Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОКТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОКТ")

О. ГЕНРИ

О. ГЕ́НРИ (O. Henry) (наст. имя Уильям Сидни Портер, Porter) (1862—1910), американский писатель. Сб. новелл «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907, п. 1915), «Милый жулик» (1908). Сатирич. ром. в новеллах «Короли и капуста» (1904).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1959; Город без происшествий, М., 1981.

● Левидова И. М., О. Генри и его новелла, М., 1973.

ОБАНЕЛЬ ТЕОДОР

ОБАНЕ́ЛЬ (Aubanel) Теодор (1829—86), провансальский поэт, драматург. Сб. стихов «Полураскрытый гранат» (1860), «Дочери Авиньона» (1886), «Загробное солнце» (изд. 1899). Пьесы «Хлеб греха» (пост. 1878), «Похищение» (изд. 1928), «Пастух» (изд. 1935, полн. изд. 1944).

ОБЕН НАПОЛЕОН

ОБЕ́Н (Aubin) Наполеон (1812—90), канадский поэт и журналист (на франц. яз.).

ОБИНЬЕ ТЕОДОР АГРИППА Д’

ОБИНЬЕ́ (d’Aubigné) Теодор Агриппа д’ (1552—1630), французский поэт, историк. «Трагические поэмы» (ч. 1—7, 1575—1615, изд. 1616); политич. памфлеты. Автобиография (изд. 1729); кн. «Всемирная история» (т. 1—3, 1600—12, изд. 1616—20). Сатирич. ром. «Приключения барона Фенеста» (кн. 1—4, 1617—30).

■ Трагич. поэмы и сонеты. Мемуары, М., 1949.

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕ́НИЕ (обзор),

1) жанр журнальной литературной критики. В критическом О. обычно рассматривается определённая совокупность произведений текущей литературы одного или нескольких жанров (повесть, рассказ, поэма); при этом анализируются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода (нередко в сопоставлении с предшествующей литературой).

В русской критике расцвет жанра приходится на 1‑ю половину XIX в., когда над нормативными оценками художественных произведений стал преобладать подход к ним с позиций историзма и родилось понятие литературного процесса. Первым опытом нового жанра явилось «Обозрение русской литературы 1814 г.» Н. И. Греча (журнал «Сын отечества», 1815, № 1—4); в жанре О. писали В. К. Кюхельбекер («Обозрение русской литературы», 1817), А. А. Бестужев-Марлинский, Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, П. В. Анненков. Особенно известна серия обозрений В. Г. Белинского — от «Литературных мечтаний» (1834) до «Взгляда на русскую литературу 1847 года». С середины XIX в. — в связи с ростом книжной продукции и углублением публицистических тенденций в критике — О. все больше вытесняется статьями, посвященными отдельным проблемам общественного, философского, эстетического характера и их преломлению в литературе (значительных исключений немного — например, статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», 1893). В советской критике жанр О. продолжает существовать, хотя он оттеснен на второй план проблемными статьями и критико-библиографическими рецензиями (напр., годичные обзоры прозы, поэзии, драматургии, зарубежных литератур в журнале «Вопросы литературы»).

О. называют также периодическое издание, освещающее текущий литературный материал и хронику литературной жизни и публикующее критические работы разных жанров — от небольших монографических и проблемных статей до рецензий и аннотаций. Первый литературный журнал такого типа появился в Англии в 1755 — «Edinburgh Review». В России журнал «Литературное обозрение» издавался в Петербурге в 1895 — 1917. Среди советских журналов можно упомянуть критико-библиографические журналы «Литературное обозрение» (1936 — 1941) и «В мире книг» (с 1961), журнал «Советская литература» (на иностр. яз.), информирующий зарубежного читателя о литературной жизни в СССР, журнал «Литературное обозрение» (с 1973), газеты «Книжное обозрение», «Альманах библиофила» (с 1973). Книжное О. (или «книжная полка») — отдел, типичный для «толстых» журналов.

2) О. (или ревю, франц. — revue)— вид эстрадного или театрального представления, состоящего из отдельных номеров, объединенных каким-либо сквозным мотивом или персонажами, и — соответственно — литературный сценарий такого представления.

И. Б. Роднянская.

ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ

ОБРАМЛЁННАЯ ПО́ВЕСТЬ (обрамление), литературный жанр, для которого характерно объединение посредством связующей повествовательной рамки разнородных рассказов новеллистического, сказочного или басенного типа. Развлекательная установка вставных рассказов обычно сочетается с дидактической тенденцией «рамочной» истории, благодаря чему сборники О. п. приобретают логическую и художественную цельность и завершенность.

