Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕС"-"МИХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕС"-"МИХ")

МЕСИХИ РУКНСДДИН МАСУД

МЕСИХИ́ Рукнсддин Масуд (1580—1655), азербайджанский поэт (на азерб. и перс. яз.).

МЕСНЕВИ

МЕСНЕВИ́, маснави (араб. — сдвоенное), жанровая форма восточной поэзии, возникшая на иранской почве и получившая распространение по преимуществу также в тюркских литературах Ближнего и Среднего Востока. Была заимствована и арабами, но широкого применения в арабо-язычных литературах не получила. Представляет собой поэму значительного объема, все бейты которой имеют внутри парную рифму по схеме аа bb сс… Для М. используются определённые метры аруза, в частности мутакариб (в основном для поэм героического характера).

Первые известные образцы М. принадлежат персидским и таджикским поэтам Масуди Марвази (X в.; от его героической поэмы сохранилось три бейта) и Рудаки (X в.), в творчестве которого зародился и оформился популярный в классической персидско-таджикской литературе жанр дидактических М., получивший после Рудаки развитие в дидактической поэме «Книга благословения» (сер. X в.) Абу Шакура Балхи и на долгие века закрепившийся во многих литературах Востока. Образец героической М. — эпопея Фирдоуси «Шахнаме» (XI в.). Романический эпос — поэмы-М. с любовным сюжетом — начинает существование с написанной в X в. и известной лишь по упоминаниям поэмы Абу-ль-Муайада Балхи «Юсуф и Зулейха», интерпретирующей известный библейский сюжет. Признанным мастером любовно-романтических М. стал поэт XI в. Унсури. Написанная в середине XI в. поэма подобного рода «Вис и Рамин» Гургани породила многочисленные подражания и, по-видимому, оказала влияние на творчество Низами Гянджеви, создавшего всемирно известный цикл из пяти М., три из которых имеют в основе любовный сюжет, а две носят философско-этический и дидактический характер.

Сюжеты и даже стихотворные метры поэм Низами стали предметом многих подражаний-назира. Словом «М.» в персидской литературе нередко обозначали «Поэму о сути всего сущего» (XIII в.) Джалаледдина Руми.

Литература:

Бертелье Е. Э., История перс.-тадж. литературы, М., 1960;

История перс. и тадж. литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.

МЕСОНЕРО РОМАНОС РАМОН ДЕ

МЕСОНЕ́РО РОМА́НОС (Mesonero Romanes) Рамон де (1803—82), испанский писатель. Сб. нравоописат. очерков «Мадридская панорама» (т. 1—3, 1835—38), «Мадридские сцены» (т. 1—4, 1842), «Типы, группы и наброски…» (1862). Кн. «Путеводитель по Мадриду» (1831), «Старый Мадрид» (1861).

МЕСОСТИХ

МЕСОСТИ́Х (от греч. mésos — средний и stichos — ряд, строка, стих), в ст. Акростих.

МЕСРОП МАШТОЦ

МЕСРО́П МАШТО́Ц (361—440), армянский ученый, просветитель. Создатель арм. алфавита (405—406). Совм. с учениками перевел часть Библии с сирийского на арм. яз. Считается автором книги христ. поучений.

■ Корюн, Житие Маштоца, Ер., 1981 (текст на арм., рус. и англ. яз.).

МЕССЕНИУС ЮХАННЕС

МЕССЕ́НИУС (Messenius) Юханнес (1579—1636), шведский писатель, историк. Пьесы «Диса» (1611), «Сигниль» (1612). Историко-лит. труд «Иллюстрированная Скандинавия» в стихах и прозе (т. 1—10, 1700—05).

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ

МЕ́СТНЫЙ КОЛОРИ́Т, кулёр локаль (франц. couleur locale), воспроизведение в художественной литературе особенностей национального быта, пейзажа, языка, свойственных сугубо определённой местности или области. М. к. может усиливать правдивость деталей, ярче передавать своеобразие речи персонажей и языка автора (напр., в «Тихом Доне» М. А. Шолохова). Понятие «М. к.» ввели в 20‑х гг. XIX в. французские романтики и широко его использовали в борьбе с классицизмом. Обращение к М. к. значительно также в итальянском веризме, испанском костумбризме.

