Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИ"-"ЛИТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИ"-"ЛИТ")

ЛИ ЦЗИ

ЛИ ЦЗИ (наст. имя Ли Чжэньпэн) (1922—1980), китайский поэт. Чл. КПК с 1939. Поэмы «Ван Гуй и Ли Сянсяи» (1946, п. 1954), «Песня о жизни» (1955), «Брат — нефть», «Красная книга» (обе — 1977). Эпич. трилогия «Жизнь Ян Гао» (1959—60). Стихи.

ЛИ ЦИНЧЖАО

ЛИ ЦИНЧЖА́О (1084—1151?), китайская поэтесса. Пейзажные и анакреонтич. романсы (цы) и стихи в жанре ши; гражд. лирика. Эстетич. трактат «Рассуждение о романсе».

■ Строфы из граненой яшмы, [М., 1974].

ЛИ ЧЖИ

ЛИ ЧЖИ, Ли Чжоу (1527—1602), китайский философ, поэт, литературный критик. «Потаенная книга» (1599), «Сожженная книга» (1600), «Продолжение “Сожженной книги”» (изд. 1618) и др. Преследовался как еретик; произв. Л.Ч. запрещались до 20 в.

ЛИ ЧЖУНЬ

ЛИ ЧЖУНЬ (наст. имя Му Хуали) (р. 1928), китайский писатель. Сб. рассказов «Не по тому пути» (1955), «Ночью через хребет Лотолин» (1959), «Краткая биография Ли Шуаншуан» (1977). Ром. «Хуанхэ течет на восток» (1979). Киносценарии.

■ Белые тополя. [Рассказы], М., 1962.

ЛИ ШАНЪИНЬ

ЛИ ШАНЪИ́НЬ, Ли Ишань (813—858), китайский поэт. Лирика. Прозаич. «Изречения» (частично п. 1969).

ЛИ ЮНАС ЛАУРИТС ИДЕМИЛЬ

ЛИ (Lie) Юнас Лауритс Идемиль (1833—1908), норвежский писатель. Ром. «Предусмотрительный, или Норландские картины» (1871), «Трехмачтовик “Будущее”» (1872), «Лоцман и его жена» (1874), «Пожизненно осужденный» (1883, п. 1894, 1962), «Хутор Гилье» (1883, п. 1966), «Мальстрем» (1884), «Дочери командора» (1886, п. 1895), «Маиса Ионе» (1888, п. 1966), «Злые силы» (1890), «На восток от солнца…» (1905). Драмы (сказка «Линделин», 1897).

■ Избр. произв., т. 1—2, СПБ, 1895.

ЛИАСИДИС ПАВЛОС

ЛИАСИ́ДИС Павлос (р. 1901), кипрский греческий поэт. Пишет на диалекте. Сб. стихов «Песни моего острова» (1928), «Перемена погоды» (1937), «Время одиннадцать тридцать» (1950), «Пусть умирает смерть» (1966), «Наш распятый Кипр» (1976).

ЛИБЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИБЕРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Либерии. Народы кру, ваи, малинке и др., а также потомки американских негров, говорящие на английском языке, имеют богатый фольклор — сказки, легенды, басни, пословицы, поговорки, песни. В 30‑х гг. XIX в. Масолу Дувалу написал на языке ваи первую историю своего народа. Современная литература развивается преимущественно на английском языке. Наиболее известные литераторы — поэт Б. Мур, Р. Т. Демпстер, составивший антологию Л. л., писательница Дорис Бэнкс Хенрис, драматург Эдит Брайт. Лучшие стихи Мура, Джин Холмс направлены против колониализма, подавляющего национальную культуру и искусство африканцев, пронизаны любовью к Африке. Либеральное драматическое и культурное общество стремится к возрождению лучших народных традиций, развитию театра и драматургии.

С. П. Картузов.

ЛИБЕРТЕНЫ

ЛИБЕРТЕ́НЫ, либертины (от лат. libertinus — вольноотпущенный), представители французского свободомыслия (либертинажа), идеологического течения, враждебного церкви и религиозным догматам и игравшего важную роль в духовной жизни Франции XVII в. Среди ранних Л. выделяются поэт Т. де Вио, прославлявший земные радости, отвергая все, что стесняет личную свободу человека. С Л. связана материалистическая философия П. Гассенди, творчество, Ш. Сореля («Франсион») и С. Сирано де Бержерака (научно-фантастические романы, трагедия «Смерть Агриппины»). На протяжении XVII в. либертинаж как философия свободомыслия подвергался гонениям со стороны властей и церкви. Традиция Л. продолжала жить во французской литературе (Мольер, Ж. Лафонтен, Ш. де Сент-Эвремон и др.), связывая передовые философские учения эпохи Возрождения с философией просветителей.

Литература:

История франц. литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 561—68.

Ю. Б. Виппер.

ЛИБРЕТТО

ЛИБРЕ́ТТО (итал. libretto, букв. — книжечка; название связано с тем, что с конца XVII в. оперные Л. выпускались для посетителей театров в виде книжечек), словесный текст оперы (в прошлом — и кантаты, оратории), литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

ЛИВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИВИЙ АНДРОНИК ЛУЦИЙ

ЛИ́ВИЙ АНДРО́НИК (Livius Andronicus) Луций (ок. 284 — ок. 204 до н. э.), римский поэт. Грек-вольноотпущенник. Вольный пер. «Одиссеи» и греч. трагедий и комедий (сохранились отрывки).

