Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕР"-"ХЯН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕР"-"ХЯН")

ХЕРБЕРТ ЗЭВЬЕР АЛФРЕД ФРЭНСИС

ХЕ́РБЕРТ (Herbert) Зэвьер Алфред Фрэнсис (1901—84), австралийский писатель. Ром., в т. ч. «Каприкорния» (1938), «Семь эму» (1959); трилогия «Бедная страна моя» (1975). Рассказы (сб. «Больше, чем жизнь», 1963). Автобиогр. кн. «Возмутитель спокойствия» (1963).

ХЕРВИ ДЖОН РАССЕЛ

ХЕ́РВИ (Hervey) Джон Рассел (1899—1958), новозеландский поэт. Сб. «Избранные стихи» (1940), «Она была моей весной» (1955).

ХЕРДАЛЬ ХАРАЛЬД

ХЕ́РДАЛЬ (Herdal) Харальд (1900—78), датский писатель. Сб. стихов «Новый дух» (1929), «Эрос и смерть» (1931) и др. Ром. «И все-таки стоит жить» (1934), «Непокоренный человек» (1949), «Пасмурные летние дни» (1952). Автобиогр. кн. «Детство» (1944), «Юные годы» (1945), «Годы учения» (1946).

ХЕРМАНС ВИЛЛЕМ ФРЕДЕРИК

ХЕ́РМАНС (Hermans) Виллем Фредерик (р. 1921), нидерландский писатель. Сб. стихов «Поцелуи через паутину слов» (1944). Ром. «Слезы акаций» (1949), «Я всегда прав» (1951), «Нет больше сна» (1966), «Воспоминания ангела-хранителя» (1971). Новеллы. Эссе.

ХЕРМЛИН СТЕФАН

ХЕРМЛИ́Н (Hermlin) Стефан (наст. имя Рудольф Ледер, Leder) (р. 1915), немецкий писатель и переводчик (ГДР). В коммунистич. движении с 1931. Чл. СЕПГ. В 1937—45 участник антифаш. борьбы в Испании и Франции. Сб. стихов «Двенадцать баллад о больших городах» (1945), ода «Мансфельдская оратория» (1950), поэма-песнь «Полет голубя» (1952). Сб. рассказов и очерков «Время коллективизма» (1949), «Первая шеренга» (1951), «Рассказы» (1966, 4 изд., 1977). Радиопьеса «Скарданелли» (об И. Х. Ф. Гёльдерлине; 1970). Сб. лит.-критич. эссе «Чтения. 1960—1971» (1973).

■ Избр., М., 1974; Вечерний свет. Избр. проза, М., 1983.

ХЕРСИ ДЖОН РИЧАРД

ХЕ́РСИ (Hersey) Джон Ричард (р. 1914), американский писатель. Ром. «Колокол для Адано» (1944), «Стена» (1950), «Возлюбивший войну» (1959, п. 1970); сатирич. антиутопия «Скупщик детей» (1960); историко-аллегорич. ром. «Белый лотос» (1965) и «Заговор» (1972); ром. «Слишком далеко идти» (1966), «Ореховая дверь» (1977); пов. «Мое прошение о дополнительной площади» (1974). Документ. кн. «Хиросима» (1946), «Преступление в мотеле “Алжир”»(1968).

ХЕРЦ ХЕНРИК

ХЕРЦ (Hertz) Хенрик (1797—1870), датский писатель. Комедии «Г-н Бурхарт и его семья» (1827), «Хитроумные проделки Амура» (1830), «Сберегательная касса» (1837). Драмы «Дом Свена Дюринга» (1837), «Дочь короля Рене» (1845, п. — «Иоланта», 1903), «Нинон» (1848). Ром. «Настроение и ситуация» (1839) и «Йоханнес Йонсен» (1860). Стихи.

ХЕССЕ ГЕРМАН

ХЕ́ССЕ, Гессе (Hesse) Герман (1877—1962), немецкий писатель. С 1912 — в Швейцарии. Ром. «Петр Каменцинд» (1904, п. 1910), «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914), «Демиан» (1919), «Сиддхарта» («Индийская поэма», 1920), «Степной волк» (1927, п. 1977), «Игра в бисер» (утопич., 1943, п. 1969); повести, в т. ч. «Под колесами» (1906, п. 1961), «Кнульп» (1915, п. 1977), «Клейн и Вагнер» (1920), «Курортник» (1925, п. 1977), «Нарцисс и Гольдмунд» (1930), «Паломничество в страну Востока» (1932). Рассказы, стихотв. циклы (в т. ч. «Степной волк. Стихотворный дневник» — вошел в сб. «Кризис», 1928), критич. эссе, публицистич. статьи, путевые заметки. Ноб. пр. (1946).

■ Окольные пути. Рассказы, М., 1913; Избр., М., 1977.

● Седельник В. Д., Г. Гессе и швейц. лит-ра, М., 1970; Bareiss O., H. Hesse. Eine Bibliographie der Werke, Bd 1—2, Basel, 1962—64.

ХЕСУАЛЬДО

ХЕСУА́ЛЬДО (Jesualdo) (наст. имя Хесуальдо Соса, Sosa) (р. 1905), уругвайский писатель. Автобиогр. ром. «Жизнь одного учителя» (1935), «Вне школы» (1940), ист. ром. «Артигас» (1940, п. 1968). Сб. стихов «Корабль утренней зари» (1927), «Брат Полишинель» (1929). Публицистика.

ХЕТАГУРОВ КОСТА ЛЕВАНОВИЧ

ХЕТАГУ́РОВ Коста (Константин) Леванович (1859—1906), осетинский поэт (на осет. и рус. яз.), общественный деятель, революционный демократ. Сб. стихов «Стихотворения» (1895, на рус. яз.), «Осетинская лира» (1899). Поэмы «Фатима» (1889), «Перед судом», «Кому живется весело» (обе — 1893), «Плачущая скала» (1894). Этнографич. очерк «Особа» (1894). Статьи.

■ Избр., Цхинвали, 1979 (на осет. яз.). Соч., т. 1—5, М., 1959—61; Собр. соч., т. 1—3, М., 1974.

● Тихонов Н., О К. Хетагурове, Орджоникидзе, 1965; Еремеева Н. М., Дубовик Н. Г., К. Хетагуров. Библиографич. указатель, Орджоникидзе, 1979.

ХЕЧУМЯН ВИГЕН ГАЙКОВИЧ

ХЕЧУМЯ́Н Виген Гайкович (1918—75), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1949. Ром. «У нас на Юге» (1955), «Книга бытия» (1966). Сб. ист. новелл, рассказов и повестей «Звартноц» (1945), «Книга странствий» (1954), «Книга борьбы» (1968). Искусствоведч. работы.

■ Книга книг, Ер., 1978 (на арм. яз.).

ХИАТУС

ХИА́ТУС, гиатус (лат. hiatus — зияние), зияние, в стихе — столкновение заключительного гласного одного слова с начальным гласным другого слова; считается неблагозвучным и в большинстве поэтик избегается или устраняется элизией. В русской поэзии обычно не учитывается: избегается лишь столкновение на стыке слов двух одинаковых гласных.

М. Л. Гаспаров.

ХИББЕРД ДЖЭК

ХИ́ББЕРД (Hibberd) Джэк (р. 1940), австралийский драматург. Сб. «Три популярные пьесы» (1976).

ХИГАЗИ АХМЕД

ХИГА́ЗИ Ахмед (р. 1934), арабский поэт, публицист (Египет). Сб. стих. «Город без сердца» (1959), «Осталось лишь признание» (1964).

