Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОТ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОТ"-"ПРО")

ПОТЕХИН АЛЕКСЕЙ АНТОНОВИЧ

ПОТЕ́ХИН Алексей Антонович (1829—1908), русский писатель; почетный акад. Петерб. АН (1900). Пьесы, в т. ч. «Суд людской — не божий», «Шуба овечья — душа человечья» (обе — 1854), «Чужое добро впрок не идет» (1855), «Мишура» (1858), «Вакантное место» (1859, пост. 1880), «Отрезанный ломоть» (1865; как и две предыдущие, запрещалась), «Виноватая» (1868), «В мутной воде» (1874), «Выгодное предприятие» (1877). Ром. «Крестьянка» (1853), «Крушинский» (1856), «Бедные дворяне» (1861), «Около денег» (1876, одноим. пьеса), «Молодые побеги» (1879). Пов., в т. ч. «Хворая» (1876, одноим. пьеса). Рассказы, очерки (цикл «Деревенские мироеды», 1880).

■ Соч., т. 1—12, СПБ, 1903—05; Избр. произв., Иваново, 1960; [пьесы], в кн.: Рус. драма эпохи А. Н. Островского, М., 1984.

ПОТОЦКИЙ ВАЦЛАВ

ПОТО́ЦКИЙ (Potocki) Вацлав (1621—96), польский поэт. Осн. произв. П. опубл. лишь в 19—20 вв., в т. ч. поэма «Хотинская война» (1670, опубл. 1850), элегии, панегирики, эпиграммы (сб. «Сад фрашек», 1672—94, полностью изд. 1907; кн. «Моралия», 1688—96, изд. 1915—18), стихотв. переложения иностр. романов, евангелий.

ПОТОЦКИЙ ЯН

ПОТО́ЦКИЙ (Potocki) Ян (1761—1815), польский писатель, археолог. Науч. труды и худож. произв. на франц. яз., в т. ч. цикл одноактных пьес «Парады» (1793, совр. изд., 1966), ром. «Рукопись, найденная в Сарагоссе» (1804, 2 изд., 1813—14, — обширные фрагменты; совр. полное изд., 1956; п. 1968, 1971).

ПОТРЧ ИВАН

ПОТРЧ (Potrč) Иван (р. 1913), словенский писатель. Чл. СКЮ. Драматич. трил. «Крефлово хозяйство» (1947), «Лацко и Крефлы» (1949), «Крефлы» (1953), драма «В черный день ты всегда один» (1964); ром. «В деревне» (1954, п. 1977), пов. «Преступление» (1955), «Встреча» (1962); рассказы.

ПОТТЕР ДИРК

ПО́ТТЕР (Potter) Дирк (ок. 1370—1428), нидерландский поэт. Поэма «Поприще любви» (1411—1412, изд. 1845—47). Трактат в прозе «Цветок добродетелей» (изд. 1904).

ПОТЬЕ ЭЖЕН

ПОТЬЕ́ (Pettier) Эжен (1816—87), французский поэт-песенник; один из организаторов Париж. Коммуны 1871. Автор «Интернационала» (нап. 1871, опубл. 1877, п. 1902). Поэмы «Парижская Коммуна», «Рабочие Америки — рабочим Франции», «Партия рабочих» (все опубл. 1877). Сб. «Юная муза» (1831), «Социально-экономические стихи и социалистические революционные песни», «Кто же безумен?» (оба—1884), «Революционные песни» (1887).

■ Избранное, М., 1950; Песни. Стихи. Поэмы, М., 1966.

● Ленин В. И., Евгений Потье, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22; Дмитриев В., Поэт-коммунар. Жизнь и творчество Э. Потье, М., 1966.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО, литературно-публицистическое и общекультурное направление в России, зародившееся в 50‑х гг. XIX в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество («кошмарное прошлое»), и западную буржуазную демократию («чуму буржуазную»); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к «молодой редакции» «Москвитянина». Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся вокруг журналов братьев М. М. и Ф. М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Идеологами и пропагандистами П. были — при некоторых различиях во взглядах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

Констатируя оторванность «просвещенного общества» от народа, Достоевский полагал, что «образованность» и ее представители должны слиться с «народной почвой», приняв в себя ее главный элемент — «христианскую связь в среде народной». Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религиозно-нравственной основы русского национального характера — в первую очередь русского патриархального крестьянства (а для Григорьева — и русского купечества), а также в отрицательном отношении к материализму, революции.