ЛИВИЙ ТИТ

ЛИ́ВИЙ (Livius) Тит (59 до н. э. — 17 н. э.), римский историк, писатель. Рим. история «От основания города» в 142 кн. (сохранились кн. 1—10, 21—45 о событиях 753—293 и 218—168 до н. э.).

■ Римская история, т. 1—6, М., 1892—99.

ЛИВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИВИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература ливийского народа на арабском языке. Возникновение Л. л. восходит к средним векам, когда на территории Ливии развивалась общеарабская литература (см. Арабская литература). В период турецкого господства (с XVI в.) литературная жизнь в Ливии пришла в упадок. Движение за культурное возрождение охватило Ливию в 1‑й половины XX в. Для Л. л. начала XX в. характерны освободительные, антиколониальные, просветительские и социальные мотивы (касыды А. аш-Шарифа, М. Бен Зикри и С. аль-Баруни). В период итальянской колонизации (1912 — 1943) за национальное освобождение выступали поэты А. Р. аль-Махдауи, И. аль-Уста Умар и др. В поэзии были распространены также мотивы пессимизма и смирения.

После обретения независимости (1951) в Л. л. пришла группа поэтов (А. С. Абд аль-Кадер и др.), проявлявших интерес к общественным проблемам, к жизни простого народа. Ливийская проза зародилась в 40—50‑х гг., основной литературный жанр — новелла, главные темы — борьба за социальное равенство, осуждение предрассудков и невежества; герои — бедуины, рыбаки, ремесленники и феллахи. Наиболее известные новеллисты: А. К. Абу Харрус, М. аль-Мисурати, Х. ат-Тикбали, А. М. аль-Кувейри, А. И. аль-Факих, И. аль-Куни, Б. аль-Бахи. В 1959 в Ливии была создана Ассоциация деятелей культуры и искусства. СП Ливии основана в 1977. Издаётся журнал «Четыре времени года» (с 1978).

Литература:

Совр. Ливия. Справочник, М., 1965 (Раздел «Литература»);

Крымский А. Е., История новой араб. литературы. XIX — нач. XX в., М., 1971;

Фетисова Н., Ливийская новелла, «Азия и Африка сегодня», 1982, № 2.

В. Э. Шагаль.

ЛИВШИЦ БЕНЕДИКТ КОНСТАНТИНОВИЧ

ЛИ́ВШИЦ Бенедикт Константинович (1887—1939), русский советский поэт, переводчик. Поэтич. сб. «Флейта Марсия» (1911), «Волчье солнце» (1914), «Из топи блат» (1922), «Кротонский полдень» (1928). Кн. переводов «Французские лирики XIX и XX веков» (1937). Воспоминания «Полутораглазый стрелец» (1933).

■ Картвельские оды. [Предисл. Г. Леонидзе], Тб., 1964.

ЛИГА АМЕРИКАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ЛИ́ГА АМЕРИКА́НСКИХ ПИСА́ТЕЛЕЙ (League of American Writers), объединение писателей США левой ориентации на базе общедемократического и антифашистского движения в 30‑х гг. XX в. В центре внимания 1‑го съезда Л. а. п. (апр. 1935) — вопрос об отношении писателя к общественной жизни и фашистской угрозе. 2‑й съезд (июнь 1937) прошел под знаком событий Национально-революционные войны испанского народа (1936 — 1939) и усиления антифашистской борьбы (выступление Э. Хемингуэя «Писатель и война»). На 3‑м (июнь 1939) и 4‑м (июнь 1941) съездах обсуждались главным образом узколитературные проблемы. Л. а. п. перестала существовать осенью 1942.

ЛИДИН ВЛАДИМИР ГЕРМАНОВИЧ

ЛИ́ДИН Владимир Германович (1894—1979), русский советский писатель. Кн. рассказов «Трын-трава» (1916), «Полая вода» (1917), «Мышиные будни» (1923), «Норд» (1925), «Дорога на Запад» (1940), «Дорога журавлей» (1962), «Окно, открытое в сад» (1975), «Таяиье снегов» (изд. 1980). Ром. «Идут корабли» (1926), «Отступник? (1927), «Искатели» (1929), «Могила неизвестного солдата» (1931), «Великий или. Тихий» (1932), «Изгнание» (1947), «Две жизни» (1950). Кн. очерков «Пути и версты» (1927), «3има 1941 года» (1942). Кн. воспоминаний «Люди и встречи» (1957, 1961, 1965). Записки книголюба «Друзья мои — книги» (1962; нов. главы опубл. — 1981).

■ Собр. соч., т. 1—б, [предисл. Д. Горбова], М.—Л., 1928—30; Собр. соч., т. 1—3, [предисл. С. Машинского], М., 1973—74.

ЛИДМАН САРА АДЕЛА

ЛИ́ДМАН (Lidman) Сара Адела (р. 1923), шведская писательница, общественный деятель. Ром. «Смолокурня» (1953), «Край морошки» (1955, п. 1978), «Ростки под дождем» (1958), «Под омелой» (1960), «Я и мой сын» (1961, п. 1962), «С пятью алмазами» (1964), «Твой слуга слушает» (1977), «Дети гнева» (1979). Пьесы «Айна» (пост. 1956), «Марта, Марта» (1970). Публицистика: «Беседы в Ханое» (1966), «Рудник» (1968).

