Литературный энциклопедический словарь
ЛАТЫШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЛАТЫШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛАТЫ́ШСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература латышского народа на латышском языке. Развитие самостоятельной национальной Л. л. началось с середины XIX в. одновременно с национально-освободительным движением. Немецкие феодалы, под игом которых Латвия находилась с XIII в., искусственно сдерживали это развитие: лишь в XVI в. были изданы первые книги на латышском языке (духовного содержания). Книги светского содержания появились в середине XVIII в. Создание национальной письменной Л. л. связано с движением младолатышей, которые боролись за самостоятельное национальное развитие, самобытную латышскую культуру, литературу и язык. Л. л. опиралась на традиции национального фольклора — народных песен, сказок, легенд. Самое полное первое издание латышских народных песен — «Латышские дайны» (т. 1—6, 1894 — 1915) — составлено писателем и фольклористом К. Бароном. «Песенки» (1856) Ю. Алунана положили начало национальной письменной поэзии. Творчество представителей т. н. народного романтизма — Аусеклиса и А. Пумпура, автора героического эпоса «Лачплесис», носило ярко выраженный антифеодальный характер; в нем отразились идеи национально-освободительной борьбы. Первые значительные достижения латышской прозы — роман «Времена землемеров» (1879) братьев Матиса и Рейниса Каудзит и рассказы Апсишу Екабса о жизни деревни. Творчество латышских писателей испытывало влияние русского реализма. Начало латышской драматургии положил в 70—80‑х гг. XIX в. А. Алунан.

Очередной этап развития в Л. л., начавшийся в 90‑х гг. XIX в., связан с «новым течением» («Луна страва»), с ростом рабочего движения и возникновением марксистской мысли в Латвии. Начал свою литературную деятельность крупнейший латышский поэт Я. Райнис. Гражданские мотивы звучат в романтическом творчестве поэтессы и драматурга Аспазии. Распространялись стихи революционного поэта Э. Вейденбаума, призывавшего свергнуть гнет поработителей. Развернулся талант мастера новеллистики и драматургии Р. Блауманиса, в произведениях которого отражены жизнь крестьян и распад патриархальных отношений в деревне. В эти годы вошел в литературу и один из своеобразнейших латышских романтиков поэт Я. Порук.

Огромное влияние на Л. л. оказала революция 1905 — 1907. Ее провозвестником стал в Латвии Райнис: его стихотворные сборники «Далекие отзвуки синим вечером», «Посевы бури» и др. В аллегорической форме, романтически обобщенно выражали настроения масс, стремления революционного пролетариата. Борьбе народа за свободу посвящена пьеса Райниса «Огонь и ночь» (1905). Им созданы также пьесы «Индулис и Ария», «Вей, ветерок!», «Иосиф и его братья». Философски глубокие поэзия и драматургия Райниса обогатили Л. л. идейно и тематически. Мастером латышской баллады стал В. Плудонис; в его аллегорической поэме «В солнечную даль» отразилась вера в конечную победу революции. Если Райнис выражал социалистические идеалы своим романтико-символическим искусством, то другой крупнейший латышский писатель А. Упит шел по пути критического реализма и закладывал основы социалистического реализма в латышской прозе и драматургии. Его повесть «Буржуа», романы «Новые истоки», «Золото» и др., новеллы показывают характерные типы эпохи, разоблачают капиталистический строй. Реалистическую прозу обогатили также рассказы о латышской деревне Э. Бирзниека-Упита, творчество Судрабу Эджуса, писавших также и произведения для детей. С латышскими декадентами, которые активизировались после поражения Революции 1905 — 1907, успешно боролась вступавшая в пору зрелости марксистская литературная критика (Упит, Р. Пельше и др.). После Октябрьской революции, когда в 1919 Латвия стала советской, родилась советская Л. л.

В буржуазной Латвии в 20—30‑х гг. литература развивалась в атмосфере острой классовой борьбы. Реакционную литературу характеризуют национал-шовинизм, прославление буржуазного строя, идеализация хуторской жизни. В противовес ей писатели Л. Лайцен, Л. Паэгле, А. Балодис и др. призывали к борьбе против существующих порядков, за восстановление Советской Латвии. Стихи Паэгле, проза Лайцена воплощают боевой дух революционной Л. л. Райнис опубликовал 5 сборников стихов; значительные произведения создали Я. Судрабкалн, А. Чак, Я. Грот; в прозе крупнейшим мастером остается Упит (роман «На грани веков» и др.), выступивший также в новеллистике и жанре сатирической комедии и исторической трагедии. В 30‑х гг. в литературу приходит В. Лацис, с позиций критического реализма изобразивший в своих романах жизнь латышских тружеников — моряков, рыбаков.

Советская Л. л. существовала в 20—30‑х гг. за пределами Латвии в Советском Союзе (Судрабу Эджус и др.), однако интенсивное ее развитие началось после восстановления в Латвии Советской власти в 1940, чему способствовало включение в строительство новой жизни таких мастеров, как Упит, Лацис, Судрабкалн. В годы Великой Отечественной войны развивалась поэзия (В. Лукс, А. Григулис, Ю. Ванаг, Ф. Рокпелнис). В первые послевоенные годы центральной проблемой советской Л. л. было отображение идейно-политического роста человека, утверждение советской действительности — в поэзии Судрабкална, Лукса, Грота, Чака, Балодиса, в прозе Упита, Лациса (романы «Буря», «К новому берегу»), А. Саксе, Я. Гранта, А. Броделе, Я. Ниедре, Ж. Гривы, пьесах Григулиса.

Современная Л. л. стремится к глубокому отражению реальной действительности, к многогранному раскрытию внутреннего мира человека, к анализу острых жизненных конфликтов. Получила развитие многообразная по стилю поэзия. Широк диапазон философской, гражданской и любовной лирики поэтессы М. Кемпе. Развитие личности советского человека, дружба народов, взаимосвязь судьбы человека и судьбы народа, повышение гражданской ответственности — эти актуальные проблемы волнуют латышскую советскую поэзию, представленную поэтами Луксом, А. Веяном, А. Скалбе, И. Аузинем, Я. Петерсом, В. Белшевица, М. Чаклайсом, А. Элксне. Партийной страстностью, высокой гражданственностью, своеобразием стиля отмечена поэзия О. Вациетиса и И. Зиедониса.

В прозе темы современности — преимущественно в психологическом и моральном аспектах — решают З. Скуинь, И. Индране, Р. Эзера, А. Бэлс, В. Ламс, А. Якубанс. Глубоким раскрытием социальных истоков человеческой психологии выделяются рассказы Э. Вилкса. Жизнь и борьба латышского народа в оккупированной Латвии отразились в произведениях М. Бирзе, Э. Лива, А. Янсона. Развивается биографический роман (Ниедре, Я. Калнынь). Современная драматургия представлена пьесами из жизни молодежи Г. Приеде, Х. Гулбиса. СП Латвийской ССР создан в 1940.

Литературная периодика: газ. «Литература ун максла»; журналы «Карогс», «Даугава» (с 1977, на рус. яз.).

Издания:

Антология латыш. поэзии, Рига, 1955;

Антология латыш. поэзии, т. 1—2, М.-Л., 1959.

Литература:

История латыш. литературы, т. 1—2, Рига, 1971;

Берсон И., Писатели Сов. Латвии [Справочник], Рига, 1976 (на латыш, яз.).

В. А. Лабренце.

В начало словаря