), составленного в XI в. монахом Антонием. В каждой рубрике «П.» приводятся выдержки из Библии, византийских церковных писателей, наконец, из античных авторов. Цитаты из «П.» встречаются во многих памятниках древнерусской литературы. На Руси «П.» пополнялась материалами фольклорного происхождения; в свою очередь, многие афоризмы «П.» перешли в фольклор.

Литература:

Семенов В., Древняя рус. «Пчела» по пергаменному списку, СПБ, 1893;

Сперанский М. Н., Переводные сборники изречений в славяно-рус. письменности, М., 1904.

Д. М. Буланин.

-----------------------------------

«ПЧЕЛА́», русский еженедельный журнал по вопросам искусства, литературы и общественной жизни. Издавался в Петербурге в 1875—1878. Продолжал журнал «Сияние». Редактор-издатель — художник М. О. Микешин (с 1876). Сотрудничали В. В. Стасов, В. Д. Поленов, В. Г. Перов; в литературном отделе — А. Ф. Писемский (роман «Мещане»), К. М. Станюкович, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский, Д. Д. Минаев, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский (редактор отдела). Публиковались рецензии, фельетоны, переводы (А. Доде, Э. Золя, Ш. Нодье, Ф. Брет Гарт).

ПШИБОСЬ ЮЛИАН

ПШИ́БОСЬ (Przyboś) Юлиан (1901—70), польский поэт. Сб. «Винты» (1925), «Уравнение сердца» (1938), «Менее слов» (1955), «Еще манифест» (1962), «Неизвестный цветок» (1968) и др. Статьи и эссе о лит-ре и иск-ве.

■ [Стихи], в кн.: Польские поэты. Л. Стафф, К. Иллакович, Ю. Пшибось…, М. 1978.

ПШИБЫШЕВСКИЙ СТАНИСЛАВ

ПШИБЫШЕ́ВСКИЙ (Przybyszewski) Станислав (1868—1927), польский писатель. Писал на польск. и нем. яз. Ром. «Заупокойная месса» (1893), «Homo sapiens» (1895—98), «Дети сатаны» (1897), драмы «Гости» (1901), «Золотое руно» (1901), «Снег» (1903) и др. Лит. критич. эссе «К психологии индивидуума» (т. 1 — «Шопен и Ницше», т. 2 — «О. Хансон», 1892).

■ Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1905—11.

ПЫСИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПЫ́СИН Алексей Васильевич (р. 1920), белорусский советский поэт. Чл. КПСС с 1944. Сб. стихов «Наш день» (1951), «Синее утро» (1959), «Солнечное половодье» (1962), «Мои меридианы» (1965), «Твои ладони» (1967), «Пойма» (1968), «Идя к людям» (1972), «Вербный мост» (1975) и др.; стихи для детей.

■ Избр. произв., т. 1—2, Минск, 1980 (на белорус. яз.); Стихи, М., 1976.

ПЬЕСА

ПЬЕ́СА (от франц. pièce — кусок, часть), всякое произведение драматического рода литературы, синоним понятия драма. Термин «П.», вначале обозначавший небольшие музыкальные произведения, в XIX в. применялся и к лирическим стихотворениям. Драмы стали называть «пьесами» лишь в XX в.; нередко это слово заменяет их жанровое обозначение автором.

В. Е. Хализев.

ПЬЕТУРССОН СИГЮРДЮР

ПЬЕ́ТУРССОН (Pétursson) Сигюрдюр (1759—1827), исландский драматург и поэт. Комедия «Нарфи, или Жених-шут» (1798).

ПЬЕТУРССОН ХАДЛЬГРИМЮР

ПЬЕ́ТУРССОН (Pétursson) Хадльгримюр (1614—74), исландский поэт. Сб. «Страстные псалмы» (1666), сатирич. стихи.

ПЭН АЛЕКСАНДР

ПЭН Александр (1906—72), израильский поэт (на иврите). Сб. стих. «Ночи без крыш» (1931). «Против» (1935), «Длина пути» (1956).

■ Сердце в пути, [М., 1965].

«ПЯРГАЛЕ»

«ПЯРГАЛЕ» - «ПЯ́РГАЛЕ» («Победа»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Литовской ССР. Издаётся с 1942 в Вильнюсе на литовском языке.

«ПЯТЕРИЦА»

«ПЯТЕРИЦА» - «ПЯТЕРИ́ЦА», см. Хамсе.

ПЯТИСЛОЖНИК

ПЯТИСЛО́ЖНИК, «кольцовский пятисложник», размер русского стихосложения: стихи (или полустишия) из пяти слогов с обязательным ударением на 3‑м и допустимыми — на 1‑м и 5‑м; может одинаково интерпретироваться как 2‑стопный хорей или 1‑стопный анапест с дактилическим окончанием, а при нарушении стихоразделов — как дольник или пентон. Развился из общеславянского 10‑сложника 5+5, оформился в русских народных песнях, вошел в литературу через их имитации в XVIII в., разрабатывался Н. А. Львовым, А. В. Кольцовым («Что, дремучий лес, / Призадумался…»), И. С. Никитиным и др.

М. Л. Гаспаров.

Предыдущая страница Следующая страница