Литературный энциклопедический словарь
ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЧЕ́ШСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература чехов, одна из национальных литератур Чехословакии (см. Чехословакии литература). Развивается на чешском языке. Появлению первых произведений чешской письменности (духовные песни, жития, легенды — на старославянском языке) способствовала деятельность славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия и их учеников на рубеже IX—X вв. К концу XI в. с усилением влияния римской церкви старославянский язык вытесняется латынью. Наиболее значительный памятник на латинском языке — «Чешская хроника» Козьмы Пражского. В конце XIII в. возникает письменность на чешском языке, начинает развитие светская литература. Проникновение идей Возрождения в XIV в. способствовало расцвету Ч. л. Среди исторических сочинений выделяется стихотворная т. н. Далимилова хроника (доведена до 1314). Появились сатирические и дидактические сочинения, рыцарская литература. Распространилась любовная лирика, лирические и сатирические песни вагантов. Первый известный по имени писатель Чехии — сатирик С. Фляшка, в творчестве которого отражены противоречия между королем и феодальной знатью. В ряде произведений конца XIV в. выражен протест против чужеземного засилья, проявились реформаторские тенденции. Один из наиболее крупных создателей подобных сочинений — Т. Штитный, подготовивший почву для идеологии гуситства.

Новый этап в развитии Ч. л. связан с гуситским движением — борьбой чешского народа против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья в 1-й половине XV в. Художественные и публицистические произведения этого периода были вызваны в первую очередь практическими задачами антифеодальной и национально-освободительной борьбы (см. Гуситская литература).

В 1468 в Чехии началось книгопечатание. С конца XV в. в обстановке укрепления феодализма внимание чешских авторов сосредоточено на работах научного характера. В литературе проявились гуманистические тенденции. Некоторые сочинения содержали протест против рутинных традиций средневековья. В XVI в. получил дальнейшее развитие традиционный вид литературного творчества — хроника.

Победа австрийской династии Габсбургов в битве у Белой Горы (1620), потеря Чехией независимости и наступившее засилье феодально-католической реакции в XVII—XVIII вв. задержало развитие Ч. л. Вновь возросло влияние латыни; чешские книги уничтожались. Многие писатели эмигрировали, самый выдающийся из них — Я. А. Коменский, педагогические и художественно-философские сочинения которого отличаются последовательным гуманизмом. В Чехии, помимо официальной литературы, служившей целям католической пропаганды, бытовали рукописные сочинения. Безвестные «писмаки» переписывали чешские книги, сохраняя их для будущих поколений. В русле общеевропейской поэзии барокко развивалась любовная лирика. Большую роль в духовной жизни чешского народа в это время играло устное народное творчество.

Л. С. Кишкин.

В конце XVIII в. кризис феодальных отношений и первые тенденции буржуазного развития в империи Габсбургов, прилив в города неассимилированного населения дали новый толчок развитию чешского национального движения. В начале эпохи чешского национального возрождения (конец XVIII — 1-я половина XIX вв.) развитие Ч. л. протекало в русле Просвещения, характеризовалось борьбой за права чешского языка, на котором создавались оды, басни, светская лирика. В 1810 — 1820-х гг. в выступлениях Й. Юнгмана формируется программа развития национально-самобытной литературы. Преобладающими стали тенденции предромантизма. Для Ч. л. этого времени характерны обращение к фольклору, поэтизация героического прошлого, сознание родства славянских народов и их культур. Эти тенденции и идея «славянской взаимности» нашли выражение в творчестве В. Ганки, Я. Коллара, Ф. Л. Челаковского. В 30-х гг. в Ч. л. возник революционный романтизм, который внес в литературу не только мятежный порыв к свободе, субъективно-лирическое начало, но и широкую философскую проблематику. Главный его представитель — К. Г. Маха (поэма «Май» и др.). Развивается также национальная драматургия.

Огромное значение для развития Ч. л. имела Революция 1848 — 1849 в чешских землях, во время которой были открыто провозглашены революционные и национально-освободительные идеи и резко обнажились национальные и социальные противоречия. В Ч. л. обозначились реалистические тенденции, усилились ее социально-критическая, антиабсолютистская направленность (публицистика и сатирическая поэзия К. Гавличека-Боровского), героико-патриотическое звучание (пьеса Й. К. Тыла «Ян Гус» и др.). Тыл сыграл видную роль в становлении национальной драматургии; впервые в чешском театре в его исторических драмах народ показан как ведущая сила истории. В период реакции (50-е гг.) особое место занимали повести Б. Немцовой, отразившие социальные противоречия и представление о народе как о главном носителе морально-этических ценностей («Бабушка»). Фольклорно-романтические традиции продолжал К. Я. Эрбен.