ЛИЙВЕС АРДИ

ЛИ́ЙВЕС Арди (р. 1929), эстонский советский писатель. Пьесы, в т.ч. «Новая жизнь» (1946), «Роберт Великий» (1957), «По эту сторону горизонта» (1962), «Венская почтовая марка» (1964), «Инфаркт» (1971). Повести («Штормовая отсидка», 1977).

■ Листья с одного дерева. [Избр. драмы], Тал., 1979; Листья с другого дерева. [Избр. комедии], Тал., 1979; Ретро. Роман, Тал., 1981 (все три изд — на эст. яз.); Помолвка в Унгру — размолвка в Линдене. Комедия, М., 1979.

ЛИЙОНГ ТАБАН ЛО

ЛИЙО́НГ (Liyong) Табан ло (р. 1939), угандийский писатель, критик. Сб. стихов «Нечетные ребра Франца Фанона» (1971), «Еще один ниггер мертв» (1972), «Баллады о слаборазвитости. Стихи и мысли» (1976). Сб. рассказов «Вымыслы» (1969), «Вожди за трапезой» (1970), «Человек в форме» (1977). Сб-ки критич. статей.

ЛИКОФРОН

ЛИКОФРО́Н, древнегреческий драматург и грамматик (4—3 вв. до н. э.). Жил в Александрии. Сохранилась монодрама «Александра» — предсказания Кассандры о судьбе греков после разрушения Трои.

ЛИЛИ ДЖОН

ЛИ́ЛИ (Lyly) Джон (1553 или 1554 — 1606), английский писатель. Ром. «Эвфуэс, или Анатомия ума» (1579), «Эвфуэс и его Англия» (1580). Драмы по мотивам итал. пасторалей.

ЛИЛЬО БАЛЬДОМЕРО

ЛИ́ЛЬО (Lillo) Бальдомеро (1867—1923), чилийский писатель. Сб. рассказов «Под землей» (1904, п. — «Пост № 12», 1962), «Под солнцем» (1907), «Народные рассказы» (опубл. 1942), «“Находка" и другие морские рассказы» (опубл. 1956).

ЛИМ ДЖЕ

ЛИМ ДЖЕ (псевд. Пэкхо, Кёмджэ) (1549—1587), корейский писатель. Аллегорич. пов. «Мышь под судом» (п. 1964), «История цветов» (п. 1970), «Город печали» (п. 1970). Лирич. стихи на ханмуне и сиджо (вошли в «Собр. соч. Пэкхо», 4 кн.; ксилогр. изд., б. г.).

ЛИМА ЖОРЖИ

ЛИ́МА (Lima) Жоржи (1893—1953), бразильский писатель. Поэмы «Провозглашение и встреча Мира-Сели» (1950), «Открытие Орфея» (1-я ч., 1952). Поэтич. сб. «Александрины» (1914), «Поэмы» (1927), «Стихи» (1925), «Негритянка Фуло» (1928), «Новые стихи» (1929), «Время и вечность» (1935), «Негритянские поэмы» (1947), «Книга сонетов» (1949), «Поэтические произведения» (1950). Ром. «Ангел» (1934), «Калунга» (1935).

ЛИН ЭНРИКЕ

ЛИН (Lihn) Энрике (р. 1929), чилийский писатель. Сб. стихов «Ничто не ускользает» (1947—49), «Стихи об этом времени и о другом» (1955), «Темная комната» (1963), «Дорожная поэзия» (1966). Рассказы.

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

ЛИНГВИ́СТИКА ТЕ́КСТА, транслингвистика, область современного языкознания, которая ставит своей целью найти и описать систему категорий текста и определить специфические для него единицы формы и содержания. Возникла в конце 40‑х гг. XX в. Л. т. устанавливает виды связи между отдельными частями текста и регулярные правила языкового выражения этой связи.

Среди исследователей пока нет единого мнения относительно многих исходных терминов и положений Л. т. Само понятие «текст» чаще употребляется в значении: законченная и правильно оформленная связная последовательность предложений, объединенных по смыслу (тематически). За минимальную единицу текста принимается обычно совокупность нескольких предложений, связанных грамматически и объединенных общей микротемой (т. н. «сложное синтаксическое целое», или «сверхфразовое единство»).

Предметом анализа Л. т. являются, с одной стороны, формальные текстообразующие средства: разного рода лексические и семантические повторы, прономинализация (использование местоимений), артиклезация, порядок слов, актуализация, актуальное членение предложений. С другой стороны, Л. т. исследует важнейшие содержательные категории текста: связность, смысловое равновесие частей, предупоминание, выделение элемента текста, градация важности и пр. Л. т. стремится также установить общие правила текстообразования.

Применительно к художественным текстам Л. т. ставит своей задачей также изучение специфических языковых средств, которые служат для передачи в произведении авторской позиции. Выводы Л. т. могут быть перспективными как в выявлении закономерностей организации текстов в отдельных жанрах литератур, так и в решении многих традиционных вопросов общей поэтики.

Литература:

Гиндин С. И., Сов. лингвистика текста. Некоторые проблемы и результаты (1948 — 1975), «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1977, т. 36, № 4 (имеется библ.);

Новое в заруб. лингвистике, в. 8—9, М., 1978 — 1980;

Current trends in textlinguistics, ed. by W. Dressier, B.-N. Y., 1978;

Petöfi J. S., Garcia Berrio A., Linguistica del texto y critica literaria, p. 2, Madrid, 1978.

Н. П. Кабанова.