ХИЖНЯК АНТОН ФЁДОРОВИЧ

ХИЖНЯ́К Антон Фёдорович (р. 1907), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1932. Ист. ром. «Даниил Галипкий» (1951); сб. «Львовские рассказы» (1948). Пов. «Тамара» (1959), «Неугомонная» (1961), «Внуки спросят» (1963), «Нильская легенда» (1966), «Киевская прелюдия» (1977). Публицистич. кн. «Слово современника» (1974). Пьесы.

■ Соч., т. 1—2, К., 1977.

ХИКАЙАТ

ХИКА́ЙАТ, хикаят (араб. — повествование), литературный термин в литературах Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Обозначает (для литератур классического периода вплоть до XIX в.) анонимное книжное прозаическое произведение. Старейшие Х., например в малайской литературе, написаны на основе сюжетов древнеиндийского эпоса или яванской литературы; позднее, с проникновением ислама, в той же малайской литературе появились Х. на сюжеты произведений арабской и персидской литератур. С развитием современной прозы и разграничением ее жанров термин «Х.» в ряде литератур — арабской, персидской и некоторых тюркоязычных — стал обозначать рассказ.

ХИКМАТ РИЗО

ХИКМА́Т РИЗО́ (р. 1894), народный гафиз Таджикской ССР (1964). Поэтич. сб. «Песня Родины» (1950). Поэмы «Где дорога, там и процветание», «Отечественная война» (созданы в 40-е гг.), «Кузнец Кова» (1950) и др. В 1948—1949 фольклористы записали у Х. Р. 35 поэм из эпоса «Гуругли», сказания, легенды, воспоминания.

■ Весна Таджикистана. [Сб. стихов], Душ., 1979 (на тадж. яз.); Песни гафиза, [Душ.], 1953.

ХИЛДРЕТ РИЧАРД

ХИ́ЛДРЕТ (Hildreth) Ричард (1807—65), американский писатель, философ, историк. Трактаты «Деспотизм в Америке» (1840), «Теория морали» (1844), «Теория политики» (1853); «История США» (т. 1—6, 1849—52). Ром. «Раб, или Воспоминания Арчи Мура» (1836); дополненный в 1852 2-й ч. издан под назв. «Белый раб, или Воспоминания беглеца» (п. 1862).

■ Белый раб. М.—Л., 1960.

ХИЛЛ ДЖО

ХИЛЛ (Hill) Джо, Хилстром (Hillstrom) Джозеф (наст. имя Йоэль Эмануэль Хеглунд, Hegglund) (1879—1915), американский поэт-песенник, выходец из Швеции. Казнен по ложному обвинению в убийстве. Стихи, пародии, песни, в т. ч. сатирич. песня «Кейси Джонс — штрейкбрехер».

■ Песни Джо Хилла, М., 1966.

● Флинн Э. Г., Своими словами, М., 1962.

ХИЛЛ СЬЮЗН

ХИЛЛ (Hill) Сьюзн (р. 1942), английская писательница. Ром. «Перемена к лучшему» (1969), «Ночная птица» (1972), «В весеннюю пору года» (1974), «Я в замке король» (1970, п. 1978) и др. Сб. новелл «Альбатрос» (1970), «Немного пения и танцев» (1973).

■ Самервил. Рассказы, М., 1982.

ХИЛЛИАРД НОЭЛ

ХИ́ЛЛИАРД (Hilliard) Ноэл (р. 1929), новозеландский писатель. Ром. «Маорийская девушка» (1960), «Власть радости» (1965), «Ночь у реки Зеленой» (1969), «Слава и мечта» (1978). Рассказы (сб. «Клочок земли», 1963, п. 1964).

ХИЛЬ ФОРТУЛЬ ХОСЕ

ХИЛЬ ФОРТУ́ЛЬ, Хиль Фортоуль (Gil Fortoul) Хосе (1861—1943), венесуэльский писатель, историк, социолог, государственный деятель. Ром. «Хулиан» (1888), «Идиллия?» (1892), «Страсти» (1895), историко-публицистич. кн. «Человек и история» (1890).

ХИЛЬДЕБЕРТ ТУРСКИЙ

ХИЛЬДЕБЕ́РТ ТУ́РСКИЙ (Hildebert) (ок. 1055—1133), французский латинский писатель, придворный поэт Вильгельма II в Англии (прибл. с 1100). Архиепископ Турский (с 1125). Сб. стих. «Избранные песни», богослов, соч., проповеди, письма, жития.

■ PL, t. 171.

ХИЛЬ-И-КАРРАСКО ЭНРИКЕ

ХИЛЬ-и-КАРРА́СКО (Gil y Carrasco) Энрике (1815—46), испанский писатель. Ист. ром. «Сеньор де Бембибре» (1844). Стихи, очерки.

ХИЛЬМИ ОСМАН

ХИ́ЛЬМИ Осман (1894—1962), арабский поэт, переводчик, литературный деятель (Египет). Сб. стих. «Дыхание зари» (1936). Переводы.

ХИМЕНЕС ЛИЛИАМ

ХИМЕ́НЕС (Jiménez) Лилиам (р. 1922), сальвадорская поэтесса. Чл. руководства КП Сальвадора. Сб. «Твое имя, Гватемала» (1955), «Народная симфония» (1959), «Сердце мечты» (1968), «Песнь о пережитом».

ХИМЕНЕС ХУАН РАЙОН

ХИМЕ́НЕС (Jiménez) Хуан Район (1881—1958), испанский поэт. Сб. «Весенние баллады» (1910), «Духовные сонеты», «Дневник поэта-молодожена» (оба — 1917), «Вечность» (1918). Лирич. пов. «Платеро и я» (1914). Сб. критич. эссе «Бесконечный поток» (опубл. 1961). Ноб. пр. 1956.

■ Платеро и я, Киш., 1975; Избранное, М., 1981.

ХИНДИ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХИНИ ШЕЙМАС

ХИ́НИ (Heaney) Шеймас (р. 1939), ирландский писатель. Поэтич. сб. «Смерть натуралиста» (1966), «Дверь во тьму» (1969), «Кончающаяся зимовка» (1972), «Север» (1975), «Полевые работы» (1979). Кн. «Размышления. Избранная проза. 1968—1978» (1980).

ХИНТ ААДУ

ХИНТ Ааду (р. 1910), народный писатель Эстонской ССР (1965). Чл. КПСС с 1940. Ром. «Проказа» (1934), «Лепрозорий Ватку» (1936), «Золотые ворота» (1937), «Кочегар» (1939), тетралогия «Берег ветров» (кн. 1—4. 1951—66). Рассказы (сб. «Дикие гуси», 1945). Пьесы («Куда идешь, товарищ директор?», 1949). Очерки (кн. «Портреты людей труда», 1948). Произв. для детей.

■ Соч., т. 1—8, Тал., 1975—80 (на эст. яз.); Свой остров. Романы, повесть, М., 1983.

● Крахмальникова З., Путешествие по «Берегу ветров» (Ааду Хинт и его книги), М., 1970.

ХИРН ДЖОН

ХИРН (Hearne) Джон (р. 1925), ямайский писатель, историк, общественный деятель. Ром. «Пришлый у ворот» (1956, п. 1969), «Осеннее равноденствие» (1959), «Страна, где можно жить» (1961). Пов. «Голоса под окном» (1955, п. 1966).

ХИРРИ АЛЬБЕРТО

ХИ́РРИ (Girri) Альберто (р. 1918), аргентинский поэт. Сб. «Безлюдное взморье» (1946), «Разрушительное время» (1951), «Линия жизни» (1955), «Необходимое условие» (1960), «Итальянские элегии» (1962), «Послания» (1967), «Повседневные ценности» (1970), «Поэзия наблюдений» (1973), «Кто говорит — не мертв» (1975), «Зверинец» (1976).

