ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР
ЛИТЕРАТУ́РЫ НАРО́ДОВ КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА СССР, литературы народностей Азиатской и отчасти Европейской территории СССР. К ним относятся следующие народности: манси (прежнее назв. вогулы) и ханты (остяки), нанайцы (гольды), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), удэге, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы) и др. Большинство из них живет в тундровой и таежной зоне Сибири и Дальнего Востока. До Октябрьской революции эти наиболее отсталые в хозяйственном и культурном отношении группы населения царской России не имели своей письменности и проявляли свои дарования в фольклоре, представляющем исключительную ценность для познания их трудовой деятельности, истории, психологии. Систематическое собирание его, изучение и публикация (начались с кон. XIX в.) связаны прежде всего с именами политических ссыльных, ставших позднее крупными учеными, В. Г. Богораза (Тана) и др. Были выпущены сборники чукотского, юкагирского, гиляцкого (нивхского) фольклора.
Мифы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока в фантастической форме отражают их представления о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, об охотничьих промыслах. Разнообразны песни (в т. ч. песни-импровизации) лирические, обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в других жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, их мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен народный оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистическим, бытовым началом, во многих из них выделяются социальные мотивы.
Вскоре после Октябрьской революции при ВЦИК СССР был создан Комитет содействия народностям северных окраин (1924 1935). В Ленинграде и некоторых городах Сибири для северян открылись специальные учебные заведения. Северные народы получили письменность на родных языках (для большинства из них с 1931 на основе латинского, а с 1937 на основе русского алфавита). Советские лингвисты и этнографы составили для них буквари и учебники.
Начали выходить коллективные сборники художественных произведений, созданных северянами: «О нашей жизни» (в. 12, 1929), «Тайга и тундра» (сб. 13, 1928 1933), «Север поет» (1939), «Солнце над чумом» (1948), «Мы люди Севера» (1949), «Север поет» (1961), «От Москвы до тайги одна ночевка» (1961) и др. У северных народностей появляются свои профессиональные писатели; возникает спец. отрасль советской науки североведение. С 1961 проходят конференции литераторов народов Севера и Дальнего Востока, рассматривающие насущные проблемы развития северных литератур и фольклора.
Мансийская и хантыйская (ханты-мансийская) литература литература близкородственных народностей манси и хантов. Наиболее древний пласт фольклора мифы; в них главенствует Нуми-торум (верхнее небо, верхний бог), младшему сыну которого Мир-суснэ-хуму подчинены на земле все лесные духи.
Зачинатель литературы хант Г. Д. Лазарев. Заметное явление современной литературы творчество поэта и прозаика манси Ю. Н. Шесталова.
Нанайская литература литература нанайцев. В устном творчестве преобладали сказки (нингман), главным образом героико-эпические (о подвигах защитников интересов рода Мэргэна и Пудин), сказки о животных и песни (дярин), которые исполнялись только мужчинами.
Среди зачинателей национальной литературы поэт А. Д. Самар. Пользуется известностью творчество современного прозаика Г. Г. Ходжера, пишущего на нанайском и русском языках, поэта и прозаика А. А. Пассара.
Ненецкая литература литература ненцев. В фольклоре преобладали реалистические по своему характеру героические песни (сюдбабац); в некоторых сказаниях воспет Ваули Пиеттомин руководитель восстания бедноты на Обском Севере в 1‑й половине XIX в. Среди зачинателей литературы художник и сказитель Тыко Вылка, Н. Вылка; среди современных писателей И. Г. Истомин, Л. В. Лапцуй, И. А. Юганпелик, В. Н. Ледков.
Нивхская литература литература нивхов. Среди писателей-нивхов наибольшей известностью пользуется В. М. Санги поэт, прозаик, собиратель фольклора.
Удэгейская литература литература удэгейцев. Зачинатель литературы и наиболее известный писатель Дж. Б. Кимонко.
Чукотская литература литература чукчей. Первый чукотский писатель Тынэтэгын (Федор Тинетев). Формирование чукотских писателей происходило под воздействием творчества Богораза (Тана), Т. З. Семушкина, Н. Е. Шундика. В 5060‑х гг. выступили талантливые чукотские писатели прозаик Ю. С. Рытхэу, поэты В. Г. Кеулькут, А. А. Кымытваль, М. В. Вальгиргин и др.
Эвенкийская литература литература эвенков. В фольклоре преобладали сказки, героический эпос, лирические песни. Зачинатель литературы А. М. Салаткин (Лонтогир). Среди современных писателей-эвенков А. Н. Платонов, Г. Я. Чинков, Н. В. Сахаров, А. Немтушкин.
Эвенская литература литература эвенов. Первые авторы-эвены: из Якутии Н. С. Тарабукин, с Камчатки А. А. Черканов. На якутском и эвенском языках выходили сборники стихов П. Ламутского. Видный эвенкийский поэт В. Д. Лебедев.
Эскимосская литература литература азиатских эскимосов. Первые эскимосские рассказы были опубликованы в русском переводе в 1961 и принадлежали охотнику Айвангу. Среди современных эскимосских поэтов пользуется известностью Ю. М. Анко.
Юкагирская литература литература юкагиров. В фольклоре преобладали исторические предания, сказки. Первый юкагирский писатель Одулок Текки (Н. И. Спиридонов). Современная юкагирская литература представлена именами братьев Куриловых прозаика С. Н. Курилова и поэта Улуро Адо (Г. Н. Курилов).
Издания и литература:
Языки и письменность народов Севера, ч. 13, М.-Л., 1934 1937;
Народы Сибири, М.-Л., 1956;
Сказки народов Севера, М.-Л., 1959;
Творчество народов Дальнего Севера, Магадан, 1958;
Романенко Д., У могучих истоков, М., 1963;
Комановский Б. Л., Самые молодые литературы, М., 1973;
Смольников И. Ф., Совр. легенды, М., 1975;
Пархоменко М. Н., Многонациональное единство советской литературы, М., 1978;
его же, Рождение нового эпоса, М., 1979;
Николаев К., Голоса новой Чукотки. Литература народностей Крайнего Северо-Востока, Магадан, 1980;
Санги В., От исторических преданий до исторических романов, «Дружба народов», 1981, № 4;
Лебедев Ж. К., Эпические памятники народов Крайнего Севера, Новосиб., 1982.
Б. Л. Комановский, Ю. М. Шпрыгов.