ЛИНДГРЕН АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ

ЛИ́НДГРЕН (Lindgren) Астрид Анна Эмилия (р. 1907), шведская детская писательница. Пов. для детей «Пеппи-Длинный чулок» (1945—52, п. 1968), «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист» (1946, п. 1959), «Мы все из Бюллербю» (1946, п. 1975), «Мио, мой Мио» (1954, п. 1979), «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше» (1955—68, п. 1973), «Расмус-бродяга» (1956, п. 1963), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «Новые проделки Эмиля из Лённеберги» (1966), «Жив еще Эмиль из Лённеберги» (1970, п. 1972), «Мы на острове Сальткрока» (1964, п. 1971), «Братья Львиное Сердце» (1973, п. 1981), «Ровя, дочь разбойника» (1981).

■ «Приключения Эмиля из Лённеберги», М., 1977.

ЛИНДЕГРЕН ЮХАН ЭРИК

ЛИ́НДЕГРЕН (Lindegren) Юхан Эрик (1910—1968), шведский поэт. Сб. «Человек без дороги» (1942), «Сюиты» (1947), «Зимняя жертва» (1954).

ЛИНДО УГО

ЛИ́НДО (Lindo) Уго (р. 1917), сальвадорский писатель. Сб. стихов «Книга временя» (1948), «Симфония предела» (1953), «Тринадцать мгновений» (1959), «Летящая река» (1963). Ром. «Божья приманка» (1956), «Пощады, сеньор губернатор!..» (1960), «У каждого дня свои трудности» (1965). Сб-ки рассказов.

ЛИНДСЕЙ ДЖЭК

ЛИ́НДСЕЙ (Lindsay) Джэк (р. 1900), английский писатель, критик. Чл. КП Великобритании с 1941. Историч. ром. «1649 год» (1938), «Люди сорок восьмого года» (1948, п. 1959), «Костры в Смитфилде» (1950), «Подземный гром» (1965, п. 1970). Эпопея «Британский путь», в т.ч. ром. «Весна, которую предали» (1953, п. 1955), «Твой дом» (1957, п. 1961), «Маски и лица» (1963, п. 1965). Лит-ведч. (кн. о Ч. Диккенсе, Дж. Мередите и др.), искусствоведч. (монографии о Дж. Тёрнере, П. Сезанне) и историч. (о восстании Уота Тайлера) работы. Переводы из русской поэзии.

ЛИНДСЕЙ НИКОЛАС ВЕЙЧЕЛ

ЛИНДСЕ́Й, Линдзи (Lindsay) Николас Вейчел (1879—1931), американский поэт; в молодости бродячий проповедник. Сб. «Генерал Уильям Бут отправляется на небо» (1913), «Конго» (1914), «Китайский соловей» (1917), «Золотые киты Калифорнии» (1920), «Душа есть цирк» (1929), «К звездам» (1926). Утопия «Золотая книга Спрингфилда» (1920). «Письма В. Линдсея» (1979).

■ Беглецы; Восстание на золотых приисках. Повести, Л., 1984.

ЛИНЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ЛИНЕ́ВСКИЙ Александр Михайлович (р. 1902), русский советский писатель, историк. Чл. КПСС с 1948. Пов. «Листы каменной книги» (1930, 3-й вар., 1952), «Как это было» (1939), «Тогда на Ладоге» (1945), «Возвращение» (1971). Ром. «Доктор Подобии» (1937), тетралогия «Беломорье» (1952—62, новое изд. 1962—65). Рассказы.

ЛИНЙОУН ТИ ЛВИН

ЛИНЙО́УН ТИ ЛВИН (наст. имя У Ей Маун) (р. 1917), бирманский писатель. Ром. «Остров Боун» (1954), «На отмели» (1962). Повести.

ЛИННА ВЯЙНЁ ВАЛТТЕРИ

ЛИ́ННА (Linna) Вяйнё Валттери (р. 1920), финский писатель. Ром. «Цель» (1947), «Неизвестный солдат» (1954), трил. «Здесь под северной звездой» (1959—62; п. — ч. 1—2, 1963—1966). Эссе.

ЛИННАНКОСКИ ЁХАННЕС

ЛИ́ННАНКОСКИ (Linnankoski) Ёханнес (наст. имя Вихтори Пелтонен) (1869—1913), финский писатель, общественный деятель. Филос.-религ. драма «Вечная борьба» (1903). Ром. (ритмич. проза) «Песнь об огненно-красном цветке» (1905, п. 1912), ром. «Борьба за усадьбу Хейккиля» (1907). Пов. «Беглецы» (1908).

ЛИНХАРТ АНТОН ТОМАЖ

ЛИ́НХАРТ (Linhart) Антон Томаж (1756—1795), словенский просветитель, драматург, историк. Комедии «Жупанова Мицка» (пост. 1789), «Веселый день, или Матичек женится» (1790, пост. 1848). Стихи.

ЛИНЬ ШУ

ЛИНЬ ШУ, Линь Циньнань (1852—1924), китайский писатель, переводчик.

ЛИПАТОВ ВИЛЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЛИПА́ТОВ Виль Владимирович (1927—1979), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1957. Пов. «Шестеро» (1958), «Своя ноша не тянет», «Капитан “Смелого”» (обе — 1959), «Глухая Мята» (1960), «Стрежень», «Зуб мудрости» (обе — 1961), «Черный яр», «Смерть Егора Сузуна» (обе — 1963), «Чужой», «Обвал» (обе — 1964), «Деревенский детектив» (1967), «Три зимних дня», «Лида Вараксина» (обе — 1968), «Сказание о директоре Прончатове» (1969), «Серая мышь» (1970), «Еще до войны» (1971), «Повесть без названия, сюжета и конца…», «Житие Ванюшки Мурзина» (обе — 1978). Ром. «И это все о нем…» (1974), «Игорь Саввович» (1977). Рассказы. Пьесы. Очерки.

