Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Таксономия педагогическая

Таксономия педагогическая - построение чёткой системы педагогическихцелей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

Такт педагогический

Такт педагогический - чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками,уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования.

Тактичность

Тактичность - свойство личности, являющееся воспитанной способностью,переросшей в привычку соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику или окружающим.

Творчество

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых,оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

Творчество педагогическое

Творчество педагогическое - оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

Тезаурус

Тезаурус - лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией;полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нём человеку или машине; словарь учебной дисциплины государственного образовательного стандарта.

Тезис

Тезис - любое положение, которое необходимо доказать, защитить и опровергнуть; обобщенное и сжатое изложение основных положений работы; самостоятельная разновидность научной публикации, представляющая собой текст небольшого объема, в котором сформулированы основные положения доклада.

Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)

Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики) - учения, теории, концептуальные подходы различных наук, на которые опирается педагогика (социальная педагогика) и которые в своей совокупности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные теории личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельности (учение о взаимосвязи среды и воспитания) и др.

Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки

Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки - собственные теории, учения, концептуальные подходы, на основе которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика.

Теория

Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающих какое-либо относительно однородное, целостное явление или совокупность элементов, функций.

Теория воспитания

Теория воспитания - раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.

Теория обучения взрослых

Теория обучения взрослых - раздел андрагогики, трактующий наиболее общие категории; особенности взрослого обучающегося, особенности процесса обучения взрослых, андрагогическую модель обучения, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики.

Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)

Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) - теория развивающего обучения, предполагающая высокий теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях (сопутствующее повторение и закрепление); воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов; гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе;линейное построение учебных программ.

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин) теория развития теоретического мышления и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения отобщего к частному, от абстрактного к конкретному.

Терминология педагогическая

Терминология педагогическая - система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования;понятийный аппарат педагогики, помогающий осмыслить и понять сущность педагогических явлений и процессов.

Тест

Тест - стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определённых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путём сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами нормами теста.

Тесты достижений

Тесты достижений - психодиагностические методики, направленные на оценку достигнутого уровня овладения учебными знаниями, умениями и навыками.

Тесты личности

Тесты личности - диагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях.

Техника

Техника - совокупная характеристика навыков и приёмов, применяемая в какой-либо деятельности, например, педагогическая техника специалиста; совокупность приёмов, применяемых в определённом деле, в педагогике при реализации кого-либо метода, например, техники беседы. В последнем случае термин «техника» заменяет термин «методика» (методика беседы), он вошёл в терминологический арсенал в связи с использованием переводной литературы по проблемам педагогики.

Техника педагогическая

Техника педагогическая - совокупность педагогических средств и приёмов,которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи.

Технология

Технология - совокупность методов воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда.

Технология активного обучения

Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, прикоторой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, которым он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.1. Драматизация в обучении инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой областизнаний).2.Инверсия перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.3.Метод групповой дискуссии организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. 4.Метод морфологического анализа один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.5. Метод фокальных объектов метод, заключающийся в том, что при нескольких случайно выбранных объектах переносят рассматриваемый (фокальный,находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложениислучайного объекта «фикус» на фокальный «личность»), можно прийти коригинальным идеям.6. Метод эвристических вопросов применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что?(объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить междусобой (1, 1 2, 1 3 и т. д. до 1 7; 2, 2 2, ..., 2 7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.7. Мозговая атака (бреймсторминг) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А. Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, вкоторую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.8. Театрализация в обучении инсценировка разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т.п. атрибутами.

Технология обучения

Технология обучения - совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Технология обучения взрослых

1. Система научно обоснованных действийвзрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. 2. Раздел андрагогики, обосновывающий указанную выше систему действий.

Технология педагогическая

Технология педагогическая - в основном рассматривается с двух позиций:как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели исследовательский (теоретический) подход;как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе сконкретным объектом) практико-ориентированный подход.

Тифлопедагогика

Тифлопедагогика - наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

Толерантность

Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.

Традиции

Традиции - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Традиции базисные педагогические

Традиции базисные педагогические - система предельно общих стереотипов,обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определённых, заданных социокультурными детерминантами, рамок её реализации,содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации. Разрабатывает понятие Г. Б. Корнетов.

Традиционная (классическая) модель образования

Традиционная (классическая) модель образования - система академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человеческой деятельности.

Требование

Требование - один из основных методов педагогического влияния. Требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание).

Тренинг

Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Третий возраст

Третий возраст - стадия жизненного цикла, на которой он оставляет сферу труда или изменяет характер своих профессиональных занятий в силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого возраста.

Труд

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду сигрой, познанием, общением.

Трудновоспитуемость

Трудновоспитуемость - сознательное и бессознательное сопротивление ребёнка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчёты воспитателей, родителей, отклонения психического и социального развития, особенности характера,другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения к труду как косновной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

Тьютор

Тьютор - наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимсяв решении вопросов организации обучения.

Предыдущая страница Следующая страница