Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОФ"-"СТР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОФ"-"СТР")

СОФРОНИЙ ВРАЧАНСКИЙ

СОФРО́НИЙ ВРАЧА́НСКИЙ (церк. имя; наст. имя Стойко Владиславов) (1739—1813), болгарский писатель, просветитель, деятель нац. Возрождения, епископ. Автобиогр. «Житие и страдания грешного Софрония» (1805, опубл. 1861). Сб-ки церк. и светского содержания («Кириакодромион, сиречь Недельник», 1806).

СОФРОНОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

СОФРО́НОВ Анатолий Владимирович (р. 1911), русский советский писатель, Герой Соц. Труда (1981). Чл. КПСС с 1940. Поэтич. сб. «Солнечные дни» (1934), «Сторона Донская» (1940), «Казачья слава» (1942), «Степные солдаты», «Ковыли» (обе — 1944), «Марш победителей» (1947), «От всех широт» (1958), «Я вас люблю» (1962), «Ничто не забывается…» (1971), «В глубь памяти» (1979), «Лирика» (1982). Поэмы «Свадьба» (1935), «Золотой берег» (1945), «Поэма прощания» (1968), «Поэма времени» (1970), «Бессмертие», «Плиев под Одессой» (обе — 1973) и др. Ром. в стихах «В глубь времени» (ч. 1—6, 1978—83). Тексты песен («Шумел сурово брянский лес», 1942). Пьесы, в т. ч. «В одном городе» (1946; Гос. пр. СССР, 1948), «Московский характер» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Деньги» (созд. 1955, изд. и пост. 1956), «Миллион за улыбку», «Стряпуха» (обе — 1959), «Стряпуха замужем» (1961), «Берегите живых сыновей» (1963), «Сын» (1965), «Эмигранты» (1967), «Лабиринт» (1968), «Цемесская бухта» (1969), «Наследство» (пост. 1969), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом» (1974), «Гиганты» (1976), «Стряпуха-бабушка», «Земное притяжение» (обе — 1978), «Катаракта» (1982). Книги очерков «Зарубежные встречи» (1952), «На пяти материках» (1958), «Дороги» (1972), «На землях Азии и Африки» (1973), «Память, припорошенная снегом» (1980). Рассказы. Переводы. Публицистика. Кн. очерков и воспоминаний «Время прощаний и встреч» (1977).

■ Собр. соч., т. 1—5, М., 1971—72; Собр. соч. в 6-ти тт., т. 1—3—, М., 1983—85—.

● Толченова Н. П., Веление времени. Очерк творчества А. Софронова, М., 1972.

СОФРОНОВ АНЕМПОДИСТ ИВАНОВИЧ

СОФРО́НОВ Анемподист Иванович (1886—1935), якутский советский писатель. Драмы «Бедный Яков» (1914), «Любовь» (1916), «Манчары» (1920), «Тина жизни» (1921). Поэмы «Родина» (1912), «Ангел и Демон» (1914).

■ Избр., т. 1—2, Якутск, 1964—65 (на якут. яз.).

● Башарин Г. П., А. И. Софронов, Якутск, 1969; Кардашевский Г. Р., Досоветская драматургия А. И. Софронова, Якутск, 1982.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

«СОЮЗ ПОЭТОВ»

«СОЮЗ ПОЭТОВ» - «СОЮ́З ПОЭ́ТОВ», Всероссийский союз поэтов, литературное объединение. Существовало в Москве в 1918 — 1929 (председатели — В. В. Каменский, В. Я. Брюсов, Г. А. Шенгели и др.), в Петрограде в 1920 — 1922 (председатели — А. А. Блок, Н. С. Гумилев и др.) и в 1924— 1929 (председатели — И. И. Садофьев, Н. С. Тихонов и др.). Объединял поэтов разных направлений и школ, обеспечивал полиграфической базой, устраивал поэтические вечера, издавал альманахи, сборники произведений членов Союза.

«СОЮЗ РОЩИ»

«СОЮЗ РОЩИ» - «СОЮ́З РО́ЩИ» (Hainbund), «Гёттингенская роща», «Гёттингенское содружество поэтов», объединение немецких поэтов в г. Гёттинген в 1772 — 1774 (И. Г. Фосс, Л. К. Г. Хёльти, братья К. и Л. Штольберги и др.), близкое «Буре и натиску», но более умеренное. Прокламировало в духе Ф. Г. Клопштока культ природы, верность нравственным законам и идеалам. Проявляло большой интерес к древнегерманской мифологии, миннезингерам, народной поэзии. В поисках художественных форм гёттингенцы обращались то к строгой античной оде, то к народной песне.

Литература:

Неустроев В. П., Нем. литература эпохи Просвещения, М., 1958, с. 195—210.

СОЯ КАРЛ ЭРИК МАРТИН

СО́Я (Soya) Карл Эрик Мартин (1896—1983), датский писатель. Драмы «Паразиты» (1929), «Кто я?» (1932), «После» (1947); комедии «Смеющаяся Дева» (сатирич., 1934), «фогельфедер» (1932), «Умбабумба» (1935), «Шас» (1938) и др. Драматич. тетралогия «Игра в жмурки» (1940—48). Сатирич. пов. «Гость» (1941). Ром. «Дом моей бабушки» (автобиогр., 1944), «Семнадцать» (1953—1954). Сб-ки сатирич. и юмористич. новелл и афоризмов.

СПАРК МЮРИЭЛ САРА

СПАРК (Spark) Мюриэл Сара (р. 1918), английская писательница. Ром. и пов. «Memento mori» (1959), «Мисс Джин Броуди в расцвете лет» (1961, п. 1980), «Мандельбаумские ворота» (1965), «Аббатиса Круская» (1974, п. 1977), «Выселение» (1976), «Территориальные права» (1979), «Умышленное промедление» (1981) и др. Новеллы, стихи, лит. критика.

■ Избр., М., 1984.

СПЕНДЕР СТИВЕН

СПЕ́НДЕР (Spender) Стивен (р. 1909), английский поэт, критик. Сб. стихов «20 стихотворений» (1930), «Застывший центр» (1939), «Руины и видения» (1942), «Граница бытия» (1949). Стихотв. пьеса «Испытание судьи» (1938). Публицистика (кн. «Вперед от либерализма», 1937). Лит.-критич. работы (кн. «Шелли», 1952). Романы, рассказы, путевые очерки.