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1982—85.

ЛИПЕРТИС ДИМИТРИС

ЛИПЕ́РТИС Димитрис (1866—1937), кипрский греческий поэт. Писал на лит. яз. и диалекте. «Кипрские песни» (т. 1—4).

ЛИПОГРАММА

ЛИПОГРА́ММА (от греч. léipō — пренебрегаю, отказываюсь и grámma — буква), текст, написанный без употребления одного или нескольких звуков (например, «Соловей» и некоторые другие стихотворения Г. Р. Державина, написанные без звука «р»). В европейской поэзии известна с древности (ода без «с» Ласа Гермионского, VI в. до н. э.), но распространена мало, преимущественно в эпоху барокко; однако, например, в древнеиндийской литературе является обычным приемом фоники.

М. Л. Гаспаров.

ЛИР ЭДУАРД

ЛИР (Lear) Эдуард (1812—1888), английский поэт, художник. Сб. «Книга нонсенса» (1846), «Еще нонсенс» (1872), сб. юмористич. стихов «Бессмысленные песни, рассказы, ботаника и алфавиты» (1871), «Смешные стихи» (1877). Книги путевых очерков.

ЛИРИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ЛИРИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, стилистическая разновидность художественной прозы, объединяющая произведения различных жанров. В Л. п. присутствуют родовые черты как эпоса, так и лирики. От эпоса — определенная выраженность фабулы, персонажная многофигурность, элементы характерологии, за редким исключением — неритмизованная речь. От лирики — присутствие субъекта повествования (автор, рассказчик, герой), резкая выделенность какой-либо детали, отдельного слова, а также особая значимость лейтмотива, которые при ослабленности фабулы вносят в Л. п. структурирующее начало. Взаимопроникновение лирического и эпического в Л п. обусловлено специфическую ролью в ней субъекта повествования, который, как правило, является композиционным центром произведения. Эпические моменты (события, характеры) растворяются в потоке ассоциаций, лирических отступлений, они как бы помещаются внутрь повествующего сознания, обрамляются им. Однако соотношения эпического и лирического в Л. п. могут значительно колебаться: от «субъективного эпоса» (М. Пруст) до стихотворений в прозе («Senilia» И. С. Тургенева). К числу жанров Л. п. в современной советской литературе относятся лирические дневники путешествий («Владимирские проселки» В. А. Солоухина, «Ледовая книга» Ю. Смуула) и лирическая автобиография («Дневные звезды» О. Ф. Берггольц).

В. И. Масловский.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

ЛИРИ́ЧЕСКИЙ ГЕРО́Й, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Л. г. — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика (хотя никогда не достигает пластической завершенности литературного героя в повествовательном и драматическом жанрах). Понятие «Л. г.» впервые сформулировано в 1921 Ю. Н. Тыняновым применительно к творчеству А. А. Блока. Позднее термин широко вошел в литературоведение, но его содержание и границы остаются спорными. Обычно подчеркивается, что отношение между биографической личностью поэта и его Л. г. подобно отношению между житейским прототипом и художественным типом: эмпирические факты эстетически претворяются и обобщаются, как при создании любого другого литературного характера. Л. г. — это «“я” сотворенное» (М. М. Пришвин). Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом; значит, не ошибается и непосредственное читательское чувство, уверенное в реальном человеческом бытии Л. г. Работы Г. А. Гуковского, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимова позволили наполнить понятие «Л. г.» конкретным историческим содержанием и связать генезис стоящих за ним явлений с лирикой романтизма, с романтическим «открытием личности», унаследованным поэзией последующих литературных эпох.

Литература:

Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974.

И. Б. Роднянская.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЛИРИ́ЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕ́НИЕ, форма авторской речи; слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения. Условность и эмоциональность стихотворной речи делают характерным Л. о. прежде всего для романа и повести в стихах («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), но возможно его наличие и в экспрессивной прозаической речи (в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Л. о. непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя (например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»).

И. Б. Роднянская.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

ЛИ́РО-ЭПИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпического повествования в «Хорошо!» В. В. Маяковского), как саморефлексия повествователя (поэмы Б. Л. Пастернака), как психологическо-бытовая мотивировка рассказа (лирический комментарий к дорожным впечатлениям — «За далью — даль» А. Т. Твардовского), как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете («Анна Снегина» С. А. Есенина), как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции (лирическая тема в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои — «невольники» чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в канонических формах в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. — в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец — «Люцинда» Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в XIX—XX вв. является жанр поэмы, соединяющей эпический размах и сюжетную разработку темы с лирической исповедальностью, элегическими интонациями и т. п. (например, «Возмездие» А. А. Блока). По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин лирическая проза.

М. Н. Эпштейн.

ЛИСАН-АД-ДИН ИБН АЛЬ-ХАТИБ

ЛИСА́Н-ад-ди́н ибн аль-ХАТИ́Б (1313—1374), арабский магрибинский прозаик, историк, государственный деятель. Кн. «История Гренады», антология «Собрание мувашшахов», суфийский трактат «Сад определения высокой любви».