В 60—80-х гг. происходит дальнейшее развитие реализма, принципы которого складывались главным образом в литературно-критических статьях Я. Неруды. Художественное творчество Неруды утверждало реалистическую поэтику гражданской и интимной лирики, ввело в литературу жизнь города; один из главных мотивов его прозы — осмеяние мещанства («Малостранские повести»). Социально-нравственная проблематика характерна для повестей В. Галека, К. Светлой. Значительного развития достиг исторический роман: А. Ирасек запечатлел важнейшие моменты чешской истории, создал панораму гуситского движения как народно-освободительной войны. К социальным конфликтам своей эпохи обращались А. Сташек, Я. Арбес; критика социальных пороков, патриотические мотивы, романтическое предощущение революционных перемен свойственны поэзии С Чеха, Й. В. Сладека, Я. Врхлицкого. В реалистических драмах В. Мрштика и Ирасека изображены трагические судьбы крестьян, показано влияние капиталистических отношений на жизнь деревни. В 90-х гг. усилилась социально-критическая направленность реализма; все большее место стали занимать тема взаимоотношений личности и общества, изображение внутреннего мира человека. На рубеже XIX—XX вв. на Ч. л. заметное влияние оказали рабочее движение, социалистические идеи. Дух стихийного классового протеста отразил П. Безруч («Силезские песни»). Резкое обличение буржуазных отношений и буржуазной морали характерно для поэзии Й. С. Махара. Вместе с тем неприятие буржуазной действительности зачастую сопровождалось настроениями анархо-индивидуалистического бунта. Возникли модернистские и декадентские тенденции, получившие крайнее выражение в журнале «Moderni revue» (1894—1925). Мечты о человечности и свободе свойственны поэзии символиста А. Совы. Духом бунтарства отмечена ранняя символистски окрашенная поэзия С К. Неймана и др. Выдающийся чешский сатирик Я. Гашек в рассказах, памфлетах, фельетонах выразил ненависть народных низов к монархии Габсбургов, к социальным верхам, буржуазной бюрократической системе, милитаризму.

С. В. Никольский.

Образование Чехословацкой республики (1918) и подъем рабочего движения в стране под влиянием Октябрьской революции в России положили начало новому периоду в развитии Ч. л., который характеризуется крупными достижениями революционной поэзии, социально-обличительного романа, возникновением социалистического реализма, мощной антифашистской литературы. Значительно усилились контакты и взаимодействие Ч. л. со словацкой литературой.

В начале 20-х гг. зарождается пролетарское течение в поэзии, теоретиками которого были Нейман, Й. Гора, Й. Волькер, а также марксистская критика (3. Неедлы, Ю. Фучик и др.). Сборником «Красные песни» Нейман утверждал новые жанры гражданской и агитационной лирики; творчество Волькера (сборник «Час рождения») воплотило идеалы революционного гуманизма, а в плане поэтики знаменовало усиление метафоричности и поиск новых форм свободного стиха. Революционными мотивами пронизан сборник «Город в слезах» Я. Сейферта. В поэме В. Незвала «Удивительный кудесник» ярко проявились революционно-романтические тенденции. В середине 20-х гг. объединение молодых писателей и художников «Деветсил» (осн. в 1920), отстаивавшее ранее лозунг пролетарского искусства, выдвинуло авангардистскую концепцию поэтизма; однако вопреки декларациям лучшие произведения поэтистов продолжали пролетарские традиции (Незвал, В. Ванчура, К. Библ). Проза 20-х гг., связанная с пролетарским направлением, представлена всемирно известным антимилитаристским романом Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», отличающимся острым сатирическим гротеском, реалистическими романами М. Майеровой «Лучший из миров», И. Ольбрахта «Анна-пролетарка», изображающими революционную борьбу против буржуазной республики, романом-притчей Ванчуры «Пекарь Ян Маргоуль», показывающим бесчеловечность капиталистического уклада жизни. Линию критического реализма продолжали А. М. Тильшова, К. Новый и др. Своеобразным явлением были романы и пьесы крупнейшего чешского писателя общедемократического направления К. Чапека. Его произведения сочетают элементы резкой критики многих сторон буржуазного общества, антимещанской сатиры и социальной утопии («R. U. R.», «Средство Макропулоса», «Фабрика Абсолюта»).

С начала 30-х гг. экономический кризис и социальные противоречия в стране, угроза фашистской опасности усилили идейно-эстетическую поляризацию в Ч. л. В борьбе против клерикально-националистических, профашистских тенденций сложился широкий фронт прогрессивной интеллигенции. В дискуссиях в среде левых писателей была подвергнута критике авангардистская концепция автономности искусства. В полемике с группой сюрреалистов (создана Незвалом в 1934, распущена им в 1938) критики-марксисты (Б. Вацлавек, К. Конрад, Л. Штолл, Нейман) разрабатывали эстетику социалистического реализма, на что существенное влияние оказал 1-й съезд советских писателей (1934). Видное место заняла гражданская и антифашистская лирика Неймана, В. Завады, Ф. Галаса, Горы, Й. Тауфера. Незвал наряду с сюрреалистическими создавал злободневные политические стихи. Развитие прозы 30-х гг. ознаменовалось расцветом романа социалистического реализма. Социальная направленность и глубокий психологизм отличают романы Майеровой, М. Пуймановой, Т. Сватоплука, Я. Кратохвила, Ванчуры. Международное признание получили антифашистские произведения Чапека: роман «Война с саламандрами», драма «Белая болезнь» и «Мать» — сатира на милитаризм и расовые теории.

Гитлеровская оккупация страны (1939 — 1945) нанесла тяжелый урон Ч. л., многие писатели погибли в фашистских лагерях и тюрьмах. Жестокие преследования не сломили единства передовых сил Ч. л., определяющими стали идеи антифашистского сопротивления (см. Сопротивления литература). Всемирную известность получил «Репортаж с петлей на шее» Фучика.

После освобождения Чехословакии от фашизма (1945) центральная тема Ч. л. — борьба и победа над фашизмом. На первом этапе сохраняли позиции представители буржуазной идеологии; после победы над реакцией в феврале 1948 начался новый этап в борьбе за социалистическую литературу. В марте 1949 состоялся первый съезд чехословацких писателей, созданный на нем Союз чехословацких писателей принял в качестве своей программы концепцию социалистического реализма. Его теоретической разработкой занимались Неедлы, Штолл и др. В 50-е гг. социалистический реализм стал ведущим направлением в Ч. л. Обозначилось тяготение к крупным эпическим полотнам, посвященным переломным моментам в истории чешского народа (романы Пуймановой, А. Запотоцкого), социалистическому строительству (романы В. Ржезача, Б. Ржиги); актуальной оставалась тематика антифашистской борьбы. Мировую известность получили произведения Незвала. Поэзия отразила духовный мир современника, антимилитаристский пафос (Завада, Ф. Грубин, Й. Кайнар); широко представлена интимная и пейзажная лирика (М. Флориан). В середине 50-х гг. развернулась борьба с нормативистскими тенденциями; появились произведения, в которых писатели стремились показать реальную сложность и противоречивость исторического процесса и движения современности (Я. Отченашек, 3. Плугарж).

К середине 60-х гг. стали нарастать нигилистические тенденции; усилилось влияние западного модернизма, «нового романа», абсурда драмы и т. п. Политический кризис в Чехословакии (1968 — 1969) оказал негативное влияние и на развитие Ч. л. После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) в ходе развернутой партией коммунистов борьбы за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и литературы созданный в 1972 Союз чешских писателей поставил своей главной задачей объединение литературных сил на базе социалистического реализма.

Начало 70-х гг. отмечено восстановлением преемственности с прогрессивными традициями прошлого, укреплением связей с литературами социалистических стран. Историческая проза утверждает незыблемость истинных человеческих ценностей. Отстаивание социалистического идеала в Ч. л. обусловило появление произведений с острой морально-этической и общественной проблематикой современности. Одной из центральных тем 70-х гг. остается также тема 2-й мировой войны и антифашистского Сопротивления. Достижения современной Ч. л. связаны с романами Я. Козака, Ржиги, Плугаржа, Я. Коларовой, В. Неффа, поэтическими произведениями Завады, Тауфера, И. Скалы, Флориана.

С. А. Шерлаимова.

Литературная периодика: журналы «Česká literatura» (с 1953), издания Союза чешских писателей «Literární měsičník» (с 1972) и еженедельник «Kmen» (с 1982).

Издания:

Антология чешской поэзии XIX—XX вв., т. 1—3, М., 1959;

также издания при ст. Чехословакии литература.

Литература:

Петрмихль Я., Пятнадцать лет чешской литературы (1945—1960), пер. с чеш., М., 1963;

Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв., М., 1963;

Шерлаимова С. А., Чешская поэзия XX в. 20—30-е гг., М., 1973;

Бернштейн И. А., Чешский роман XX в. и пути реализма в европейских литературах, М., 1979;

Кузнецова Р. Р., Чешский межвоенный роман. Эволюция жанра и стиля, М., 1980;

Никольский С. В., Две эпохи чешской литературы, М., 1981;

Dějiny české literatury, dl 1—3, Praha, 1959 — 1961;

Slovník českých spisovatelů, Praha, 1964;

Češti spisovatelé 19 stoleti, Praha, 1971;

Češti spisovatelé z přelomů 19 a 20 stoleti, Praha, 1972.

Л. С. Кишкин, С. В. Никольский, С. А. Шерлаимова.

В начало словаря