СПИГЕЛ ХЕНДРЙК ЛАУРЕНС

СПИ́ГЕЛ (Spiegel) Хендрйк Лауренс (1549—1612), нидерландский писатель. Дидактич. поэма «Зерцало сердца» (1584).

СПОНДЕЙ

СПОНДЕ́Й (греч. spondéios), 1) в метрическом стихосложении — стопа из двух долгих слогов, употреблялась как замена дактиля, анапеста и убыстренного ямба и хорея (UU, UU, Ū, Ū);

2) в силлабо-тоническом стихосложении — условное название сверхсхемного ударения в стопе ямба («Швед, русский, колет, рубит, режет») или хорея. Термин был в ходу в XVIII—XIX вв. (выражение «замена ямба спондеем» и т. п.), теперь выходит из употребления.

М. Л. Гаспаров.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕ́НИЕ (лат. comparatio), категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте С. новые, важные свойства. Например, уподобление (сопоставление) «Безумье вечное поэта — / Как свежий ключ среди руин…» (Вл. С. Соловьев) косвенно вызывает представление о незатухающем «биении» и «бесконечной» живительности поэтического слова на фоне «конечной» эмпирической реальности. С. включает в себя сравниваемый предмет (объект С.), предмет, с которым происходит сопоставление (средство С.), и их общий признак (основание С.) (ср. Метафора). Ценность С. как акта художественного познания в том, что сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте С., кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, что значительно обогащает художественное впечатление. С. может выполнять изобразительную («И кудри их белы как утренний снег / Над славной главою кургана…», А. С. Пушкин), выразительную («Прекрасна, как ангел небесный…», М. Ю. Лермонтов) функции или совмещать их обе. Обычной формой С. служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «подобно», «будто» и т. д.; нередко встречается и бессоюзное С. («В железных латах самовар / Шумит домашним генералом…», Н. А. Заболоцкий).

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕМАЦ СТЕВАН

СРЕ́МАЦ Стеван (1855—1906), сербский писатель. Юмористич. и сатирич. произв., в т. ч. пов. «Ивкова слава» (1896), «Зона Замфирова» (1907, п. 1974), ром. «Поп Чира и поп Спира» (1898, п. 1957), «Вукадин» (1903, п. 1961).

«СТАВРОПОЛЬЕ»

«СТАВРОПОЛЬЕ» - «СТАВРОПО́ЛЬЕ», литературно-художественный альманах. Орган Ставропольской краевой писательской организации. Издавался в Ставрополе с 1941 (4 номера в год). В 1942 — 1945 не издавался. До 1953 выходил под другими названиями.

СТАВСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

СТА́ВСКИЙ (наст. фам. Кирпичников) Владимир Петрович (1900—43, погиб на фронте), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Кн. очерков «Прошли» (1924), «Из фронтовых записей», «На дальних рубежах» (обе — 1941), «фронтовые записки» (1942). Очерковые пов. «Станица» (1928), «Разбег» (1930), «На гребке» (1931—33), «На севере» (незаконч., опубл. 1953). Рассказы. Фронтовые дневники (частично опубл. 1963).

■ О счастье и мужестве. Рассказы и очерки, Пенза, 1953.

● Велен Турин Н., Владимир Ставский, Краснодар, 1958.

СТАДНЮК ИВАН ФОТИЕВИЧ

СТАДНЮ́К Иван Фотиевич (р. 1920), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Ром. «Люди не ангелы» (ч, 1—2, 1962—65, одноим. пьеса 1967), «Война» (кн. 1—3, 1970—80, Гос. пр. СССР, 1983). Сб. повестей и рассказов «Максим Перепелица» (1952), «Сердце солдата» (1954), «Люди с оружием» (1956), «Место происшествия — фронт» (1960), «Сердце помнит» (1962), «Военные повести» (1967). Пьесы, в т. ч. «Любовь и тыква» (1967), «Горький хлеб истины» (1971). Киносценарии. Статьи (в т. ч. сб. «Сокровенное. О времени и о себе». 1980).

■ Избр., т. 1—2, М., 1979; Собр. соч., т. 1—4, М., 1982—85.

● Леонов Б., Главный объект. Очерк творчества И. Стаднюка, М., 1978.

СТАЙН ГЕРТРУДА

СТАЙН (Stein) Гертруда (1874—1946), американская писательница. С 1902 в Париже. Пов. «Три жизни» (1908), ром. «Становление американцев», 1906—08, опубл. 1925; стихи. Автобиогр. кн. «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933), мемуары «Войны, которые я повидала» (1945), сб. эстетич. работ «Лекции в Америке» (1935), «Как писать» (1931).

СТАЛЬ АННА ЛУИЗА ЖЕРМЕНА ДЕ

СТАЛЬ (Staël; фам. по мужу — Сталь-Гольштейн, Stael-Holstein; девичья фамилия — Неккер, Necker) Анна Луиза Жермена де (1766—1817), французская писательница, теоретик лит-ры, публицист. Трагедия «Джейн Грей» (1790). Ром. «Дельфина» (1802, п. 1803—04), «Коринна, или Италия» — (1807, п. 1809—10). Филос. и лит.-критич. эссе «Письма о произведениях и личности Ж. Ж. Руссо…» (1788), «Опыт о художественном творчестве» (1795), «О влиянии страстей на счастье людей и народов» (1796). Кн. «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800), «О Германии» (1810, конфиск. Наполеоном, переизд. 1813 в Англии, в 1814 во Франции). «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. 1821), «Размышления об основных событиях французской революции» (изд. 1818).

■ Коринна, или Италия, М., 1969.

● Реизов Б. Г., Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962.

СТАМАТИ КОНСТАНТИН

СТАМА́ТИ Константин (1786—1869), молдавский писатель-просветитель. Поэма «Сказка сказок» (1843), кн. «Румынская муза» (1868); стихи, басни, публицистич. статьи.

■ Избр., Киш., 1959.

● Грекул И. Д., Константин Стамати, Киш., 1959.

СТАМАТОВ ГЕОРГИ

СТАМА́ТОВ Георги (1869—1942), болгарский писатель. Рассказы и короткие повести «Вестовой Димо» (1899), «Вирянов» (1922), «Маленький Содом» (1929), «На якоре» (изд. 1948).

■ Маленький Содом. Рассказы, М., 1955.

СТАНЕВ ЕМИЛИАН

СТА́НЕВ Емилиан (наст. имя Никола) (1907—79), болгарский писатель. Чл. БКП с 1944. Эпич. ром. «Иван Кондарев» (кн. 1—2, 1958—1964; п. 1967), ист. ром. «Легенда о Сибине, князе Преславском» (1967, п. 1970), «Антихрист» (1970, п. 1973), «Тырновская царица» (1973). Пов. «Тихим вечером» (1947), «Похититель персиков» (1948, п. 1966). Рассказы (в т. ч. анималистические).

■ Избр., М., 1970; Чернушка. Повести, М., 1971.

СТАНКЕВИЧ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

СТАНКЕ́ВИЧ Николай Владимирович (1813—40), русский философ, поэт. Возглавлял лит.-филос. кружок при Моск. ун-те (1831—1839), Филос. лирика, трагедия в стихах «Василий Шуйский» (1830), пов. «Несколько мгновений из жизни графа Т***» (1834). Незаверш. филос. работы.

■ Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890; Переписка, М., 1914; Избр., М., 1982; Поэты кружка Н. В. Станкевича, М.—Л., 1964.

● Манн Ю., В кружке Станкевича, М., 1983.

СТАНКОВИЧ БОРИСАВ

СТА́НКОВИЧ Борисав (1876—1927), сербский писатель. Сб. рассказов «Из старого евангелия» (1899), «Божьи люди», «Былые времена» (оба — 1902). Драма «Коштана» (1902). Ром. «Дурная кровь» (1910, п. 1961).

■ Избр., М., 1973.

СТАНКУ ЗАХАРИЯ

СТА́НКУ (Stancu) Захария (1902—74), румынский писатель, политический деятель. Чл. РКП с 1945. В 1939—45 узник фаш. концлагеря. Автобиогр. ром. «Босой» (1948, п. 1957), ром.-эпопея «Горькие корни» (т. 1—5, 1958—59), ром. «Безумный лес» (1963, п. 1971), «Ветер и дождь» (1969, п. 1973). Сб-ки стихов. Публицистика, эссе, статьи.

■ Простые стихи, М., 1980; Как я любил тебя. Повести и рассказы, М., 1984.

СТАНСЫ

СТА́НСЫ (франц. stance, от итал. stanza — строфа, букв. — местопребывание, остановка), в поэзии XVIII—XIX вв. элегическое стихотворение в строфах небольшого объема (обычно 4‑стишия, чаще всего — 4‑стопного ямба), с обязательной паузой (точкой) в конце каждой; содержание чаще всего медитативное (см. Медитативная лирика), реже любовное. В русской поэзии наиболее известны «Стансы» А. С. Пушкина («В надежде славы и добра…»). Жанровые признаки С. неотчетливы и к середине XIX в. стираются.

М. Л. Гаспаров.

СТАНЮКОВИЧ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ

СТАНЮКО́ВИЧ Константин Михайлович (1843—1903), русский писатель. Очерки, в т. ч. кн. «Из кругосветного плавания» (1867), «В дальние края» (1886). Цикл «морских» рассказов и повестей (сб. «Морские рассказы», 1888, и др.), в т. ч. рассказы «Матросский линч», «Человек за бортом!» (оба — 1887), «Куцый», «Исайка» (оба — 1894), «Нянька», «Кириллыч» (оба — 1895), «Побег», «Максимка» (оба — 1896), «Шутка» (был запрещен), «Оборот» (оба опубл. 1899), «Собака» (1902), пов. «Василий Иванович» (1886), «Грозный адмирал» (1891), «Пассажирка» (1892), «Беспокойный адмирал» (1894), «Вокруг света на «Коршуне»» (1895—96), «Севастопольский мальчик» (1902). Ром. «Без исхода» (1873), «Наши нравы» (1879), «В мутной воде» (1878—79), «Два брата» (1880), «Омут» (1881), «Не столь отдаленные места» (1886), «Первые шаги» (1891), «Откровенные» (1893—94), «История одной жизни» (1895), «Жрецы» (1897), «Равнодушные» (1899). Пов., в т. ч. «Червонный валет» (1877), «Черноморская сирена» (1896), «Похождения одного матроса» (1899—1900). Пьесы «На то и щука в море, чтобы карась не дремал» (1872, запрещена, пост. 1882), «Родственники» (1877). Циклы статей и фельетонов (1876—99), «Картинки обществ. жизни», «Картинки совр. нравов», «Сибирские картинки», «Письма знатного иностранца». Стихи.

■ Полн. собр. соч., 2 изд. т. 1—12, СПБ, 1906—07; Морские рассказы, кн. 1—7, М., 1980; Собр. соч. [Вступит, ст. Л. Соболева], т. 1—10, М., 1977.

● Вильчинский В. П., К. М. Станюкович. Жизнь и творчество, М.—Л., 1963.

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ

СТАРОСЛАВЯНИ́ЗМЫ, слова и выражения из старославянского языка, заимствованные славянскими языками, в т. ч. — русским — начиная с X в. (см. Заимствование лингвистическое). Благодаря генетической общности старославянского и древнерусского языков С. легко усваивались системой русского языка, в результате чего составили самую многочисленную группу заимствований, которые вошли в русский национальный язык и сформировали в основном фонд абстрактной лексики. По роли в современном русском языке и по стилистической окраске выделяются 3 группы С.:

1) нейтральные, употребляющиеся во всех стилях речи («время», «художник», «точный»);

2) книжные высокие («благо», «грядущее») и книжно-официальные («учреждение», «соучастник»);

3) устаревшие С., архаизмы, свойственные в основном поэтической речи («хлад», «брег», «злато»), которые активно использовались в XVIII—XIX вв. («Красуйся, град Петров…», А. С. Пушкин) вплоть до начала XX в. (А. А. Блок). Позднее стилистическая окраска устаревших С. заметно меняется — от патетической до сниженно иронической («Зима — солидный град районный, а никакое не село», Е. А. Евтушенко).

Н. П. Кабанова.

СТАРШИНОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СТАРШИ́НОВ Николай Константинович (р. 1924), русский советский поэт. Кн. стихов «Друзьям» (1951), «В нашем общежитии» (1954), «Протока» (1966), «Милости земли» (1981). Поэмы «Гвардии рядовой» (1947), «Проводы» (1967), «Семеновна» (1973). Драматич. сказка в стихах «Леснянка и Апрель» (1981). Переводы. Рассказы (кн. «Белый камень», 1968). Кн. о творчестве «Памятный урок» (1980).

■ Избр., М., 1980.

СТАСЮЛЕВИЧ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

СТАСЮЛЕ́ВИЧ Михаил Матвеевич (1826—1911), русский журналист, публицист, историк. Статьи и воспоминания об И. С. Тургеневе и др. рус. классиках.

■ История ср. веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых, т. 1—3, СПБ, 1863—65; Опыт историч. обзора главных систем философии истории, СПБ, 1866.

● М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 1—5, СПБ, 1911—13.

СТАФФ ЛЕОПОЛЬД

СТАФФ (Staff) Леопольд (1878—1957), польский поэт. Сб. стихов «Цветущая ветвь» (1908), «Улыбки мгновений» (1910), «В тени меча» (1911), «Радуга слез и крови» (1918), «Высокие деревья» (1931), «Цвет меда» (1936), «Мёртвая погода» (1946), «Лозина» (1954), «Девять муз» (изд. 1958) и др. Поэтич. драмы. Переводы, в т. ч. из И. В. Гёте.

■ Стихи, М., 1973; [Стихи], в кн.: Польские поэты. Л. Стафф [и др.], М., 1978.

СТАЦИЙ ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ

СТА́ЦИЙ (Statius) Публий Папиний (ок. 40 — ок. 96), римский поэт. Стихи на случай (5 кн.): «Сильвы» (букв. «Леса»; 90—96). Мифол. поэмы «Фиваиды» (12 кн.) — на сюжет похода семерых против Фив, «Ахиллеиды» (2 кн., незаконч.).

СТАШЕК АНТАЛ

СТА́ШЕК (Stašek) Антал (наст. имя Антонин Земан, Zeman) (1843—1931), чешский писатель. Ром. «В мутном водовороте» (т. 1—3, 1900), «В пограничье» (т. 1—2, 1908), «О сапожнике Матоуше и его друзьях» (1927, п. 1948). Повести.

СТЕЙНАР СТЕЙНН

СТЕ́ЙНАР (Steinarr) Стейнн (наст. имя Адальстейнн Кристмюндссон, Kristmundsson) (1908—58), исландский поэт. Сб. «Горело алое пламя» (1934), «Следы на песке» (1940), «Путешествие без цели» (1942), «Время и вода» (1948).

СТЕЙНБЕК ДЖОН ЭРНСТ

СТЕ́ЙНБЕК (Steinbeck) Джон Эрнст (1902—1968), американский писатель. Ром. «Чаша господня» (1929). Сб. рассказов «Райские пастбища» (1932), «Рыжий пони» (1933). Пов. «Квартал Тортилья Флэт» (1935), «О мышах и людях» (1937). Ром. «В схватке с сомнительным исходом» (1936), «Гроздья гнева» (1939, п. 1940). Пьеса «Луна зашла» (1942). Ром. «Консервный Ряд» (1945), «Заблудившийся автобус» (1947), «К Востоку от рая» (1952), «Благостный четверг» (1954), пов. «Жемчужина» (1945). Ром. «Зима тревоги нашей» (1961) и кн. очерков «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962). Ноб. пр. (1962).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1981.

● Мулярчик А., Творчество Джона Стейнбека, М., 1963; Батурин С. С., Дж. Стейнбек и традиции амер. лит-ры, М., 1984; Hayashi T., A new Steinbeck bibliography 1929—1971, Metuchen (N. Y.), 1973.

СТЕЛЬМАХ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

СТЕ́ЛЬМАХ Михаил Афанасьевич (1912—1983), украинский советский писатель, Герой Соц. Труда (1972). Ром.-трил. «Хлеб и соль» (1959), «Кровь людская — не водица» (1957), «Большая родня» (1949—50; Лен. пр., 1961), ром. «Правда и кривда» (1961), «Дума про тебя» (1969), «Четыре брода» (ч. 1—2, 1979). Повести, рассказы, стихи, пьесы, книги для детей. Гос. пр. СССР (1951).

■ Соч., т. 1—7, К., 1982—84 (на укр. яз.); Собр. соч., т. 1—5, М., 1983—84.

СТЕНДАЛЬ

СТЕНДА́ЛЬ (Stendhal) (наст. имя Анри Мари Бейль, Beyle) (1783—1842), французский писатель. Ром. «Арманс» (т. 1—3, 1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839), «Люсьен Левей» (1834—36, изд. под назв. «Зеленый охотник», 1855, полностью — 1929), «Ламьель» (1839—42, изд. 1889, полностью — 1928). Пов. «Воспоминания эгоиста» (1832, изд. 1892), «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890), «Минна де Вангель» (1829—36, изд. 1855). Новелла «Ванина Ванини» (1829); «итальянские хроники»: «Виттория Аккорамбони», «Ченчи» (обе—1837), «Герцогиня де Паллиано» (1838), «Аббатиса из Кастро» (1839); рассказы «Сан Франческо а Рипа» (1831, изд. 1853), «Сестра Схоластика» (1839, изд. 1921), «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912—13). Дневники. Кн. «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» (все — 1817), «О любви» (1822), «Жизнь Россини» (1824), «Расин и Шекспир» (1823—25), «Прогулки по Риму» (1829). Очерки «Записки туриста» (1838). Кн. «Английские корреспонденции» (т. 1—5, изд. 1935—36). В России произв. С. переводятся с 1830-х гг.

■ Собр. соч., т. 1—15, М., 1959.

● Реизов Б. Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; его же, Стендаль. Худож. творчество, Л., 1978; Мериме П., Стендаль, в кн.: Собр. соч., т. 5, М., 1963; Виноградов А. К., Три цвета времени, М., 1981; Стендаль. Библиография рус. переводов икритич. лит-ры на рус. яз. 1822—1960. [Сост. Т. В. Кочеткова], М., 1961; Cordier H., Bibliographie stendhalienne, P., 1914; Royer L., Bibliographie stendhalienne. [1928—1937], P.—Grenoble, 1930—38; Del Litto V., Bibliographie stendhalienne. [1938—1960], Grenoble—Lausanne, 1945—52.

СТЕПАНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

СТЕПА́НОВ Александр Николаевич (1892—1965), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Ром. «Порт-Артур» (кн. 1—2, 1940—41; Гос. пр. СССР, 1946), «Семья Звонаревых» (1959—63, незаверш.). Пов. «Адмирал Макаров в Порт-Артуре» (1947), «Стальной рабочий отряд» (1958). Пьесы. Путевые заметки.

● Веленгурин Н., Александр Степанов и его книга о «Порт-Артуре», М., 1965; Иншаков П., Александр Степанов, Краснодар, 1974.

СТЕПНЯК-КРАВЧИНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

СТЕПНЯ́К-КРАВЧИ́НСКИЙ (наст. фам. Кравчинский, псевд. Степняк) Сергей Михайлович (1851—95), русский революционер, писатель. Ром. «Андрей Кожухов» («Путь нигилиста», Лондон, 1889; рус. пер. Женева, 1898), «Штундист Павел Руденко» (1894, незаконч.). Пов. «Домик на Волге» (1889), пьеса «Новообращенный» (1894). Историко-публицистич. кн. «Подпольная Россия» (1881—82 на итал. яз.; рус. пер. автора 1893, Лондон), «Россия под властью царей» (1885 на англ. яз., рус. пер. 1965), «Царь-чурбан и царь-цапля» (т. 1—2, 1895 на англ. яз.; рус. пер. 1921) и др., публицистич. брошюры, статьи. Пропагандистские сказки: «Сказка о копейке» (Женева, 1874), «Мудрица Наумовна» (Лондон, 1875) и др. Очерки. Переводы.

■ Собр. соч., т. 1—7, П., 1917—19; Соч., т. 1—2, М., 1958; Избр., М., 1972.

● Маевская Т. П., Слово и подвиг. Жизнь и творчество С. М. Степняка-Кравчинского, К., 1968.

СТЕРН ЛОРЕНС

СТЕРН (Sterne) Лоренс (1713—68), английский писатель. Ром. «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена» (т. 1—9, 1760—67). «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768, незаверш., п. 1793, п. отд. фрагментов Л. Н. Толстого, 1851, и п. 1968), «Проповеди Йорика» (т. 1—2, 1760—69). В России известен с кон. 18 в. Hartley L., Laurensce Stern. An annotated bibliography, 1965—1977, L., 1978.

СТЕСИХОР

СТЕСИХО́Р (прозвище, букв. — устроитель хоров; наст. имя Тисий) (кон. 7 — 1-я пол. 6 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Жил в Сицилии. Хоровые мифол. поэмы (героич. гимны), в т. ч. «Елена», «Взятие Трои», «Орестся»; из 26 кн. сохранились незначит. отрывки.

■ Антич. лирика, М., 1968.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

СТЕ́ФАН ПЕ́РМСКИЙ (ок. 1345—1396), церковный писатель. Создатель особого алфавита для языка коми — т. н. пермской азбуки. Пер. на яз. коми ряд богослужебных книг.

СТЕФАН ЯВОРСКИЙ

СТЕФА́Н ЯВО́РСКИЙ (в миру Симеон Иванович) (1658—1722), украинский и русский церковный деятель, писатель и проповедник. Протектор Славяно-греко-латинской академии (1701), с 1700 местоблюститель патриаршего престола (до 1721). Проповеди; панегирики на польск. и лат. языках, лат. учебник риторики «Рука риторическая» (сохранился в п. Федора Поликарпова, 1705); догматич. и полемич. трактаты «Знамения пришествия антихристова и кончины века» (опубл. 1703), «Камень веры» (1718, опубл. 1728).

■ Проповеди блаженный памяти Стефана Яворского…, ч. 1—3, М., 1804—05; Риторич. рука, СПБ, 1878.

● Самарин Ю. Ф., Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Морев И., «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, СПБ, 1904.

СТЕФАНИК ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ

СТЕФА́НИК Василий Семёнович (1871—1936), украинский писатель, общественный деятель. Жил в Зап. Украине. Сб. новелл «Синяя книжечка» (1899), «Каменный крест» (1900), «Дорога» (1901), «Мое слово» (1905), «Земля» (1926).

■ Соч., т. 1—3, К., 1949—54 (на укр. яз.); Избр., М., 1971; Новеллы, М., 1983.

СТЕФАНССОН СТЕФАН ГВЮДМЮНДССОН

СТЕ́ФАНССОН (Stephansson) Стефан Гвюдмюндссон (1853—1927), исландский поэт. Жил в Канаде.

СТЕФАУН ИЗ ХВИТАДАЛЯ

СТЕ́ФАУН из ХВИ́ТАДАЛЯ (Stefán frá Hvítadal) (наст. имя Стефаун Сигюрдссон, Sigurdsson) (1887—1933), исландский поэт. Сб. «Песни странника» (1918), «Песни одинокого пахаря» (1921), «Гуси» (1927).

СТЕФАУНССОН ДАВИД

СТЕ́ФАУНССОН (Stefánsson) Давид (1895—1964), исландский поэт, драматург. Сб. стихов «Черные перья» (1919), «Стихи» (1922), «Приветствия» (1924), «Новые стихи» (1929), «В деревнях» (1933). Пьесы «Золотые ворота» (1941), «Забытая страна» (1953). Ром. «Солон Исландус» (т. 1—2, 1940).

СТЕФАУНССОН ХАДЛЬДОУР

СТЕ́ФАУНССОН (Stefánsson) Хадльдоур (1892—1979), исландский писатель. Сб. рассказов «В нескольких штрихах» (1930), «Смерть на третьем этаже» (1935), «Один в остатке» (1942), «Шестнадцать рассказов» (1956), «Черные руны» (1962). Ром. «В скобках» (1945), «Покер вчетвером» (1959), «На конвейере судьбы» (1973).

■ Мечта продается. Сб. рассказов, М., 1960.