ЛИСАШВИЛИ ИАКИНТЕ БАРНАБОВИЧ

ЛИСАШВИ́ЛИ (наст. фам. Хомерики) Иакинте Барнабович (1897—1972), грузинский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Ром. «Зов в горах» (1937), «Кецховели» (1941), «За жизнь» (1946), «Верность» (1951), «На развалинах» (1965). Рассказы.

■ Соч., т. 1—4, Тб., 1971—1977 (на груз. яз.); Рассказы, Тб., 1942.

ЛИСИЙ

ЛИ́СИЙ (ок. 435 — ок. 380 до н. э.), древнегреческий оратор, логограф. Св. 200, преим. судебных, речей, написанных по заказу; сохранились 34.

■ Речи, М.—Л., 1933.

ЛИСЯНСКИЙ МАРК САМОЙЛОВИЧ

ЛИСЯ́НСКИЙ Марк Самойлович (р. 1913), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1938. Кн. стихов о В.И. Ленине «Всегда с нами» (1955), «Навсегда» (1970). Сб. стихов «Берег» (1940), «Моя земля» (1942), «Золотая моя Москва» (1951), «За весной — весна» (1959), «Такое время» (1968), «За горами, за лесами» (1976), «Спасибо» (1981). Поэмы «Дума о матери» (1947), «Петя Клыпа» (1967), «Добрый путь» (1972) и др.

■ Избр., т.1—2, М., 1983.

«ЛИТВА ЛИТЕРАТУРНАЯ»

«ЛИТВА ЛИТЕРАТУРНАЯ» - «ЛИТВА́ ЛИТЕРАТУ́РНАЯ», литературный художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Литовской ССР. Издаётся в Вильнюсе с 1978 на русском языке, шесть раз в год.

ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ»

«ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» - «ЛИТЕРАТУ́РА В ШКО́ЛЕ», научно-методический журнал. Орган Министерства просвещения РСФСР. Выходит в Москве с 1936 раз в два месяца (с сентября 1941 по 1945 не выходил). Предназначен для учителей литературы средней школы, преподавателей методики литературы педагогических институтов, студентов-словесников.

«ЛИТЕРАТУРА И МАРКСИЗМ»

«ЛИТЕРАТУРА И МАРКСИЗМ» - «ЛИТЕРАТУ́РА И МАРКСИ́ЗМ», журнал теории и истории литературы. Издавался в Москве в 1928 — 1931. Выходил раз в два месяца. В 1928 — 1930 в редколлегию входили В. М. Фриче (ответств. ред.), В. Ф. Переверзев, П. И. Лебедев-Полянский и др. Журнал мало внимания уделял современному литературному процессу, оставаясь в рамках академического литературоведения. После дискуссии в марте 1931 в журнале наметился пересмотр концепции вульгарного социологизма.

«ЛИТЕРАТУРА ИР МЯНАС»

«ЛИТЕРАТУРА ИР МЯНАС» - «ЛИТЕРАТУ́РА ИР МЯ́НАС» («Литература и искусство»), еженедельная газета. Орган творческих союзов Литовской ССР. Издаётся в Вильнюсе с 1946 на литовском языке.

«ЛИТЕРАТУРА УН МАКСЛА»

«ЛИТЕРАТУРА УН МАКСЛА» - «ЛИТЕРАТУ́РА УН МА́КСЛА» («Литература и искусство»), еженедельная газета, орган творческих союзов Латвийской ССР. Издаётся в Риге с 1945 на латышском языке.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ АРМЕНИЯ»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ АРМЕНИЯ» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ АРМЕ́НИЯ», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Армянской ССР. Издаётся с 1958 в Ереване на русском языке.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА. ВЕСТНИК НАУК, ИСКУССТВ, ЛИТЕРАТУРЫ, НОВОСТЕЙ, ТЕАТРОВ И МОД»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА. Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ ГАЗЕ́ТА. Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод», русская газета. Издавалась в Петербурге в 1840 — 1849; преобразована из «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”» (1831 — 1839). Издатель и основной редактор — А. А. Краевский, в разное время «Л. г.» редактировали Ф. А. Кони, Н. А. Полевой, В. Р. Зотов. До 1846 была близка к «Отечественным запискам», печатались статьи В. Г. Белинского, произведения А. В. Кольцова, Д. В. Григоровича, В. И. Даля, Н. А. Некрасова (под псевд. Наум Перепельский), И. И. Панаева, В. А. Соллогуба, помещались физиологические очерки (см. Натуральная школа).

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ ГАЗЕ́ТА», русская газета. Издавалась в Петербурге раз в 5 дней с 1 января 1830 по 30 июня 1831. Редактор-издатель (по ноябрь 1830) — А. А. Дельвиг, затем (когда за отклики на Июльскую революцию во Франции ему было запрещено редактирование) О. М. Сомов (№ 65—72, 1830, № 1—37, 1831). Организована литераторами, объединившимися вокруг альманаха «Северные цветы», при ближайшем участии А. С. Пушкина и П. А. Вяземского. Продолжала, насколько возможно, традиции декабристской литературы. Печатались произведения Пушкина (отрывки из «Путешествия в Арзрум», «Арапа Петра Великого», «Евгения Онегина», стих. «Стансы», «Арион» и др.), первые произведения Н. В. Гоголя (фрагменты из повести «Страшный кабан») и А. В. Кольцова, стихи Е. А. Баратынского, Ф. Н. Глинки, а также (без подписи) — сосланных декабристов А. А. Бестужева, В. К. Кюхельбекера, переводы из В. Скотта, Э. Т. А. Гофмана, П. Мериме, Стендаля, В. Гюго. Печатая писателей-романтиков, «Л. г.» вместе с тем критиковала эстетические концепции романтизма (серия статей П. А. Катенина); отвечая на обвинение в «литературном аристократизме», полемизировала с «Московским телеграфом», резко выступала против «Северной пчелы», произведения Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, осуждала «торговое» направление в литературе.

