Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОА"-"ИШН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОА"-"ИШН")

ИОАНН СЕКУНД

ИОА́НН СЕКУ́НД (Johannes Secundus) (наст. имя Ян Николай Эверартс, Everaerts) (1511—1536), нидерландский латинский поэт. Любовные элегии (изд. 1541).

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОА́НН СКОТ ЭРИУГЕ́НА (Johannes Scotus Eriugena) (ок. 800 — ок. 877), ирландский латинский писатель, философ. Трактаты «О божественном предопределении» (851), «О разделении природы» (867), «О видении Бога». Гомилии. Переводы греч. патристики и неоплатоников. Жизнеописание Боэция. Стихи.

■ PL, t. 122.

● Татарский И., Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эригены, Хар., 1885.

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

ИОА́НН СОЛСБЕРИ́ЙСКИЙ (John of Salisbury, Johannes Saresberiensis) (между 1115 и 1120 — 1180), английский латинский писатель, богослов. Епископ Шартра (с 1176). Политич. трактат «Поликратик» (1159), педагогич. трактат «Металогик» (1159). Соч. «Церковная история» (1162). Жития, поэмы, письма.

■ PL, t. 199.

ИОАНН ЭКЗАРХ

ИОА́НН ЭКЗА́РХ (2-я пол. 9 — 1-я пол. 10 вв.), болгарский писатель. «Шестоднев» (на основе «Шестоднева» Василия Великого и др. источников; списки — с 1263); «слова» на церк. праздники («Слово на Преображение», «Похвала Иоанну Богослову»); перевод части соч. Иоанна Дамаскина «De orthodoxa fide» (ок. 893; переведено 48 глав под загл. «Небеса»).

■ Aitzetmüller R., Das Hexaemeron des Exarchen Johannes, Bd. 1—7, Graz, 1958—75; Иванова-Мирчева Д., Йоан Екзарх Български. Слова, т. 1, София, 1971.

ИОАННИСЯН ИОАННЕС МКРТИЧЕВИЧ

ИОАННИСЯ́Н Иоаннес Мкртичевич (1864—1929), армянский поэт. Три сб-ка лирич. стихов и баллад «Стихотворения» (1887, 1908, 1912).

■ Соч., т. 1—4, Ер., 1964—68 (на арм. яз.); Лирика, М., 1963.

● Хитарова С., Поэзия Иоаннисяна, М., 1968.

ИОНЕСКО ЭЖЕН

ИОНЕ́СКО (Ionesco) Эжен (р. 1912), французский драматург. Во Франции — с 1938. Пьесы-притчи «Лысая певица» (пост. 1950, изд. 1953), «Урок» (пост. 1951), «Стулья» (пост. 1952, изд. 1954), «Жертвы долга» (пост. 1953, изд. 1954), «Амедей, или Как от него избавиться» (1954), «Убийца по призванию» (1958), «Носорог» (1959, п. 1965), «Воздушный пешеход» (1963, п. 1967), «Король умирает» (1963); пьесы «Игры в убийство» (1970), «Макбет» (1972). Кн. «Театр» (т. 1—5, 1962—1974). Кн. воспоминаний, эссе, бесед.

● Михеева А., Когда по сцене ходят носороги… Театр абсурда Э. Ионеско, М., 1967; Проскурникова Т.Б., Франц. антидрама (50—60-е годы), М., 1968.

ИОНИК

ИО́НИК (греч. iōnikòn métron — ионийский размер), стопа в античном стихосложении.

ИОРДАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИОРДА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература арабского народа современной Иордании на арабском языке. Развивалась вплоть до XIX в. в общем потоке арабской литературы (см. Арабская литература). Конец XIX в. ознаменовался просветительской деятельностью Ю. З. аль-Халиди, Н. Заррика, Халиля Бейдаса и др. Для поэзии 1‑й половины XX в. характерны романтические тенденции (И. ад-Даббаг, И. Тукан и др.). Выразителем национально-освободительных идей конца XIX — начала XX вв. был М. В. ат-Тилль. Патриотичны стихи М. аш-Шарики, Ф. Хусни и ранняя лирика М. И. аль-Ирани. Лирику 2‑й половины XX в. представляют Б. аль-Абуши, А. Х. Абу Аркуб, М. аль-Хут, М. аль-Кейси и др. Основной жанр в прозе — новелла, развивавшаяся в русле реалистического направления. Среди новеллистов наиболее популярны Ф. Каавар, М. Шукейр, Дж. Абу Хамдан. Жанр романа представлен произведениями Абу Аркуба, М. Нахля. Наиболее значительно в И. л. творчество И. ан-Наури; автора сборника стихов и рассказов, социального романа «Хирург Джадида», повести «Дом на границе» о судьбе арабских беженцев, а также работ, посвященных арабской литературе и творчеству арабских писателей, живущих в странах Северной и Южной Америки («Литература эмиграции»).

В 1974 создана Ассоциация иорданских писателей; в 1976 — Национальная академия языка, изучающая проблемы развития арабской литературы и языка. Президент академии — ан-Наури (с 1967). СП Иордании основан в 1976.

