Литературный энциклопедический словарь
ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХОРВА́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература хорватов, одна из национальных литератур Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на хорватско-сербском языке. В создании хорватской письменности большая роль принадлежит ученикам славянских просветителей и религиозных деятелей, создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, пришедшим в хорватские земли из Моравии (IX в.). Но т. к. в Хорватии христианство было принято по западному образцу, церковь настойчиво вводила латинский язык и как богослужебный, и как деловой. Для старославянского языка употреблялась глаголица. В жанрах религиозной литературы и летописях использовались мотивы и образы народного творчества. Молитвы явились первыми образцами духовной поэзии, библейские сюжеты легли в основу религиозной драмы. Появилась и светская литература (сатирические песни о духовенстве, любовная лирика). В конце XV в. героический эпос воспел борьбу народа с османскими завоевателями (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни).

В XV—XVIII вв. средоточием хорватской культуры стали свободные от османского ига приморские области (см. Далматинская литература); в других хорватских областях литературная жизнь затормозилась. Во 2-й пол. XVI в. распространилась протестантская литература; началось книгопечатание. Однако в XVII в. католическая контрреформация стала изгонять протестантов, сжигать их книги; для творчества писателей этого времени характерны патриотические настроения, использование фольклорных элементов.

В период национального возрождения и борьбы против австрийского владычества (конец XVIII — середина XIX вв.) в Хорватии развивалось просветительство. Появились журналы. Получила распространение сатирическая литература, обличавшая консерватизм, невежество дворянства и горожан, идеализировавшая сельскую жизнь (поэма «Сатир…» М. А. Рельковича и др.). Важную роль в развитии хорватской национальной культуры сыграло общественно-политическое и культурное движение 30—40-х гг. иллиризм. В 1850 хорваты и сербы заключили договор о едином литературном языке. Главным направлением был романтизм, опиравшийся на фольклорные традиции. Романтики обосновывали идею национальной самобытности литературы. Ведущее место занимала патриотическая поэзия (Л. Гай); получила развитие интимная (С. Враз) и философская (П. Прерадович) лирика. Исторические темы представлены в эпических поэмах Д. Деметера и И. Мажуранича. В становлении национальной драматургии и театра важную роль сыграл Деметер.

Ведущим направлением в 80 -х гг. стал реализм, опирающийся на достижения русской и западноевропейской литератур. В его утверждении значительна роль А. Шеноа, творчество которого развивалось от прогрессивного романтизма к реализму; постановкой больших социальных и национальных проблем отличается его исторический роман «Крестьянское восстание». Знаменательно обращение Шеноа и к современной проблематике. Социальная направленность отличает романы на современные темы Й. Козараца, В. Новака, А. Ковачича, К. Ш. Джальского. В поэзии реализм представлен творчеством С. С. Краньчевича, для которого характерны философские раздумья о сущности бытия, о назначении человека, о судьбах родины. В эти годы в Х. л. проявились и натуралистические тенденции.

На рубеже XIX и XX вв. в связи с развитием капитализма и углублением общественных противоречий литературный процесс усложняется. Заметное влияние на него оказывает социалистическая идеология. Расширившиеся литературные связи с западноевропейской культурой обогатили хорватских писателей, но в то же время открыли путь декадентским влияниям.

Во 2-й половине 90-х гг. возникло литературное движение «хорватский модерн», выразившее антибуржуазную настроенность, неудовлетворенность достигнутым художественным уровнем отечественной литературы, замкнутостью ее развития, ощущение необходимости перемен. Оно не обладало идейно-эстетическим единством, являло собой разнообразие мнений по кардинальным вопросам назначения искусства, по проблемам художественного метода. В «хорватском модерне» противоборствовали или взаимодействовали импрессионистические, символистские (А. Г. Матош, В. Видрич), натуралистические, неоромантические (В. Назор), реалистические (Й. Косор, Й. Козарац) тенденции. Реалистическая, национально-самобытная литература конца XIX — начала XX вв. по-прежнему опиралась на демократическую общественную мысль, на опыт мировой классики. Расширилась ее социальная тематика, усилилась критическая направленность: исторические романы Джальского, романы на современные темы В. Цар-Эмина, отразившего социальное расслоение общества и др. Реалистическую линию в поэзии продолжали Краньчевич и Назор, в больших эпических поэмах и лирике которого своеобразно сочетались черты реализма и романтизма.