Более определенно «почвенническое» умонастроение проявилось в полемике с «Современником» по вопросам революции, прогресса и искусства. По убеждению почвенников, обострение вражды между классами и революционное насилие не являются источником прогресса, который достигается соединением «образованных классов» с народом и движим мирным развитием культуры при непременном сохранении и развитии религиозно-нравственных национальных начал. Олицетворение сути русского духа и русской идеи почвенники усматривали в гении А. С. Пушкина: «всецелость, всепримиримость, всечеловечность», что было связано и с их пониманием искусства вообще: в отличие от науки, искусство синтетично и способно «полнее угадывать дух народа и потребности эпохи». Почвенники обвиняли идеологов «Современника» Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского в кабинетном теоретизировании, в утопичности социалистических идеалов, в утилитаристском подходе к искусству, в пренебрежении художественностью в пользу обличительного направления. «Современник» (в статьях М. А. Антоновича и М. Е. Салтыкова) резко полемизировал с идеями П. Почвенническое умонастроение не свободно от утопических черт (напр., идея национальной избранности), что не отменяет его сильные элементы — народолюбие, демократизм и оппозиционность.

Литература:

Фридлендер Г. М., У истоков «почвенничества»…, «Изв. АН СССР, сер. литературы и яз.», 1971, т. 30, в. 5;

Туниманов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224.

А. Л. Осповат.

ПОЭЗИЯ

ПОЭ́ЗИЯ, стихотворные произведения (см. Стих) в их соотнесенности с художественной прозой. См. Поэзия и проза.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭРИО АЛЕССАНДРО

ПОЭ́РИО (Poerio) Алессандро (1802—48), итальянский поэт, политический деятель. Сб. «Несколько лирич. стихотворений» (1843).

ПОЭТИЗМ

ПОЭТИ́ЗМ (чеш. poetizmus), направление в чешском искусстве середины 20‑х гг. XX в., близкое авангардизму. П. наиболее сильно проявился в поэзии. Под лозунгом П. выступали представители революционно настроенной молодежи (критик К. Тейге, поэты В. Незвал, Я. Сейферт, К. Библ и др.). Эстетическая программа П. противоречива: антибуржуазная и антидекадентская направленность, демократизм исходных позиций сочетались с недооценкой общественной функции искусства, со стремлением отделить поэзию от идеологии, освободить от серьезного содержания, от «учительского ядра», от всякой, в т. ч. революционной тенденции. Концепции П. — развлекательности искусства, «поэзии-игры», призванной вызывать лишь светлые, радостные эмоции, создавая атмосферу «модернизиров. эпикуреизма», — не выдержали испытания жизнью. Тяга лучших представителей П. к полноте отражения жизни, их потребность своим творчеством вносить вклад в общественную борьбу обусловили относительно быстрый его распад. Вместе с тем П. способствовал художественному обновлению чешской поэзии, усилению лиризма, эмоциональной непосредственности, повышению роли фантазии и свободных ассоциаций в творческом процессе, совершенствованию поэтического языка, развитию новых стихотворных структур.

Литература:

Будагова Л. Н., О некоторых противоречиях чеш. поэтизма, в кн.: Развитие заруб. слав. литератур в XX в., М., 1964;

ее же, В. Незвал, М., 1967 (гл. 2: Незвал и поэтизм);

Poetismus. [Сб. материалов], Praha, 1967.

Л. Н. Будагова.

ПОЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАБХАКАР ВИШНУ

ПРАБХА́КАР Вишну (р. 1912), индийский писатель (на яз. хинди). Сб. рассказов «Начало и конец» (1945), «Удары жизни» (1952), «После схватки» (1953), «Неоконченная молитва» (1960), «Дитя гор» (1963), «Мост вот-вот рухнет» (1977) и др. Ром. «Нишикант» (1955), «Мечтательница» (1956), «Человек в зеркале» (1968) и др. Сб. пьес «Сын матери» (1950), «Был ли он виноват?» (1951), «Наша борьба за свободу» (1953), «Свет и тени» (1956), «Высокая гора и глубокое море» (1966), «Испуганные лица» (1978) и др. Сб. воспоминаний и очерков «Знакомые и незнакомые» (1960), «Слова и черты» (1965).

«ПРАВДА»

«ПРАВДА» - «ПРА́ВДА», общеполитическая ежедневная газета. Орган ЦК КПСС. Начала выходить 22.4 (5.5). 1912 в Петербурге. Организатором и руководителем «П.» был В. И. Ленин. До Октябрьской революции несколько раз закрывалась правительством и меняла название. С 1918 издается в Москве. С первых лет существования привлекала к сотрудничеству видных писателей и критиков: М. Горького (в 1912 — 1914 руководил литературным отделом газеты), А. С. Серафимовича, Д. Бедного, В. В. Воровского, М. С. Ольминского и др. «П.» вела активную работу по собиранию и воспитанию литературных сил из среды рабочих и крестьян (см. «Звезды» и «Правды» поэты). После Октябрьской революции, борясь за коммунистическую идейность, «П.» последовательно проводит консолидацию литературных сил, публикует и пропагандирует важнейшие партийные документы по вопросам советской литературы (см. Постановления Коммунистической партии по вопросам советской литературы). В «П.» публикуются многие художественные и публицистические произведения известных советских писателей.