МЕТАСТАЗИО ПЬЕТРО

МЕТАСТА́ЗИО (Metastasio) Пьетро (наст. имя Трапасси, Trapassi) (1698—1782), итальянский поэт и драматург. Лирич. трагедии для муз. театра «Покинутая Дидона» (1724), «Сирой» (1726, п. 1760), «Катон в Утике», «Эцио» (обе — 1728), «Узнанная Семирамида» (1729, п. 1760), «Александр в Индии» (1729, п. 1755), «Артаксеркс» (1730, п. 1738), «Адриан в Сирии» (1731), «Димитрий» (1731, п. 1779), «Олимпиада» (1732, п. 1762), «Титово милосердие» (1734, пер. Г. Р. Державина и Я. Б. Княжнина, 1742), «Ахилл во Сцире» (1736, п. 1778), «Узнанный Кир» (1736), «Фемистокл» (1736, пер. Державина), «Аттилий Регул» (1740), «Антигон» (1743, п. 1770), «Король-пастух» (1751), «Торжество Клелии» (1762), «Руджеро» (1771). «Стихотворения» (1718). Поэма «Смерть Катона». Идиллии, кантаты, канцонетты («Свобода», 1733; «Прощанье», 1746). Соч. по эстетике.

МЕТАТЕЗА

МЕТАТЕ́ЗА (от греч. metáthesis — перестановка), перестановка смежных или несмежных звуков или слогов в слове; один из видов т. н. комбинаторных изменений звуков. М. свойственна просторечию и диалектной речи: «перелинка» вместо «пелеринка», «канцерялия» вместо «канцелярия». Нередко подобые формы закрепляются в литературном языке, особенно при заимствовании слов из других языков («тарелка» из «талерка», нем. Téller). М. используется как комический прием в художественной литературе (стих. С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»).

Т. В. Вентцель.

«МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЛИРИКА»

«МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЛИРИКА» - «МЕТАФИЗИ́ЧЕСКАЯ ЛИ́РИКА», «метафизическая школа», принятое в западном литературоведении обозначение творчества английских поэтов-маньеристов [в отличие от «сынов Бена» (Б. Джонсона), или «поэтов-кавалеров» — эпигонов Высокого Ренессанса]: Дж. Донна, братьев Дж. и Э. Хербертов, Г. Кинга, Дж. Кливленда, а также их последователей — Р. Крэшо, Г. Вогена, А. Марвелла (см. Маньеризм). Эпитет «метафизический» применялся к их поэзии еще с XVII в., подразумевая «выспренний», «мудреный», «заумный»; основоположник английского классицизма Дж. Драйден обвинял Донна в том, что он «в своих любовных стихах смущает умы прекрасного пола философическими тонкостями». В 1780‑х гг. у историка английской поэзии С. Джонсона эпитет стал определением, отлучавшим «метафизиков» от «серьезной литературы» с позиций классицистического рационализма и абсолютизации поэтических условностей, которые маньеристы постоянно и принципиально нарушали.

Тенденция к обновлению и осложнению стихотворного языка, индивидуализации мировосприятия, осознанию и обнажению условности поэтических приемов явственно наметилась у позднего У. Шекспира, у Дж. Чапмена, Дж. Фора, С. Тёрнера, Дж. Уэбстера и других «малых елизаветинцев»: ее-то продолжили и развили «поэты-метафизики». Они множили и закрепляли связи поэтического слова с миром человеческих переживаний; переживанием становилось и самое миропознание — оно приобщалось к индивидуальной биографии. В духе XVII в. это приобщение обретало религиозный или псевдорелигиозный характер (особенно у Дж. Херберта и его позднейших приверженцев Крэшо и Вогена), характер поэтической медитации. Общая идея «М. л.» — напряжение чувства под знаком разума, устремленного в безграничность и чающего откровения. При всей своей неразрешенной противоречивости «М. л.» послужила плодотворному исследованию возможностей поэтического слова, словосочетания, сближения далеких понятий. Как неотъемлемая часть английского литературного процесса она во многом подготовила и предопределила достижения английской поэзии XIX и XX вв., чему свидетельством служит интерес к ней современных исследователей и читателей.

Литература:

Европ. поэзия XVII в., раздел «Англия», биогр. статьи и комментарии В. С. Муравьева, М., 1977;

Hebel J., Poetry of the English Renaissance, N. Y., 1957;

Hunter J., The metaphysical poets, L., [1965];

Parsons E. M., Notes on the metaphysical poets, L., 1979.

В. С. Муравьев.

МЕТАФОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕРЛИНК МОРИС

МЕ́ТЕРЛИ́НК (Maeterlinck) Морис (1862—1949), бельгийский драматург и поэт (на франц. яз.). С 1896 жил во Франции. Сб. поэзии «Теплицы» (1889), «Двенадцать песен» (1896). Пьесы «Принцесса Мален» (1889), «Непрошеная», «Слепые» (обе — 1890), «Пелеас и Мелисанда» (1892), «Алладина и Паломид», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля» (все — 1894), «Аглавена и Селизетта», «Ариана и Синяя борода» (обе — 1896), «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (история, драма, 1902), «Чудо св. Антония» (комич. легенда, 1903), «Синяя птица» (филос. сказка, 1908, п. поставлен в 1908), «Мария Магдалина» (1909), «Обручение» (1918), «Бургомистр, Стильмонда» (1919), «Беда проходит» (1925), «Жанна д’Арк» (1940, опубл. 1945). Кн. эссе «Сокровище Смиренных» (1896), «Мудрость и судьба» (1898), «Сокровенный храм» (1902), «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом Бога» (1937), «Другой мир, или Звездные часы» (1942). Мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Натурфилос. кн. «Жизнь пчел» (1901), «Разум цветов» (1907, в т. ч. эссе «Наш общественный долг»), «Жизнь муравьев» (1930). Большинство пьес, написанных до 1918, шло на рус. сцене. Ноб. пр. (1911).

■ Полн. собр. соч., т. 1—4, П., 1915; Пьесы, М., 1958.

● Гейне А., М. Метерлинк, СПБ, 1912; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; Bodart R., M. Maeterlinck, P., 1962.

МЕТЛИНСКИЙ АМВРОСИЙ ЛУКЬЯНОВИЧ

МЕТЛИ́НСКИЙ Амвросий Лукьянович (1814—70), украинский поэт, фольклорист, издатель. Сб. историко-романтич. стихов «Думы и песни да еще кое-что» (1839). Изд. альм. «Южный русский сборник» (1848), сб. «Народные южнорусские песни» (1854).

■ Соч. в кн.: Соч. А. Метлинского и Н. Костомарова, Львов, 1914 (на укр. яз.); Стихи, в кн.: Метлинский А. и Костомаров Н., Стихи, К., 1972 (на укр. яз.).

МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИЕВ ДИМИТР

МЕТО́ДИЕВ Димитр (р. 1922), болгарский поэт, общественный деятель. Чл. БКП с 1944. Поэтич. сб. «На штурм» (1945), «О времени и о себе» (1963), «Стихотворения и маленькие поэмы» (1968), «Великое переселение» (1970), «Час осенней ясности» (1977), «И запах сладкий» (1980). Ром. в стихах «Димитровское племя» (1951, п. 1954).

■ Солнечное притяжение. [Стихи], М., 1967; Монолог в пути. [Стихи], М., 1975.

МЕТОНИМИЯ

МЕТОНИ́МИЯ (греч. metonymía, букв. — переименование), вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности. Как и метафора, вытекает из способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции; представляет собой наложение на переносное значение слова его прямого значения. Так, во фразе «Я три тарелки съел» (И. А. Крылов) слово «тарелка» обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.

Явления, приводимые в связь посредством М. и образующие «предметную пару», могут относиться друг к другу как целое и часть (синекдоха: «Эй, борода! а как проехать к Плюшкину?», Н. В. Гоголь); вещь и материал («Не то на серебре, — на золоте едал», А. С. Грибоедов); содержимое и содержащее («Трещит затопленная печь», А. С. Пушкин); носитель свойства и свойство («Смелость города берет»); творение и творец («Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет», Н. А. Некрасов) и др.

Художественные особенности М. связаны с творческим почерком автора, характером литературного стиля, национальной культуры.

МЕТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТРИКА

МЕ́ТРИКА (греч. metrikē, от métron — мера, размер),

1) совокупность законов строения стиха — то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах стихосложения.

2) Наука о законах строения стиха — то же, что стиховедение; термин «М.» преимущественно применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в которые стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская М.), но расширительно — к любым эпохам.

3) Иногда под М. понимается лишь один — основной — из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с фоникой — учением о сочетании звуков и строфикой — учением о сочетании строк), т. е. о системах стихосложения, метрах и размерах стихотворных. В таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика»; понятия эти точно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается учение о сочетании звуковых признаков в стопы, а под ритмикой — о сочетании стоп в строки. Различаются нормативная М. (как «способ к сложению стихов» — выражение В. К. Тредиаковского), историческая М. (как история развития законов строения стиха и история употребительности отдельных форм стиха) и сравнительная М. (теоретически важная как средство реконструкции древнейших, несохранившихся форм стиха, например общеславянского или общеиндоевропейского; практически важная, например, при стихотворном переводе).

4) Система стихотворных форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. («метрика Пушкина», «метрика русской поэзии XVIII в.», античная М. и т. п.); описание ее опирается на «метрические справочники» по избранному материалу (образец — в книге «Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов», 1979).

М. Л. Гаспаров.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

МЕТРИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. métron — мера), или квантитативное (от лат. quantitas — количество), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения, напр.: чешский и сербскохорватский языки, в которых есть значимая долгота, не приняли М. с., а тюркские языки, в которых нет долготы, приняли). Наибольшее развитие М. с. получило в античном стихосложении, в арабском и персидском арузе, в санскритском джати; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому и классическому китайскому стихосложению.

В основе М. с. лежит измерение стиха условными временными единицами — морами (матрами), объединяемыми в такты (стопы и группы стоп); обычно краткий слог считается равным одной море, долгий — двум (реже — нескольким) морам. Строго говоря, следует различать чисто-метрическое стихосложение, в котором задан только временной объем такта, заполняемого любыми укладывающимися в него сочетаниями слогов, и силлабо-метрическое стихосложение, в котором внутри тактов различаются слоговые позиции, допускающие одни варианты заполнения и не допускающие других.

И чисто-метрические и силлабо-метрические стихосложения сосуществуют в санскритской поэзии («матра-чанда» и «акшара-чанда») и в античной поэзии (стих песенной лирики и стих речитативного эпоса, драмы, элегии, ямба). Древнегреческие теоретики, которым это казалось противоречием, стремились описать и тот и другой стих в терминах только или чистой метрики (т. н. «мусическая теория»), или силлабо-метрики (т. н. «ритмическая теория»). Филологи XIX в. в своих взглядах на М. с. продолжали первый подход: считалось, что в древнейшем народном творчестве слово целиком подчинено музыке и что через эту стадию естественно проходят стихосложения всех народов. Филологи XX в. держатся ближе ко второму подходу: данные сравнительные стиховедения позволяют думать, что М. с. развилось из силлабического стихосложения — сперва в конце силлабического стиха, предупреждая о стихо-разделе, некоторые слоговые позиции стали заполняться преимущественно долгими или преимущественно краткими слогами (так в ведийских стихотворных размерах), потом эта нормализация распространилась на большинство позиций в стихе (так в эолийских размерах греческой лирики), и лишь потом возник принцип «долгий слог равен двум кратким» и выработана система замен (в ионийском гекзаметре и позднейших размерах). И наоборот, на исходе своего развития, когда в греческом и латинском языках долгота и краткость перестали быть смыслоразличительными, их М. с. переходит в силлабическое стихосложение византийской и романской поэзии. Однако высокий авторитет античной поэзии вызвал в XVI—XVII вв. и позднее ряд попыток ввести М. с. и в новоязычную европейскую поэзию (Э. Спенсер в Англии, Ж. А. де Баиф во Франции, К. Геспер в Германии, Мелетий Смотрицкий на Украине).

М. Л. Гаспаров.

МЕТСАНУРК МАЙТ

МЕ́ТСАНУРК Майт (наст. имя и фам. Эдуард Хубель) (1879—1957), эстонский советский писатель. Ром. «Биллем из Вахесааре» (1909), «Рабы» (1912), «И это — человек!» (1918), «Жизнь и смерть Таавета Соовере» (1922), «Безымянная могила» (1926), «Красный ветер» (1928), «На реке Юмере» (1934), «Званые и избранные» (1937), «Тлеющий огонь» (1939), «В начале пути» (1946), «Летний солнцеворот» (1957). Рассказы, пьесы, критич. статьи.

■ Соч., т. 1—4, Тал., 1957—69 (на эст. яз.).

МЕХИЯ НЬЕТО АРТУРО

МЕХИ́Я НЬЕ́ТО (Mejía Nieto) Артуро (р. 1900), гондурасский писатель. Сб. рассказов «Туземные рассказы» (1929), «Старые ботинки» (1930), «Старый холостяк» (1931). Ром. «Беглец от самого себя» (1934).

МЕХИЯ САНЧЕС ЭРНЕСТО

МЕХИ́Я СА́НЧЕС (Mejía Sanchez) Эрнесто (р. 1923), никарагуанский поэт, литературовед. Поэма «Только земля» (1979); сб. «Знахарства и заклинания» (1947), «Смежное тело» (1948), «Европейские впечатления» (1957) и др.

МЕХМЕТ РАУФ

МЕХМЕ́Т (Mehmet) Рауф (1875—1931), турецкий писатель. Ром. «Сентябрь» (1901), «Гвоздика и жасмин» (1924), «Последняя звезда» (1927), «Спасение» (1929), «Рана» (1927, опубл. 1935). Сб. рассказов «Последнее желание» (1919) и др. Пьесы, стихи в прозе.

МЕХТИ ГУСЕЙН

МЕХТИ́ ГУСЕ́ЙН (наст. имя и фам. Мехти Али оглы Гусейнов) (1909—65), народный писатель Азербайджанской ССР (1964), общественный деятель. Чл. КПСС с 1941. Ром. «Апшерон» (1947), «Черные скалы» (1957), «Утро» (ист.; ч. 1—2, 1950—53), «Подземные воды текут в океан» (опубл. 1966). Пов. «Тарлан» (1940), «Комиссар» (ист.; 1942). Рассказы, пьесы. Гос. пр. СССР (1949).

■ Соч., т. 1—10, Б., 1966—79 (на азерб. яз.); Избр. произв., М., 1958; Повести. Рассказы. Пьесы, М., 1971.

МЕЦЕНАТ ГАЙ ЦИЛЬНИЙ

МЕЦЕНА́Т (Maecenas) Гай Цильний (? — 8 в. до н. э.), римский поэт-любитель, покровитель поэзии. Советник имп. Августа. Кружок М., куда входили Вергилий, Гораций, Проперций и др., был центром культ, жизни Рима и идеологич. поддержкой режима Августа. Имя М. стало нарицательным для покровителя лит-ры и иск-ва.

● Полонская К. П., Рим. поэты эпохи принципата Августа, М., 1963.

МЕЧИЕВ КЯЗИМ БЕККИЕВИЧ

МЕЧИ́ЕВ Кязим Беккиевич (1859—1945), балкарский советский поэт. Поэмы «Раненый тур» (1907), «Бузжигит» (1910—17). Сб. стихов «Мое слово» (1939).

■ Избр., Нальчик, 1975 (на балкар. яз.); Стихотворения и поэмы, Нальчик, 1962; Огонь очага, М., 1970; Избранное. Стихи и поэмы, М., 1976.

● Маммеев Д., Кязим Мечиев, Нальчик, 1966.

МЕШТЕРХАЗИ ЛАЙОШ

МЕ́ШТЕРХАЗИ (Mesterházi) Лайош (1916—1979), венгерский писатель. Чл. Коммунистич. партии Венгрии. Ром. «Свидетельство» (кн. 1—3, 1955—56, п. кн. 1, 1965), «В нескольких шагах граница» (1958, п. 1959), филос. ром.-эссе «Загадка Прометея» (1973, п. 1976). Пьесы «Люди из Будапешта» (1958, п. 1960), «Одиннадцатая заповедь» (1961, п. 1962), «Пора невинности» (1963, п. 1980). Сб-ки новелл и рассказов. Публицистика.

■ Избр., М., 1977.

МИГАЛИК ВОЙТЕХ

МИ́ГАЛИК (Mihálik) Войтех (р. 1926), словацкий поэт, государственный и общественный деятель. Чл. КПЧ с 1956. Поэма «Поющее сердце» (1952); лирич. сб-ки, в т. ч. «Круги Архимеда» (1960), «Аппассионата» (1964), «Черная осень» (1969). Интерпретации классич. поэзии (сб. «Гнездослав в извлечениях и толкованиях Мигалика», 1974). Лит. критика.

■ Круги Архимеда. Избр., М., 1964.

МИГЕНИ

МИГЕ́НИ, Мидьени (Migjeni) (наст. имя Милош Дьёрдь Никола, Nikolla) (1911—1938), албанский писатель. Поэтич. сб., в т. ч. «Свободные стихи» (1936). Рассказы.

■ Избр., М., 1954.

● Эйнтрей Г. И., Творчество Мидьени, Л., 1973.

МИДЛТОН ОСМАН ЭДУАРД

МИ́ДЛТОН (Middleton) Осман Эдуард (р. 1925), новозеландский писатель. Сб. рассказов «Камень» (1959), «Прогулка по берегу» (1964).

МИКАЭЛИС КАРИН

МИКАЭ́ЛИС (Michaëlis) Карин (урожд. Катарина Бек, Bech) (1872—1950), датская писательница. Ром. «Благородная игра» (1898, под псевд. Эдмонд Фальф), «Опасный возраст» (1910), «Мать» (1935, п. 1958). Автобиогр. ром. «Девочка со стеклышками» (1924), «Маленькая лгунья» (1925), «Тайна» (1926), «И грех, и горе, и опасность» (1928), «Последствия» (1930). Кн. для детей.

■ Собр. соч., т. 1—8, М., 1911—13.

МИКАЭЛЭ РАШИД

МИКАЭЛЭ́ РАШИ́Д (наст. имя и фам. Микаэл Рашидович Айдоян) (р. 1925), курдский советский поэт (на курд. и арм. яз.). Сб. стихов «Мое сердце» (1960), «Время» (1966), «Окно» (1974), «Раздумья» (1978).

■ По дорогам родины. Стихи. Поэма, М., 1960; Чудо. Стихи, М., 1976.

МИКЕЛИНСКАС ЙОНАС

МИКЕЛИ́НСКАС Йонас (р. 1922), литовский советский писатель. Сб. рассказов «Старик под часами» (1960), «Теплые руки» (1962), «Горсть песка» (1965), «Августовской ночью» (1971); сб. рассказов и повестей «Звездная пыль» (1975), «Дикая яблоня» (1980). Ром. «Водоноска» (1964, п. — «Мы — люди», 1966), «А часы идут» (1966, п. 1969), «Дятел — пестр…» (1976, п. — «Не поле перейти», 1979), «За горизонтом — свобода» (1978).

МИКИТЕНКО ИВАН КОНДРАТЬЕВИЧ

МИКИТЕ́НКО Иван Кондратьевич (1897—1937), украинский советский писатель, государственный деятель. Чл. КПСС с 1925. Стихи; поэма «Огни» (1927); сб. рассказов «На солнечных гонах» (1926). Пов. «Братья» (1927), «Детство Гавриила Кириченко» (1928), «Уркаганы» (1928). Ром. «Утро» (1933). Пьесы «Диктатура» (1929), «Светите нам, звезды» (1930, др. назв. «Кадры»), «Дело чести» (1931), «Девушки нашей страны» (1933), «Соло на флейте» (1933—1936), «Когда всходило солнце» (1937, опубл. 1962) и др. Публицистика; критич. статьи.

■ Соч., т. 1—6, К., 1964—65 (на укр. яз.); Соч., т. 1—4, К., 1982—1983 (на укр. яз.); Светите, звезды! Сб. пьес, М., 1971.

МИКОЛАЙТИС-ПУТИНАС ВИНЦАС

МИКОЛА́ЙТИС-ПУ́ТИНАС Винцас (1893—1967), народный писатель Литовской ССР (1963). Сб. стихов «Красные цветы», «Князь Жвайнис» (1917), «Между двумя зорями» (1927), «Пути и перепутья» (1936), «Приветствую землю» (1950), «Поэзия» (1956), «Окно» (1966). Драмы. Ром. «В тени алтарей» (т. 1—3, 1933), «Кризис» (1937), «Повстанцы» (т. 1—2, 1957—67).

■ Соч., т. 1—10, Вильнюс, 1959—1969 (на литов. яз.). Дар бытия. Стихи, М., 1966.

● Ланкутис И., В. Миколайтис-Путинас, М., 1967.

МИКСАТ КАЛЬМАН

МИ́КСАТ (Mikszáth) Кальман (1847—1910), венгерский писатель, общественный деятель. Ром. «Два нищих студента». (1886), «Голубка в клетке» (1892), «Выборы в Венгрии» (1893—97), «Зонт Святого Петра» (1895), «Осада Бестерце» (1896), «Странный брак» (1900), «История Ности-младшего и Марии Тоот» (1908), «Черный город» (1911). Повести и рассказы.

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1966—69.

МИЛАНЕС ХОСЕ ХАСИНТО

МИЛАНЕ́С (Milanés) Хосе Хасинто (1814—1863), кубинский поэт.

МИЛЕВ ГЕО

МИ́ЛЕВ Гео (наст. имя Георги Касабов) (1895—1925; погиб в фаш. застенке), болгарский поэт. Поэмы «Сентябрь» (1924, п. 1950), «Ад» (неоконч.; 1925), «День гнева» (изд. 1933), стихи.

МИЛЕВ ДУМИТРУ

МИ́ЛЕВ Думитру (1887—1944), молдавский советский писатель. Пов. «На заре» (1928), «Шестьдесят два с половиной» (1931), Рассказы; статьи и рецензии.

■ Избр., Киш., 1958 (на молд. яз.); На рассвете. Рассказы, Киш., 1978.

МИЛЛЕР АРТУР

МИ́ЛЛЕР (Miller) Артур (р. 1915), американский драматург. Пьесы: «Все мои сыновья» (1947), трагедия «Смерть коммивояжера» (1949), «Тяжкое испытание» (1953, п. 1960, ставилась под назв. «Салемские колдуньи»), «Вид с моста» (1955), «Воспоминание о двух понедельниках» (1955), «интеллектуальные» драмы «После грехопадения» (1964) и «Это случилось в Виши» (1965, п. 1965), драма «Цена» (1967, п. 1968), комедия «Сотворение мира и другие дела» (1972), «Американский хронограф» (1980). Сценарий и одноим. нов. «Неприкаянные» (1961, п. 1961).

■ Пьесы, М., 1960.

● Левидова И. М., Артур Миллер. Биобиблиографии, указатель, М., 1961; Welland D., Miller: The playwright, L — N. Y., 1983 (лит.).

МИЛЛЕР ГЕНРИ

МИ́ЛЛЕР (Miller) Генри (1891—1980), американский писатель. В 20—30-е гг. жил во Франции. Книги М. подвергались запретам за аморализм. Трилогия: «Тропик Рака» (1934), «Тропик Козерога» (1939), «Черная весна» (1936); трилогия «Благостное распятие»: «Нексус», «Плексус», «Сексус» (1949—60). Путевые заметки о поездке по США «Кондиционированный кошмар» (т. 1—2, 1945—47). Сб. эссе «Биг Сур и апельсины Иеронима Босха» (1958), ряд эстетич. работ. Воспоминания (1972).

● Shifreen L., H. Miller: A bibliography of secondary sources, N. Y — L., 1979.

МИЛН ЭДУАРД

МИЛН (Milne) Эдуард (р. 1903), ирландский поэт. Сб. «Слушай, Мэнган» (1941), «Юбилей» (1944), «Жизнь на деревьях» (1953), «Время остановилось» (1967) и др.

МИЛОНОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

МИЛО́НОВ Михаил Васильевич (1792—1821), русский поэт. Сатиры («К Рубеллию», 1810), элегии («Падение листьев», перевод из Ш. Мильвуа). Сб. «Сатиры, послания и др. мелкие стихотворения» (1819).

■ Соч., СПБ, 1849; Стихотворения [в одном сб. с С. Н. Мариным], Воронеж, 1983.