ХИРУЙ ВОЛЬДЭ СЕЛАССИЕ

ХИРУ́Й ВО́ЛЬДЭ СЕЛА́ССИЕ (1878—1938), эфиопский писатель (на амхар. яз.), государственный деятель. Поэтич. сб. «Книга кыне» (1925), поэма «Я и мои друзья» (1935). Ром. «Новый мир» (1932).

ХЛА ДЖО ДЖЕЙМС

ХЛА ДЖО, Хла Чжо Джеймс (1866—1920), бирманский писатель. Ром. «Маун Йин Маун и Ма Ме Ма» (1904).

ХЛЕБНИКОВ ВЕЛИМИР

ХЛЕ́БНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885—1922), русский советский писатель. Поэмы «Журавль» (1910), «Шаман и Венера» (1912), «Война в мышеловке» (1915—1919, полн. изд. 1928), «Ладомир» (1920), «Ночь в окопе», «Ночь перед Советами» (обе — 1921). Драмы «Маркиза Дэзес» (1910), «Девий бог» (1912), «Зангези» (1922). Стихи (в т. ч. экспериментальные: «Заклятье смехом», «Бобэоби пелись губы»). Проза (в т. ч. «Ка», 1916; «Октябрь на Неве», 1917—18, полн. изд. 1930). Статьи, декларации («Учитель и ученик», 1912; «Слово как таковое», 1913; «Наша основа», 1919). Работы по математич. изучению истории («Доски судьбы», 1922).

■ Собр. произв., т. 1—5. Вступ. ст. Ю. Тынянова и Н. Степанова, Л., 1928—33; Неизд. произв., М., 1940; Стихотворения и поэмы. Л., 1960.

● Степанов Н., Велимир Хлебников, М., 1975; Григорьев В. П., Грамматика идиостиля. В. Хлебников, М., 1983.

ХМЕЛИК АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

ХМЕ́ЛИК Александр Григорьевич (р. 1925), русский советский драматург. Чл. КПСС с 1948. Пьесы, в т. ч. «Друг мой, Колька!» (пост. 1959), «Жил-был тимуровец Лаптев» (1968), «А все-таки она вертится?.. или Гуманоид в небе мчится» (пост. 1980). Киносценарии «Бей, барабан!» (1962, совм. с С. Ермолинским), «Мимо окон идут поезда» (1966, совм. с Л. Кабо), «Вчера, сегодня и всегда» (1972), «Бедная Маша» (пост. 1982).

■ Друг мой, Колька! Пьесы, М., 1980.

ХМЕЛЬНИЦКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ Николай Иванович (1789—1845), русский драматург. Переводы и переделки иностр. комедий, в т. ч. «Школы жен» и «Тартюфа» Мольера, водевили. Ист. комедии «Русский Фауст, или Брюсов кабинет», «Обер-кухмейстер Фельтен», «Зиновий Богдан Хмельницкий» (все опубл. 1849), юмористич. проза, стихи.

■ Соч., т. 1—3, СПБ, 1849.

ХО ГЮН

ХО ГЮН (псевд. Кёсан, Сонеу) (1569—1618), корейский писатель. «Повесть о Хон Гильдоне» (первая пов. на кор. яз.; п. 1954). Поэзия и проза на ханмуне (собр. соч. «Черновые наброски проснувшегося от опрокинутой бутылки»; 42 кн.; 1611; рукопись). Сб. «Критич. заметки о стихах и поэтах, написанные Кёсаном».

ХО ИЗРАЭЛ

ХО (Hoh) Израэл (р. 1912), ганский поэт и драматург (на яз. эве и англ.).

ХО СУАН ХЫОНГ

ХО СУА́Н ХЫО́НГ (Hỗ Xuân Hu’o’ng) (2-я пол. 18—40-е гг. 19 вв.), вьетнамская поэтесса.

■ Стихи, М., 1968; Весенний аромат, М., 1976.

ХО ШИ МИН

ХО ШИ МИН (Hô Chí Minh) (наст. имя Нгуен Шинь Кунг) (1890—1969), деятель вьетнамского и международного коммунистического движения, писатель. В компартии с 1920 (вступил во Франции), с 1951 пред. ЦК Партии трудящихся Вьетнама; с 1946 президент ДРВ. Публицистич. кн. «Суд над французским колониализмом» (1925), «Дневник потерпевшего кораблекрушение» (1930). Пьеса «Бамбуковый дракон» (1922), стихотв. цикл «Тюремный дневник» (1942, п. 1960).

■ Избр., М., 1979; Избр. стихи и проза, М., 1985.

ХОАКИН НИКОМЕДЕС МАРКЕС

ХОАКИ́Н (Joaquín) Никомедес Маркес (р. 1917), филиппинский писатель (на англ. яз.). Сб. «Проза и поэзия» (1952); пьеса «Портрет художника-филиппинца» (1966), ром. «Женщина, потерявшая себя» (1961), «Пещера и тени» (1983). Эссеистика.

■ Избр., М., 1979.

ХОВЕЛЬЯНОС ГАСПАР МЕЛЬЧОР ДЕ

ХОВЕЛЬЯ́НОС, Ховельянос-и-Рамирес (Jovellanos y Ramirez) Гаспар Мельчор де (1744—1811), испанский писатель, государственный и политический деятель. Мещанская драма «Благородный преступник» (1774), трагедия «Мунуса» (1780).

ХОДАСЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ ФЕЛИЦИАНОВИЧ

ХОДАСЕ́ВИЧ Владислав Фелицианович (1886—1939), русский поэт. С 1922 в эмиграции. Кн. стихов «Молодость» (1908), «Счастливый домик» (1914), «Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922). Прозаич. скаэка для детей «Загадки» (1922). Лит-ведч. работы: «Поэтическое хозяйство Пушкина» (1924), «Державин» (1931), «О Пушкине» (1937), «Статьи о русской поэзии» (1922). Переводы.

■ Европейская ночь, «Москва», 1963, № 1.

ХОДЖАЕВ МУХИДДИН

ХОДЖА́ЕВ Мухиддин (р. 1938), таджикский советский писатель. Чл. КПСС с 1979. Сб. рассказов «Вместо извинения» (1964), «Честный хлеб» (1970), «Знак любви» (1974). Ром. «Вода к добру снится» (кн. 1—2, 1973—75), «Потерянное и обретенное» (1981). Киносценарии.

ХОДЖЕР ГРИГОРИЙ ГИБИВИЧ

ХО́ДЖЕР Григорий Гибивич (р. 1929), нанайский советский писатель (на нанайск. и рус. яз.). Чл. КПСС с 1954. Романы: трилогия «Амур широкий» (1964—71), «Гайчи» (1978). Лов. «Чайки над морем» (1958), «Эморон-озеро» (1960), «Пустое ружье» (1973), «Какого цвета снег?» (1975), «Повесть о матери. Семейная хроника» (1983) и др. Сб. рассказов «Первые сдвиги» (1958).