Литература:

Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979;

Ленин и «Правда», 2 изд., М., 1967;

Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе, М., 1937;

Ленинской «Правде» — 50 лет. [Сб. документов и материалов по истории газеты. 1912—1962], М., 1962;

Осьмаков Н., Рус. пролет. поэзия. 1890—1917, М., 1968.

В. А. Калашников.

ПРАГА МАРКО

ПРА́ГА (Praga) Марко (1862—1929), итальянский драматург. Пьесы «Девственницы» (1889), «Идеальная жена» (1890, п. 1897), «Кризис» (1904), «Закрытая дверь», «Развод» (обе—1915).

ПРАДА ОРОПЕСА РЕНАТО

ПРА́ДА ОРОПЕ́СА (Prada Oropesa) Ренато (р. 1937), боливийский писатель. Ром. «Зажигающие зарю» (1969, п. 1972), «Долгое ожидание: наблюдение» (1979). Сб. рассказов «Аргаль» (1967), «На краю тишины» (1969).

ПРАДО ПЕДРО

ПРА́ДО (Prado) Педро (1886—1952), чилийский писатель. Сб. стихов «Зов мира» (1913), «Вершины» (1921), «Дорога времени» (1934), «Осень в дюнах» (1940), «Одна лишь роза» (1946). Поэмы в прозе «Покинутый дом» (1912), «Перелетные птицы» (1915). Ром. «Альсино» (1920), «Деревенский судья» (1924). Фантастич. пов. «Королева Рапа-Нуи» (1914).

ПРАДХАН ХРИДАЙЧАНДРАСИНХ

ПРАДХА́Н ХРИДА́ЙЧАНДРАСИ́НХ (1915—1955), непальский писатель. Ром. «Женщина», «Одна могила». Одноактные пьесы. Рассказы.

ПРАЙС РЕЙНОЛДС

ПРАЙС (Price) Рейнолдс (р. 1933), американский писатель. Пов. «Долгая и счастливая жизнь» (1962), «Щедрое сердце» (1966). Ром. «Любовь и труд» (1968), «Вечные заблуждения» (1970), «Земная оболочка» (1975, п. 1980), «Источник света» (1981).

ПРАМУДЬЯ АНАНТА ТУР

ПРАМУ́ДЬЯ АНА́НТА ТУР, см. Тур П. А.

ПРАПАНЧА

ПРАПА́НЧА (Prapañca), яванский поэт 14 в.

«ПРАПОР»

«ПРАПОР» - «ПРАПОР» («Знамя»), литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный ежемесячный журнал. Орган СП УССР. Выходит с 1956 в Харькове на украинском языке.

ПРАСАД ДЖАЙШАНКАР

ПРАСА́Д Джайшанкар (1889—1937), индийский писатель (на яз. хинди). Сб. стихов «Родник» (1918, 1927), «Лесной цветок» (1922), «Слезы» (1925), «Волна» (1933). Филос. поэма «Камаяни» (1935). Пьесы «Раджьяшри» (1915), «Аджаташатру» (1922), «Желание» (1927), «Скандагупта» (1928), «Чандрагупта» (1931), «Дхрувасвамини» (1933). Ром. «Скелет» (1929), «Титли» (1934). Сб. рассказов «Тень» (1912), «Эхо» (1922), «Маяк» (1929), «Ураган» (1931), «Иллюзия» (1936). Лит. критика.

ПРАСОЛОВ АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ПРА́СОЛОВ Алексей Тимофеевич (1930—1972), русский советский поэт. Кн. стихов «День и ночь», «Лирика» (обе — 1966), «Земля и зенит» (1968), «Во имя твое» (1971). Пов. «Жестокие глаголы» (незаверш., опубл. — 1980).

■ Стихотворения, М., 1978.

ПРАТОЛИНИ ВАСКО

ПРАТОЛИ́НИ (Pratolini) Васко (р. 1913), итальянский писатель. Ром. «Улица Магадзини» (1941, п. 1958), «Квартал» (1945, п. 1963), «Семейная хроника» (1947, п. 1958), «Повесть о бедных влюбленных» (1947, п. 1956), «Герой нашего времени», «Девушки из Сан-Фредиано» (оба — 1953); трилогия «Итальянская история»: «Метелло» (1955, п. 1958), «Расточительство» (1960), «Аллегория и насмешка» (1966); ром. «Постоянство разума» (1963, п. 1964); «Город моего тридцатилетия» (1967).