Литература:

Совр. Иордания. (Справочник), М., 1964 (разд. «Литература»).

В. Э. Шагаль.

ИОСЕЛИАНИ ОТИЯ ШАЛВОВИЧ

ИОСЕЛИА́НИ Отия Шалвович (р. 1930), грузинский советский писатель. Ром. «Звездопад» (1962), «Жила-была женщина» (1967), «В плену у пленников» (1972), «Черная и голубая река» (т. 1—2, 1975—79). Пов. «Приключение Каха» (1960), «За девятью горами» (1963), «Солдат вернулся» (1967). Драмы «Человек рождается однажды» (пост. 1962), «Заколдованная вершина» (пост. 1968). Комедии, в т.ч. «Пока арба не перевернулась» (пост. 1969). Рассказы, в т.ч. для детей. Киносценарии.

■ Избр., т. 1—2, Тб., 1981 (на груз. яз.).

ИПАРРАГИРРЕ ХОСЕ МАРИЯ

ИПАРРАГИ́РРЕ (Iparraguirre) Хосе Мария (1820—1881), баскский поэт и музыкант-импровизатор. Песня «Дуб Герники» (1851) стала гимном басков.

ИПУЧЕ ПЕДРО ЛЕАНДРО

ИПУ́ЧЕ (Ipuche) Педро Леандро (р. 1889), уругвайский писатель. Сб. стихов «Новые крылья» (1922), «Радость и страх» (1926), «Обнаженный путь» (1929), «Небесная земля» (1938), «Ключ от тени» (1942), «Ясность» (1955), «Верный ветер» (1964). Рассказы.

ИРАДЖ-МИРЗА ДЖЕЛАЛЬ ОЛЬ-МЕМАЛЕК

ИРА́ДЖ-МИРЗА́, Иредж-Мирза, Джелаль оль-Мемалек (1874—1926), иранский поэт.

● Ворожейкина 3.Н., Иредж-Мирза, М., 1961.

ИРАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИРА́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Ирака. Создается на арабском языке.

Богатая средневековая арабская литература наибольшее развитие получила в Багдаде, столице тогдашнего Халифата, центре арабской культуры и науки (см. Арабская литература). Однако более чем 300-летнее господство Османской империи привело к упадку былого величия страны, ее культуры. В конце XIX — начале XX вв. в Ираке вследствие развития капиталистических отношений и усиления национально-освободительной борьбы наметилось оживление культурной жизни. Критическое мышление возникшей в XIX в. разночинной интеллигенции подрывало устои средневекового миросозерцания; в рифмованной прозе богослова А. аль-Алюси, в стихах панегиристов при дворах турецких наместников С. ат-Тамими, А. Б. аль-Омари и А. Г. аль-Ахраса, в социологическом трактате басрийского чиновника А. аль-Ансари проступали просветительские идеалы.

Крупнейшие представители Иракской поэзии конца XIX — начала XX вв. — А. М. аль-Казими, Дж. С. аз-Захави, М. ар-Русафи — соединяли в своем творчестве идеи просветительства и национально-освободительной борьбы. В прозе появляются произведения, пронизанные социалистическими идеалами: реалистические рассказы и повести М. А. ас-Сайида, рассказы и романы А. Зу-н-Нуна. С обострением борьбы против феодальной монархии связано появление социальной утопии Дж. аль-Халили (1945). После революции 1958 И. л. переживает большой подъем. Темы антиимпериалистической борьбы, призывы к социальным преобразованиям и построению социалистического справедливого общества преобладают в неоклассической поэзии М. М. аль-Джавахири и в прозе Г. Т. Фармана. Политические и социальные мотивы характерны для творчества поэтов-лириков А. В. аль-Баяти, Б. Ш. ас-Сайяба, поэтессы Н. аль-Маляики, реформировавших стихосложение. Из прозаиков наиболее популярен А. М. ар-Рубайи. В Ираке развиваются также литературы на курдском (см. Курдская литература) и туркменском языках. С 1980 Союз писателей и литераторов в Ираке объединяет писателей различных национальностей, ранее объединявшихся в отдельные союзы.

Литературная периодика: журнал «Аль-Аклям» (издается с 1965).

Литература:

Крачковский И. Ю., Араб. литература в XX в., Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956 (указат.);

его же, Аз-Захави, там же;

Чуков Б. В., Литература Ирака, в кн.: Литература Востока в новейшее время (1917—1945), М., 1977.

Б. В. Чуков.

ИРАНА ЛИТЕРАТУРА

ИРА́НА ЛИТЕРАТУ́РА, см. в ст. Персидская литература.

ИРАСЕК АЛОИС

И́РА́СЕЌ, Йирасек (Jirásek) Алоис (1851—1930), чешский писатель. Ист. ром. «Скалаки» (1875), «При герцогском дворе» (1877), «Псоглавцы» (1884), «Между течениями» (т. 1—3, 1887—90), «Ф.Л. Век» (т. 1—5, 1888—1906), «Против всех» (1893), «Братство» (т. 1—3, 1898—1908), «Гуситский король» (1916—20). Исторические («Ян Жижка», 1903; «Ян Гус», 1911) и бытовые драмы; пьесы-сказки. Повести, рассказы (сб. «Горные рассказы», 1878), поэмы.