СТЕФФЕНС ДЖОЗЕФ ЛИНКОЛЬН

СТЕ́ФФЕНС (Steffens) Джозеф Линкольн (1866—1936), американский публицист, репортер. Публицистич. ст. составили кн. «Позор городов» (1904), «Строители» (1909). «Автобиография» (1931).

■ Мальчик на лошади, Л., 1955 (автобиогр. повесть).

● Киреева И. В., Л. Стеффенс, Горький, 1975.

СТИВЕНС ДЖЕЙМС

СТИ́ВЕНС (Stephens) Джеймс (1880—1950), ирландский писатель. Поэтич. сб. «Мятежи» (1909), «Песни, выросшие из земли» (1915), «Зеленые знамена» (1916), «Короли и луна» (1938). Ром. «Дочь служанки», «Черепок с золотом» (оба — 1912), «Полубоги» (1914), мифологич. ром. «Дейрдре» (1923), «В стране юности» (1924). Рассказы (сб. «Перед вами дамы», 1913). Кн. «Ирландские волшебные сказки» (1920).

СТИВЕНС УОЛЛЕС

СТИ́ВЕНС (Stevens) Уоллес (1879—1955), американский поэт. Сб. стихов «Гармония» (1923), «Начертания порядка» (1935), «Клевер совы» (1936), «Человек с голубой гитарой» (1937), «По направлению к лету» (1947), «Осенние зори» (1950). Кн. критич. статей «Необходимый ангел» (1951).

● Morse S. F., W. Stevens. Poetry as life, N. Y., [1970] (лит.).

СТИВЕНСОН РОБЕРТ ЛУИС

СТИ́ВЕНСОН (Stevenson) Роберт Луис (1850—94), английский писатель. Приключенч. ром. «Остров сокровищ» (1883, п. 1886), «Похищенный» (1886), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Потерпевшие кораблекрушение» (1892), «Катриона» (1893). Историч. ром. «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (неоконч., опубл. 1897). Филос.-психол. ром. «Странная история д-ра Джекиля и м-ра Хайда» (1886). Рассказы, очерки, лит.-критич. «Воспоминания и портреты» (1887).

■ Собр. соч., т. 1—5, М., 1967; Собр. соч., т. 1—5, М., 1981.

● Олдингтон Р., Стивенсон, М., 1973; [Левидова И. М.], Роберт Луи Стивенсон. Биобиблиографич. указатель, М., 1958.

СТИЛ РИЧАРД

СТИЛ (Steele) Ричард (1672—1729), английский писатель. Бытовые нравоучит. очерки, комедии «Похороны» (1701), «Лжец-любовник» (1703), «Благоразумные любовники» (1722) и др.

СТИЛИАНУ ТЕОДОРОС

СТИЛИАНУ́ Теодорос (р. 1927), кипрский греческий поэт. Сб. стихов «Одно и много деревьев» (1964), «Насыпь» (1972).

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗА́ЦИЯ, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей; явление, близко родственное сказу и пародии. С. предполагает некоторое отчуждение от собственного стиля автора, в результате чего воспроизводимый стиль сам становится объектом художественного изображения. М. М. Бахтин объединяет стилизацию, пародию, сказ и диалог в особую группу художественно-речевых явлений, которым «…присуща одна общая черта: слово здесь имеет двоякое направление — и на предмет речи как обычное слово и на другое слово, на чужую речь» («Проблемы поэтики Достоевского», 1979, с. 215).

Термин «С.» обычно употребляется для обозначения особого типа авторской речи (что отличает С. от разных форм изображения речи персонажей), ориентированной на определённый литературный стиль, в противоположность сказу, который воспроизводит внелитературные жанровые и речевые формы.

С. сопрягает и сопоставляет «чужой дух» и собственный, помещает «дух эпохи» оригинала в позднейшую культурную перспективу. Поэтому С. нередко сопутствует аналитическая ирония (столь характерная, например, для романов А. Франса и Т. Манна). Объектом С. чаще всего оказываются стилевые системы, удаленные во времени или пространстве; причем не столько индивидуальные стили, сколько обобщенно воспринимаемые стили литературного направления, эпохи, национальной культуры («Песня про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова, «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Фольклорная С. — явление, особенно характерное для романтизма (см. Гейдельбергские романтики). Позже романтическую линию фольклорной С. продолжает А. К. Толстой, Ш. Де Костер («Легенда об Уленшпигеле…»), Р. Роллан («Кола Брюньон»). Подобно сказу, С. может быть мотивирована (но не обязательно) наличием героя-повествователя или ссылкой па «источник» (мнимый); нередко о ней сигнализирует подзаголовок. Она может быть более или менее полной и «чистой» («серьезной»), но может быть и откровенно условной, двухголосой, перемежающей заимствованное и авторское слово.

Литература:

Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979, гл. 5, с. 215—37;

Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127.

К. А. Долинин.

СТИЛИСТИКА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛИСТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ, см. Фигуры стилистические.

СТИЛЬ АНДРЕ

СТИЛЬ (Stil) Андре (р. 1921), французский писатель, публицист, общественный деятель. Чл. ФКП с 1942. Романы: трилогия «Первый удар» (1951—53, п. 1952—54; Гос. пр. СССР, 1952, за 1-ю часть); «Мы будем любить друг друга завтра» (1957, п. 1959), «Обвал» (1960, п. 1961), «Последние четверть часа» (1962, п. 1967), «Пойдем танцевать, Виолина» (1964, п. 1973), «Андре» (1965), «Прекрасен, как человек» (1968), «Кто?» (1969), «Романсон» (1976, п. 1978), «В зеркале — друг» (1977), «Бог — это дитя» (1979), «Милый доктор» (1980, п. 1984). Рассказы. Лит. критика.

СТИЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНА́НИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно-речевая структура С. обусловлена социальными задачами речевого общения в одной из сфер человеческой деятельности (политика, наука и техника, художественная литература, право и делопроизводство, общение официальное и неофициальное). С. — фундаментальное понятие стилистики (см. Стилистика в языкознании) и литературного языка.