ПРЕВЕЛАКИС ПАНДЕЛИС

ПРЕВЕЛА́КИС Панделис (1909—86), греческий писатель. Поэма «Солдаты» (1928), сб-ки стихов. Пов. «Хроника одного города» (1938). Ист. ром. «Покинутый Крит» (1945), «Трилогия критянина» (1948—50), автобиогр. тетралогия: «Солнце смерти» (1959), «Голова медузы» (1963), «Хлеб ангелов» (1966), «Ангел в колодце» (1970). Драмы «Руки живого бога» (1955), «Вулкан» (1962).

ПРЕВЕР ЖАК

ПРЕВЕ́Р (Prévert) Жак (1900—77), французский поэт и сценарист. Поэмы «Штык в землю» (1936, п. 1960), «События» (1937), «Париж стоит на Сене» (1972, п. 1973). Кн. стихов «Слова», «Истории» (обе — 1946), «Сказки» (1947), «Зрелище» (1951), «Дождь и вёдро» (1956), «Всякая всячина» (1966), «Вещи и прочие вещи…» (1972), «Деревья» (1976). Сказки для детей. Комедия «Гиньоль» (1952). Киносценарии, в т. ч. «Набережная туманов» (1938), «Дети райка» (1943).

■ Стихи. [Предисл. М. Светлова], М., 1960; Избр. стихи, М., 1967; Избр. лирика, М., 1967.

ПРЕВО АЛЕН

ПРЕВО́ (Prevost) Ален (1930—71), французский писатель. Ром. «Безвестные герои» (1956, п. 1963), «И все-таки желаю удачи» (1958), «Влюбленные из Эвиля» (1962), «Порт отрешенных» (1967). Кн. новелл «Прощай, Булонский лес!» (опубл. 1972).

ПРЕВО Д’ЭКЗИЛЬ АНТУАН ФРАНСУА

ПРЕВО́ д’Экзиль (Prévost d’Exiles) Антуан Франсуа (1697—1763), французский писатель, аббат. Ром. «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света» (т. 1—7, 1728—31, п. т. 1—6, 1756—65; в т. ч. «История кавалера Де Гриё и Манон Леско», 1731, п. 1790), «Английский философ, или История Кливленда, незаконного сына Кромвеля, им самим написанная» (т. 1—8, 1731—39, п. 1760—85), «Киллеринский настоятель» (1735, п. 1765—81), «История одной гречанки» (1740, п. 1975). Кн. «Всеобщая история путешествий» (т. 1—15, 1745—59, п. 1777—81).

■ Манон Леско, М.—Л., 1936; История кавалера де Гриё и Манон Леско, М., 1978.

ПРЕВО ЖАН

ПРЕВО́ (Prévost) Жан (1901—44), французский писатель, публицист, лит-вед. Убит нем. оккупантами. Ром. «Братья Букенкан» (1930), «Соль на ране» (1934), «Утренняя охота» (1937). Кн. рассказов «Люси-Полетт» (1935). Литературоведч. этюды «Жизнь Монтеня» (1926), «Французские эпикурейцы» (1931), «Мысль Поля Валери» (1926), «Сотворение у Стендаля» (1951; п. — «Стендаль», 1960); «Бодлер» (1953); социологич. этюд «Земля — для людей» (1936).

ПРЕДА МАРИН

ПРЕ́ДА (Preda) Марин (1922—80), румынский писатель. Романы, в т. ч. «Разворот» (1952), «Марометы» (т. 1—2, 1955—67, п. 1961), «Расточители» (1962, п. 1965), «Чужак» (1968), «Великий одиночка» (1972). Драма «Мартин Борман» (1966). Рассказы, эссе, публицисти ка.

ПРЕДРОМАНТИЗМ

ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ, преромантизм (франц. préromantisme), комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2‑й половины XVIII — начале XIX вв. Предвосхищая романтизм, П. сохраняет генетическую преемственность с литературой сентиментализма (апология «чувства», поэтизация «мирной» природы, «старины», увлечение фольклором и пр.); однако, если в рамкахсентиментализма осуществляется критика просветительского рационализма, то П. — начало его бескомпромиссного отрицания. Связанный с выдвижением т. н. третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности. Наиболее полно развился в Англии: творчество Т. Чаттертона, Дж. Макферсона («Сочинения Оссиана», 1765), готический роман Х. Уолпола, А. Радклиф. В России мотивы «оссианизма» можно найти в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского. Как самостоятельная литературоведческая проблема П. был осознан лишь в начале XX в.

В. А. Харитонов.

