Литературный энциклопедический словарь
КЛАССИЦИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система К. сформировался лишь во Франции XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики К. явился Ф. Малерб; проведенная им реформа языка и стиха была закреплена Французской академией, на которую была возложена задача создания общеобязательного языкового и литературного канона (также Французская литература).

Поэтика французского К. складывается и осознается постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в «Поэтическом искусстве» (1674) Н. Буало, обобщившего художественный опыт французской литературы XVII в. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся и своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоническое целое, в К. поляризуются. В основе эстетики К. лежат принципы рационализма, соответствующие философским идеям картезианства. Они утверждают взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики (Аристотеля, Горация), искусства и определяют законы художественной формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, родовые, устойчивые черты (с этим связаны стремление современные проблемы изобразить в зеркале античных преданий, мифов и принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классический образ тяготеет к образцу; он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Это отвечало и общественно-воспитательной функции искусства, которой эстетика К. придавала огромное значение.

Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера — государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром К. была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, общественная сущность, мыслящее, разумное «я» противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, который, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя, томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному «я». На раннем этапе (в трагедиях П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед государством (и разумная воля героя всегда одерживает победу), а в дальнейшем (в творчестве Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения государства, утрачивает политическое содержание и приобретает этический характер. Внутреннее ощущение надвигающегося кризиса абсолютистской системы сказывается в трагедиях Расина — в том, что идеально стройная художественная конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед которыми бессильны разум и воля человека.

Во французском К. высокого развития достигли «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Мольер). Именно в «низких» жанрах, образ которых строится не в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно-художественные течения и во многом определило дальнейшее развитие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть «низким» жанром; его лучшие пьесы получили название «высокой комедии», ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные, нравственные и философские проблемы века. В рамках К. развивается и проза, для которой характерны типизация страстей, аналитический характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психологический роман Мари Мадлен Лафайет).

Вступив в полосу упадка в конце XVII в., К. возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский К. сосуществует на протяжении XVIII в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветителям оказались близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистические концепции художественного творчества. Однако социально-политическая ориентация просветительского К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в т. ч. и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Сущность человека просветители искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе, идеальное воплощение которой они видели в античной классике. С просветительским К. тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.).

Под влиянием французской литературы К. развивается и в других странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти У. Фосколо), Германии (И. К. Готшед). Произведения Готшеда не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во 2‑й половине XVIII в. складывается новый немецкий К. как оригинальное художественное явление (т. н. классицизм веймарский). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гёте и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества; обращаясь к античности, они стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить задачу эстетического воспитания гармоничной личности.

После Великой французской революции К. приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции до 30‑х гг. XIX в.

Классицизм в России. Русский К. зародился во 2-й четверти XVIII в. В творчестве зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. С К. так или иначе связано творчество большинства крупных писателей XVIII в. В эпоху К. русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. В частности, русский К. характеризуют сатирическую направленность (важное место в нем занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни), преобладание национально-исторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.), а также высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Г. Р. Державина и др.), в которой получил прямое лирическое выражение патриотический пафос, характеризующий русский К. в целом. Существенное место в русском К. занимает и жанр поэмы — военно-патриотический («Чесменский бой», «Россияда» М. М. Хераскова) и философско-дидактический («Письмо о пользе Стекла» Ломоносова, «Феоптия» Тредиаковского, «Плоды наук» Хераскова). В конце XVIII — начале XIX вв. русский К. испытывает воздействие сентименталистских и преромантических идей, что сказывается в поэзии Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов. также ст. Английская литература, Итальянская литература, Немецкая литература, Русская литература.

Литература:

Рус. литература XVIII в. Эпоха классицизма. [Сб. ст.], М.-Л., 1964;

Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в., М., 1967;

Обломиевский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968;

Лит. манифесты западноевропейских классицистов, М., 1980;

Рус. и западноевропейский классицизм. Проза, М., 1982;

Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, W., 1924;

Peyre H., Qu’est-ce que le classicisme?, P., 1933.

В. Я. Бахмутский.

В начало словаря