Истоки О. п. можно обнаружить в повествовательной литературе и фольклоре Древнего Востока и европейской античности, а окончательно как жанр она сложилась в 1‑й половине 1‑го тысячелетия на индийской почве. Первые и характерные памятники О. п. — санскритские «Великий сказ» Гунадхьи и «Панчатантра». Впоследствии, не без влияния переводов с индийских языков, возникают О. п. на персидском, арабском, еврейском, греческом, тюркском, славянских, романских и других языках («Калила и Димна» и «Книга Синдбада», «Тысяча и одна ночь», «Книга попугая», «Дисциплина клерикалис» и др.). Позже композиционная структура О. п. прослеживается в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера, «Гептамероне» Маргариты Наваррской, у итальянских новеллистов Возрождения (прежде всего в «Декамероне» Дж. Боккаччо).

Литература:

Гринцер П. А., Древнеиндийская проза. (Обрамленная повесть), М., 1963.

П. А. Гринцер.

ОБРУЧЕВ ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ

О́БРУЧЕВ́ Владимир Афанасьевич (1863—1956), русский советский геолог, географ, писатель. Акад. АН СССР (1929), Герой Соц. Труда (1945). Науч.-фантастич. ром. «Плутония. Необычайное путешествие в недра земли» (1924), «Земля Санникова, или Последние онкилоны» (1926). Сб. науч.-фантастич. рассказов и повестей «Путешествие в прошлое и будущее» (1961), «В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя» (1951). Путевые записки. Сб. статей, воспоминаний, писем «В старой Сибири» (1958, 1-е изд. под назв. «Сибирские письма», 1894, Лейпциг, на нем. яз.). Биогр. кн. «Эдуард Зюсс» (1937, в соавт. с М. Зотиной). «Занимательная геология» (1961). Пр. им. В. И. Ленина, 1926. Гос. пр. СССР, 1941, 1950.

■ Избр. труды, т. 1—6, М., 1958—1964.

● Поступальская М. И., Ардашникова С. Д., Обручев, М., 1963.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯ́ДОВАЯ ПОЭ́ЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие (напр., колядки), символическими, если сопровождают, объясняют или символизируют обряд (напр., причитания, свадебные песни), и игровыми (напр., славянские хороводные песни, карнавальные песни итальянцев, испанцев и других народов). Уже в период капитализма О. п. постепенно уходит из быта. Устойчивее песни хороводные и игровые. Некоторые обрядовые песни переходят в разряд внеобрядовой лирики, в детский фольклор.

Литература:

Чичеров В. И., Зимний период рус. земледельч. календаря XVI—XIX вв., М., 1957;

Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — нач. XX в., М., 1979;

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX — нач. XX в., [т. 1—3], М., 1973 — 1978.

ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ РОССИ́ЙСКОЙ СЛОВЕ́СНОСТИ, литературно-научное общество при Московском университете (1811—1930, с перерывом 1837 — 1857). Председателями были М. Н. Загоскин, А. С. Хомяков, М. П. Погодин, И. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев, П. Н. Сакулин и др. На заседаниях выступали А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, В. Я. Брюсов. Общество опубликовало «Труды ОЛРС» (ч. 1—20, 1812 — 1821), «Сочинения в прозе и стихах» (ч. 1—7, 1822 — 1828), «Толковый словарь…» В. И. Даля (ч. 1—4, 1863 — 1866) и «Песни, собранные П. В. Киреевским» (в. 1—10, 1860 — 1874; новая серия: в. 1—2, 1911 — 1929), сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1—2, 1924 — 1930).

Литература:

Сакулин П. Н., Общество любителей российской словесности «Печать и революция», 1927, кн. 7.

ОБЩЕСТВО ЛЮБОМУДРИЯ

О́БЩЕСТВО ЛЮБОМУ́ДРИЯ, литературно-философский кружок в Москве (1823 — 1825). Входили В. Ф. Одоевский (председатель), Д. В. Веневитинов (секретарь), И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырев, Н. А. Мельгунов, М. П. Погодин. Члены О. л. изучали сочинения Б. Спинозы, Л. Окена; на основе «системы тождеств» Ф. Шеллинга пытались построить цельное «науко-учение». Определённое воздействие на любомудров оказывала научная и преподавательская деятельность профессоров Московского университета шеллингианцев Д. В. Велланского и М. Г. Павлова. Общество сыграло заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства. Само наименование «любомудры» было принято членами кружка в полемическом отталкивании от французской философии XVIII в. (в противопоставлении романтической «мудрости» — просветительскому «разуму»). Философские умонастроения уживались у некоторых членов О. л. с либерально-политическими интересами. После 1825, в обстановке репрессий, любомудры распустили общество, а его устав и протоколы сожгли. Идеи О. л. нашли отражение в издаваемом В. К. Кюхельбекером и Одоевским альманахе «Мнемозина» (ч. I—IV, 1824 — 1825); позднее любомудры объединились вокруг «Московского вестника» (1827 — 1830).

Литература:

Манн Ю., Рус. филос. эстетика, М., 1969, с. 6—43, 76—191;

Маймин Е. А., Рус. филос. поэзия. Поэты-любомудры…, М., 1976;

Каменский З. А., Московский кружок любомудров, М., 1980.

Ю. В. Манн.

ОБЩЕСТВО РУССКИХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ОПЕРНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

О́БЩЕСТВО РУ́ССКИХ ДРАМАТИ́ЧЕСКИХ ПИСА́ТЕЛЕЙ И О́ПЕРНЫХ КОМПОЗИ́ТОРОВ, создано для защиты материальных интересов драматургов. Существовало в 1874—1904; в 1877 в него вошли и оперные композиторы. Инициатор и первый председатель — А. Н. Островский (до 1886). В общество входили И. С. Тургенев, А. К. Толстой, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. Горький, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др. Проводило вечера, конкурсы на лучшую пьесу (учредило Грибоедовскую премию), издавало каталоги пьес членов общества.

ОБЩИЕ МЕСТА

О́БЩИЕ МЕСТА́ (лат. loci communes),

1) в риторике — рассуждения на отвлеченные темы («сколь ужасна измена отечеству…»), вставляемые для амплификации в речи по конкретным поводам («об измене такого-то»). В принципе такие О. м. могли быть переносимы из речи в речь независимо от содержания; во времена средневековья и Возрождения из них составлялись специальные ученые сборники.

2) В широком смысле слова — всякий устойчивый набор образов и мотивов, используемый при изображении ситуаций, часто повторяющихся в данной литературной системе: наиболее осознанно — в фольклоре, в литературе средних веков (т. н. этикет литературный по терминологии Д. С. Лихачева), Ренессанса и в классицизме (описания красавицы, местности, сражения и т. п.), менее осознанно — в позднейшей литературе (изображение любовных переживаний, массовых сцен и т. п.). В этом значении употребительны также термины «топос», «топика» (греч. topos — место). Ср. также Канон (в широком значении).

М. Л. Гаспаров.

ОБЭРИУ

ОБЭ́РИУ (Объединение Реального Искусства), литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде в 1927—начале 30‑х гг. В литературную секцию О. входили поэты К. К. Вагинов, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. Хармс, И. В. Бахтерев, Ю. Д. Владимиров, прозаик Д. Левин и др., провозгласившие себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». «Достоянием искусства», по их словам, становится «конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи», и в поэзии «с точностью механики» его передает «столкновение словесных смыслов» (манифест О. в «Афишах Дома Печати», 1928, № 2). У обэриутов не было единой поэтики, но очевидно, что свойственные им всем алогизм, абсурд, гротеск и проч. не были чисто формальными приемами, а выражали и некоторую конфликтность мироуклада. Принципы обэриутского театра полнее всего воплотились в пьесе Хармса «Елизавета Бам» (1927) и позднее — в пьесе Введенского «Елка у Ивановых» (1939). Многие обэриуты нашли себя в детской литературе (Хармс, Введенский, Владимиров, Заболоцкий, Левин) и приобрели в ней известность.

Союзниками обэриутов в изобразительном искусстве были художники К. С. Малевич и П. Н. Филонов. Хармс и Введенский считаются родоначальниками новейшей европейской литературы абсурда.

Литература:

Тренин В., О «смешной» поэзии, «Дет. литература», 1939, № 9;

Александров А., Обэриу. Предварительные заметки, «Ceskoslo-venska rusistika», 1968, т. 13, № 5;

Рахтанов И., На широтах премени, М., 1973. с. 397—403, 413—14, 428 и др.;

Воспоминания о Заболоцком, М., 1977, с. 74—76, 84, 86—91 и др.;

Глоцер Вл., [Алиса Порет вспоминает о Данииле Хармсе], в кн.: Панорама искусств, [в.] 3, М., 1980, с. 345—47.

Вл. Глоцер.

ОВАНЕСЯН РАЧИЯ КАРАПЕТОВИЧ

ОВАНЕСЯ́Н Рачия Карапетович (р. 1919), армянский советский поэт. Чл. КПСС с 1948. Сб. стихов «Песня моей жизни» (1948), «Вторая встреча» (1951), «Молчание моря» (1964), «Вечерний звон» (1982).

■ Стихи, т. 1—2, Ер., 1971—72 (на арм. яз.); Песня солнечного острова. Избр. лирика, Ер., 1980 (на арм. яз.); Дикая роза. Стихи, М., 1980.

ОВЕРБЕРИ ТОМАС

О́ВЕРБЕРИ́ (Overbury) Томас (1581—1613), английский писатель. Кн. «Характеры», поэма «Жена» (обе опубл. 1614).

ОВЕЧКИН ВАЛЕНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ

ОВЕ́ЧКИН Валентин Владимирович (1904—1968), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1929. Очерки — цикл «Районные будни» (1952—56), кн. «На переднем крае» (1953). Сб. «Рассказы» (1939, 1946, в т. ч. рассказ «Гости в Стукачах», 1940). Пов. «С фронтовым приветом» (1945). Пьесы «Бабье лето» (1947), «Настя Колосова» (1949, 2-я ред. 1950), «Навстречу ветру» (1958), «Летние дожди», «Время пожинать плоды» (обе — пост. 1960), «Пусть это сбудется» (1961).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1963; Статьи, дневники, письма, М., 1972.

● Атаров Н. С., Дальняя дорога. Лит. портрет В. Овечкина, М., 1977; Вильчек Л. Ш., Валентин Овечкин, М., 1977; Воспоминания о В. Овечкине, М., 1982.

ОВИДИЙ

ОВИ́ДИЙ (Ovidius), Публий Овидий Назон (43 до н. э. — ок. 18 н. э.), римский поэт. Ок. 10 лет провел (и умер) в изгнании, в г. Томы (Констанца). Любовные элегии, сб. любовных посланий «Героини», дидактич. поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви» (все — ок. 20—1 до н. э.). Поэмы «Метаморфозы» (15 книг) — изложение греч. мифологии и «Фасгы» (6 кн., неоконч.) — изложение рим. мифологии (календарь рим. религ. праздников) (обе ок. 1—8 н. э.). «Скорбные элегии» (5 кн.), «Послания с Понта» (4 кн.); стихотв. инвектива «Ибис» (все — в ссылке, после 8 н. э.).

■ Элегии и малые поэмы, М., 1973; Скорбные элегии. Письма с Понта, [вступ. ст. М. Л. Гаспарова], М., 1978; Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии, М., 1983.

● Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, 1958.

ОВНАТАН НАГАШ

ОВНАТА́Н НАГА́Ш (1661—1722), армянский поэт-песенник и художник. Более ста сатирич., застольных, назидат. песен; любовная лирика.

■ Стихотворения, Ер., 1983 (на арм. яз.).

ОВСЕПЯН РУБЕН ГЕОРГИЕВИЧ

ОВСЕПЯ́Н Рубен Георгиевич (р. 1939), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1973. Пов. «Геологи» (1964), «Искания» (1965), «Крик», «Армянский квартал» (обе—1968).

■ Длинный прекрасный день. Повести и рассказы, Ер., 1980 (на арм. яз.); Самая теплая страна. Повесть и рассказы, Ер., 1983.

ОВЬЕДО-И-БАНЬОС ХОСЕ ДЕ

ОВЬЕ́ДО-и-БА́НЬОС (Oviedo y Baños) Хосе де (1671—1738), венесуэльский хронист. «История конкисты и заселения провинции Венесуэла» (1723).

ОГАРЁВ НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ

ОГАРЁВ Николай Платонович (1813—77), русский революционер, писатель. С 1856 в эмиграции (Лондон, Женева); создатель (совм. с А. И. Герценом) вольной рус. прессы. Гражд., филос., любовная лирика, в т. ч. «На смерть поэта» (1837, опубл. 1931), «На смерть Лермонтова» (1841, опубл. 1937), «Много грусти!» (1841), «Характер», «Кабак», «Дорога» (муз. автора), «Изба» (все — 1842), «Обыкновенная повесть» (1843), цикл «Buch und Liebe» (1841—44, полн. опубл. 1956), цикл «Монологи» (1847), «Упование. Год 1848» (опубл. 1857, Лондон), «Арестант» (1850, стало солдатской песней, опубл. 1869, Лейпциг), «Предисловие к “Колоколу”» (1857), «Свобода» (1858, стало революц. песней), цикл «Воспоминания детства» (1856—1861), «Памяти Рылеева» (1860), «Михайлову» (1862, заключит, часть стих — «Закован в железы, с тяжелою цепью» — стала революц. песней), цикл «Настоящее и думы. Письма к Герцену» (1863, опубл. 1953), «Симпо-бедиши» (1863). Сатирич. стих., эпиграммы. Поэмы, в т. ч. «Юмор» (незаконч.; ч. 1—2, 1840—41, опубл. 1857, Лондон; ч. 3, 1868, Женева; полн. 1956), «Господин» (кон. 1840-х гг., опубл. 1857, Лондон), «Зимний путь» (1856), «Ночь» (1857, опубл. 1859), «Сны» (1857), «С того берега» (1858), «Матвей Радаев» (гл. 1, 1859, полн. 1886), «Забытье» (1862), «Странник» («Пророк», 1863), «Восточный вопрос в панораме» (1869), «Гей, ребята, люди русские» (1869, напечатана в виде листовки). Проза, в т. ч. фрагменты автобиогр. записок. Публицистич. и лит.-критич. статьи, в т. ч. «Письмо из провинции» (1857), цикл «Рус. вопросы» (1856—58), предисл. к «Думам» К. Рылеева (1860), предисл. к сб. «Рус. потаенная лит-ра XIX века», «Разбор нового крепостного права» (обе — 1861), статьи-прокламации («Что нужно народу», 1861), цикл «Расчистка некоторых вопросов» (1862—64), цикл «Письма к одному из многих» (1864), цикл «Частные письма об общем вопросе» (1866—67). 4 Стихотворения, М., 1856, 3 изд., М., 1863; Стихотворения, т. 1—2, М., 1904; Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1—2, М., 1952—56; Избр. произв., т. 1—2, 1956; Стихотворения и поэмы, М., 1980; Избр., М., 1984.