ПРЕЖИХОВ ВОРАНЦ

ПРЕ́ЖИХОВ ВО́РАНЦ (Prežihov Voranc; наст. имя — Ловро Кухар, Lovro Kuhar; 1893—1950), словенский писатель. Чл. КПЮ с 1920. Ром. «Пожганица» (1939), «Добердоб» (1940, п. 1962), «Ямница» (1945); цикл новелл «Самородки» (1940, п. 1959), повести, рассказы, очерки.

■ Ландыши. [Избр. повести и рассказы], М., 1959.

ПРЕЛОВСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПРЕЛО́ВСКИЙ Анатолий Васильевич (р. 1934), русский советский поэт. Поэмы «Насыпь» (1976), «Станция» (1977), «Заповедник» (1979), «Выстрел» (1980), «Борозда» (1981), «Сибиряне» (1982), объедин. под назв. «Вековая дорога» (Гос. пр. СССР, 1983). Сб. стихов «Багульник» (1957), «Смешанный лес» (1977); сб. стихов и поэм «Земная тяга» (1983). Пьесы. Переводы.

ПРЕМИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕМЧАНД

ПРЕ́МЧАНД (наст. имя Дханпатрай Шривастав; 1880—1936), индийский писатель, публицист (на яз. урду и хинди). Ром. «Према» (1905), «Корыстные и самоотверженные» (1906), «Прозрение» (1912), «Приют» (1918), «Обитель любви» (1922), «Арена» (1925, п. 1967), «Перевоплощение» (1926), «Нирмала» (1923, п. 1956), «Растрата» (1930), «Поле битвы» (1932, п. 1958), «Жертвенная корова» (1936, п. 1956). Сб. рассказов «Любовь к родине» (1909), «Семь лотосов» (1917), «Девять сокровищ» (1918), «Полнолуние любви» (1918), «Двадцать пять рассказов о любви» (1923), «Пять цветов» (1929), «Ратный путь» (1932), «Саван» (1937) и др. Пьесы «Борьба» (1923), «Алтарь любви» (1933) и др. Лит. критика. Переводы произв. Л. Н. Толстого.

■ Колодец тхакура, М., 1955; Змеиный камень, М., 1957; Рассказы. Нирмала, М., 1958; Секрет цивилизации, М., 1958; Избранное, Л., 1979.

● Рахбар Х., Жизнь и творчество Премчанда, пер. с хинди, М., 1963; Премчанд. Биобиблиографич. указатель, М., 1962.

ПРЕРАДОВИЧ ПЕТАР

ПРЕРА́ДОВИЧ (Preradović) Петар (1818—1872), хорватский поэт, предст. иллиризма. Стихи (сб. «Первенцы», 1846; «Новые стихи», 1851); поэма «Первые люди»‘(1862). Аллегорич. драма «Кралевич Марко» (1852).

ПРЕРАФАЭЛИТЫ

ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ, группа английских поэтов и художников, организовавшая в 1848 «Прерафаэлитское братство». Опирались в своих воззрениях и художественной практике на творчество итальянских художников дорафаэлевской эпохи (Джотто, С. Боттичелли), на поэзию Данте и английских романтиков. Для П. характерны культ красоты, мистические и эротические мотивы. Во главе П. стоял художник и поэт Д. Г. Россетти. В 1850 «братство» выпустило четыре номера журнала «The Germ» («Росток»). П. оказали влияние на некоторых представителей декадентских течений Англии конца XIX в. (А. Суинберн, О. Уайльд, художник и писатель О. Бёрдсли).

Литература:

Венгерова 3. А., Литературные характеристики, т. 1 — Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897.

Н. М. Эйшискина.

ПРЕШЕРН ФРАНЦЕ

ПРЕШЕ́РН (Prešeren, Prešern) Франце (1800—49), словенский поэт. Лирич. стихи. Цикл «Венок сонетов» (1834), газели, поэма «Крещение при Савице» (1836), баллады («Розамунда Турьяшская», «Водяной»), сатирич. стихи, эпиграммы.

■ Стихотворения, М., 1901; Избр., М., 1955; Лирика, М., 1971.

ПРИБАУТКА

ПРИБАУ́ТКА, произведения шуточного характера; малый жанр русского фольклора. П. могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Например: «Иван, скажи моей лошади — тпру!» — «А сам что ж?» — «Губы замерзли!». Нередко используются гипербола, оксиморон. П. включались в обиходную речь как «красное словцо», входили в сказку (присказка), в народную драму, обрядовую поэзию (приговоры свадебного дружки), в монологи «балаганных дедов», в шутки уличных торговцев.

ПРИЕДЕ ГУНАР

ПРИЕ́ДЕ Гунар (р. 1928), латышский советский драматург. Чл. КПСС с 1960. Пьесы «Лето младшего брата» (1955), «Девушка Нормунда» (1958), «Первый бал Вики» (1961), «Твое доброе имя», «Тринадцатая» (обе — 1965), «Отилия и ее потомки», «Костер внизу у станции» (обе 1970), «Голубая» (1972), «В ожидании Айвара» (1974), «Песня сороки» (1978).

