Литературный энциклопедический словарь
ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА

ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ПОЭ́ТИКА, порождающая поэтика, направление современного литературоведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей структуры и эволюции поэтических систем. В основе Г. п. лежит представление, что вся сложность и многообразие литературных феноменов могут быть выведены из ограниченного набора сравнительно простых конструктов при помощи стандартных процедур. Г. п. различает глубинные и поверхностные структуры. Глубинные структуры порождаются по строго определённым правилам и в идеальном виде отражают наиболее существенные свойства моделируемого объекта. Поверхностные структуры выводятся из глубинных путем применения к ним правил трансформации и отражают свойства моделируемого объекта с точностью до изоморфизма. Г. п. рассматривает литературный текст как сообщение на естественном языке, в котором закодированы сообщения на ряде других (не выводимых из естественного языка) языков. Примерами таких языков могут служить метрика (один и тот же метр может реализовываться в стихотворном тексте, танце, орнаменте и т. д.), повествование (один и тот же сюжет может реализовываться в словесном тексте, пантомиме, лубке и т. д.). Задачей Г. п. является описание глубинных структур этих языков, их трансформаций и кодирования средствами естественного языка. Хотя разграничение глубинных и поверхностных структур проводилось в поэтике и до Г. п. (ср. понятия сюжета и фабулы, метра и ритма), эксплицитное описание соответствия между ними стало возможным лишь в Г. п.

Г. п. следует отличать от таких смежных дисциплин, как лингвистическая генеративная стилистика и лингвистика текста, которые оперируют лишь категориями естественного языка (т. е. предполагают, что у поэтической и обиходной речи нет различий в глубинных структурах); Г. п. же сосредоточивается на собственно поэтических принципах структуры текста, рассматривая естественный язык как средство кодирования этой структуры. Ближе к Г. п. подходит модель «тема — приемы выразительности — текст», которая выводит текст из некоторой содержательной структуры («темы»); с точки зрения Г. п. и «текст» и его «тема» в равной мере относятся к поверхностным структурам.

Интенсивное развитие Г. п. началось в 1970‑х гг. и в значительной мере связано с изданием в Нидерландах журнала «Поэтика» («Poetics») и группирующимися вокруг него исследователями. К началу 80‑х гг. наиболее разработанная часть Г. п. — генеративная метрика (термин Дж. Бивера), исследование которой начинается со статьи М. Халле и С. Кайзера (1966), хотя отдельные положения высказывались и ранее (напр., В. Я. Брюсовым и В. М. Жирмунским). Генеративная метрика исходит из тезиса, что стихотворность текста определяется его соотнесенностью с некоторой идеально периодической структурой — метром. Порождение этих глубинных метрических структур по законам симметрии и является первой задачей генеративной метрики. Но стихотворный текст характеризуется не только метром, но и разнообразием ритма, которое описывается правилами трансформации, позволяющими, кроме того, отделить словосочетания, допустимые в качестве стихов данного метра, от недопустимых, а в некоторых моделях (напр., М. Халле и С. Кайзера) и вычислить метрическую сложность стиха. В других моделях исследуются просодические средства кодирования метрической информации (П. Кипарский, К. Магнусон и Ф. Райдер) и трансформации естественной языковой структуры под влиянием метра (Дж. Бивер).

В методологическом отношении аналогично строятся и технически гораздо более сложные модели Г. п., ориентированные на описание поэтической семантики. В качестве примеров можно указать модель нарративного текста С. Т. Золяна, генеративный подход к категории трагического и эволюции поэтических систем И. П. Смирнова и др.

Г. п., как и генеративная лингвистика, развилась на фоне структуралистских концепций, отчасти продолжая их (представление о структурности объекта, требование эксплицитности описания и т. п.), отчасти их отменяя (представление об имманентности структуры и соответствующие методы анализа; см. Структурная поэтика). Способность оперировать не только поверхностными, но и глубинными характеристиками литературных феноменов и использование стандартизованных моделей вывода обусловливают продуктивность применения методов Г. п. в сравнительных и сравнительно-исторических исследованиях (работы Д. Чисхольма о книттельверсе и М. Ю. Лотмана о гекзаметре).

Литература:

Золян С. Т., Описание сюжета: генеративный подход, в сб.: Семиотика и проблемы коммуникации, Ер., 1981;

Кипарский П., Ударение, синтаксис и метр, в сб.: Новое в заруб. лингвистике, в. 9, М., 1980;

Лотман М., Генеративный подход в метрич. штудиях, в сб.: Рус. филология, в. 4, Тарту, 1975;

Halle M., Keyser S. J., English stress, N. Y., 1971;

Levy J., Generative poetics, в сб.: Sign. Language. Culture, The Hague-P., 1970.

также ряд статей в журнале «Poetics» (1974, № 12 и 1975, № 16 — целиком посвящены генеративной метрике).

М. Ю. Лотман.

В начало словаря