Литература:

Блинова Е. М., «Лит. газета» А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966.

Д. П. Муравьев.

-----------------------------------

«ЛИТЕРАТУ́РНАЯ ГАЗЕ́ТА», орган правления СП СССР. Выходит с 1929 (в 1942 — 1944 под названием «Литература и искусство»; с 1967 — еженедельник). Главными редакторами были А. А. Сурков, К. М. Симонов, С. С. Смирнов и др.; с 1962 — А. Б. Чаковский. «Л. г.» печатает литературно-критические статьи, театральные и кинорецензии, хронику литературной жизни, отрывки из художественных произведений, публицистические материалы по вопросам социологии, экономики, научно-технического прогресса, морали, международной жизни.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУЗИЯ»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУЗИЯ» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ ГРУ́ЗИЯ», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Грузии. Выходит в Тбилиси на русском языке с 1957.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАПИСЬ

ЛИТЕРАТУ́РНАЯ ЗА́ПИСЬ, запись какого-либо повествовательного материала (рассказа), сопровождающаяся его стилистической и композиционной обработкой; в более широком смысле — форма соавторства «бывалого человека» и профессионального литератора. Примером Л. з. может служить «Кадетский монастырь» Н. С. Лескова — обработанная запись стенограммы воспоминаний бывшего кадета Г. Д. Похитонова. Значительное распространение в СССР и за рубежом Л. з. получила после 2-й мировой войны, особенно в мемуарной литературе (см. Мемуары).

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛИТЕРАТУ́РНАЯ КРИ́ТИКА, см. Критика литературная.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ РОССИ́Я», литературная еженедельная газета. Орган правлений СП РСФСР и Московской писательской организации. Выходит в Москве с 1963 (вместо издававшейся с 1958 газеты «Литература и жизнь»).

«ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЁБА»

«ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЁБА» - «ЛИТЕРАТУ́РНАЯ УЧЁБА», 1) литературно-критический журнал. С 1930 выходил в Ленинграде, в 1935 — 1941 — в Москве. Основан М. Горьким с целью воспитания молодых кадров советской литературы. Горький регулярно публиковал в журнале статьи, намечающие программу обучения молодежи литературному мастерству.

2) Литературно-критический и общественно-политический журнал СП СССР и ЦК ВЛКСМ.

Издаётся в Москве с 1978, выходит раз в два месяца. Продолжает традиции журнала, основан Горьким. Печатает прозу и стихи молодых писателей с последующими разборами, теоретические, критические и литературоведческие статьи о классической русской и советской, а также зарубежной литературе.

«ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО»

«ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО» - «ЛИТЕРАТУ́РНОЕ НАСЛЕ́ДСТВО», непериодические сборники АН СССР, публикующие неизданные документальные материалы по истории русской и советской литературы и общественной мысли. Издание существует с 1931, с 1960 — орган Института мировой литературы имени М. Горького. Сборники включают документы из советских и зарубежных архивов, исследовательские статьи, обзоры, библиография, указатели, воспроизводят автографы, портреты, картины, фотографии и т. п. Содержание первых выпусков отражало литературно-эстетические взгляды классиков марксизма, историю русской литературы и освободительной борьбы в России XIX — начала XX вв. Позднее изданы тематические сборники, посвященные русским писателям, критикам, публицистам, взаимосвязям русской и зарубежных литератур, а также истории советской литературы («Пушкин», «Толстой», «Русская культура и Франция»). Начиная с первого выпуска «ЛН» в работе над изданием бессменно участвуют И. С. Зильберштейн (инициатор издания) и С. А. Макашин. До 1983 вышло 93 тома.

Литература:

Ломунов К., Уникальное издание (К 50-летию «Лит. наследства», «ВЛ», 1981, № 12.

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» - «ЛИТЕРАТУ́РНОЕ ОБОЗРЕ́НИЕ», литературно-критический журнал. Орган СП СССР. Выходит с 1973 в Москве. Посвящен проблемам развития советской многонациональной литературы и критики.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ»

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ ПА́МЯТНИКИ», серия книг, в которой публикуются выдающиеся произведения мировой литературы. Издается по инициативе академика С. И. Вавилова и академика В. П. Волгина с 1948 издательством АН СССР (с 1964 — издательство «Наука»); председатель редколлегии — академик Д. С. Лихачев (с 1970). Книги содержат выверенные по рукописным и печатным источникам тексты, снабженные комментариями, а иногда и сводом рукописных редакций, авторских конспектов и т. п. Иностранные произведения, как правило, даются в новых переводах. Статьи, помещенные в приложениях, освещают творческую историю произведения, его место и значение в творчестве писателя и литературы в целом.