■ Пьесы, М., 1963; Портрет Лива в Старой Риге. Пьесы, М., 1978.

ПРИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЕТО ГИЛЬЕРМО

ПРИЕ́ТО (Prieto) Гильермо (1818—97), мексиканский писатель. Сб. стихов «Уличная муза» (1883), «Национальный романсеро» (1885). Пьесы «Альферес» (пост. 1840), «Альфонсо из Авилы» (поет. 1842). Воспоминания, публицистика, историч. работы.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями. Формировалась и развивалась под знаком романтизма. Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Одними из первых образцов явились «морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенческие романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие Э. Сю. Наиболее известные авторы П. л. XIX — начала XX вв. — Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон, Р. Хаггард, Дж. Конрад (Великобритания); Г. Эмар, Ж. Берн, Л. Жаколио, Л. Буссенар, П. Бенуа (Франция); Ф. Брет Гарт, Дж. Лондон (США); их произведения стали классикой литературы для детей и юношества (см. Детская литература).

В жанре П. л. в СССР выступали А. С. Грин, В. А. Каверин, А. Н. Толстой, А. Гайдар, А. Р. Беляев, В. П. Катаев, А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов. Советская П. л. в целом отмечена героико-патриотическим, жизнеутверждающим пафосом. В стране выходят «Библиотека приключений» (1937 — 1953), «Библиотека приключений и научной фантастики» (с 1954), журнал «Вокруг света» с приложением «Искатель» (с 1961) и многие другие журналы, сборники и серийные издания.

Литература:

Мошенская Л., Мир приключений и литература, «ВЛ», 1982, № 9.

В. С. Муравьев.

ПРИЛЕЖАЕВА МАРИЯ ПАВЛОВНА

ПРИЛЕЖА́ЕВА Мария Павловна (р. 1903), русская советская писательница. Чл. КПСС с 1952. Произв. для детей, в т. ч. пов. «Таня Слесарева» (1942), «Юность Маши Строговой» (1948), «С тобой товарищи» (1949), «Пушкинский вальс» (1961), «Третья Варя» (1963); ром. «Над Волгой» (1952). Ист.-революц. кн. для юношества о Ленине, его соратниках: ром. «Под северным небом» (1959), пов. «С берегов Медведицы» (1955), «Начало» (1957), «Удивительный год» (1966), «Три недели покоя» (1967), «Жизнь Ленина» (1970), «Зеленая ветка мая» (1975). Пов. «Осень» (1977), «Всего несколько дней» (1979).

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1973—75; Дороги, дороги… [Сб.], М., 1980.

● Фоменко Л., Мария Прилежаева, М., 1971.

ПРИПЕВ

ПРИПЕ́В, рефрен, повторяющаяся часть песни; запев обычно поется солистом, П. — хором. В русской терминологии повторяющаяся строфа обычно называется П., повторяющийся стих (обычно заключительный в строфе) — рефреном. Из народной песни П. рано проник в литературу (эпиталамии Катулла, средневековые песнопения); в поэзии нового времени употребителен в литературных песнях (П. Ж. Беранже; «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача) и в стилизациях народного творчества (немецкие и английские романтики, Р. Киплинг). На рефрене построены триолет, рондель, рондо, старофранцузская баллада и другие твердые формы.

М. Л. Гаспаров.

ПРИСКАЗКА

ПРИ́СКАЗКА, народное название традиционной, ритмически организованной прибаутки, нередко предшествующей зачину в сказках и не связанной непосредственно с сюжетом. Цель П. — заинтересовать слушателей, увлечь их воображение.

ПРИСТЛИ ДЖОН БОЙНТОН

ПРИ́СТЛИ (Priestley) Джон Бойнтон (1894—1984), английский писатель. Ром. «Добрые товарищи» (1929), «Улица Ангела» (1930, п. 1960), «Они бродят по городу» (1936), «Затемнение в Гретли» (1942, п. 1944), «Трое в новых костюмах» (1945, п. 1946), «Волшебники» (1954), «Сэр Майкл и сэр Джордж» (1964, п. 1965) и др.; дилогия «Создатели образов» (1968) и «Лондонский тупик» (1969). Драмы «Опасный поворот» (1932, п. 1939), «Время и семья Конвей» (1937), «Инспектор пришел» (1947), «Сокровища» (1953, п. 1957), «Мистер Кеттл и миссис Мун» (1955, п. — «Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун», 1958) и др. Рассказы, лит.-худож. (в т. ч. кн. «Английский юмор», 1929), автобиогр. проза.

