Литературный энциклопедический словарь
ХАРАКТЕР

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ХАРАКТЕР

ХАРА́КТЕР художественный (от греч. charaktēr — отпечаток, признак, отличительная черта), образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Х. являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Х.) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Х. в искусстве предстает «новой реальностью», художественно «сотворенной» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его (см. Образ художественный). Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Х. в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Представление о Х. создается посредством изображения в литературном произведении внешних и внутренних проявлений личности героя (его психологии, речи, наружности), авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета. Соотношение в пределах произведения Х. и обстоятельств (см. Типическое), являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, человеком и природой, а также внутренние противоречия человеческого Х. воплощаются в художественных конфликтах.

Воспроизведение Х. в его многоплановости и динамике — специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению Х. знаменует выделение литературы как искусства из синкретической «долитературной» религиозно-публицистической словесности «библейского» или средневекового типа. Само понятие Х. формируется в Древней Греции.

Однако у древних понимание Х. как литературной категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими Х., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение Х. и сюжета: не факты, а «…характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936., с. 92).

Понимание самостоятельного идейно-художественного значения Х. персонажа возникает уже в античной литературе (например, в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы» и по типу Х.). Подобная характерология, двумерность доминирует вплоть до XVIII в. (по Д. Дидро — соотношение прирожденного «нрава» и «общественного положения»).

Ренессансный Х. (см. Возрождение) теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы» (герой мог самовольно, как бы актерствуя, менять типы поведения). У У. Шекспира многие действующие лица предстали носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жесткой статичности Х. (когда Х. «сгущается», сводится к одной господствующей страсти), одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством».

На всех этих стадиях духовного и литературного развития Х. понимался как внеисторическая, универсальная и самотождественная данность человеческой природы, как «…абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем ее как над психологической «природой», так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание Х. — как тождественного внутреннему миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального Х. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма XIX в. В практике реалистической литературы постоянно присутствует саморазвивающийся Х. — незавершенная и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая ее непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами, но в то же время — «сама себе закон» (А. А. Блок) и потому порой вступающая в противоречие с первоначальным замыслом автора.

В реалистической литературе XIX—XX вв. Х. воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а ее «текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного самоопределения, когда Х. героя остается неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл «незавершенности» Х. у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полн. собр. соч., т. 53, с. 187) объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

Творчество писателей социалистического реализма, наследуя характерологические достижения предшествующих направлений, и прежде всего реализма XIX в., утверждает новое «видение» детерминирующих обстоятельств: социально-историческая и политическая действительность в ее революционном развитии, в связи с чем конкретно-историческая индивидуальность Х. в их произведения приобретает особую, акцентированную концептуальность. В центре внимания советской литературы 60—70-х гг. XX в. проблема нравственной активности личности, ее ответственности за свой духовный мир и судьбы других людей.

Литература:

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1. М., 1968, с. 244—53;

Социалистический реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960;

Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы, [кн. 1], М., 1962;

Лихачев Д. С., Человек в литературе Древней Руси, [2 изд.], М., 1970;

Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 7—162;

Гинзбург Л. Я., О литературном герое, Л., 1979;

Введение в художественную характерологию, Самарканд, 1983 (есть библ.).

В. И. Тюпа.

В начало словаря