Литературный энциклопедический словарь
БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

БЕЛЬГИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов, населяющих Бельгию. Вследствие исторических особенностей государственно-территориального формирования Бельгии ее государственные границы не совпадают с границами исторических культурных областей. В период феодальной раздробленности (X—XIV вв.) феодальные владения на Юге нынешней Бельгии мало отличались по культуре от Северной Франции, а на Севере — от территории нынешних Нидерландов (Голландия). С объединением всех исторических Нидерландов (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части Северной Франции) в конце XIV—XV вв. под властью Бургундии установилась их культурная общность, из которой культура Бельгии в XV—XVI вв. может быть выделена лишь условно. Литература бельгийского народа развивается в основном на двух языках: в южных провинциях — на французском языке, в северных — на нидерландском языке.

Литература на французском языке.

Первые памятники письменности на французском языке в Бельгии восходят к 1200. Основные жанры средневековой Б. л.: исторические хроники, эпические сказания о крестовых походах. Анонимная песня-сказка «Окассен и Николет» (начало XIII в.) создана во Фландрии. В XIII—XIV вв. развивалась куртуазная литература (фаблио, повести, песни, рыцарские романы). Анонимный сатирический роман «Коронование Лиса» (около 1280; вариант «Романа о Лисе»). К XIV в. относится «Хроника Фландрии» Ж. Фруассара. В XII—XIV вв. развивались жанры агиографии, проповеди, моралите. С XV в. развивался жанр новеллы («Сто новых новелл»).

В эпоху Возрождения (XVI в.) бельгийская поэзия находилась под влиянием французской «Плеяды». В XVII в. в период религиозных войн в драме преобладают религиозные темы и коллизии; поэзия и проза слагаются в стиле классицизма. С середины XVIII в. в литературе возникли просветительские мотивы. Центр новых веяний — г. Льеж. Здесь издавались сочинения Вольтера, «Энциклопедический журнал», появлялись литературные общества и кружки. В годы Великой французской революции появилось много революционных песен, стихов, басен, главным образом анонимных. С 1801 по 1818 в Брюсселе выходят «Поэтические альманахи», проникнутые вольтерьянским умонастроением.

В начале XIX в. появляются произведения в духе романтизма, но бельгийские романтики находились под сильным влиянием Дж. Байрона, а затем В. Гюго (поэт и литературовед А. Ван Гассельт, сборник стихов «Примулы»; поэт и критик Ш. Потвен). Формируется жанр исторического романа (А. Мок, «Морские гёзы…»); исторические сюжеты разрабатывались в героических трагедиях. Буржуазная революция в Бельгии (1830) содействовала становлению реализма и социальной темы в литературе. Т. Вёстенрад создает стихи гражданственного звучания; в его сборнике «Доменная печь» возникают образы индустриальной Бельгии. В середине XIX в. в Б. л. преобладали реалистические тенденции с элементами натурализма. Значительное влияние на ее развитие оказали французские республиканцы-эмигранты 50—60‑х гг. Пропагандировал реализм журнал «Уленшпигель», где сотрудничал Ш. Де Костер. Ф. Стевенс разоблачал с демократических позиций в своих стихах (сборник «Национальные стихотворения») Наполеона III. Э. Леклерк — автор антибуржуазных романов («Тихий дом» и др.). Демократическим духом проникнуты романы Ж. Демулена («Медяница»), друга французского утописта-коммуниста Л. О. Бланки и теоретика анархизма П. Ж. Прудона. Выдающееся произведения эпохи, «библия Бельгии» — «Легенда об Уленшпигеле» (1867) Де Костера. Обличение феодальной монархии и ее церковно-католической опоры сочетается в этой эпопее с национально-освободительным пафосом и народным юмором. Мотивы одиночества, тоска по недостижимому идеалу и пессимистическое отношение к философии и эстетике социализма характерны для эссеиста О. Пирме.