Литература:

Лит. памятники. Справочник, сост. Д. В. Ознобишин, М., 1978.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕ́ДИИ, см. Энциклопедии литературные.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ АЗЕРБАЙДЖА́Н», литературный художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Азербайджанской ССР. Издаётся с 1931 в Баку на русском языке.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРХИВ»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРХИВ» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ АРХИ́В», историко-литературные сборники, издававшиеся Институтом русской литературы (Пушкинским домом) (в. 1—6, 1938 — 1961). Редакторы — С. Д. Балухатый, Н. К. Пиксанов, О. В. Цехновицер, М. П. Алексеев, К. Д. Муратова. В сборниках опубликованы материалы из архивов ИРЛИ, относящиеся в основном к русской литературе XIX—XX вв.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕСТНИК»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕСТНИК» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ВЕ́СТНИК», русский критико-библиографический и историко-литературный журнал. Издавался в Петербурге Русским библиографическим обществом в 1901 — 1904 (8 раз в год). Публиковал отзывы о книжных новинках, обзоры статей и книг на иностранных языках, касающихся России, библиографические указатели, материалы Русского библиографического общества. Некоторые номера журнала были посвящены отдельным писателям (Н. В. Гоголю, Н. А. Некрасову, И. С. Тургеневу, А. С. Грибоедову).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. ГОРЬКОГО

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ИНСТИТУ́Т им. М. ГОРЬКОГО СП СССР, высшее учебное заведение в Москве, в котором получают филологическое образование молодые советские писатели, а также обучаются представители из социалистических и развивающихся стран. Основан в 1932 (постановление Президиума ЦИК СССР), открыт в декабре 1933. Имеет очное и заочное отделения. С 1953 при институте действуют Высшие литературные курсы для членов СП, с 1947 — аспирантура. Основное внимание в институте уделяется творческим семинарам (прозы, драматургии, поэзии, критики, художественного перевода), посвящается проблемам литературного мастерства. В институте работали Ф. В. Гладков, К. А. Федин, А. А. Сурков, К. Г. Паустовский, Л. М. Леонов, И. Л. Сельвинский, Л. С. Соболев, Вс. В. Иванов, В. А. Луговской, С. М. Городецкий, В. Г. Лидин и др. В настоящее время чтение спецкурсов и руководство творческими семинарами осуществляют известные писатели, профессора — В. С. Розов, Ф. Ф. Кузнецов, В. Я. Кирпотин, Е. А. Долматовский, А. А. Михайлов, Л. А. Озеров, И. Л. Вишневская, Л. И. Ошанин. Институт издает ежегодник научных трудов «Писатель и жизнь», серию книг «Писатели о творчестве», с 1962 — сборники прозы «Начало» и поэзии «Тверской бульвар, 25» студентов института.

Литература:

Пименов В., Свидетели живые, М., 1978, с. 160—253.

В. Ф. Пименов.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КИРГИЗСТАН»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КИРГИЗСТАН» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ КИРГИЗСТА́Н», литературный художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Киргизской ССР. Издаётся во Фрунзе с 1955 на русском языке раз в два месяца.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ КРИ́ТИК», ежемесячный журнал, издавался в Москве в 1933 — 1940. Возник в период борьбы с рапповской методологией (см. Ассоциации пролетарских писателей). Выступал против вульгарного социологизма. Стремился к освоению классической эстетики и созданию новой социалистической эстетики. С 1936 при журнале выходил двухнедельник «Литературное обозрение».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ РАСПА́Д», два сборника критических статей русских марксистов, направленных против литературно-философских концепций русского и зарубежного декадентства и модернизма; первый издан дважды в 1908, второй вышел в 1909. Некоторые статьи «Л. р.» остаются достоянием современного литературоведения (напр., ст. В. В. Воровского «Базаров и Санин. Два нигилизма», ст. М. Горького «О цинизме»). Критики-марксисты противопоставили декадентству пролетарскую литературу будущего, хотя характер ее был намечен ими лишь в самых общих чертах. Организация идейной борьбы с декадентством в обстановке спада революционной борьбы делает сборники «Л. р.» памятником дореволюционного марксистского литературоведения. Вместе с тем в ряде статей (Ю. М. Стеклова, В. М. Фриче, В. М. Шулятикова и др.) проявились черты вульгарного социологизма.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ РОД, см. Род литературный.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ СОВРЕМЕННИК»

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ СОВРЕМЕННИК» - «ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ СОВРЕМЕ́ННИК», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Издавался в Ленинграде в 1933 — 1941. В журнале были напечатаны романы «Два капитана» В. А. Каверина, «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова и другие произведения ленинградских писателей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ФАКТ, в ст. Литературный быт.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД СССР

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ФОНД СССР, организация при СП СССР, осуществляющая всестороннюю материально-бытовую помощь писателям. Создан в 1934. Его правление назначается правлением СП СССР. В ведении Л. ф. СССР находятся дома творчества, книжные лавки, поликлиники и т. д. Отделения Л. ф. есть во всех союзных и некоторых автономных республиках, в Москве и Ленинграде.

Л. ф. СССР развивает традиции Л. ф., созданного в 1859 в Петербурге по инициативе А. В. Дружинина (под названием «Общество для пособия нуждающимся литераторам»). Среди организаторов этого общества были И. С. Тургенев, П. В. Анненков, Е. П. Ковалевский, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой; общество продолжало свою деятельность до 1918.

Литература:

Кешоков А., Литфонду — 120 лет, «ЛГ», 1979, 5 дек., с. 2.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛИТЕРАТУРУЛИ САКАРТВЕЛО»

«ЛИТЕРАТУРУЛИ САКАРТВЕЛО» - «ЛИТЕРАТУРУ́ЛИ САКАРТВЕ́ЛО» («Литературная Грузия»), еженедельная газета, орган СП Грузии. Выходит в Тбилиси на грузинском языке. Основана в 1931 (до 1963 меняла названия).

ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница