Литературный энциклопедический словарь
МЕМУАРЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

МЕМУАРЫ

МЕМУА́РЫ (франц. mémoires — воспоминания), повествование от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. По форме изложения, по отсутствию сюжетных приемов, по хроникальности и фактографичности изложения М. примыкают к дневнику. По материалу, его достоверности и отсутствию вымысла большинство М. близко исторической прозе, научным биографиям, документально-историческим очеркам. Однако в отличие от историка и исследователя-биографа мемуарист, воспроизводя лишь ту часть действительности, которая находилась обычно в его поле зрения, основывается преимущественно на собственных непосредственных впечатлениях и воспоминаниях; при этом повсюду на переднем плане или он сам, или его точка зрения на описываемое. Естественно, М. не чужды субъективности и по фактической точности уступают документу. Однако неполнота фактов и почти неизбежная односторонность информации искупаются в М. живым и непосредственным выражением личности их автора, что является по-своему ценным «документом» времени. Подобно жанрам художественной прозы, типы М. необычайно многообразны и притом несравненно менее устойчивы в структурной (композиционной) и эстетической определенности. «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря — историческая проза; воспоминания Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», по словам автора, близки к роману; трилогия С. Т. Аксакова — «семейная хроника»; в «Былом и думах» А. И. Герцена, где проповедь сочетается с исповедью, широкая панорама общественной жизни — с духовной и личной драмой писателя, можно найти основные признаки многих художественных, публицистических и даже научных жанров. Весьма распространенная разновидность М. — литературный портрет.

Зарождение жанра М. историки связывают с появлением воспоминаний Ксенофонта (о Сократе) и его записок о военном походе греков («Анабасис», 401 до н. э.). В истории литературы средневековья заслуживают внимания «История моих бедствий» П. Абеляра, «Новая жизнь» Данте, «Бабур наме» Бабура. Эпоха Возрождения ярко отразилась, например, в воспоминаниях Бенвенуто Челлини, а XVII век, с которого начинается быстрый рост мемуарной литературы, — в воспоминаниях Л. Сен-Симона. Литературные М. необычайно множатся в XIX в. и особенно в XX в. (мадам де Сталь, И. В. Гёте, Стендаль, Г. Гейне, Х. К. Андерсен, А. Франс, Р. Тагор, Г. Манн, Р. Роллан, Ж. П. Сартр, Ф. Мориак и др.).

Одним из первых мемуарных произведений в России была «История о великом князе Московском» князя А. Курбского. Выдающийся литературно-художественный интерес представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Для XVIII в. наиболее знаменательны исторические М. «Жизнь и приключения…», написанные А. Т. Болотовым. В XIX в. выходит огромное количество М., имеющих историко-литературное или художественное значение. Примечательны, например, воспоминания декабристов Н. И. Тургенева, И. И. Пущина, И. Д. Якушкина, М. А. Бестужева, литераторов Н. И. Греча, С. П. Жихарева, Ф. Ф. Вигеля, В. С. Печерина, цензоров А. В. Никитенко, Е. М. Феоктистова и особенно писателей С. Т. Аксакова, Герцена, И. С. Тургенева, А. А. Григорьева. Освободительное движение 2‑й половины XIX в. широко и красочно отражено в «Записках революционера» П. А. Кропоткина, «Запечатленном труде» В. Н. Фигнер, «Истории моего современника» В. Г. Короленко. Для истории русской культуры ценны воспоминания известного юриста А. Ф. Кони, выдающегося математика С. В. Ковалевской, государственного деятеля С. Ю. Витте, художника А. Н. Бенуа и др.

Обилие М. характерно для 1920—начала 30‑х гг. Публикуются воспоминания большевиков, участников Гражданской войны, дипломатов, писателей, ученых; появляются мемуарные очерки Горького и «силуэты» А. В. Луначарского, история «собственных художественных исканий» К. С. Станиславского («Моя жизнь в искусстве»). В 30‑х гг. выходят воспоминания В. В. Вересаева, А. Белого. Новый поток М. возникает с середины 50‑х гг. Выходят многочисленные М. участников Великой Отечественной войны (в т. ч. маршала Г. К. Жукова). Широко публикуются воспоминания о советских писателях — В. В. Маяковском, А. С. Серафимовиче, С. А. Есенине, Д. А. Фурманове, А. А. Фадееве, Ю. Н. Тынянове, Б. Л. Горбатове, Ф. И. Панферове, М. Кольцове, И. Ильфе и Е. Петрове, Е. Л. Шварце, А. Н. Толстом и многие другие. С М. о писателях-современниках выступил К. И. Чуковский, увидели свет «Повесть о жизни» К. Г. Паустовского, «Люди, годы, жизнь» И. Г. Эренбурга, воспоминания М. С. Шагинян. Создается серия «Литературные мемуары», в которой вышли воспоминания А. Я. Панаевой и И. И. Панаева, П. В. Анненкова, Т. П. Пассек и др., а также сборники воспоминаний современников о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове, В. Г. Белинском, Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, А. А. Блоке.

Литература:

Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII — XIX вв., М., 1951;

История советского общества в воспоминаниях современников. 1917—1957.

Аннотир. указатель мемуарной литературы, ч. 1—2, М., 1958 — 1961.

Л. Л. Левицкий.

В начало словаря