Функционально-стилевая система («система стилей») современных литературных языков многомерна. Составляющие ее функционально-стилевые единства (стили, книжная речь, разговорная речь, публичная речь, язык радио, кино, телеречь, язык художественной литературы) неодинаковы по своей значимости в речевой коммуникации и по охвату ими языкового материала. Наряду с С. выделяется функционально-стилевая сфера. Это понятие соотносительно с понятием С. и аналогично ему: функционирование С. в литературном языке обусловлено специализированными задачами речевого общения, функционально-стилевой сферы — совокупностью таких социальных задач; для ее характеристики существенна форма речи — письменная или устная.

Функционально-стилевая сфера может объединять ряд С. Так, в книжной речи обычно выделяют публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, а также язык художественной литературы, который существенно отличается от С. Язык художественной литературы как функционально-стилевое единство противопоставлен С. и разговорной речи, во-первых, в силу присущей ему эстетической функции, во-вторых, в силу того, что в нем принципиально возможны любые языковые элементы (в т. ч. из диалектов, жаргонов, просторечия, т. е. из ненормированной, некодифицированной сферы общенародного языка), которые получают в контексте художественных произведений эстетическую мотивированность наряду с мотивированностью коммуникативной.

С. выделяются, конституируются на экстралингвистической базе. Так, разговорная речь непосредственно проецируется на важнейшую функцию языка — общение, а для публицистического С. устанавливается в качестве единого абстрактного конструктивного принципа чередование экспрессии и стандарта. Функционально-стилевая система, как и сами С., — явление, исторически изменяющееся.

Наряду с функциональными С. в языкознании выделяют С. экспрессивные — по характеру заключенной в языковых элементах экспрессии. Обычно называют С.: торжественный (риторический), официальный, фамильярный, интимно-ласковый, шутливый (юмористический), насмешливый (сатирический). Все эти С. определяются на фоне нейтрального С., т. е. речи не экспрессивной.

Термин «С.» употребляется и для обозначения жанровых разновидностей функционально-стилевых единств (подстилей), например С. деловых бумаг, С. государственных документов (в рамках официального делового С.), С. передовой статьи, очерка, репортажа (в рамках публицистического С.), С. романа, рассказа, басни, баллады (для языка художественной литературы). Языковое мастерство писателя, его индивидуальную манеру письма называют С. писателя, индивидуально-авторским стилем (см. Идиостиль). В других значениях и осмыслениях термин «С.» употребляется в литературоведении (см. Стиль в литературе), искусствоведении, эстетике.

Литература:

при ст. Стилистика в языкознании.

Ю. А. Бельчиков.

СТИХ

СТИХ (от греч. stíchos — ряд, строка), художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки (каждый из них также называют С.), которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположное понятие — проза (см. Поэзия и проза); прозаическая речь тоже членится на отрезки — колоны; но по сравнению с прозой членение С. обладает двумя особенностями:

1) в прозе членение текста определяется только синтаксическими паузами, в С. членящие паузы могут не совпадать с синтаксическими (перенос);

2) в прозе выделение членящих пауз в значительной мере произвольно, в С. — твердо задано. Членение на стихи обычно отмечается графическим оформлением текста (печатание отдельными строчками) и часто сопровождается рифмой и другими фоническими признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр — чередование внутри С. сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тоническом, свободном стихе и пр.).

М. Л. Гаспаров.

СТИХОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИХОТВОРЕНИЕ

СТИХОТВОРЕ́НИЕ, написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема (в отличие от поэмы), преимущественно лирическое. В традиционных культурах (фольклор, древность, средневековье, европейское Возрождение и классицизм) С. четко делились по жанрам (ода, элегия, песня и т. д.); в европейской культуре XIX—XX вв. это деление стирается и слово «С.» становится как бы универсальным жанровым обозначением для всей лирики (отсюда термин стихотворение в прозе в значении «лирическая проза»). Это определяет особое внимание к графическому оформлению С., подчеркивающему их стихотворную форму (каждый стих — отдельной строкой, каждая строфа — с отбивки), т. к. она здесь является сигналом лирического содержания в целом.

М. Л. Гаспаров.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

СТИХОТВОРЕ́НИЕ В ПРО́ЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует путать С. в п. с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическим признакам, — с ритмической прозой и свободным стихом. Форма С. в п. в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов; первым образцом С. в п. принято считать книгу А. Бертрана «Гаспар из тьмы» (изд. 1842); термин «С. в п.» введен Ш. Бодлером в «Цветах зла»; в русскую литературу вошел у И. С. Тургенева в цикле произведений 1878 — 1882. Широкого распространения жанр не получил.

М. Л. Гаспаров.

«СТО НОВЫХ НОВЕЛЛ»

«СТО НОВЫХ НОВЕЛЛ» - «СТО НО́ВЫХ НОВЕ́ЛЛ», памятник французской повествовательной прозы. Созданный при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго в Жемапе, сборник датирован 1462. Авторство точно не установлено; вероятнее всего, это плод коллективного творчества. В сборнике реалистически обрисована городская жизнь на исходе средневековья. Чувствуется зависимость от средневековых жанров — фаблио и др.; сюжеты близки к анекдоту. Вместе с тем ощущаются веяния эпохи Возрождения — интерес к земным делам человека, четко выраженный антиаскетизм. Издание в русском переводе: Сто новых новелл, СПБ, 1906.

А. Д. Михайлов.

СТОДОЛА ИВАН

СТО́ДОЛА (Stodola) Иван (1888—1977), словацкий драматург. Комедии, в т. ч. «Чай у пана сенатора» (1929, п. 1958), «Когда юбиляр плачет» (1940); ист. трагедия «Король Сватоилук» (1934); драмы «Марина Гавранова» (1942), «Ян Панкрац» (1958).

СТОПА

СТОПА́, повторяющееся сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый промежуток; см. Арсис и тезис). С. является единицей соизмеримости строк, обладающих метром. Именно в качестве такой условной единицы и используется понятие С. применительно к метрическому и силлабо-тоническому стихосложениям; иное употребление слова «С.» («слова-стопы» и пр.) неточно и выходит из употребления. В метрическом стихосложении С. в стихе, как правило, должны быть равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (дактиль и спондей в гекзаметре); в силлабо-тоническом стихосложении С., как правило, должны быть равны по числу слогов, но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений (ямб и спондей в русском ямбе). В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит слог; в тоническом стихосложении также С. нет, единицей соизмеримости служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С., назывались «долями», «тактами», «кратами», но устойчивой терминологии нет.

