Литературный энциклопедический словарь
ТРАГЕДИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕ́ДИЯ (греч. tragōdía, букв. — козлиная песнь), драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство Т. написано стихами. Исторически Т. существовала в различных проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетическая категория трагического, была задана европейским литературам древнегреческой Т. и поэтикой.

Греческая Т. возникла из религиозно-культовых обрядов, являлась воспроизведением, сценическим разыгрыванием мифа; она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Совершенные образцы законченных, органич. произведений трагического искусства дали Эсхил, Софокл; безусловной реальностью происходящего оно потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщенного позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. С тех пор Т. становится жанром литературы. Его развитие неравномерно; новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Кризис и «распад времен» выразились в испанской Т. от Л. Ф. де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка и наиболее ярко — в английской Т., прежде всего у У. Шекспира. Формально далекая от античности, шекспировская Т. изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой все, как и сама действительность; личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В крайнем обобщении предстают противоречия эпохи (Германия середины XVII в.) в трагедиях А. Грифиуса.

Во Франции возникают блестящие образцы Т. классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), Т. «высокого стиля» с непременным соблюдением «трех единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

На рубеже XVIII—XIX вв. Ф. Шиллер создает Т., обновляя «классический» стиль. В эпоху романтизма Т. «обратна» античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает барочный, стройный образ мира с опустошенностью современности; в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить через Т. героическую действительность.

В России реализм дает убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углубленного изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.

С конца XIX в. появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую Т. и Т. в «высоком стиле» — пьесы Г. фон Гофмансталя, Вяч. И. Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя, позже — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др.

Литература социалистического реализма не порывает с традицией и чужда исторического пессимизма; именно поэтому в ее драматургии могут получить выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. В ряду героической драмы рассматривают «Оптимистическую трагедию» В. В. Вишневского, «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд., М., 1976;

Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957;

Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936;

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971;

Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969;

Аникст А. А., История учений о драме, [т. 1—3], М., 1967 — 1980;

Зингерман Б., Очерки истории драмы XX в., М., 1979;

Стенник Ю. В., Жанр трагедии в русской литературе, Л., 1981;

Tragedy developments in criticism, ed. by R. P. Draper, L., 1980;

Tragedy, vision and form, ed. by R. W. Corrigan, 2 ed., Camb., 1981.

А. В. Михайлов.

В начало словаря