«ХОЖДЕНИЕ»

«ХОЖДЕНИЕ» - «ХОЖДЕ́НИЕ», жанр древнерусской литературы, особая разновидность литературного вида путешествий, описание паломничества (от лат. palma — пальма: странствующий богомолец приносил из Палестины пальмовую ветвь) к святыням Палестины и Византии (ср. западноевропейский итинерарий). Древнейшими памятниками этого жанра в Древней Руси являются «Х.» Даниила игумена (ставшее своего рода путеводителем по святым местам), который находился в Палестине в 1106 — 1108, и «Книга паломник» Добрыни Ядрейковича, побывавшего в Константинополе в 1200 — 1204. Наряду с религиозными мотивами путешествие к «святым местам» нередко преследовало одновременно и другие цели (торговые, дипломатические и т. п.). По словам Д. С. Лихачева, жанр «Х.» в Святую землю и в Царьград «служил осознанию Руси как части вселенной… Это были два центра мировой истории и мира в его целом. Приобщение к этим центрам воспринималось как приобщение к мировому единству. Паломники и простые путешественники как бы удостоверялись в своих путешествиях, что мир как целое существует, существует и "священная" история мира» (в кн.: Памятники литературы Древней Руси. XII век, 1980, с. 14).

Со временем, помимо «хождений» в Палестину, появляются описания путешествий в Западную Европу («Х.» на Феррарско-Флорентийский собор 1438 — 1439) и на Восток — записки о путешествии в Индию Афанасия Никитина («Хожение за три моря»). О государственном посольстве Ивана IV в Константинополь, Иерусалим, Египет и на Афон (1558 — 1561) рассказывается в «Х.» Василия Познякова, о других посольствах (1582 — 1584; 1593— 1594) — в «Х.» Трифона Коробейникова. В XVII в. расширяется географический диапазон «Х.»; с «Х.» генетически связаны сочинения Николая Спафария о поездке в Китай 1675 — 1678, «статейные списки» посольств в Западную Европу (Василия Лихачева, 1659, и др.). «Х.» сыграли значительную роль в распространении в Древней Руси апокрифической литературы (см. Апокрифы), географических знаний; многие «Х.» являются ценными историческими и археологическими источниками. Жанр «Х.» нашел продолжение и в новой русской литературе (А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.).

Сочинения:

Книга хожений. Записки русских путешественников XI—XV вв. М., 1984.

Литература:

Данилов В. В., О жанровых особенностях древнерусских «хождений», «Тр. ОДРЛ», [т.] 18, 1962;

Прокофьев Н. И., Русские хождения XII —XV вв., в кн.: Литература Древней Руси и XVIII в., М., 1970;

Seemann K. D., Die altrussische Wallfahrtsliteratur, Münch., 1976.

Д. М. Буланин.

ХОКАНСОН БЬЁРН

ХО́КАНСОН (Håkanson) Бьёрн (р. 1937), шведский поэт. Сб. «Бегство от ничего» (1962), «Любовь в Белом Доме» (1967), «Фронты третьей мировой войны» (1975), «Сын служащего» (1978). Публицистика.

ХОККУ

ХО́ККУ, хайку, жанр японской поэзии: 17-сложное трехстишие (5 + 7 + 5), часто с цезурой после 2-го стиха. Возник в XV в. в качестве зачина-трехстишия шуточного рэнга; генетически также восходит к первой полустрофе танка (хокку букв. — начальные стихи). В XVII в. Мацуо Басё (пример его Х. в ст. Поэзия и проза) положил начало серьезным Х. и разработал формальные и эстетические принципы жанра. Совершенствование формы Х. связано с творчеством Танигути Бусона, демократизация тематики — Кобаяси Исса. Существовало несколько школ Х. В конце XIX в. Масаока Сики дал новый толчок развитию Х., приложив к ним заимствованный из живописи принцип «зарисовок с натуры».

Издания:

Японские трехстишия. Хокку, М., 1980.

В. Н. Горегляд.

ХОЛИЯМБ

ХОЛИЯ́МБ (греч. chōlíambos — хромой ямб), или скадзон (греч. skázōn, букв. — хромающий), в метрическом стихосложении — ямбический триметр или хореический тетраметр с заменой последних двух слогов (UŪ) на Ū; это ощущается как эффектный перебой ритма, поэтому размер применялся преимущественно в стихотворениях комического и трагикомического содержания (ямбы Гиппонакта и Каллимаха, мимы Герода, басни Бабрия, эпиграммы Марциала). Пример силлабо-тонической имитации Х. в триметре:

Два раза в жизни женщина мила — мужу:

В день свадебный, а вслед за этим в день — смертный…

и в тетраметре:

Плащ из рук моих примите, я Бупалу глаз — выбью…

(пер. из Гиппонакта, считавшегося изобретателем этого размера).

М. Л. Гаспаров.

ХОЛМС ДЖИН

ХОЛМС (Holms) Джин, современная либерийская поэтесса.

ХОЛМС ОЛИВЕР УЭНДЕЛЛ

ХОЛМС (Holmes) Оливер Уэнделл (1809—1894), американский поэт, романист, эссеист, ученый-медик. Юмористич. стихи и пародии. Ром. «Элси Веннер» (1861), «Ангел-хранитель» (1867). Сб. эссе-бесед «Самодержец обеденного стола» (1858), «Профессор за обеденным столом» (1860), «Поэт за обеденным столом» (1872), «За чашкой чая» (1890). Воспоминания, в т. ч. об Р. У. Эмерсоне.

■ Currier Th. F., A bibliography of O. W. Holmes, N. Y., 1953.

ХОЛОДКОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ХОЛОДКО́ВСКИЙ Николай Александрович (1858—1921), русский поэт-переводчик, ученый-зоолог. Переводы, в т. ч. «Фауста» И. В. Гёте (1878, 12 изд. 1914), произв. И. Мадача («Трагедия человечества», 1904), Дж. Мильтона («Потерянный рай», 1911), Э. Дарвина («Храм природы», 1911, совр. изд. 1960), Ф. Хеббеля («Нибелунги», опубл. 1934), У. Шекспира, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, В. Хауфа, Э. Т. А. Гофмана и др.

ХОЛОПОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ХО́ЛОПОВ Георгий Константинович (р. 1914), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1948. Ром. «Медвежий лог» (1939), «Огни в бухте» (1946), «Грозный год» (1954), «Гренада» (1961), «Докер» (1965). Сб. повестей и рассказов «Бегство Сусанны» (1940), «Солдаты идут» (1958), «Иванов день» (1977). Воспоминания «Рассказы о современниках» (1978—1979).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1974;

■ Избр., т. 1—2, Л., 1982; Иванов день. Повести, рассказы, воспоминания, Л., 1981.

● Луговцов Н., Г. Холопов, М., 1979.

ХОЛОСТОЙ СТИХ

ХОЛОСТО́Й СТИХ, нерифмованный стих среди рифмованных: 1) как простой недосмотр (3 случая в «Медном всаднике» А. С. Пушкина); 2) для иллюзии оборванности начала или конца текста (начало «Сцены из Фауста» Пушкина); 3) как рудимент припева в строфах (нем. строфы с «вайзе» —ababccx и др.; «Ключ» Г. Р. Державина; нерифмованные концовки рифмованных тирад в русском раешном стихе и подражания им, например: «И какой-то малыш / Показал ему шиш, / И какой-то барбос / Укусил его в нос — / Нехороший барбос, невоспитанный!», К. И. Чуковский); 4) как следствие того, что этот стих развился из начального полустишия более длинного стиха (в восточной газели aa xa xa xa… и рубаи aaxa, в русской частушке aaxa и подражаниях ей, например: «Человек сидит в седле, / Ноги тащит по земле, — / Это едет дядя Степа / По бульвару на осле!», С. В. Михалков).

М. Л. Гаспаров.

ХОЛЬБЕРГ ЛЮДВИГ

ХО́ЛЬБЕРГ (Holberg) Людвиг (1684—1754), датский писатель, историк, философ. Ироикомич. поэма «Педер Поре» (т. 1—4, под псевд. Ганс Миккельсен, пивовар из Калаундборга, 1719—20). Комедии «Жан де Франс», «Йеппе с горы» (обе — 1722), «Оловянщик-политик» (ок. 1722, п. 1830), «Дон Ранудо де Колибрадос», «11-е июня», «Якоб фон Тибое», «Эразмус Монтанус» (все — 1723, п. 1902). Историч. и филос. труды, в т. ч. «История дат. гос-ва» (т. 1—3, 1732—35, п. ч. 1—2, 1765—66). Сатира «Подземное странствие Нильса Клима» (1741, на лат. яз., п. 1762).

