Литературный энциклопедический словарь
СЛОВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СЛОВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛОВЕ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература словенцев, одна из национальных литератур Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на словенском языке. Зачатки словенской письменности, появлению которой предшествовал богато развитый фольклор, относятся к X в. (Брижинские отрывки религиозного содержания). Начавшаяся в VIII в. германизация страны замедлила развитие словенского литературного языка, который до эпохи Реформации заменялся латынью и немецким языком. Во 2‑й половине XVI в. священник-протестант П. Трубар разработал словенскую азбуку, издавал литературу на словенском языке. Светская литература начинает развиваться в XVIII в. под влиянием идей Просвещения.

На рубеже XVIII—XIX вв. в связи с процессом национального возрождения развитие С. л. ускорилось. Демократическая направленность отличает драматургию А. Т. Линхарта, патриотические идеи несет в себе поэзия В. Водника. На рубеже 20—30‑х гг. XIX в. утверждается романтизм. Усиливается интерес к фольклору, совершенствуется литературный язык. Значительным явлением словенской и европейской литературы в целом стало творчество Ф. Прешерна, проникнутое демократизмом, гуманизмом и свободолюбием. Он утвердил новые для словенской поэзии жанры и литературные формы (сонеты, газели, баллады), создал романтическую поэму. Реалистический подход Прешерна к общественно-политическим проблемам подготовил почву для развития реализма, который начал формироваться с 60‑х гг. XIX в. Возросло значение прозы; большую роль стала играть литературная критика (Ф. Левстик, Й. Стритар). Сближение литературы с жизнью народа составляет пафос творчества зачинателя реалистического направления Левстика; его литературной программе следует создатель исторической повести и романа Й. Юрчич. Черты перехода от романтизма к реализму обнаруживаются в творчестве Стритара. Тонким психологическим рисунком отличается творчество Я. Керсника, автора романов из жизни буржуазной-чиновничьей среды, повестей и рассказов о деревне. Крестьянский быт, используя элементы романтизации, изображал И. Тавчар. Реалистические тенденции проникают в поэзию романтиков С. Енко и С. Грегорчича. Поэт А. Ашкерц, творчество которого насыщено идеями борьбы против социального и духовного гнета, вводит в поэзию образ пролетария; под его влиянием возрос интерес к русской литературе.

В 90‑х гг. XIX в. возникли натурализм и «словенский модерн». Последний представляли И. Цанкар, О. Жупанчич, Д. Кетте, И. Мурн-Александров. В «словенском модерне» элементы импрессионистической и символистской поэтики переплетались с чертами реализма, которые особенно были развиты у Цанкара. Достижением поэзии начала XX в. стала лирика Жупанчича, отразившая наряду с интимно-лирическими и философскими гуманистическими мотивами национальную и социальную трагедию словенского народа, находившегося до 1918 под гнетом Австро-Венгрии. Крупнейший вклад в развитие словенской прозы внес Цанкар, ставший зачинателем пролетарской литературы. В его многожанровом творчестве лиризм сочетается с социальной критикой и едкой сатирой; драматургия Цанкара составила основу национального репертуара. Реалистические традиции прозы развивал Ф. Финжгар.

После образования единого Югославского государства (1918) развитие С. л. стало более интенсивным. В 20‑х гг. основное место, особенно в поэзии, занял экспрессионизм, представленный тремя течениями: анархический «космизм», католическое и революционное, связанное с коммунистическим движением. Революционное течение, поэтика которого включала сильные реалистические черты, представляла группа молодых поэтов и прозаиков: С. Косовел, М. Клопчич, Б. Крефт и др. Наряду с поэзией большое распространение получила публицистика. Зарождается марксистская критика. Во 2‑й половине 20‑х гг. укрепляет позиции реалистическое направление, которое возглавили прозаики Ф. Бевк, Финжгар и др. Более «земной» характер приобретает поэзия некоторых представителей космического экспрессионизма (Э. Коцбек и др.). Многие поэты, в т. ч. Жупанчич и А. Градник, продолжали традиции «словенского модерна».

Консолидация прогрессивных сил в борьбе против монархо-фашистской диктатуры в начале 30‑х гг. определила новый подъем реализма. В литературных журналах видную роль играли писатели-коммунисты. Марксистская критика (Б. Зихерл, И. Брнчич, Крефт) раскрывала ущербность декадентских течений, обосновывала преимущества реалистического метода. 30‑е гг. ознаменованы расцветом романа. Достигло зрелости насыщенное этическими проблемами творчество Бевка. Углубленным психологизмом отличаются произведения Ю. Козака. В прозе преобладающей стала социально-политическая проблематика, особое значение приобрели документальные жанры. Получила развитие социально-психологическая и историческая драма (Крефт). Наиболее влиятельным течением, как и в других югославских литературах, был т. н. социальный реализм, опиравшийся на революционную идеологию. Его возглавили прозаики Прежихов Воранц, М. Кранец, Ц. Космач, А. Инголич, И. Потрч.

В период фашистской оккупации Югославии (1941 — 1945) большинство словенских литераторов участвовало в Народно-освободительной войне. Ведущей была поэзия, особенно патриотическая лирика (Жупанчич, М. Бор и др.).

После освобождения Югославии и победы народно-демократической революции в стране (1945) созданы значительные произведения, отразившие подвиг народа в войне и строительство социалистического общества (проза Кранеца, Космача, проза и драматургия Потрча). С середины 50‑х гг. заметное влияние на литературный процесс оказывают модернистские течения. Конфликт между личностью и обществом, трактуемый с позиций экзистенциализма, лежит в основе творчества нового литературного поколения (П. Зидар и др.). Развитие реализма в 60—70‑х гг. характеризуется углублением психологического анализа, усложнением композиции, плюрализмом идейных позиций. Критический подход к негативным явлениям действительности сочетается с утверждением гуманистических идеалов в прозе Кранеца, в поэзии Я. Менарта. Этические идеалы Народно-освободительной войны явились нравственным критерием оценки современности в прозе Потрча, Б. Зупанчича, в поэзии Бора, Л. Кракара и др.

Литературная периодика: «Sodobnost» (с 1963; основан в 1953 под названием «Naša sodobnost»).

Издания:

Земля и мужество. Совр. словен. поэзия, М., 1981.

См. также при ст. Югославии литературы.

Литература:

[Статьи], в кн.: Заруб. слав. литературы XX в., М., 1970;

Slovenska književnost 1945—1965, knj. 1—2, Ljubljana, 1967;

Zgodovina slovenskega slovstva, knj. 1—7, Ljubljana, 1956 — 1971;

Pogačnik J., Zadravec F., Zgodovina slovenskega slovstva, knj. 1—8, Maribor, 1968 — 1972.

также литературу при ст. Югославии литературы.

Е. И. Рябова.

В начало словаря