Литературный энциклопедический словарь
БЫЛИНЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

БЫЛИНЫ

БЫЛИ́НЫ, героические песни эпического характера, жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими; термин «Б.» ввел в 40‑х гг. XIX в. И. П. Сахаров. Возникнув как выражение исторического сознания русского народа IX-XIII вв., а в процессе бытования впитав и события позднейшего времени, Б. отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом. Б. присущ песенно-эпический способ воспроизведения реальности, роднящий их с эпосом других народов. Творцы Б. создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец (с именем которого связано наиболее число Б.), Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, купец-гусляр Садко, буян Васька Буслаев и ряд других персонажей. Мир Б. - реальная русская земля, но ее изображению сопутствуют фантастические картины: богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в Б. (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси. На этой основе возникла т. н. циклизация Б. - объединение их сюжетов вокруг Киева и киевского князя Владимира Красное Солнышко - соответственно тому, как в самих Б. объединение земель вокруг Киева рассматривается в качестве залога могущества Руси.

Связи Б. с исторической действительностью легли в основу трудов исторической школы в фольклористике. В советской науке существуют две главные точки зрения на характер этих связей. Согласно первому взгляду (В. Я. Пропп), Б. рассматриваются как воплощение многовековых народных идеалов социальной справедливости, подлинного героизма и пр., без прямой их обусловленности событиями какой-либо одной эпохи (ср. Исторические песни). Согласно другой точке зрения (Б. А. Рыбаков), Б. представляют собой отклик на конкретные события и деяния реальных лиц, живших в эпоху Киевской Руси. Можно считать установленным факт многослойности Б. - соединение в них идейных и образно-тематических примет разных эпох и мест. Путем исследования традиционных основ текста устанавливается, что образы Добрыни, Сухмана, Данилы Ловчанина, Чурилы, Соловья Будимировича составляют неотделимую часть таких Б., которые несут в себе идеи, важные для исторического бытия Киевского государства (IX - середины XII вв.). Образы Ильи Муромца и Алеши Поповича родились в Северо-Восточной Руси (Муром, Ростов); по историческим реалиям в них опознается эпоха середины XII-XIII вв. Б. о Микуле, Садко, Ваське Буслаеве - новгородского происхождения.

Назначению Б. как героического песнопения отвечает торжественно-патетическая экспрессия, особое единство тематических мотивов и композиционных форм, а также характерный тип общих мест. Б. отличаются богатством орнаментальных приемов в запеве, зачинах, стилистических повторах. Постоянно используется гипербола. Наблюдается общая поэтизация бытовых примет и использование ретардации, что придает повествованию спокойно-величавый характер. Своеобразие ритмико-мелодической организации Б. дало жизнь особому понятию - былинный стих.

На протяжении столетий Б. передавались изустно. Одаренные певцы-сказители, перерабатывая и контаминируя старинные тексты, создавали новые варианты. В 60-80‑х гг. XVIII в. был составлен первый сборник Б., имеющий научное значение (Кирша Данилов, Древние российские стихотворения, опубликованы 1804; новое издание 1977). Собирателями Б. в XIX-XX вв. были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Наибольшие былинные богатства обнаружены в районах русского Севера. К середине XX в. Б. почти исчезают из устного репертуара и продолжают свою жизнь лишь в книге. Мотивы Б. преломились в творчестве ряда русских писателей (А. К. Толстой), художников (В. М. Васнецов, И. Е. Репин), композиторов (Н. А. Римский-Корсаков).

Издания:

Былины Севера. Записи А. М. Астаховой, т. 1-2, М.-Л. 1938 - 1951;

Пропп В. Я. и Путилов Б. Н., Былины, т. 1-2, М. 1958.

также издания циклов былин в серии «Литературные памятники»

Литература:

Пропп В. Я., Рус. героич. эпос, М., 1958;

Рыбаков Б. А., Др. Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963;

Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966;

Юдин Ю. И., Героич. былины. (Поэтич. искусство), М., 1975;

Аникин В. П., Теоретич. проблемы историзма былин в науке сов. времени, в. 1-3, М., 1978 - 1980;

Азбелев С. Н., Историзм былин и специфика фольклора, Л., 1982.

В. П. Аникин.

В начало словаря