● Путинцев В. А., Н. П. Огарев. Жизнь, мировоззрение, творчество, М., 1963; Конкин С. С., Н. Огарев, 2 изд., Саранск, 1982; Проблемы творчества Н. П. Огарева, Саранск, 1980.

ОГИР ВИЛЛЕМ

ОГИ́Р (Ogier) Виллем (1618—89), бельгийский драматург (на нидерл. яз.). Сатирико-бытовые комедии «Ненасытность» (1639), «Высокомерие» (1644), «Злоба» (1645), «Безнравственность» (1646), «Ненависть и зависть» (1647), «Лень» (1677), «Алчность» (1678).

ОГНЕВ Н.

О́ГНЕВ Н.́ (наст. имя и фам. Михаил Григорьевич Розанов) (1888—1938), русский советский писатель. Пов. «Дневник Кости Рябцева» (1927, первонач. — «Гибель лорда Дальтона», 1926), «Исход Никпетожа» (1928, др. назв. — «Костя Рябцев в вузе»). Ром. «Три измерения» (1932; в 1929 — под назв. «Три измерения Калерии Липской»), Сб. «Рассказы» (1938) и др. Сказка для детей «Яшка из кармашка» (1924).

■ Собр. соч. в 5 т., [т. 1, 3, 4]. [Предисл. А. Воронского], М., 1928—1929; Дневник Кости Рябцева. [Вступ. ст. Л. Кассиля], М., 1966.

ОГОТ ГРЕЙС

О́ГОТ́ (Ogot) Грейс (р. 1932), кенийская писательница (на англ. яз.). Ром. «Земля обетованная» (1966, п. 1977). Рассказы.

«ОГУЗ-НАМЕ»

«ОГУЗ-НАМЕ» - «ОГУ́З-НАМЕ́» («Сказание об Огузе»), эпические памятники о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом прародителе Огуз-хане. Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века, а также фрагменты в средневековых исторических сочинениях. Старейшей является карлукско-уйгурская версия XIII—XIV вв. (рукопись XV в. хранится в Париже). Бахадур-хан Абу-ль-Гази создал в XVII в. т. н. мусульманскую версию эпоса. Название «О.-н.» дано каждому из 12 сказаний эпического памятника «Китаби деде Коркуд».

Литература:

Кононов А. Н., «Родословная туркмен». Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского, М.-Л., 1958 (библ. с. 181—90);

Щербак A. M., Огуз-наме. Мухаббат-наме, М., 1959.

ОДА

О́ДА (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «О.» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI—XVII вв.) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар, Г. Кьябрера, Дж. Драйден). В поэзии классицизма (XVII—XVIII вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); классики жанра — Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен, в России — М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы О.). В эпоху предромантизма (кон. XVIII в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В XIX—XX вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков — Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др. — лишены канонических жанровых примет) и понятие «О.» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского).

М. Л. Гаспаров.

О’ДАУД БЕРНАРД

О’ДА́УД (O’Dowd) Бернард (1866—1953), австралийский поэт. Сб. стихов «К рассвету?» (1903), «Молчаливая земля» (1906), «Семь смертных грехов» (1909). Поэма «Буш» (1912). Лит. манифест «Воинствующая поэзия» (1909).

ОДЕН УИСТЕН ХЬЮ

О́ДЕН́ (Auden) Уистен Хью (1907—73), английский поэт. С 1939 жил в США. Сб. «Испания» (1937), «Гляди, незнакомец!» (1936), «Век тревоги» (1947), «Щит Ахилла» (1955). Пьесы (совм. с Кр. Ишервудом) «Пес под шкурой» (1935), «На границе» (1938) и др.

ОДЕТС КЛИФФОРД

О́ДЕТС́ (Odets) Клиффорд (1906—63), американский драматург. Пьесы «В ожидании Лефти» (1935), «Пока я жив» (1935), «Проснись и пой!» (1935), «Золотой мальчик» (1937), «Большой нож» (1948, п. — «В золотой паутине», 1956).

ОДЖХА КРИТТИБАШ

О́ДЖХА́ Криттибаш, индийский поэт 15 в. Переложение «Рамаяны» на бенг. яз.

ОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК

ОДИННАДЦАТИСЛО́ЖНИК, в силлабическом стихосложении — стих из 11 слогов. В европейской поэзии развился из античного ямбического триметра. Итальянский О. (с XII в.) имеет обязательные ударения на 10-м и 4-м и (или) 6-м слогах (а с XVI в. — также запрет несмежного ударения на 7-м слоге); польский О. (с XVI в.) — обязательные ударения на 10-м и 4-м и цезуру после 5-го; русский О. (в XVII — нач. XVIII вв.) — почти обязательное ударение на 10-м и цезуру после 5-го. Один из самых употребительных размеров европейской силлабики. В силлабо-тонических имитациях передается пятистопным ямбом.

М. Л. Гаспаров.

«ОДИССЕЯ»

«ОДИССЕЯ» - «ОДИССЕ́Я», древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру (см. Гомеровский вопрос). Сложена гекзаметром (около 12100 стихов), написана, предположительно, несколько позднее «Илиады»; содержит больше сказочных и бытовых мотивов.