С начала 80‑х гг. литературная жизнь стала более насыщенной. За национальную самобытность бельгийской культуры боролось объединение писателей «Молодая Бельгия» (издававших одноименный журнал, 1881 — 1897) во главе с М. Валлером (К. Лемонье, Э. Верхарн, М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Ж. Экаут и др.). Идейно-эстетические устремления «Молодой Бельгии» были разнородны. И. Жилькен склонялся к «чистому искусству», к «проклятым вопросам» и извечным тайнам бытия и истории. Социалист Э. Пикар, руководивший журналом «Современное искусство», ратовал за общественную активность литературы на стороне демократических сил. Романам Лемонье («Кровопийца»), Ж. Экаута («Новый Карфаген») присущи наряду с чертами натурализма критика буржуазных социальных отношений и глубокая симпатия к трудовому люду. С 90‑х гг. в Б. л. распространился символизм. Символистские драмы Метерлинка с их поэтикой подтекста и «молчания» говорят об обреченности; человек — жертва таинственных сил: смерти, одиночества, вечно подстерегающей беды («Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри»); однако его пьеса-сказка «Синяя птица» (постановка МХАТ, 1908) исполнена верой в доброту и силу человека, его победу над темными силами. В атмосфере тоски живут герои романа «Мертвый Брюгге» и стихов (сборник «Царство молчания») Ж. Роденбаха. Символистами были А. Моккель, Ш. Ван Лерберг, А. Жиро, Жилькен и др. Религиозные мотивы (в т. ч. радость бытия, труда, любовь к простым людям, умиление всем окружающим) характерны для поэта М. Эльскампа («Шесть песен бедного человека»). Верхарн в 90‑х гг. преодолевает трагическое отчаяние и чувство всеобщего социального и нравственного распада; его поэзия, подчас сохраняя символистскую образность, наполняется революционными мотивами, верой в героического человека и в поступательный ход истории; он воспевает творчество, любовь, революционное дерзание (поэтический сборник «Города-спруты», «Буйные силы», «Многоцветное сияние», пьеса «Зори» — революционная социальная утопия).

В начале XX в. преобладал жанр т. н. регионального или областнического романа, изображающего нравы и быт разных уголков Бельгии. М. дез Омбио рисовал крестьянскую Валлонию, Ж. Гарнир — мелкобуржуазный Брюссель, Ж. Виррес — нравы провинции Лимбург. Жизнь городской бедноты показана в романах Л. Делатра, Н. Дофф. Социалистические идеи звучат у Ж. Дестре («Тайна каждого дня»). П. Нотомб посвятил роман Бельгийской революции 1830. 1‑я мировая война 1914 — 1918 отражена в ряде очерковых книг (Р. Вивье и др.).

В 20—30‑х гг. социальный роман характерен для творчества Ф. Элленса, полагавшего, что технический прогресс обесчеловечивает людей; его новеллы и романы — реалистические по фактуре и психологии персонажей, но романтико-мистические по основному замыслу и фабуле (вмешательство рока или бога). Ж. Туссёль с симпатией изобразил мир простых тружеников и обездоленных крестьян. Основная тема романов К. Бюрньо — трудное детство бедняков («Аквариум»). Поэзия А. Эгпарса содержит революционные идеи («Последние огни на земле»). Гуманистична лирика Р. Вивье (сборник «Запертое чудо»). В творчестве М. де Гельдерода фарсовое обличение социальных пороков проявилось в поэтике ярмарочного театра. Психологические драмы Ф. Кроммелинка («Великодушный рогоносец») сочетают в себе фарс и трагедию. В период гитлеровской оккупации слагается поэзия Сопротивления, исполненная антифашистских, патриотических и гуманистических мотивов (см. Сопротивления литература). Социальные романы Д. Жиллеса («Купон 44») рисуют нравы буржуазии в период войны. Романист, поэт и публицист Д. Шайнерт рассказал о борьбе народа с оккупантами в антифашистском романе «Длинноухий фламандец». Поведение людей в условиях оккупации — тема рассказов Эгпарса.

Современной действительности посвящены реалистические романы Ж. Ленза, А. Корнелюса и пьесы П. Виллемса. Теплота в обрисовке внутреннего мира простого человека характерна для психологических романов Ж. Сименона; гуманизмом, неприятием буржуазной морали отмечены и его книги о полицейском комиссаре Мегрэ. В многообразии послевоенной бельгийской поэзии выделяется лирика Ж. де Бошера, М. Тири, М. Карема, Ж. Ленза, Ж. Норжа, А. Шаве, связанная с гуманистическими традициями и демократическими тенденциями.

Литературная периодика: журнал «Nos Lettres informations» (с 1932), официальный орган Ассоциации бельгийских писателей французского языка; общественно-литературные журналы «Marginales» (с 1945; выходит раз в 2 месяца); «Jalons» (с 1955), орган общества «Литературная молодежь Бельгии»; «Journal des poètes (с 1931), ежемесячник комитета по проведению Международных двухгодичных встреч поэтов в Кнокке; ежеквартальный бюллетень «Nouvelles des lettres soviétiques», орган общества «Бельгия — Советский Союз».

М. В.

Литература на нидерландском языке.