■ Собр. соч., т. 1—8, М., 1955—58.

● Ал. Ирасек. Биобиблиогр. указатель, М., 1955.

ИРВИНГ ВАШИНГТОН

И́РВИНЃ (Irving) Вашингтон (1783—1859), американский писатель. Бурлескная ист. хроника «История Нью-Йорка» (1809). Сб. новелл «Книга эскизов» (1819—20, п. 1879), «Брейс-бридж-холл» (1822), кн. эссе и новелл «Альгамбра» (1832, п. 1979). Ряд ист. жизнеописаний: Колумба (1828), Мухаммеда, О. Голдсмита (1840), Дж. Вашингтона (1855—59).

■ Новеллы, М., 1954; История Нью-Йорка, М., 1968.

● Bowden M.W., W. Irwmg, Boston, 1981 (библ.).

ИРВИНГ ДЖОН

И́РВИНЃ (Irving) Джон (р. 1942), американский писатель-сатирик. Ром. «Выпускаем медведей на свободу» (1969), «Мир глазами Гарпа» (1977), «Отель “Нью-Гемпшир”» (1981).

ИРИАРТЕ ТОМАС ДЕ

ИРИА́РТЕ (Iriarte) Томас де (1750—1791), испанский поэт и драматург. Сб. «Литературные басни» (1782); дидактич. поэма «Музыка» (1779). Комедии нравов, в т.ч. «Избалованный барчук» (1787).

ИРИСАРРИ АНТОНИО ХОСЕ

ИРИСА́РРИ (Irisarri) Антонио Хосе (1786—1868), гватемальский писатель, философ, публицист, политический деятель. Сб. «Сатирические и бурлескные стихи» (1867). Плутовской ром. «Странствующий христианин» (1847).

ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРЛАНДСКИЕ САГИ

ИРЛА́НДСКИЕ СА́ГИ, эпические произведения древних кельтов. Появились в первые века н. э. В отличие от эпосов многих народов складывались в прозаической форме; стихотворные части — более позднего происхождения. Вначале бытовали устно, первые записи сделаны в VIII—IX вв. Систематическое собирание началось в XII в. монахами, которые осуществляли и литературную обработку; древнейшие из сохранившихся сборников — «Книга бурой коровы» (начало XII в.). Эти собрания отражают не только эпоху возникновения саг, но и время, когда они приняли литературную форму. Самые древние из И. с. — мифологические, героические и королевские — несут на себе отпечаток эпохи родового строя (III—IV вв.). Фенианский цикл (иначе — цикл Оссиана) и романтические саги созданы в средние века (не ранее IX в.). И. с. — небольшие по объему (кроме «Похищения быка из Куальнге») и простые по композиции произведения. Наибольшую историческую и художественную ценность имеют героические саги с центральным уландским циклом, рисующим нравы и общественные отношения древней Ирландии. В форме сказки И. с. сохранились до наших дней. Продолжение устной традиции имело особое значение ввиду угрозы существованию ирландского языка и культуры. С середины XIX в. И. с., переведенные на английский язык, стали неисчерпаемым источником сюжетов для творчества ирландских писателей.

Издания в русском переводе:

Ирл. легенды и сказки, пер. с англ. Н. Шерешевской, М., 1960;

Ирл. саги, пер., вступ. ст. и коммент. Л. А. Смирнова, М.-Л., 1961.

А. П. Саруханян.

ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИРО́И-КОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА, жанр поэзии классицизма, пародирующий приемы эпической (героической, «ироической») поэмы. В основе И.-к. п. лежит принцип литературной игры со словом, «забавы», «шутки». Комическая стилизация нередко позволяла И.-к. п. быть действенным средством литературной полемики. Исторически сложилось два вида И.-к. п.:

1) бурлескная поэма (см. Бурлеска), где перелицовывался мифологический сюжет и деяния «высоких» героев (олимпийских богов, Дидоны, Энея и др.) излагались «низким» стилем;

2) собственно И.-к. п., где о действиях героев, далеко не эпических, рассказывалось языком зпической поэмы. См. также Травестия.

Обе формы, восходящие к традициям народно-смеховых пародий, существовали задолго до их утверждения в литературе классицизма (напр., древнегреческая «Война мышей и лягушек», поэма А. Тассони «Похищенное ведро» (1614 — 1615, изд. в 1622). В Европе XVII — начале XVIII вв. — в период наибольшего расцвета И.-к. п. — образцами жанра считались бурлескные поэмы П. Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» (1644) — перелицовка мифа о борьбе олимпийских богов с титанами, «Перелицованный Вергилий» (1648 — 1652) и И.-к. п. Буало «Налой» (1674 — 1683), полемически противопоставленная произведениям Скаррона. Буало предпослал своей поэме подзаголовок, заимствованный, вероятно, у Тассони и переведенный в XVIII в. на русский язык как «ирои-комическая поэма». Жанровые опыты этих поэтов имели продолжение как во французской поэзии (напр., «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» Ш. Перро, 1653), так и в европейских литературах (И.-к. п. английского поэта А. Попа «Похищение локона», 1712). В русской поэзии XVIII — начала XIX вв. оба вида И.-к. п. были восприняты как равноправные, хотя освоение второго типа хронологически произошло раньше (переводы поэмы А. Попа, частичный перевод «Налоя» В. И. Майковым, его же оригинальная поэма «Игрок ломбера», 1763). Бурлескная поэма-перелицовка появляется в конце XVIII в. (Н. П. Осипов, «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку»; И. П. Котляревский, «Энеида», и др.), хотя бурлескные стихи сочинялись еще в 1750 — 1760‑х гг. (например, не предназначавшиеся для печати произведений И. С. Баркова).

И.-к. п. второго вида, несмотря на стремление авторов излагать обыденные происшествия «высоким» слогом, порою не чужда была и «низкая» лексика. Поэтому смешение аллегорической образности и формул эпической поэзии с просторечными словами и «натуральным» предметным миром так или иначе нарушало требуемую правилами жанра «благопристойную шутливость». В русской поэзии взаимопроникновение принципов бурлеска и И.-к. п. можно наблюдать в наиболее популярных для своего времени произведениях жанра: поэмах Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811).

А. М. Песков.

ИРОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ИРТЫШ, ПРЕВРАЩАЮЩИЙСЯ В ИПОКРЕНУ»

«ИРТЫШ, ПРЕВРАЩАЮЩИЙСЯ В ИПОКРЕНУ» - «ИРТЫ́Ш, ПРЕВРАЩА́ЮЩИЙСЯ В ИПОКРЕ́НУ», русский ежемесячный журнал, первое литературное периодическое издание в Сибири. Издавался в Тобольске в 1789 — 1791 (24 книжки). Печатались стихи, в т. ч. антикрепостнического содержания, переводы (Вольтер, Э. Юнг). Фактический редактор П. П. Сумароков.

ИРЧАН МИРОСЛАВ

ИРЧА́Н Мирослав (наст. имя и фам. Андрей Дмитриевич Бабюк) (1897—1937), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Кн. рассказов и очерков «Смех Нирваны» (1918), «Фильмы революции» (1923). Худож.-мемуарная дилогия «Трагедия Первого мая» (1923) и «В бурьянах» (1925). Пьеса «Плацдарм» (1931). В 1922—23 жил и учился в Праге, в 1923—29 в Канаде, где написаны пьесы «Подпольная Галиция» (1926), «Семья щеточников» (1927), пов. «Карпатская ночь» (1927), очерки.

■ Избр. соч., т. 1—2, К., 1958 (на укр. яз.); Избр., М., 1958.

ИРЧИ КАЗАК

ИРЧИ́ КАЗА́К (ок. 1830 — ок. 1879), кумыкский поэт. Стихи. Песни.

■ Иные времена. Стихотворения, Махачкала, 1960.

ИСААКС ХОРХЕ

ИСАА́КС (Isaacs) Хорхе (1837—1895), колумбийский писатель, общественный деятель. Ром. «Мария» (1867, п. 1980). Поэма «Саул» (1881), сб. «Стихи» (1864).

ИСААКЯН АВЕТИК СААКОВИЧ

ИСААКЯ́Н Аветик Саакович (1875—1957), армянский советский поэт. Сб. стихов «Песни и раны» (1897), циклы стихов «Наши историки и наши гусаны» (1939), «Моей родине» (1940), «Армянская архитектура» (1942) и др. Поэмы «Абул Ала Маари» (1909—11), «СаМгер» (1919, переработ. вар. 1937). Рассказы. Гос. пр. СССР (1946) за цикл патриотич. стихов 1941—45.

■ Соч., т. 1—6, Ер., 1973—79 (на арм. яз.); Соч., Ер, 1980 (на арм. яз.); Избр. произв., т. 1—2, М., 1975.

● Ахвердян Л.О., Жизнь и дело Аветика Исаакяна, М., 1975; Бабаян А.М., А. Исаакян. Биобиблиографич. указатель, М., 1980.

ИСАГИРРЕ КАРЛОС

ИСАГИ́РРЕ (Izaguirre) Карлос (1894—1956), гондурасский писатель.

ИСАЕВ ЕГОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ИСА́ЕВ Егор (Георгий) Александрович (р. 1926), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1986). Поэмы «Над волнами Дуная» (1953), «Двадцать пятый час» (1984), «Убил охотник журавля» (1985). Поэтич. дилогия: поэмы «Суд Памяти» (1962) и «Даль Памяти» (1976—77). Кн статей-размышлений «Колокол света» (1984). Переводы. Лен. пр. 1980.

● Прокушев Ю.Л., Кремень-слеза. О новой поэме Е. Исаева, М., 1978.

ИСАЕВ МЛАДЕН

ИСА́ЕВ Младен (р. 1907), болгарский поэт. Чл. БКП с 1937. Сб. «Пожары» (1932), «Тревожная планета» (1938), «Человеческая песня» (1941), «Щедрость» (1966), «Высота, (1969), поэма «Гнев» (1973). Мемуары «Незабываемое» (1976). Произв. для детей.

■ Лирика, М., 1964.

ИСАКОВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ИСАКО́ВСКИЙ Михаил Васильевич (1900—1973), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1918. Сб. стихов «По ступеням времени» (1921), «Провода в соломе» (1927), «Провинция» (1930), «Избр. стихи» (1931, 1933, 1936, 1955), «Мастера земли» (1931), «Стихи и песни» (1938, 1940), «Наказ сыну» (1943), «Здравствуй, Смоленск» (1944), «Избр. стихи и песни» (1940, 1947), «Стихи и песни» (1948; Гос. пр. СССР, 1949). Тексты песен (Гос. пр. СССР, 1943): «Катюша», «И кто его знает» (оба — 1939), «Огонек» (1943), «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета» (оба — 1946), «Летят перелетные птицы» (1948) и мн. др. Поэмы «Четыреста миллионов» (1921), «Поэма ухода» (1930), «Любовь и картошка» (1931—32, незаверш.), «Четыре желания» (1936). Кн. «О поэтическом мастерстве» (1952), «О поэтах, о стихах, о песнях» (1968). Автобиогр. кн. «На Ельнинской земле» (1971—72). Переводы.

■ Стихотворения, М.—Л., 1965; Собр. соч., т. 1—4, М., 1968—69; Собр. соч., т. 1—5, М., 1981—82.

● Пеликанов А., Песенное сердце, М., 1976; Твардовский А.Т., Поэзия Михаила Исаковского, М., 1978, Осетров Е.И., Человек —песня, М., 1979.

ИСАНБЕТ НАКИ СИРАЗИЕВИЧ

ИСАНБЕ́Т Наки Сиразиевич (р. 1899), татарский советский драматург, поэт, ученый-фольклорист. Сб. стихов «Набат» (1925). Комедия «Ходжа Насретдин» (1940), драмы «Мулланур Вахитов» (1947), «Райхан» (1953), «Зифа» (1955), трагедия «Муса Джалиль» (1955), Сост. фольклорных сб-ков.

■ Избр., т. 1—3, Каз., 1960—68 (на тат. яз.).

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (560 или 570 — 636), готский латинский писатель. Епископ Севильский (приблизит, с 600). Компилятивное энциклопедич. соч. «Этимология». Сб. «Сентенции». Трактаты по богословию, литургике, естеств. истории, филологии, истории («Хроникой», «История готских, вандальских и свевских королей») Ему ошибочно приписывались т. н. Псевдо-Исидоровы Декреталии 9 в.

■ PL, t. 81—84; [Отрывки из «Этимологии»], в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. Средневековья, М.—Л., 1936, с. 9—40.

ИСИКАВА ТАКУБОКУ

ИСИКА́ВА Такубоку (наст. имя Хадзимэ) (1886—1912), японский писатель. Лирика (танка и свободный белый стих си): сб. «Горсть песка» (1910), «Печальная игрушка» (1912), «Свист и свисток» (1913). Романы, рассказы. Лит. критика и публицистика.

■ Стихи, М., 1957; Избр. лирика, М., 1971.

● Гришина В.А., Исикава Такубоку — критик и публицист, М., 1981.

ИСИКАВА ТАЦУДЗО

ИСИКА́ВА Тацудзо (р. 1905), японский писатель. Ром. «Живые солдаты», «Анатомия брака» (оба 1938), «Тростник под ветром» (1949—51, п. 1960), «Стена человеческая» (1958, и. 1963), «Затмение солнца» (1966), «Дни текущие» (ч. 1—7, 1971—77). Повести, рассказы.

ИСКАНДАР НУР СУТАН

ИСКАНДА́Р, Искандер (Iskandar) Нур Сутан (1893—1965), индонезийский писатель. Ром. «Я только лишь женщина» (1922), «Неверный выбор» (1928), «По вине родителей» (1932), «Рыцарь короля» (ист.; 1934), «Джангир Бали» (1946).

ИСКАНДЕР ФАЗИЛЬ АБДУЛОВИЧ

ИСКАНДЕ́Р Фазиль Абдулович (р. 1929), русский советский писатель. Сб. стихов (в т.ч. «Горные тропы», 1957, «Зори земли», 1966) и рассказов (в т.ч. «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод», оба — 1966). Пов. «Созвездие Козлотура» (1966), «Ремзик» (1974), «Морской скорпион» (1976), «Дерево детства» (1977). Ром. «Сандро из Чегема» (1973).

■ Защита Чика. Рассказы и повести, М., 1983.

«ИСКРА»

«ИСКРА» - «И́СКРА», русский еженедельный «сатирический журнал с карикатурами». Издавался в 1859 — 1873 в Петербурге В. С. Курочкиным и художником Н. А. Степановым (до 1864). Основные жанры — фельетон, стихотворная пародия, обличительные письма из провинции. Сотрудничали Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, В. П. Буренин, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Г. Н. Жулев, Л. И. Пальмин, Н. Л. Ломан, Г. З. Елисеев, реже — Н. А. Добролюбов, А. И. Левитов, Г. И. Успенский. «И.» с революционно-демократических позиций нападала на крепостников, бюрократию, либералов, «чистое искусство». Закрыта за «вредное направление».