«О.» начинается с традиционного фольклорного мотива о сыне (Телемахе), разыскивающем отца (Одиссея), и завершается мотивом возвращения мужа на свадьбу жены (избиение Одиссеем женихов Пенелопы). Описания десятилетних странствий Одиссея после Троянской войны ведутся от лица самого главного героя. Странствия — типичный сюжет героического (и мифологического) эпоса (ср. эпос о Гильгамеше, «Рамаяна» и др.) с характерными мотивами сошествия в преисподнюю («О.», песнь XI), любовных приключений в волшебных странах (Одиссей у чародейки Кирки и нимфы Калипсо), борьбы с чудовищами (циклопом Полифемом и др.), причем Одиссей побеждает не столько силой, сколько хитроумием. Однако странствия Одиссея, в отличие от героических путешествий, предпринимаемых ради совершения подвигов, вынужденные: он не может вернуться на родину из-за гнева богов. Героизм Одиссея — в преодолении сверхъестественных препятствий и соблазнов (отказ от бессмертия с Калипсо) ради мирного человеческого счастья (что отличает «О.» от поисков славы в «Илиаде»), в умении вынести удары судьбы, противопоставив им свою стойкость. Классический русский перевод «О.» — В. А. Жуковского (1849).

Издания:

Гомер, Одиссея, пер. В. Жуковского, М.-Л., 1935 [вступ. ст. И. М. Тронского];

в том же пер., М., 1967; то же, пер. В. Вересаева, М., 1953.

Литература:

Толстой И. И., Возвращение мужа в «Одиссее» и в рус. сказке, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966;

Шталь И. В., «Одиссея» — героическая поэма странствий, М., 1978. См. также лит. при ст. «Илийда».

В. П.

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА

ОДИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́, в русской поэзии — 10-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой AbAbCCdEEd (или производными от нее).

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

М. В. Ломоносов.

Образец (через немецкое посредство) — строфа французских классицистических од, канонизованная Ф. Малербом. Из оды О. с. распространилась и на другие поэтические жанры XVIII в. (некоторые песни М. И. Попова, «Энеида» Н. П. Осипова — А. Котельницкого), а с переносом в другой стихотворный размер — даже, например, на балладу «Граф Габсбургский» Ф. Шиллера — В. А. Жуковского.

М. Л. Гаспаров.

ОДОЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ОДО́ЕВСКИЙ Александр Иванович (1802—1839), князь, русский поэт; декабрист. Гражд. лирика, в т. ч. «Бал» (1830), «Струн вещих пламенные звуки» (1827; ответ на послание А. Пушкина «В Сибирь», распространялось в списках, опубл. 1857, Лондон; в России полностью 1910), «Элегия на смерть А. С. Грибоедова» (1829, изд. 1830), «При известии о польской революции» (1831, опубл. 1861, Лондон), «Славянские девы» (опубл. 1859). Стих, на историч. темы, в т. ч. «Зосима», «Дева. 1610 г.», «Неведомая странница» (все — ок. 1829, опубл. 1922). Ист. поэма «Василько» (1829—30).

■ Полн. собр. стих, и писем, М.—Л., 1934; Полн. собр. стих., Л., 1958; Стихотворения, М., 1982.

● Ягунин В. П., А. Одоевский, М., 1980.

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

ОДО́ЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1803, по др. данным, 1804—69), князь, русский писатель, философ, муз. и литературный критик, популяризатор науч. знаний; изд. журн. для крестьян «Сельское чтение» (1843—48). Ром. «Русские ночи» (полн. 1844; 2-я ред. 1862, опубл. 1913) сочетает филос. диалоги, рассказы-притчи, новеллы. Фантастич. рассказы «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою» (1833), «Живой мертвец» (1844); мистико-фантастич. нов. «Сильфида» (1837), «Косморама», «Саламандра» (обе—1840), «Беснующиеся» (1842). Педагогия, притчи «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1838). Сатирич. светские пов. «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839). Пьеса «Хорошее жалованье» (1838). Неоконч. ром.-утопия «4338-й год» (опубл. 1926). Статьи и эссеистич. заметки об А. С. Пушкине и Н. В. Гоголе. Дневник. Биогр. рассказы и муз.-критич. эссе, в т. ч. об А. С. Даргомыжском, М. И. Глинке, В. А. Моцарте и др.; исследования о нар. песне и др.-рус. церк. музыке.

■ Соч., ч. 1—3, СПБ, 1844; Русские ночи — Дополнения, Л., 1975; Соч., т. 1—2, М., 1981; Последний квартет Бетховена. Повести, рассказы, очерки, М., 1982; О лит-ре и иск-ве, М., 1982; Муз.-лит. наследие, М., 1956; Избр. педагогич. соч., М., 1955.

● Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Кн. В. О. Одоевский, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Манн Ю. В., В. Ф. Одоевский и его «Рус. ночи», в его кн.: Рус. филос. эстетика, М., 1969; Виргинский В. С., В. Ф. Одоевский. Естеств.-науч. взгляды…, М., 1975.