До начала XVII в. была частью нидерландской литературы. С конца XVI в. центр нидерландской культуры переместился на север, но в Южных Нидерландах, на территории современной Бельгии, продолжала развиваться литература на нидерландском языке (его условное традиционное название для варианта северной провинций Бельгии — фламандский). Й. Хардейн в цикле «Хвалебные песни богу» сочетал религиозные и ренессансные мотивы. Проповедник Контрреформации А. Пойртерс свои религиозные и политические идеи выразил в дидактическом романе «Маска сорвана перед всем миром». В. Огир писал сатирико-бытовые комедии из жизни горожан; юмор, живой диалог и занимательная интрига сделали их любимым народным зрелищем в XVII в. Веселые клухты (нидерландские фарсы) создавал М. де Сван. По мере утверждения в Бельгии французской культуры в XVIII в. углубляется кризис нидерландской культуры. Ее традиции сохранялись в фольклоре, легендах, исторических преданиях.

Национально-демократический подъем 1830 вызвал движение за возрождение нидерландской культуры. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший это движение, в патриотических стихах воспевал героическое прошлое своего народа. Нидерландские романтики были одновременно и просветителями, ревнителями развития национального литературного языка. Романтик Х. Консианс в исторических и социально-бытовых романах («Лев Фландрии» и др.) выступил зачинателем реалистического направления. К. Л. Ледеганк — автор стихов в духе народных песен. Очеркист и романист Э. Зеттернам изобразил бедствия бельгийского пролетариата. Демократическая литература 2‑й половины XIX в. близка критическому реализму. Поэзия католического священника Г. Гезелле выражает мистико-религиозные настроения. Сторонником «чистого искусства» выступил А. Роденбах. Демократическое движение 80‑х гг. ставило своей целью внести в литературу широкие общественные темы. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса посвящено жизни крестьян. С первым в бельгийской литературе на нидерландском языке психологическим романом выступил Э. де Бом («Обломки»). Л. Бакелманс — автор романов в духе натурализма о капиталистическом городе.

В начале XX в. заметную роль начинают играть разные декадентские школы. Кумиром фламандских декадентов был поэт-символист К. ван де Вустейне. В творчестве Г. Тейрлинка, изображавшего болезненную психику оторванных от жизни индивидуалистов, реалистические тенденции сочетаются с декадентскими мотивами. А. Вермейлен выступил с мистико-символистским романом «Вечный жид». Вернуть литературе былой жизнерадостный дух нидерландского Возрождения стремился Ф. Тиммерманс. Заметным было влияние идей социализма, что нашло отражение в стихах Р. де Клерка и прозе Л. Зиленса, писавших о борьбе нидерландского пролетариата. В развитии критического реализма важное место занимает творчество поэта и романиста В. Элсхота, обличавшего империализм. Зачинатель экспрессионизма П. ван Остайен в своей поэзии выразил анархический бунт против капитализма.

После 2-й мировой войны 1939 — 1945 прогрессивные писатели включились в борьбу за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героическом сопротивлении бельгийского народа гитлеровским оккупантам «Священный гнев». П. ван Акен в романе «Только мертвые могут спастись» обличал фашизм. Г. Валсхап выступал против колониализма. М. Гейсен в новеллах резко осудил американский образ жизни. Антиимпериалистическая и антиклерикальная направленность характерны для сочинений Х. Клауса 60—70‑х гг., отмеченных чертами авангардизма. Эстетическим стереотипам массовой культуры в 60—70‑е гг. противостоят произведения писателей-реалистов В. ийслинка, Х. Лампо, Г. Раса, раскрывающих безнравственность капиталистической цивилизации.

И. В. Волевич.

Издания:

Молодая Бельгия. Сб., под ред. М. Веселовской, М., [1908];

Стихи бельг. поэтов, пер. с франц., М., 1959;

Из современной бельг. поэзии, пер. с франц., флам., валлонского, М., 1965;

Рассказы бельг. писателей, пер. с флам. и франц., М., 1968;

Восемь бельг. пьес, М., 1975;

Западноевроп. поэзия XX в., М., 1977 (разд. «Бельгия»);

Из современной бельг. поэзии, М., 1981;

Пьесы, М., 1983.

Литература:

Андреев Л. Г., Сто лет бельг. литературы, [М.], 1967;

Шкунаева И. Д., Бельг. драма от Метерлинка до наших дней, М., 1973 (библ. 421—45);

Тимашева О., Контур лица. О современной франкоязычной литературе Бельгии, «ИЛ», 1981, № 8;

Живая литература. Сб., пер. с франц., М., 1983;

Bibliographie des écrivains français de Belgique, t. 1, Brux., 1958;

Charlier G., Hanse J., Histoire illustrée des lettres françaises de Belgique, Brux., [1958];

Guiette R., Ecrivains français de Belgique au XIX siècle, Brux., 1963;

Lettres vivantes, Brux., 1975.

В начало словаря