■ Избр., М., 1985.

ПРИТЧА

ПРИ́ТЧА, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П.

1) возникает в некотором контексте, в связи с чем она

2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность;

3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. В своих модификациях П. — универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества. Однако для определённых культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. была центральным жанром, эталоном для других жанров [напр., в «учительной» прозе ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара», машолим Талмуда), в христианской литературе и средневековой литературе (притчи Евангелий, например Притча о блудном сыне, о сеятеле)]. В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфическая поэтика П., исключающая описательность «художественной прозы» античного Или новоевропейского типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, «в сукнах»; действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. С конца XIX в. ряд писателей видит в экономности и содержательности П. образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам П. предпринял поздний Л. Н. Толстой. В западной литературе XX в. на традиции П. опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие «характеры» и «обстановочность» в традиционном понимании. П. продолжает сохранять привлекательность для многих писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (роль ходов П. у Б. Брехта или «Притчу» У. Фолкнера). Ср. Парабола.

С. С. Аверинцев.

ПРИЧАРД КАТАРИНА СУСАННА

ПРИ́ЧАРД (Prichard) Катарина Сусанна (1883—1969), австралийская писательница. Чл. Коммунистич. партии Австралии с 1920. Ром. «Пионеры» (1915), «Черный опал» (1921), «Рабочие волы» (1926, п. 1928), «Кунарду» (1929, п. 1959), «Цирк Хэксби» (1930), трилогия (п. 1949—53) — «Девяностые годы» (1946), «Золотые мили» (1948) и «Крылатые семена» (1950); «Негасимое пламя» (1967, п. 1972). Очерки (кн. «Подлинная Россия», 1935). Новеллы (сб. «Поцелуй в уста», 1932; «Нгула», 1959). Стихи, пьесы, мемуары.

ПРИЧИТАНИЯ

ПРИЧИТА́НИЯ, плач, жанр народнопоэтического творчества, традиционной импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами или с неурожаем, голодом, пожаром, болезнью и т. д. Будучи одним из древнейших поэтических жанров, П. у разных народов приобретали самые различные формы — от примитивных возгласов до сложных сюжетных поэм. Эмоциональная напряженность содержания П. определяют общие особенности их поэтики: обилие вопросительно-восклицательных конструкций, повторов, эмоциональных усилений при помощи суффиксации, удвоения корней и пр. У большинства народов исполняются преимущественно женщинами, в т. ч. профессиональными вопленицами (соло, хором или попеременно), у некоторых народов Кавказа, у албанцев и др. — мужчинами. В Европе наибольшим развитием отличались П. у русских, карел, коми, мордвы, болгар, сербов, корсиканцев и некоторых других. У восточных славян П. существовали задолго до XI в., к которому восходят первые документальные свидетельства о них. В XIX в. особенно богата была традиция северно-русских П.; лучшие образцы, записанные от И. А. Федосовой и Н. С. Богдановой из Заонежья, отразили многие стороны мировоззрения и быта русских крестьян.

Издания:

Причитанья Сев. края, собранные Е. В. Барсовым, ч. 1—4, М., 1872 — 1885;

Причитания. [Вступ. ст. К. В. Чистова], 2 изд., Л., 1960;

Рус. народно-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В. Г. Базанова и А. П. Разумовой, М.-Л., 1962.

К. В. Чистов.

ПРИШВИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ПРИ́ШВИН Михаил Михайлович (1873—1954), русский советский писатель. Кн. путевых заметок «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908). Пов. «У стен града невидимого» (1909), «Жень-шень» (первонач. — «Корень жизни», 1933). Фенологич. записки «Календарь природы» (1935). Поэма в прозе «Фацелия», цикл лирико-филос. миниатюр «Лесная капель» (оба произв. — 1940). Пов.-сказки «Кладовая солнца» (1945), «Корабельная чаща» (1954). Ром.-сказка «Осударева дорога» (написан в 30-е гг., опубл. 1957), Автобиогр. ром. «Кащеева цепь» (1923—54, полн. опубл. 1960). Дневники (кн. «Глаза земли», опубл. 1957).

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1956—57; Собр. сочинений, т. 1—8, М., 1982—86.

● Хмельницкая Т., Творчество Михаила Пришвина, Л., 1959; Мотяшов И., Михаил Пришвин, М., 1965; Пришвина В. Д., Круг жизни. Очерки о М. М. Пришвине, М., 1981.

ПРОВАНСАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ПРОЖЕКТОР»

«ПРОЖЕКТОР» - «ПРОЖЕ́КТОР», литературно-художественный и сатирический иллюстрированный журнал. Издавался в Москве в 1923 — 1935 при газете «Правда». Выходил с начала 30‑х гг. ежемесячно. Печатал политические обозрения, фельетоны, очерки, карикатуры, короткие рассказы. Один из первых редакторов — А. К. Воронский. В 30‑х гг. редакторами были С. А. Воронин, В. П. Ставский и др.

ПРОЗА

ПРО́ЗА, прозаические художественные произведения в их соотнесенности (преимущественно противопоставленности) с поэзией. См. Поэзия и проза.

ПРОЗАИЗМЫ

ПРОЗАИ́ЗМЫ, слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении. Ср. у А. С. Пушкина: «…я снова счастлив, молод, /Я снова жизни полн - такой мой организм / (Извольте мне простить ненужный прозаизм)». П. - понятие главным образом историческое. В русскую поэзию с середины XIX в. (Н. А. Некрасов и др.) вовлекаются группы слов, которые считались прежде «непоэтичными». В этом отразился процесс расширения тематики литературы, ее обращение к «низким» сторонам жизни. П. проникали и в стихотворную речь пародийного или сатирического характера. Понятие «П.» становится мало применимым к поэзии XX в., когда происходит коренная переоценка эстетических ценностей слова.

Д. Н. Шмелев.

ПРОКЛИТИКА

ПРОКЛИ́ТИКА (от греч. proklitikós — наклоняющийся вперед), безударное слово, фонетически примыкающее к следующему за ним ударному. В русском языке таковы односложные (реже двусложные) предлоги, союзы, часто местоимения: «на нас», «и встал», «мы шли». Противоположна энклитике.

М. Л. Гаспаров.

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ПРОКО́ПИЙ КЕСАРИ́ЙСКИЙ (по назв. г. Кесария в Палестине) (между 490 и 507 — после 562), византийский писатель, историк. Советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах. «История войн Юстиниана» (8 кн.). Обличит. мемуары «Тайная история» (против имп. Юстиниана и имп. Феодоры). Панегирич. трактат «О постройках» посвящен визант. архитектуре.

■ Тайная история, «ВДИ», 1938, № 4; Война с готами, М., 1950; Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968.

ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (Элеазар) (1681—1736), украинский и русский писатель, церковный деятель. Проповеди (опубл. в сб.: «Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные», ч. 1—4, 1760—74). Лирич. стихи на рус., лат. и польск. яз. Трактаты «Поэтика» (курс на лат. яз., чит. в 1705, опубл. 1786), «Риторика» (курс, читан в 1706—07, не опубл.). Публицистика («Слово о власти и чести царской», 1718; «Слово похвальное о флоте российском», 1720; «Правда воли монаршей», 1722). «Духовный регламент» (1721).

■ Соч., М.—Л., 1961; Филос. соч., т. 1—3, К., 1979—1981 (на укр. яз.).

● Морозов П. О., Феофан Прокопович как писатель, СПБ, 1880; Ничик В. М., Феофан Прокопович, М., 1977.

ПРОКОПЬЕВ МАКСИМ ПРОКОПЬЕВИЧ

ПРОКО́ПЬЕВ Максим Прокопьевич (1884—1919, погиб в бою против колчаковцев), удмуртский советский поэт, государственный и политический деятель. Сб. стихов «Творения Максима» (1918).

● Никитин А. И., Максим. Страницы из жизни трибуна, революционера, Ижевск, 1973.

ПРОКОФЬЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ПРОКО́ФЬЕВ Александр Андреевич (1900—1971), русский советский поэт, Герой Соц. Труда (1970). Чл. КПСС с 1919. Кн. стихов «Улица Красных Зорь», «Полдень» (обе — 1931), «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник. Стихи 1932—33 гг.» (1934), «Крылья» (1937), «В защиту влюбленных» (1939), «Четыре времени года» (1941), «Таран» (1942), «Атака» (1943), «В краю моем» (1948), «Заречье» (1955), «Признания» (1957), «Приглашение к путешествию» (1960, Лен. пр., 1961), «Под солнцем и под ливнями» (1964), «Прощание с Приморьем» (1969), «Бессмертие» (1970). Поэмы «Россия» (1944; Гос. пр. СССР, 1946), «Сад» (1948), «Юность» (1955). Статьи и заметки о литературе (сб. «Свет поэзии», 1975). Переводы.

■ Собр. соч., т. 1—4, Л., 1978—80. Стихотворения и поэмы, Л., 1976.

● Бахтин В. С., Александр Прокофьев, 2 изд., М.—Л., 1963; Молдавский Д. М., Александр Прокофьев, 2 изд., Л., 1980; Александр Прокофьев. Вспоминают друзья. Сб., М., 1977.

Предыдущая страница Следующая страница