О’ДОННЕЛЛ ПИДАР

О’ДО́ННЕЛЛ (O’Donnell) Пидар (р. 1893), ирландский писатель. Ром. «Островитяне» (1928), «Эдригул» (1929), «Мы еще поборемся» (1930, п. 1934), «Нож» (1930), «Большие окна» (1955), «Наступит день» (1963), «Гордый остров» (1975, п. 1979). Автобиогр. кн. «Ворота распахнулись» (1932). Публицистика.

ОДУЛОК ТЕККИ

ОДУЛО́К Текки (Николай Иванович Спиридонов) (1906—38), юкагирский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Пов. «Жизнь Имтеургина-старшего» (1934). Кн. очерков «На Крайнем Севере» (1933).

ОЖЕШКО ЭЛИЗА

ОЖЕ́ШКО (Orzeszkowa) Элиза (1841—1910), польская писательница. Ром. «Марта» (1873), «Эли Маковер» (1874—75), «Помпалинские» (1876), «Семья Брохвичей» (1876), «Меир Эзофович» (1878), «Над Неманом» (1887), «Аргонавты» (1899) и др.; пов. «Низины» (1883), «Дзюрдзи» (1885), «Хам» (1888, отд. изд. 1892); рассказы, статьи.

■ Полн. собр. соч., т. 1—8, К—П—Хар., 1902—10; Соч., т. 1—5, М., 1953—54.

ОЖЬЕ ЭМИЛЬ

ОЖЬЕ́ (Augier) Эмиль (1820—89), французский драматург. Стихотв. ист. комедии «Цикута» (1844), «Авантюристка» (1848); прозаич — бытописат. комедии «Габриэль» (1850, п. 1853), «Зять господина Пуарье» (1854, п. 1915), «Бедные львицы» (1858, совм. с Э. Фусье), «Нахалы» (1861), «Сын Жибуайе» (1863, п. 1903), «Господин Герен» (1865), «Мадам Каверле» (1876, п. 1876).

ОЗ ЭРДАЛ

ОЗ (Öz) Эрдал (р. 1935), турецкий писатель. Сб. рассказов «Усталые» (1960), «Истекающий кровью» (1973). Ром. «В комнатах» (1960), «Ты ранен» (1974). Стихи.

ОЗЕРОВ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

О́ЗЕРОВ́ Владислав Александрович (1769—1816), русский драматург, поэт. Стихотв. трагедия «Ярополк и Олег» (1798), «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Дмитрий Донской» (пост. 1807), «Поликсена» (1809).

■ Трагедии. Стихотворения, 2 изд., Л., 1960.

ОЗИЕВ САЛМАН ИСМАИЛОВИЧ

ОЗИ́ЕВ Салман Исмаилович (р. 1904), ингушский советский поэт. Поэтич. сб. «Путь счастья» (1960), «Горный сокол» (1963), «Я верю» (1969), «Мне жизнь улыбается» (1976), «Источник счастья» (1978).

■ Избр., Грозный, 1974 (на ингуш. яз.).

ОЗНОБИШИН ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ

ОЗНОБИ́ШИН Дмитрий Петрович (1804—1877), русский поэт. Любовная и пейзажная ли рика (преим. 1839—44). Переводы из Хафиза, Низами, Саади.

● Гольц Т. М., Сердце брата. Очерк о поэте Д. П. Ознобишине, Душанбе, 1964.

ОЗ’ЯЛЧИНЕР АДНАН

ОЗ’ЯЛЧИНЕ́Р (Özyalçiner) Аднан (р. 1934), турецкий писатель. Сб. рассказов «Ярмарка» (1960), «Свадьба» (1963), «Грабеж» (1971), «Дни бедствий» (1972).

ОЙОНО-МБИА ГИЙОМ

ОЙОНО́-МБИА́ (Oyono-Mbia) Гийом (р. 1939), Камерунский писатель (на франц. яз.). Комедии «Три жениха… один муж» (1964), «До новых писем» (1970), «Наша дочь не выйдет замуж!» (1971). Сб. новелл «Летопись поселка Мвутесси» (в. 1—3, 1971—72).

ОЙУНСКИЙ ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ

ОЙУ́НСКИЙ (наст. фам. Слепцов) Платон Алексеевич (1893—1939), якутский советский писатель, политяч. деятель. Чл. КПСС с 1918. Стихи. Поэмы «Красный шаман», «Нюргун Боотур Стремительный». Пов. «Выход из тины» (1936). Рассказы. Пьесы «Большевик», «Царский указ». Тр. «Якутский язык и пути его развития» (1935).

■ Соч., т. 1—7, Якутск, 1958—1962 (на якут. яз.); Стихотворения, Л., 1978; Песня грядущего. Стихотворения, Якутск, 1983 (на якут. и рус. яз.).

● Семенов В. А., Творчество П. А. Ойунского и становление социалистич. реализма в якут. сов. лит-ре, Новосиб., 1980; П. Ойунский. Сб., Якутск, 1983.

ОКАЙ АТУКВЕЙ

ОКА́Й (Okai) Атуквей (р. 1941), ганский поэт (на англ. яз.). Поэма «Логарифмы Лорголиджи» (п. 1979).

ОКАРА ГАБРИЕЛЬ

ОКА́РА (Okara) Габриель (р. 1921), нигерийский писатель (на англ. яз.). Пов. «Голос» (1964). Сб-ки стихов и статей.

О’КЕЙСИ ШОН

О’КЕ́ЙСИ (O’Casey) Шон (1880—1964), ирландский писатель, общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии Великобритании. Драматич. трил. «Тень стрелка», «Юнона и Павлин» (обе — 1925), «Плуг и звезды» (1926). Пьесы «Серебряный кубок» (1928), «Звезда становится красной», «Пурпурный прах» (обе — 1940), «Красные розы для меня» (1942), «Листья дуба и лаванда» (1946), «Петух-денди» (1949), «Костер епископа» (1955), «Барабаны отца Неда» (1960), «За зелеными шторами» (1961). Автобиогр. эпопея «Зеркало в моем доме»: «Я стучусь в дверь» (1939), «На пороге» (1942), «Барабаны под окнами» (1945), «Прощай, Ирландия!» (1949), «Роза и корона» (1952), «Закат и вечерняя звезда» (1954). Статьи по эстетике (сб. «Зеленая ворона», 1956; «Под цветной шапкой», 1963).

■ Пьесы, М., 1961; Под цветной шапкой. Рассказы, М., 1964; За театральным занавесом, М., 1971.

● Саруханян А., Творчество Шона О’Кейси, М., 1965; Левидова И. М., Парчевская Б. М., Шон О’Кейси. Биобиблиографич. указатель, М., 1964.

ОКЕССОН СОНЯ

О́КЕССОН́ (Àkesson) Соня (1926—77), шведская поэтесса. Сб. «Ситуации» (1957), «Мир в доме» (1963), «Я живу в Швеции» (1966), «Добрые шестидесятые» (1970), «Глаз коня» (1977).

ОКИГБО КРИСТОФЕР

ОКИ́ГБО (Okigbo) Кристофер (1932—67), нигерийский поэт (на англ. яз.). Сб. «Небесные врата» (1962), «Пределы» (1964), «Лабиринты» (1971).

О’КОННОР ФЛАННЕРИ

О’КО́ННОР (O’Connor) Фланнери (1925—1964), американская писательница-католичка. Ром. «Мудрая кровь» (1952), сб. рассказов «Хорошего человека найти не легко» (1955). Ром. «Царство небесное силою берется» (1960), сб. рассказов «На вершине все тропы сходятся» (1965). Посмертно изданы сб. эстетич. фрагментов и статей «Добавочное измерение» (1966), «Тайна и обычая» (1969) и письма («Привычка к существованию», 1979).

■ Хорошего человека найти не легко. Рассказы. Предисл. М. Тугушевой, М., 1974; Grimshaw J. A., The Flannery O’Connor companion, Westport — L., 1981.

О’КОННОР ФРЭНК

О’КО́ННОР (O’Connor) Фрэнк (наст. имя Майкл О’Донован, O’Donovan) (1903—1966), ирландский писатель. Сб. новелл «Гости нации» (1931), «Мой эдипов комплекс и др. рассказы» (1963). Автобиогр. ром. «Единственный ребенок» (1961). Теоретич. и критич. работы («Зеркало на дороге. Исследование совр. романа», 1957). Избр. Рассказы эссе, мемуары, Л., 1983.

ОКСИМОРОН

ОКСИ́МОРОН, оксюморон (греч. oxýmōron, букв. — остроумно-глупое), сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием: «живой труп»; «убогая роскошь наряда» (Н. А. Некрасов); «худой мир лучше доброй ссоры»; «ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (А. А. Ахматова).

ОКТАВА

ОКТА́ВА (итал. ottava rima — 8-стишие), строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась из сицилианы; с XIV в. — традиционная строфа итальянских и испанских эпических поэм (Л. Ариосто, Т. Тассо, Эрсилья-и-Суньига, Л. Камоэнс); в начале XIX в. И. В. Гёте применил О. в посвящении к «Фаусту», а Дж. Байрон — в «Беппо» и «Дон Жуане»; отсюда — две традиции русская О.: лирическая (В. А. Жуковский, «На кончину королевы Виртембергской») и лирико-сатирическая («Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Сон статского советника Попова» А. К. Толстого, «Две липки» А. А. Фета). Размер русской О. — 5- или 6-стопный ямб, мужская и женская рифмы обычно чередуются.

Лирическая О.:

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов:

У брега сонных вод, один бродя случайно,

Прислушайся душой к шептанью тростников,

Дубравы говору; их звук необычайный

Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов

Невольно с уст твоих размерные октавы

Польются, звучные, как музыка дубравы.

А. Н. Майков.

М. Л. Гаспаров.

Предыдущая страница Следующая страница