■ Комедии, Л.—М., 1957.

● Людвиг Хольберг. Биобиблиогр. указатель, М., 1970.

ХОЛЬЦ АРНО

ХОЛЬЦ (Holz) Арно (1863—1929), немецкий писатель, литературовед. Сб. стихов «Книга времени» (1886); сб. новелл «Папа Гамлет» (1889) и драма «Семья Зелике» (1890) — совм. с Й. Шлафом. Теоретич. кн. «Искусство, его сущность и законы» (т. 1—2, 1891—92).

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

ХОМЯКО́В Алексей Степанович (1804—60), русский поэт, публицист. Стихи филос.-религ., ист. и публицистич. содержания, в т. ч. «России» (1854, распространялось в списках). Стихотв. трагедии «Ермак» (пост. 1827, опубл. 1832), «Димитрий Самозванец» (1833). Статьи, в т. ч. «О старом и новом» (1839, распространялась в списках), «Опера Глинки “Жизнь за царя”» (1844), «О возможности рус. художеств. школы» (1847), «О совр. явлениях в области философии» (1859). «Записки о всемирной истории» (ч. 1—2, опубл. 1871—73), богословские труды. Сб. «24 стихотворения» (1844).

■ Полн. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—07; Стихотворения и драмы, Л., 1969.

ХОН МЁНХИ

ХОН МЁНХИ́ (псевд. Пёкчхо) (1888—1968), корейский писатель, ученый, государственный и общественный деятель. Чл. Трудовой партии Кореи. Ист. ром. «Повествование об Им Ккокчоне [заике Име]» (т. 1—4, 1939—40; 2-е изд., т. 1—6, 1954—56).

ХОРВАТ ЭДЁН ФОН

ХО́РВАТ (Horváth) Эдён фон (1901—38), австрийский писатель. Пьесы «Итальянская ночь» (1930), «Сказки Венского леса» (1931), «Казимир и Каролина» (1932), «Дон Жуан приходит с войны» (1937), «Фигаро разводится» (1939). Романы.

■ Пьесы, М., 1980.

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРЕЙ

ХОРЕ́Й, трохей (от греч. choréios — плясовой, trocháios — бегущий), 1) в метрическом стихосложении — стопа из 3 мор, строение: U (состоит из долгого и краткого слогов, с различными заменами), употреблялся чаще всего в тетраметре. 2) В силлабо-тоническом стихосложении — метр, образованный стопами из 2 слогов, с сильным местом (иктом) на 1-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно (x), слабое — только безударно (U; с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно ударно (Ú; схема xUxUxÚ. Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно, причем начальное и предконечное сильные места — редкоударны.

В русском стихе наиболее употребительны 4-стопный Х. («Мчатся тучи, вьются тучи», А. С. Пушкин), 5-стопный Х. («Выхожу один я на дорогу», М. Ю. Лермонтов), 6-стопный Х. бесцезурный («Скучно, девушки, весною жить одной», А. А. Дельвиг), 6-стопный Х. с цезурой («Долго не сдавалась Любушка-соседка», Н. А. Некрасов). После ямба Х. — самый распространенный метр русской силлабо-тоники; он связан с традициями песни, как народной (отсюда его употребление в «легкой поэзии»), так и духовной (отсюда — в элегической).

М. Л. Гаспаров.

ХОРИЯМБ

ХОРИЯ́МБ, в ст. Античное стихосложение.

ХОРОЗДЖУ ОКТАЙ РИФАТ

ХОРОЗДЖУ́ (Horozcu) Октай Рифат (лит. имя Октай Рифат) (р. 1914), турецкий поэт. Автор лит. манифеста «Странное» (1941, совм. с Орханом Вели Каныком и М. Дж. Андаем). Сб. стихов «Стихи о жизни и смерти, любви и бродяжничестве» (1945), «Вниз-вверх» (1952), «Ворона и лисица» (1954), «Улица с чубом» (1956), «Руки свободы» (1966), «Новые стихи» (1973). Пьесы, переводы.

■ Избр. лирика, М., 1981.

ХОРТАКИС ЕОРЬОС

ХОРТА́КИС, Хортадзис Еорьос (2-я пол. 16 в. — ок. 1637), греческий драматург.

ХОТОРН НАТАНИЕЛ

ХО́ТОРН, Готорн (Hawthorne) Натаниел (1804—64), американский писатель. Сб. новелл «Дважды рассказанные истории» (1837 и 1842), «Легенды старой усадьбы» (1846), рассказы и сказки для детей «Дедушкино кресло» (1841). Ром. «Алая буква» (1850, п, 1856), «Дом о семи фронтонах» (1851, п. 1852), «Мраморный фавн» (1860). Участие в фурьеристской коммуне описано в «Романе о Блайтдейле» (1852, п. 1913). Кн. очерков «Наша старая родина» (1863).

■ Избр. произв., т. 1—2, предисл. Ю. Ковалева, Л., 1982.

● Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950, с. 440—53; Browne N. E., A bibliography of N. Hawthorne, N. Y., [1968].

ХОТТА ЁСИЭ

ХО́ТТА Ёсиэ (р. 1918), японский писатель. Пов. «Одиночество площади» (1951). Ром. «Памятник» (1955, п. 1962), «Из глубины бушующего моря» (1960—61, п. 1968), «Суд» (1960—63, п. 1969), «Видение на мосту» (1970), «Гойя» (1974—77). Рассказы, эссе.

«ХОТУГУ СУЛУС»

«ХОТУГУ СУЛУС» - «ХОТУГУ́ СУЛУ́С» («Полярная звезда»), литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Якутской АССР. Издается в Якутске с 1956 на якутском языке. С 1964 выходит параллельно на русском языке под названием «Полярная звезда».

ХОУП АЛЕК ДЕРУЭНТ

ХО́УП (Hope) Алек Деруэнт (р. 1907), австралийский поэт, критик, Поэтич. сб. «Блуждающие острова» (1955), «Новые стихи» (1970), «Поздний урожай» (1975), «Книга ответов» (1978). Лит.-критич. очерки «Пещера и ручей» (1965), «Здешние собеседники» (1974).

ХОУЭЛС УИЛЬЯМ ДИН

ХО́УЭЛС, Гоуэллс (Howells) Уильям Дин (1837—1920), американский писатель, критик, публицист. Путевые очерки «Жизнь в Венеции» (1866). Ром.: «Их свадебное путешествие» (1872), «Случайная встреча» (1873), «Современная история» (1882), «Возвышение Сайласа Лафэма» (1885), «В поисках нового счастья» (1890, п. 1890), «Милосердие» (1892, п. 1900), «В мире случайности» (1893, п. 1898), «Кентоны» (1902); утопич. дилогия «Гость из Альтрурии» (1894, п. 1895), «Сквозь игольное ушко» (1907), Письма (1968). Пропагандист творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

● Eble K. E., W. D. Howells, Boston, 1982 (лит., с. 193—215).

ХОФТ ПИТЕР КОРНЕЛИС

ХОФТ (Hooft) Питер Корнелис (1581—1647), нидерландский писатель. Трагедии «Герард ван Велзен» (1613), «Бато, или Происхождение голландцев» (1626). Комедия «Глупец» (1616). Пастораль «Гранида» (1605, изд. 1615). Сб. стихов «Эмблемы любви» (1611), Ист. хроника «Нидерландские истории» (кн. 1—20, изд. 1642, Полн. 1656).

ХОХВЕЛЬДЕР ФРИЦ

ХО́ХВЕЛЬДЕР (Hochwälder) Фриц (р. 1911), австрийский драматург. Пьесы, в т. ч. «Священный эксперимент» (ист.; 1947), «Общественный обвинитель» (ист.; 1954), «Сборщик малины» (1965, п. 1974), «Приказ» (1967, п. 1974).

ХОХХУТ РОЛЬФ

ХО́ХХУТ (Hochhuth) Рольф (р. 1931), немецкий драматург и публицист (ФРГ). Драмы, гл. обр. документально-историч. («Наместник», 1963 «Солдаты», 1967); политич. комедии, в т. ч. «Лизистрата и комедия НАТО» (1974); пьесы «Смерть охотника» (об Э. Хемингуэе; 1976), «Юристы» (1979, п. 1983), «Врачи» (1980) и др. Рассказы, в т, ч. «Берлинская Антигона» (1966, п. 1966). Публицистика.

ХРАБАН МАВР

ХРАБА́Н МАВР, Рабан Мавр [Hrabanus (Rabanus) Maurus] (ок. 780—856), латинский немецкий писатель. Аббат Фульдского монастыря (822—842), архиепископ Майнцский (с 847), советник Людовика Благочестивого и его сыновей. Гекзаметрич. поэма «О похвале Святому Кресту». Гимны. Соч. о календарных исчислениях (диалог «О счете»), по естеств. истории («О вселенной»), по филологии («О грамматическом искусстве», «О изобретении языков»). Проповеди, комментарии к Библии.

■ PL, t. 107—112.

ХРИДАЯ ЧИТТАДХАР

ХРИДА́Я Читтадхар (1906—82), неварский писатель. Поэма «Появление нектара». Рассказы.

ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ»

«ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ» - «ХРИСТО́С СТРА́ЖДУЩИЙ», памятник византийской и христианской литературы, стихотворная драма (написанная византийским 12-сложником — 2602 стиха), в которой перелагается евангельский сюжет от восшествия Христа на Голгофу до его воскресения. Предположительно датируется XII в., дошел анонимно; не исключается авторство византийского поэта XII в. Феодора Продрома; ранее «Х. с.» приписывался Григорию Назианзину (Богослову).

Несмотря на то, что «Х. с.» представляет собой редкий для Византии жанр (драму), по своим стилистическим принципам это — характерное явление византийской литературы. Составленная из стихов античных трагиков (прежде всего «Медеи» и «Вакханок» Еврипида), ветхо- и новозаветных цитат, драма продолжает раннехристианскую традицию освоения языческого наследия в синтезе с христианским. Типичное для драмы развитие действия отсутствует как таковое, диалог подавляется пространными монологами. В центре — коммос (плач матери над телом сына), которому противостоит ликование в эпилоге; драма держится на двух лирических частях, выражающих эмоциональные полюса грусти и радости; каждая из эмоций статична, переход от скорби к радости мгновенен; действие заменено описанием реакции на него.

Издания:

Памятники византийской литературы IX—XIV вв., М., 1969, с. 221 — 26 (пер. в отрывках);

Grégoire de Nazianze, La Passion du Christ, tragédie. Introduction, texte critique, traduction, notes et index de A. Tuilier, P., 1969.

Литература:

Аверинцев С. С., Византийские эксперименты с жанровой формой классической греческой трагедии, в кн.: Проблемы поэтики и истории литературы, Саранск, 1973, с. 255—70;

Hunger H., Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner, Bd 2, Münch., 1978, S. 102—04, 145.

И. С. Чичуров.

ХРИЯ

ХРИ́Я (греч. chréia, от chráō — возвещаю), в античной риторике — краткий анекдот об остроумном или поучительном афоризме или поступке великого человека; например: «Диоген, увидев мальчика, который вел себя дурно, побил палкой его воспитателя». Как материал для пересказа, распространения, комментария Х. входила в традиционный ряд риторических упражнений (т. н. прогимнабасня, рассказ, Х., гнома, утверждение и опровержение, похвала и порицание, сравнение, описание и пр.); иногда они все расширительно тоже назывались Х.

М. Л. Гаспаров.

ХРОНИКА

ХРО́НИКА (греч. chroniká — летопись), литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временной последовательности. В центре Х. — время как субъект исторического процесса. Если в дневнике на первый план выступает личность автора, а в историческом романе — характеры и взаимоотношения действующих лиц, активно проявляющих себя в истории, то в Х. организующей силой сюжета предстает сам ход времени, которому подвластны действия и судьбы персонажей. Для Х. обычен экстенсивный сюжет, образуемый чередованием сцен, фрагментов, картин изменяющейся действительности; структура Х. отражает темп, длительность, порядок и ритм изображаемых событий, за точку отсчета которых, как правило, принимаются моменты реально-исторического времени.

На ранних этапах словесности элементы Х. входят «в связанном виде» в мифологические и эпические сюжеты, отражая их историческую основу; в этом смысле «хроникальны» многие произведения древней и средневековой литературы [от библейских книг Царей и «Паралипоменон» (по древнеевр. — «хроник») до исландских саг]. В средние века Х. выделилась в самостоятельный историографический жанр (см. Летописи). С эпохи Возрождения материалы Х. используются в художественных целях (например, использование «Хроник…» Р. Холиншеда в драмах У. Шекспира), что было связано с постановкой проблемы «человек перед лицом времени». Позднее эстетически переосмысливаются сами приемы хроникального повествования. На почве романтического представления о «духе времени», об индивидуальности каждой эпохи возникают романтические хроники (П. Мериме). Замкнутое, «остановившееся» время — предмет семейной и усадебной реалистической Х. (С. Т. Аксаков, Н. С. Лесков). Для романов на современные темы источником сюжетов и повествовательной техники может служить газетная Х. в ее принципиальной незавершенности (ср. образ хроникера и соответствующие литературные приемы в романах Ф. М. Достоевского). Метод старой, «исторической» Х. пародировался для сатирического развенчания застойного быта («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина). В XX в. усиление хроникального начала связано с эволюцией эпической манеры и тяготением литературы к документальности («Жизнь Клима Самгина» М. Горького). Редкая как самостоятельный жанр, Х. образует внутри многих произведений систему включения реального, исторического времени в вымышленный сюжет.

М. Н. Эпштейн.

ХРОНОГРАФ РУССКИЙ

ХРОНО́ГРАФ РУ́ССКИЙ (от греч. chrónos — время и grápho — пишу, описываю), памятник древнерусской литературы начала XVI в. В отличие от летописей, посвященных истории Руси, Х. р. содержит изложение всемирной истории от сотворения мира до 1453 (в 1 й редакции) — года завоевания Константинополя турками (краткий пересказ книг Библии, сведения по истории стран Востока, Рима, Византии, в заключительной части — сведения по истории Руси, Болгарии, Сербии). Сохранилось около 500 списков Х. р.; редакции 1512, 1599, 1601 1617 1620 и «запардноусская» середины XVI в.

Тексты и литература:

Полное собрание русских летописей, т. 22, ч. 1 — 2, СПБ — П., 1911 — 1914;

Творогов О. В., Древнерусские хронографы, Л., 1975.

Д. М. Буланин.

ХРОНОС ПРОТОС

ХРО́НОС ПРО́ТОС (греч. chrónos prōtos — первичное время), то же, что мора.

ХУ ЕПИНЬ

ХУ ЕПИ́НЬ (1903—31), китайский писатель. Чл. КПК с 1930. Сб. рассказов «Живой жемчуг», «Куда идти?» (оба — 1928), «На пастбище», «Четыре недели» (оба — 1929). Пов. «В Москву» (1929), «Свет впереди» (1930, п. 1955).

ХУАБЭНЬ

ХУАБЭ́НЬ, жанр китайской средневековой литературы, городская повесть XI—XVIII вв. Состоит из зачина, основного рассказа, резюмирующих стихов. Тематически, хотя и условно, можно выделить судебные (о расследованиях преступлений), авантюрные или историко-героические, любовные и волшебные повести; нередко авторы (6ольшая часть их неизвестна) использовали сразу несколько мотивов. Доступность содержания и языка, занимательность сюжета обеспечили Х. большую популярность. Повести сыграли значительную роль в демократизации китайской литературы. Наиболее популярен в Китае сборник «Удивительные истории нашего времени и древности» (XVII в., рус. пер. 1962).

Литература:

Желоховцев А. Н., Хуабэнь — городская повесть средневекового Китая, М., 1969.

ХУАН МАНУЭЛЬ

ХУА́Н МАНУЭ́ЛЬ (Juan Manuel) [1282—1347 (?)], испанский писатель, политик, регент при Альфонсе XI. Дядактич. трактаты, сб. новелл-притч «Граф Луканор» (1328—35, изд. 1575, п. 1961).

ХУАН ЦЗУНЬСЯНЬ

ХУА́Н ЦЗУНЬСЯ́НЬ, Хуан Гунду (1848—1905), китайский поэт, дипломат. Лирич. цикл на мотивы нар. песен «Горные песни» (1868), сб. «Стихи о Японии» (1879), «Стихи Хуан Гунду» (1896).

ХУБИЕВ ОСМАН АХЬЯЕВИЧ

ХУБИ́ЕВ Осман Ахьяевич (р. 1918), карачаевский советский писатель. Чл. КПСС с 1956. Ром, «Аманат» (кн, 1—3, 1959—65), «Бессонные ночи» (1969). Пов. «Абрек» (1938), «Люди» (1966). Сб. стихов «Комсомольские песни» (1936), «Клятва» (1963), «Родная земля» (1976).

■ Время, Стихи, Черкесск, 1957; В пути. Стихи и поэмы, Ставрополь, 1980.

● Кагиева Н. М., Судьба страны — судьба твоя, Черкесск, 1973.

ХУДАЙНАЗАРОВ БЕРДЫНАЗАР

ХУДАЙНАЗА́РОВ Бердыназар (р. 1927), народный писатель Туркменской ССР (1984). Поэмы «Горячая степь» (кн. 1—2, 1957—58), «Люблю тебя, жизнь» (1966). Поэтич. сб. «Песня о человеке» (1964), «Человек на вершине эпохи» (1968), «Гордая голова» (1975). Пов. «Поле битвы» (1962, п. — «Сормово-27»), «Песня бегущей воды» (1973, п. — «Каракумское небо»), «Глаза следопыта» (1979). Ром. «Люди песков» (1970). Пьесы.

■ Материнское молоко. Стихи и поэмы, Ашх., 1978 (на туркм. яз.); Люди песков. Роман. Повести, М., 1981; Приглашение в Каракумы. Стихи, М., 1982.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУ́РА», издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) образовано в 1930 на базе литературно-художественного сектора Госиздата и издательства «Земля и фабрика». С 1934 ГИХЛ стал называться Гослитиздатом; с 1963 — «Х. л.». Находится в Москве, имеет отделение в Ленинграде. Издает собрания сочинений, избранные и отдельные произведения классиков художественной литературы народов СССР и зарубежных стран, лучшие произведения советских и современных иностранных писателей, книги литературоведов и критиков. Выпускает серии: «Библиотека произведений, удостоенных Ленинской премии», «Литературные мемуары», «Библиотека советской поэзии», «Библиотека античной литературы», «Народная библиотека», «Зарубежный роман XX века» и др. В 1967 — 1977 осуществлено уникальное издание «Библиотека всемирной литературы»; с 1977 издает многотомную «Библиотеку классики». Издательство выпускает «Роман-газету», журналы «Москва», «Нева», «Звезда», «Детская литература».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУЗАНГАЙ ПЕДЕР

ХУЗАНГА́Й Педер (Пётр Петрович) (1907—1970), народный поэт Чувашской АССР (1950). Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «После грозы» (1928), «Песнь сердца» (1952) и др. Поэмы «Магнит-гора» (1933), «Таня» (1942), «Дом в Горках» (1952), «Великое сердце» (1960). Ром. в стихах «Семья Аптрамана» (1954).

■ Избр. произв., т. 1—2, Чебоксары, 1968—70 (на чуваш. яз.); Судьба. Стихи и поэма, М., 1974.

● Фетисов М. И., Нар. поэт Чувашии П. П. Хузангай, Чебоксары, 1957.

ХУЛЬ СИГУРД

ХУЛЬ, Хель (Hoel) Сигурд (1890—1960), норвежский писатель. Ром. «Грешники на летнем солнце» (1927), «Октябрьский день» (1931, п. 1934), «Сезам, Сезам» (1938), «Встреча у верстового столба» (1947, п. — «Моя вина», 1966), «Свидание с забытыми годами» (1954), «У подножья Вавилонской башни» (1956, п. 1968), «Заколдованный круг» (ист.; 1958, п. 1975).

ХУН ШЭН

ХУН ШЭН (16457—1704), китайский драматург. Ист. драма «Дворец бессмертия» (пост. 1689), пьеса «Четыре прелестницы». Стихи.

ХУН ШЭНЬ

ХУН ШЭНЬ (1894—1955), китайский драматург, режиссер. Пьесы «Деревенская трилогия» («Мост Укуй», 1930, «Ароматный рис», «Омут Зеленого дракона», обе — 1931), «Летающий генерал» (1937), «Бао Дэсин» (1939), «Женщины, женщины» (1946).

ХУРАДО РАЙОН

ХУРА́ДО (Jurado) Район (р. 1922), панамский писатель. Ром. «Сан-Кристобаль» (1947), «Дезертиры» (1952), «Чердак» (1954); очерки.

ХУСАИНОВ ШАХМЕТ ХУСАИНОВИЧ

ХУСАИ́НОВ Шахмет Хусаинович (1906—1972), казахский советский драматург. Пьесы «Вчера и сегодня» (1940), «На берегу Иртыша» (1957), «Абунасер аль-Фараби» (1972) и др.

ХУСЕЙН АБДУЛЛАХ

ХУСЕ́ЙН (Hussein) Абдуллах (р. 1923), малайзийский писатель. Ром. «Нет, не надо», «Ловушка», «Событие» (все — 1965), «Удачное путешествие» (1966). Рассказы.

ХУСЕЙН ТАХА

ХУСЕ́ЙН ТА́ХА (1889—1973), арабский писатель, историк культуры (Египет). Автобиогр. пов. «Дни» (ч. 1 — 1929, п. 1934, 1958; ч. 2 — 1939, п. 1958; ч. 3 — 1973), пов. «Зов горлицы» (1934, п. 1961). Публицистич. кн. («Будущее культуры в Египте», 1938) и др. Рассказы. Ист.-лит. труды «Доисламская поэзия арабов» (1926, 2-е изд. — «Доисламская лит-ра», 1927), «С Абуль-Ала [аль-Маарри] в его тюрьме» (1935) и мн. др.

ХУСНИ ФАРИЗ

ХУ́СНИ ФА́РИЗ, современный арабский поэт (Иордания).

ХУСНИ ФАТЫХ ХУСНУТДИНОВИЧ

ХУСНИ́ (Хуснутдинов) Фатых Хуснутдинович (р. 1908), татарский советский писатель. Ром. «Земля слушает» (ч. 1, 1931), «Тропа пешеходов» (1959), «Год тридцатый» (1963). Пов. «Перстень» (созд. 1943, изд. 1945), «Начало лета» (1953), «Любовь под звездами» (1954), «Гильмениса» (1969), «Майдан» (1971, одноим. сб. 1977), «Нестареющая старость» (1978). Пьесы.

■ Избр., т. 1—3, Каз., 1966—68 (на тат. яз.); Под звездами. [Повести], М., 1972.

ХУУЛЬЧ САНДАГ

ХУУ́ЛЬЧ САНДА́Г, монгольский поэт-импровизатор 1-й пол. 19 в.

ХУХ РИКАРДА

ХУХ (Huch) Рикарда (1864—1947), немецкая писательница. Ром. «Воспоминания Лудольфа Урслея младшего» (1893), «Из Триумфальной улицы» (1902), «Vita somnium breve» (1903; с 1913 издается под назв. «Михаэль Унгер»), «О королях и короне» (1904). Новеллы, стихи, эссе. Культурно-историч. соч.

■ Светопреставление и другие новеллы, Л., 1970.

ХУХЕЛЬ ПЕТЕР

ХУ́ХЕЛЬ (Huchel) Петер (1903—81), немецкий поэт. До 1971 жил в ГДР, затем за границей (Италия, ФРГ). Сб. «Стихотворения» (1948), «Дороги, дороги» (1963), «Считанные дни» (1972). Радиопьесы.

ХУШХАЛЬХАН ХАТТАК

ХУШХАЛЬХА́Н Хаттак (1613—1689 или 1691), афганский писатель (на пушту яз.). Вождь афг. племени хаттаков. Поэтич. произв. собраны в сб. «Куллиате» (св. 40 тыс. бейтов). Прозаич. «Книга о чалме» (1665).

■ Избр. стихотворения, пер. с пушту, М., 1983.

ХЫЖДЕУ АЛЕКСАНДРУ

ХЫЖДЕ́У (Хашдеу) Александру (1811—1874), молдавский писатель (на рус. яз.). Отец Б. П. Хашдеу. Историко-критич. очерк «Григорий Варсава Сковорода» (1835); работы «Две молдавские песни» (1830), «Румынские народные песни на русском языке» (1833), «Бессарабские литераторы» (1835); историч. новелла «Княжение арнаута» (1872); сб. стихов «Молдавские сонеты» (1837).

■ Избр., Киш., 1956.

ХЬЕЛЛАНН АКСЕЛЬ

ХЬЕ́ЛЛАНН (Kielland) Аксель (1907—63), норвежский драматург. Пьесы «Человек, которого все хотели убить» (1938), «Если народ хочет жить» (1944), «Господин и его слуги» (1955), «Он сказал нет» (1959).

ХЬЕЛЛАНН АЛЕКСАНДЕР ЛАНГЕ

ХЬЕ́ЛЛАНН (Kielland) Александер Ланге (1849—1906), норвежский писатель. Сб. рассказов «Новеллетты» (1879), «Новые новеллетты» (1882). Ром. «Гарман и Ворше» (1880, п. 1893), «Труженики» (1881, п. 1905), «Шкипер Ворше» (1882, п. 1883), «Якоб» (сатирич.; 1891, п. 1898), трилогия «Яд», «фортуна», «Праздник Иванова дня» (1883—87, п. 1883—87).

■ Новеллы, СПБ, 1908; Избр. произв., М., 1958.

● Брандес Г., Собр. соч., т. 1, СПБ, 1906.

ХЬЮЗ ЛЕНГСТОН

ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон (1902—67), американский негритянский поэт, прозаик, публицист. Сб. стих. «Усталые блюзы» (1926), «Приятельница смерть» (1931), «Новая песнь» (1938), «Шекспир в Гарлеме» (1942), «Поля чудес» (1947), «Билет в один конец» (1949), «Монтаж несбывшейся мечты» (1951), «Пантера и плеть» (1967, посмертно). Сб. новелл «Нравы белых» (1934, п. 1936); «Избранные рассказы о Симпле» (1961). Ром. «Смех сквозь слезы» (1930, п. 1932), «Победные бубны» (1958). Стихи, М., 1977.

● Ленгстон Хьюз. Биобиблиографич. указатель. [Сост. Б. М. Парчевская], М., 1964.

ХЬЮЗ ТЕД

ХЬЮЗ (Hughes) Тед (р. 1930), английский поэт. Сб. натурфилос. и анималистич. лирики «Ястреб под дождем» (1957), «Луперкалии» (1960), «Леший» (1967), «Ворон» (1970), «Муртаун» (1979). Поэма «Gaudete» (1977). Сб. стихов для детей «Песни времени года» (1976), «Лунные колокола» (1978).

■ [Стихотворения], в кн.: Из совр. англ. поэзии, М., 1976.

ХЬЯРТАРСОН СНОРРИ

ХЬЯ́РТАРСОН (Hjartarson) Снорри (р. 1906), исландский поэт. Сб. «Стихи» (1944), «На Гнитахей-де» (1952), «Листья и звезды» (1966).

ХЭНСБЕРРИ ЛОРРЕЙН

ХЭ́НСБЕРРИ (Hansberry) Лоррейн (1930—1965), американский негритянский драматург. Пьесы «Изюминка на солнце» (1959, п. 1959), «Плакат в окне Сидни Брустайна» (1965, п. 1968), неоконч. пьеса «Белые» (1966; окончена и поставлена ее мужем Р. Немировым).

«ХЮРЛУКГА И ХЕМРА»

«ХЮРЛУКГА И ХЕМРА» - «ХЮРЛУКГА́ И ХЕМРА́», туркменский анонимный дастан. Создан на основе иранской сказки «Хурлега» и ее стихотворного переложения, сделанного узбекским поэтом XVIII в. Сайкали. Два параллельных сюжета связаны в дастане лишь именами героев. Доброта, храбрость, благородство главного героя — Хемра, занимательность повествования, общая гуманистическая направленность дастана обусловили его широкую популярность. Узбекская, казахская и уйгурская версии дастана начиная с XIX в. неоднократно издавались литографским способом. Казахская и уйгурская версии вошли в труд академика В. В. Радлова «Образцы народной литературы северных тюркских племен» (ч. 1 — 10, 1885).

Издание в книге:

Хурлукга и Хемра. Саят и Хемра, М., 1971.

ХЯМЯЛЯЙНЕН ХЕЛЬВИ

ХЯ́МЯЛЯЙНЕН (Hämäläinen) Хельви (р. 1907), финская писательница. Ром. «Сточные воды» (1935), «Деревня горит» (1938), «Приличная трагедия» (1939), «Дезертир» (1961, п. 1967). Сб-ки стихов.

ХЯНГА

ХЯ́НГА, санве норэ («песни родной страны»), общее наименование первых поэтических произведений на корейском языке, записанных т. н. способом «хянчхаль» с использованием значений и звучаний китайских иероглифов. Распространены были в государстве Силла в VII—X вв. (см. Корейская литература). Ранние Х. — четырехстрочные, позднее — десятистрочные, состоящие из 3 строф: в 1-й тема задается, во 2-й — развертывается, в 3-й, двустрочной, предваряемой междометиями, концентрируется идея стихотворения. Отличались высоким уровнем звуковой организации стиха. Х. оказали влияние на корейскую поэзию последующего времени — т. н. «песни Корё» и сиджо.

Литература:

Никитина М. И., Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом, М., 1982.

Предыдущая страница Следующая страница