М. Л. Гаспаров.

СТОРИ ДЕЙВИД МАЛКОЛМ

СТО́РИ (Storey) Дейвид Малколм (р. 1933), английский писатель. Ром. «Такова спортивная жизнь» (1960, п. 1967), «Рэдклиф» (1963), «Пасмор» (1972), «Сэвилл» (1976, п. 1979) и др. Пьесы «Подрядчик» (1973), «Класс живой натуры» (1975) и др.

СТОРНИ АЛЬФОНСИНА

СТО́РНИ (Storni) Альфонсина (1892—1938), аргентинская поэтесса. Сб. «Тревога розового куста» (1916), «Сладкая мука» (1918), «Неисцелимо» (1919), «Упадок» (1920), «Охра» (1925), «Поэмы любви» (1926), «Царство семи колодцев» (1935), «Маска и клевер» (1938).

СТОУН ИРВИНГ

СТО́УН (Stone) Ирвинг (р. 1903), американский писатель. Романизиров. биографии «Жажда жизни» (1934, п. 1961), «Моряк в седле» (1938, п. 1960), «Муки и радости» (1961, п. 1971), «Греческое сокровище» (1975, п. 1979), «Происхождение: биогр. роман о Ч. Дарвине» (1980). Эссеист. кн. о биографии, жанре (1965, п. 1966).

● Комаровская Т. Е., Творчество Ирвинга Стоуна, Минск, 1983.

СТОЯНОВ ЗАХАРИЙ

СТОЯ́НОВ Захарий (1850 или 1851—89), болгарский писатель, общественный деятель. Документир. биографии В. Левского (1883), Л. Каравелова (1885), Х. Ботева (1889). Кн. «Записки о болгарских восстаниях» (т. 1—3, 1884—92; п. 1953).

СТОЯНОВ ЛЮДМИЛ

СТОЯ́НОВ Людмил (наст. имя Георги Златаров) (1886—1973), болгарский писатель, переводчик, общественный деятель. Чл. БКП с 1944. Поэтич. сб. «Земная жизнь» (1939), «За железным занавесом» (1953). Рассказы, пов. «Серебряная свадьба полковника Матова» (1933, п. 1961), «Холера» (1935, п. 1937), «Мехмед Синап» (ист.; 1936, п. 1958), «Детство» (автобиогр.; 1962, п. 1966). Ром. «На рассвете» (1945). Лит.-критич. и публицистич. статьи.

■ Избр., М., 1953; Избр. проза, М., 1970; Избранное. Повести и рассказы, М., 1983.

● Захаржевская В. А., Л. Стоянов, К., 1982; Лихачева Л. П., Л. Стоянов. Библиографич. указатель, М., 1964.

СТРАЗДАС АНТАНАС

СТРА́ЗДАС Антанас (1763—1833), литовский поэт. Ксендз. Сб. стихов «Песни светские и духовные» (1814).

■ Поэзия, Вильнюс, 1963 (на литов. яз.); Песни, М., 1958.

СТРАНИЦКИЙ ЙОЗЕФ АНТОН

СТРАНИ́ЦКИЙ (Stranitzky) Йозеф Антон (1676—1726), австрийский драматург и актер. Пьесы, в т. ч. «Наказанное злонамерение турок» (1707), «Адмет» (1710).

СТРАТИКО ВИНЧЕНЦ

СТРА́ТИКО (Stratiko) Винченц (1822—86), албанский поэт. Поэма «Пролетарий, или Плач по случаю смерти того, кто ничего не имел» (опубл. 1959). Песни, стихи.

СТРАХОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТРА́ХОВ Николай Николаевич (1828—96), русский критик, публицист, философ; чл.-корр. Петерб. АН (1890). Фактич. ред. журн. «Заря» (1869—72). Сб. статей «Бедность нашей лит-ры» (1868), «Заметки о Пушкине и других поэтах» (1888), «Критич. статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. 1862—1885» (1885, 5 изд. 1908), «Из истории лит. нигилизма (1861—65)» (1890), «Борьба с Западом в нашей лит-ре» (т. 1—3, 1882—96), «Воспоминания и отрывки» (1892). Отд. статьи, в т. ч. ««Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского» (1867), вступит, ст. в подготовл. С. изд. соч. А. А. Григорьева (т. 1, 1876). Воспоминания о Л. Толстом и Достоевском. «Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870—1894», в кн. Толстовский музей, т. 2, СПБ, 1914. Филос. работы, в т. ч. ст. «Письма об органич. жизни» (1859), кн. «О методе естеств. наук…» (1865), «Мир как целое» (1872), «Филос. очерки» (1895).

■ Лит. критика, (Вступ. ст. Н. Н. Скатова), М., 1984.

● Егоров Б. Ф., Библ. печатных трудов Н. Н. Страхова, «Уч. зап. Тарт. ун-та», 1966, в. 184.

СТРАШИМИРОВ АНТОН

СТРАШИМИ́РОВ Антон (1872—1937), болгарский писатель. Ром. «Распутье» (1919), «Вихрь» (1922), «Хоро» (1926); рассказы. Драма «Вампир» (1902), комедия «Свекровь» (1906).

● Хоро. Избр. произв., М., 1967.

СТРЁВЕЛС СТЕЙН

СТРЁВЕЛС (Streuvels) Стейн (наст. имя Франк Латёр, Lateur) (1871—1969), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Сб. рассказов «Весенняя жизнь» (1900), «Батраки» (1926). Ром. «По дорогам» (1902), «Любовные игры» (1904), «Льняное поле» (1907). Автобиогр. кн., в т. ч. пов. «Хёле» (1942).

«СТРЕКОЗА»

«СТРЕКОЗА» - «СТРЕКОЗА́», русский «художественно-юмористический» еженедельный журнал. Издавался в Петербурге в 1875—1908. Редактор (с 1879) и самый активный сотрудник — И. Ф. Василевский (Буква). Печатались бывшие сотрудники «Искры», в т. ч. Г. Н. Жулев, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, а также А. П. Чехов, дебютировавший в «С.» (1879); изредка — Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович. В либеральном духе высмеивались идеологи реакции, биржевики, поэты-декаденты. Сменился журналом «Сатирикон».

Предыдущая страница Следующая страница