После создания в 1918 югославского государства в Х. л. преобладали нереалистические художественные течения; их объединяло резкое отрицание империалистической войны, разочарование в послевоенной югославской действительности, нигилистическое отношение к культуре прошлого. Наиболее влиятельным и программно оформленным стал экспрессионизм, с которым были связаны писатели разной мировоззренческой ориентации. Одни выражали настроения мистицизма и меланхолии (католические поэты), другие — анархо-индивидуалистический бунт против буржуазной морали и культуры (А. Б. Шимич, Т. Уевич). Через увлечение анархоиндивидуалистическим искусством прошли М. Крлежа и А. Цесарец. Основанный ими журнал «Plamen» (1919) положил начало революционному направлению не только в Х. л., но и во всех югославских литературах. Рассказы Крлежи и Цесареца, обращенные к темам войны и революции, близки левому экспрессионизму, но уже в них проявились черты социально-психологического реализма. С середины 20-х гг. экспрессионизм как направление перестал существовать. Во 2-й половине 20-х гг. все больше укрепляются позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики внесли в литературу С. Колар, Д. Цесарич, революционный взгляд на современные проблемы — Крлежа и Цесарец. С середины 30-х гг. реализм стал ведущим направлением во всех родах литературы; особого успеха добилась проза. В поэзии 20—30-х гг. преобладали импрессионистические тенденции, проявившиеся, в частности, в творчестве Назора и Г. Крклеца. Утрата эпической широты, свойственной литературе прошлого, восполнялась в эти годы углублением социально-психологического анализа, философского осмысления жизни. Центральная фигура прогрессивной Х. л. — Крлежа, создавший остросоциальную поэзию, пьесы и романы общеюгославского звучания. Заметное место в литературном процессе занял т. н. «социальный реализм» — направление, опиравшееся на революционную идеологию. Его представители (Цесарец, Х. Кикич и др.) обратились к проблемам народной жизни, показали перерастание стихийного протеста пролетариата в осознанную борьбу.

В период фашистской оккупации Югославии многие прогрессивные хорватские писатели участвовали в народно-освободительной войне 1941 — 1945. Определяющими стали идеи антифашистского сопротивления (см. Сопротивления литература). Всемирную известность получила поэма И. Г. Ковачича «Яма».

После освобождения Хорватии от фашизма и победы народно-демократической революции (1945) начался новый период в развитии Х. л. В первые послевоенные годы преобладали поэтические произведения, разрабатывающие темы антифашистской борьбы, строительства новой жизни; в прозе получили распространение рассказ, очерк, репортаж. С середины 50-х гг. основным жанром становится роман, в центре которого — реалистический анализ довоенной действительности («Курланы, нижние и верхние», «Невыплаканные» М. Божича, «Миротворцы» И. Дончевича), события народно-освободительной борьбы («Прелесть пыли» В. Калеба, трилогия «Немые колокола», «Трещины», «Бей в набат» Ю. Франичевича-Плочара). Наряду с расширением проблемно-тематического диапазона в прозе усилились также элементы камерного психологизма и рефлективное начало (Р. Маринкович и др.). Появился интерес к универсальным общественным проблемам, которые часто ставились в абстрактно-аллегорической форме и решались не без влияния экзистенциализма (А. Шолян, С. Новак). В поэзии после непродолжительного периода «интимизма», культивировавшего пейзажную и любовную лирику, распространились неоэкспрессионистические, сюрреалистические тенденции, «абстрактный интеллектуализм». Традиции реализма продолжали Цесарич, Крклец, Д. Тадиянович. Гуманистическим звучанием выделяется творчество поэтессы В. Парун.

С конца 60-х гг. заметно расширилась сфера социально-психологического исследования проблематики периода народно-освободительной борьбы (романы Божича, Франичевича-Плочара и др.), а также современности. Особое место занимает роман-эпопея Крлежи «Знамена», в котором показано влияние событий национальной истории периода 1-й мировой войны, революционного движения в Хорватии на личные судьбы героев, их духовную эволюцию. К решению острых морально-этических проблем современности стремится М. Маткович, обращаясь при этом к мифологическим сюжетам, к образам и мотивам античной драмы. В 70-е — начале 80-х гг. усилился интерес хорватских писателей к конкретным явлениям действительности; в ряде произведений (особенно в прозе) проявились натуралистические тенденции.

Литературная периодика: журналы: «Republika» (с 1945), «Forum» (с 1962).

Издания:

при ст. Югославии литературы.

Литература:

Кравцов Н. И., Основные тенденции в развитии хорватской литературы конца XIX — начала XX вв., в кн.: Славянская филология, в. 7., М., 1968;

Ильина Г. Я., Хорватская литература 1918 — 1941 гг., в кн.: Зарубежные славянские литературы XX в., М., 1970;

ее же, Хорватский роман конца XIX — начала XX в., в кн.: Литература славянских и балканских народов конца XIX — начала XX в., М., 1976;

Panorama hrvatske književnosti XX stoljeća, Zagreb, 1965;

Povijest hrvatske književnosti, [knj. 1—5], Zagreb, 1974 — 1978.

также литературу при ст. Югославии литературы.

Н. И. Кравцов (до 1918), Г. Я. Ильина.

В начало словаря