Литература:

Поэты «Искры». [Вступ. ст. И. Г Ямпольского], т. 1—2, Л., 1955.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ

ИСКУ́ССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ́, аналоги естественных языков, выполняющие отдельные их функции и являющиеся продуктом целенаправленной деятельности человека. В современных ЭВМ большую роль играют т. н. информационные языки. В XVII—XVIII вв. в трудах Я. А. Коменского, Г. Лейбница, И. Ньютона и др. получила развитие идея международного языка как логической классификации понятий. К концу XIX в. находят некоторое распространение проекты вспомогательных международных языков, имитирующих живые национальные языки (волапюк — И. Шлейер, 1880; эсперанто и др.). С начала XX в. появляются новые проекты: интерлингва, или «латынь без флексий» (Дж. Пеано, 1908); идо, интересный как попытка усовершенствования эсперанто (Л. де Бофрон, 1907); окциденталь, или интерлингве (Э. Валь, 1922); новиаль (О. Есперсен, 1928); еще один интерлингва (А. Гоуд и др., 1950) и многие другие. Проблемами, связанными с И. я., занимается специальная языковедческая дисциплина интерлингвистика.

Литература:

Проблемы интерлингвистики, М., 1976.

В. П. Григорьев.

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» - «ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей их общественной средой» (Избр. философские произв., т. 5, 1958, с. 693). В качестве примера он рассматривал позицию, выраженную в стихотворении А. С. Пушкина «Поэт и толпа» (1828), и делал вывод, что в разных условиях указанные концепции различны как по социальным и идеологическим истокам, так и по объективному смыслу.

Идеи «чистого искусства» (нередко оспариваемые творческой практикой самих его сторонников) оформляются в теорию к середине XIX в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «чистого искусства» получила распространение еще в 30‑х гг. XIX в. и наиболее отчетливо выявилась в 50‑х гг. у представителей школы «парнасцев» (см. «Парнас»); в Великобритании — в 60‑х гг. XIX в. (А. Суинберн, позже — У. Патер, О. Уайльд). С конца XIX в. концепция «И. д. и.» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчеркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «чистого искусства» чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории.

В России идеи и лозунг «И. д. и.» в середине XIX в. были полемически противопоставлены натуральной школе (выступления А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова и др.). Они были подвергнуты критике русской революционной демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — марксистской литературно-художественной критикой (в частности, в контексте ее борьбы против декадентства, модернизма). Указывая на социальные истоки различных вариантов «И. д. и.», марксизм раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе. Литература социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном искусстве несовместима с каким-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс. Марксистско-ленинская эстетика непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе, будь то продукция т. н. массовой литературы или же формализма и «И. д. и.».

Литература:

Гилберт К., Кун Г., Общество и художник, в их кн.: История эстетики, пер. с англ., М., 1960;

Егоров Б. Ф., «Эстетическая» критика без лака и без дегтя, «ВЛ», 1965, № 5;

Осповат Ал., Короткий день рус. «эстетизма», «Лит. учеба», 1981, № 3.

В. Д. Сквозников.

ИСЛАМ-ШАИР

ИСЛА́М-ШАИ́Р (наст. имя Ислам Назар-оглы) (1874—1953), народный поэт Узбекской ССР (1940), сказитель. Дастаны «Орзигуль» и др. Лирика.

■ Избр., Таш., 1953 (на узб. яз.).

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛ МИРЕ

ИСМАИ́Л МИ́РЕ (1884 — ок. 1950), поэт Сомали.

ИСМАИЛ СИДКИ

ИСМАИ́Л Сидки (1924—1972), арабский писатель (Сирия). Ром. «Непокоренные» (1965). Пьесы «Омар ищет отца» (1962), «Бог и бедность» (1971). Пер из А.С. Пушкина.

ИСМАИЛИ МИРЗАКАЛОН

ИСМАИЛИ́ (Исмаилов) Мирзакалон (р. 1908), узбекский советский писатель. Пов. «Наш роман» (1963), «Красота человеческая» (1965), «Повесть о человечности» (1972). Ром. «Фергана до рассвета» (кн. 1—2, 1958—67).

ИСМАИЛИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСМАИЛИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература исмаилитской секты шиитского толка ислама, включающая как религиозно-философские трактаты, так и произведения художественной литературы на арабском, персидском, урду и других языках. Исмаилизм возник на Ближнем Востоке в середине VIII в. в противовес ортодоксальному исламу. Его теоретик Кази Нуман создал труд «Основы ислама» (около 950), которым исмаилиты и шииты пользуются до сих пор. В X—XI вв. исмаилитские проповедники распространяли свое учение на территории Ирана и Средней Азии. Персидско-таджикский поэт Насир Хосров, проповедовавший взгляды исмаилитов, — автор религиозно-философских трактатов, дивана из 12 тысяч бейтов, поэмы «Ровшанайинаме»; Муайад фи-д-дин Ширази написал собрание касыд на арабском языке, трактующих различные вопросы исмаилизма. Связь исмаилитов с народным движением X—XI вв. обогатила И. л. этих веков некоторыми прогрессивными для того времени идеями. И. л. представляли иранские поэты: в XIII в. — Низари Кухистани, в XVII в. — Хаки Хорасани. Позднее секта утратила прежнее значение. В XIX в. руководство исмаилитской секты в Индии установило связи с английскими колонизаторами.

