Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абилитация

Абилитация - комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи.

Автодидактика

Автодидактика - совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

Автореферат

Автореферат - краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры.

Авторитет

Авторитет - влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Авторитет воспитателя

Авторитет воспитателя - завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет ученика

Авторитет ученика - признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других.

Авторитетное воспитание

Авторитетное воспитание - воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.

Авторская школа

Авторская школа - образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Адаптация

Адаптация - приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Адаптация психическая

Адаптация психическая - это психическое явление, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная

Адаптация социальная - активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей,ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адаптивность

Адаптивность - приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. Ср. Неадаптивность тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности.

Адекватность образования

Адекватность образования - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида и личности.

Адекватность обучения

Адекватность обучения - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

Акмеология

Акмеология - наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Аксиологизация обучения

Аксиологизация обучения - систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Активизация процесса обучения

Активизация процесса обучения - совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Активность в обучении

Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.

Активность социальная

Активность социальная - совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами,целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.

Актуализация знаний

Актуализация знаний - выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала дляего использования.

Альтернативное образование

Альтернативное образование - совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.

Альтернативное обучение

Альтернативное обучение - применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.

Альтруизм

Альтруизм - это нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственнымиинтересами в пользу другого человека или социальной общности.

Аморализм

Аморализм - отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а так же в политике; характеристика совокупности отрицательных качеств личности, его поступков и образа жизни (подлость, ложь обман и т.п.)

Анализ

Анализ - рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и духовных ценностей продуктов его деятельности.

Андрагогика

Андрагогика - раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а так же особенности руководства последней со стороны профессионального педагога.

Андрагогическая модель обучения

Андрагогическая модель обучения - организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на 7 основных посылках. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучени (потому он обучающийся, а не обучаемый).2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным,профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы достижения конкретной цели.5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применени полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.

Андрагогические принципы обучения

Андрагогические принципы обучения - наиболее общие принципы организации процесса обучения взрослых людей. 1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. 2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения. 3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, Профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей. 4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся Совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося. 5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения. 6. Контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). 7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике при обретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств. 8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов,источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих. 9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения. 10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения. 11. Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично корреллируют с ними. Однако их действие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.

Анкета

Анкета - письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы на объективные или субъективные факты деятельности опрашиваемого.

Анкетирование

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Аннотация

Аннотация - очень краткая формулировка основного содержания источника в двух - трех предложениях.

Антропологизация образования

Антропологизация образования - воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важным средством развития личности учащегося.

Апробация

Апробация - проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов

Аспект

Аспект - взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива

Аспирант

Аспирант - лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования инаучноисследовательских институтах.

Аспирантура

Аспирантура - форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов.

Ассоциативная теория обучения

Ассоциативная теория обучения - провозглашает, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод упражнение.

Ассоциация

Ассоциация - отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Следующая страница