Для большей части И. л. характерна фанатичная пропаганда учения секты. Исмаилиты издают в Индии и мусульманской Африке много книг и газет на разных языках.

А. Е. Бертельс.

ИСМАИЛОВ ХАДЖИ

ИСМАИ́ЛОВ Хаджи (1913—1948), туркменский советский писатель. Пов., в т.ч. «Соперники» (1944), «Сын двух отцов» (1946), «Дочь учителя» (1947).

■ Повести, Ашх., 1951 (на турки, яз.); Повести военных лет, Ашх., 1950.

ИСОКРАТ

ИСОКРА́Т (436 — 338 до н. э.), древнегреческий оратор, публицист. Ученик софистов. Торжеств. политич. речи, предназначенные только для чтения («Панегирик»). Сохранились 21 речь и неск. писем.

■ «ВДИ», 1968, № 1—4; 1969, № 1—2.

ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОМИН ИВАН ГАВРИЛОВИЧ

ИСТО́МИН Иван Гаврилович (р. 1917), ненецкий советский писатель, публицист, критик, художник. Чл. КПСС с 1945. Ром. «Живун» (1970). Пов. «Дети тайги» (1967). Сб. стихов «Любимый Север» (1957), «Мы на Севере живем» (1972) и др., статьи, очерки, эссе.

■ Счастливая судьба. Рассказы. Повесть, М., 1962.

ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ИСТО́РИКО-ТИПОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ТЕО́РИЯ, современная научная теория в отечественной фольклористике; основывается на признании универсального характера и решающей роли в истории фольклора народов мира закономерной повторяемости, обусловленной едиными закономерностями общественного развития, единством истории народов и культуры человечества, типологией народного быта, социальных институтов и представлений, а также общими закономерностями народного творчества, его качественной спецификой — коллективной природой, функциональными связями, способами трансмиссии и преемственностью традиций.

Для И.-т. т. обнаружение и сравнительный анализ типологической общности и типологических связей в жанрах, сюжетах, образах, категориях времени и пространства, в характере историзма, в исторических процессах фольклора различных народов являются необходимым этаном в историческом изучении. Факты такой общности и таких связей осмысляются как моменты и ступени историко-стадиального развития фольклора, позволяющие восстановить недостающие звенья процесса и представить вполне надежно предшествующие состояния жанров, систем, сюжетов и т. д., которые в рамках одной национальной традиции восстановить невозможно. (Так, сюжетика и ряд принципиальных особенностей былин разъясняются через сравнительный анализ с архаическим эпосом других народов; классическая волшебная сказка европейских народов сопоставляется с мифологическими сказками народов Африки и Океании и т. д.; сравнение эпосов разных стадий приводит к обнаружению закономерного развития форм эпического историзма.) Такой подход оказывается эффективным благодаря тому, что факты фольклора разных народов соотносятся между собою в плане типологической преемственности, т. е. отдельные национальные разработки общих сюжетных тем, «мировых» образов, жанровых систем и т. д. составляют последовательный закономерный ряд, связанный единством типологии и исторического процесса. Главные задачи исследования фольклора И.-т. т. видит в решении проблем генезиса, исторического развития жанров, памятников, образов, в выявлении сложных отношений фольклора и действительности. Методика И.-т. т. строится на сочетании принципов исторической типологии и национальной специфики изучаемых явлений. Принципиально важным для И.-т. т. является не простое накопление массы параллелей и их систематизация, но сравнительный анализ, направленный на выявление фактов исторической типологии; при этом решающее значение получает не внешняя хронология (абсолютное время бытования, время фиксации), но историко-стадиальный фактор. Начало И.-т. т. было положено в 30‑х гг. работами В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, И. И. Толстого, И. М. Тронского, О. М. Фрейденберг, Е. Г. Кагарова и др., преимущественно в области героического эпоса и сказки. В 50—70‑х гг. она получила в советской фольклористике дальнейшее развитие и теоретическое обоснование и была применена к изучению баллад, обрядового фольклора, несказочной прозы, необрядовой лирики и современного фольклора. Явилась предметом оживленных дискуссий на IV и VI Международных съездах славистов. В зарубежной фольклористике И.-т. т. односторонне и неверно воспринимается часто как альтернатива миграционной теории.

Литература:

Жирмунский В. М., Сравнит. литературоведение. Восток и Запад, Л., 1979;

Пропп В. Я., Фольклор и действительность, М., 1976;

Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаич. памятники, М., 1963;

Путилов Б. Н., Методология сравнительно-псторич. изучения фольклора, Л., 1976.

Б. Н. Путилов.

ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в русской фольклористике конца XIX — начала XX вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устно-поэтическое произведение, какие исторические события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Н. С. Тихонравов, А. Д. Григорьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Н. Е. Ончуков и др.), обследовав памятники древнерусской письменности, извлекли многочисленные параллели к былинам и историческим песням, создали историческую географию русского эпоса, осуществили ряд экспедиций, издали ценные сборники и антологии фольклора. В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты устно переданной летописи, создававшейся, по их мнению, в княжеско-дружинном кругу; несовпадения содержания произведения с историческими событиями объяснялись «порчей» текстов в крестьянской среде. И. ш. оказала влияние на деятельность ученых ряда стран и при всех методологических недостатках внесла свой вклад в фольклористику, собрав и систематизировав огромный материал.

К. В. Чистов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ русские эпические и лиро-эпические песни, жанр фольклора. Возникли в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) как отклик на события общественной и военной истории. Первый крупный тематический цикл И. п. рисует события 2‑й половины XVI в. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и др.). В многочисленных (в т. ч. казацких) И. п. XVII в. — эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков»). В ряде И. п. XVIII в. изображены Петр I, восстания К. Булавина (песни об Игнате Некрасове) и Е. Пугачева. Последний значительный цикл И. п. — об Отечественной войне 1812. Ранние И. п. по стилю и масштабности эпического повествования близки былинам; в XVIII—XIX вв. сближаются с народными лирическими песнями и песнями литературного происхождения (с исторической тематикой).

Издания:

Историч. песни XIII—XVI вв., М.-Л., 1960;

Историч. песни XVII в., М.-Л., 1966; Историч. песни XVIII в., Л., 1971;

Историч. песни XIX в., Л., 1973.

Литература:

Соколова В. К., Рус. историч. песни XVI—XVIII вв., М., 1960;

Криничная Н. А., Народные историч. песни нач. XVII в., Л., [1974].

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТО́РИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ, см. в ст. Литературоведение.

ИСТРУ БОГДАН

И́СТРУ́ Богдан (наст. имя Иван Спиридонович Бодарев) (р. 1914), народный писатель Молдавской ССР (1982). Чл. КПСС с 1947. Кн. стихов «Заклинание» (1937), «Смерть орла» (1938), «Голос Родины» (1946), «В авангарде» (1951), «Аллея мира» (1953), «От берега к берегу» (1958), «Тысячи голосов» (1971), «Сын земли» (1975). Поэмы «Похоарнеле» (1947), «Весна в Карпатах» (1955), «Боль теней» (1968), «Татарбунар» (1974).

■ Соч., т. 1—2, Киш., 1971 (на молд. яз.); Избр. Стихотворения и поэмы, М., 1976.

ИСХАК АДИБ

ИСХА́К АДИ́Б (1856—1885), арабский поэт, публицист (Египет). Родом из Сирии. Сб. стих. «Жемчужины» (изд. 1909).

ИСХАК БИН ХАДЖИ МУХАММАД

И́СХАК бин ХА́ДЖИ МУХАММА́Д́ (Ishak bin Haji Muhammad) (р. 1910), малайзийский писатель и политический деятель. Ром. «Сын горы Тахан» (1937), «Сын безумного Мата Лелы» (1941), «Дорога в Кота-Бару» (1956), «Встречи у реки» (1957), «Богатые и Бедные» (1967).

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТО СЭЙ

И́ТО́ Сэй (наст. имя Хитоси) (1905—1969), японский писатель. Дилогия — «Улица духа умершего» (1937), «Деревня духа умершего» (1938); ром. «Наруми Сэнкити» (1950), «Феникс» (1953), «Половодье» (1958), «Раскопки» (1964). Рассказы. Лит-ведч. работы.

ИХИМАЭРА ВИТИ

ИХИ́МАЭРА (Ihimaera) Вити (р. 1944), новозеландский писатель. По нац. маори. Сб. рассказов «Поунаму, поунаму» (1972), «Новая сеть идет на ловлю» (1977). Ром. «Танги» (1973), «Ванау, (1974, п. 1979).

■ В поисках изумрудного города. [Сб. рассказов], М., 1982.

ИШАНОВ КЕМАЛ

ИША́НОВ Кемал (1911—1948), туркменский советский писатель. Стихи (сб. «Красная звезда», 1939, «Письма с фронта», 1947), рассказы, произв. для детей. Пьеса «Красноармеец» (1940).

■ За Родину! [Стихи и рассказы], Ашх., 1954 (на туркм. яз.).

ИШИМОВА АЛЕКСАНДРА ОСИПОВНА

ИШИ́МОВА Александра Осиповна (1805—1881), русская писательница, переводчица, педагог. Изд. журн. «Звездочка» (1842—63, для детей), «Лучи» (1850—60, для девушек). Кн. «Рассказы старушки» (1839), «История России в рассказах для детей» (ч. 1—6, 1837—1840), «Маменькины уроки, или Всеобщая история в разговорах для детей» (в. 1—5, 1858—63), «Рассказы для детей из естеств. истории» (1876), «Рус. детям» (1881).

ИШН

ИШ́Н (наст. имя Ким Гёнмён) (1206—1289), корейский литератор. Составитель т.н. неофиц. истории «Самгук юса» («Забытые деяния трех государств», 5 кн.; на ханмуне изд. 1512, частично п. 1980; содержит ранние образцы кор. фольклора, поэзии хянга, жития буддийских подвижников). Многочисл. соч. по буддизму.

Предыдущая страница Следующая страница