МИЛЬТОН ДЖОН

МИ́ЛЬТОН, Милтон (Milton) Джон (1608—1674), английский поэт, публицист, общественный деятель. Эпич. поэмы «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671); героико-революц. трагедия «Самсон-борец» (1671). Памфлеты «Защита английского народа» (1650, 1654) и др. Лирич. поэмы «L’Allegro» и «II Penseroso» (обе — 1645), элегия «Лисидас» (1638), сонеты (в т. ч. «О слепоте», между 1652 и 1654). Историч. соч. (в т. ч. «Краткая история Московии», 1682, п. — «Московия Джона Мильтона», 1875). В России известен с 18 в. в переводах с нем. и франц. яз.

■ Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец, М., 1976. Самарин Р. М., Творчество Джона Мильтона, М., 1964.

МИЛЬЯ-И-ВИДАУРРЕ ХОСЕ

МИ́ЛЬЯ-и-ВИДАУ́РРЕ (Milla y Vidaurre) Хосе (1822—82), гватемальский писатель. Ист. ром. «Дочь аделантадо» (1866), «Назареяне» (1867), «Посетитель». Сб. очерков и эссе «Картины нравов» (1865), «Книга без названия» (изд. 1883).

МИМНЕРМ

МИМНЕ́РМ, древнегреческий поэт-элегик (7 в. до н. э.). Родом из М. Азии. Сб. элегий (в т. ч. эротич.) «Нанно»; сохранились фрагменты.

■ Антич. лирика, М., 1968.

МИН ДЖО

МИН ДЖО (наст. имя У Джо Схвей) (р. 1933), бирманский писатель, филолог. Сб. рассказов «Его зовут Маун Джо Зо» (1966). Историч. ром. «Сын Пагана» (1964—65), «Властитель Тхихлайна» (1969). Сост. (совм. с Нат Нве) «Указатель бирм. прозы» (т. 1—3, 1970—71), «Словарь бирм. лит-ры» (т. 1—3, 1974—77). Пер. пьесу М. Горького «На дне».

МИНА ХАННА

МИ́НА Ханна (р. 1924), арабский писатель (Сирия). Ром. «Синие лампы» (1954, п. 1958), «Парус и буря» (1965, п. 1971), «Снег летит в окно» (1969), «Солнце в пасмурный день» (1973), «Якорь и воспоминания» (1975). Трил. «Судьба моряка» (1981—83). Новеллы. Пер. из М. Горького.

МИНАЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

МИНА́ЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835—89), русский поэт. Фельетонное обозрение «Дневник Тёмного человека» (1861—64), сатирич. стихи, эпиграммы. Пародии (циклы «Лирич. песни с гражданским отливом», «Лирич. песни без гражданского отлива», оба — 1863). Сб. «Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта» (1859), «Думы и песни» (т. 1—2, 1863—64), «Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова» (1867) и мн. др. Сатирич. сказки в стихах. Комич. поэмы, в т. ч. «Проказы черта на железной дороге» (1862), «Евгений Онегин нашего времени» (1865—77), «Нигилист» (1866), «Кому на свете жить плохо» (1871), «Демон» (1878—1880), «Две эпохи» (1880). Пьесы «Либерал» (1870), «Разоренное гнездо» (1874). Переводы.

■ Стихотворения и поэмы, Л., 1960.

● Ямпольский И., Дм. Минаев, в его кн.: Середина века, Л., 1974.

МИНАЧ ВЛАДИМИР

МИ́НАЧ (Mináč) Владимир (р. 1922), словацкий писатель. Чл. КПЧ с 1953. Ром. «Смерть ходит по горам» (1948), трилогия: «Время долгого ожидания» (1958, п. 1961), «Живые и мертвые» (1959, п. 1961), «Колокола возвещают день» (1961, п. 1963). Повести, рассказы, статьи, историч. эссе.

■ Избр., М., 1982.

МИНДУВУН

МИНДУ́ВУН, Минтувун, Мин Ту Вун (наст. имя У Вун) (р. 1909), бирманский писатель, филолог. Поэтич. сб. «Миндувун» (1936), «Колыбельные» (1939), «Гвоздичное дерево» (1941); рассказы. Кн. «Как писать стихи» (1965), «Бирманский язык, бирманская культура» (1966) —55.

МИНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

МИ́НИН Иван Алексеевич (р. 1926), коми-пермяцкий советский писатель. Чл. КПСС с 1953. Пов. «У Челпан-горы» (1962), «Навстречу плыла луна» (1968; п. под назв. «Сто верст до города», 1971), «Шапка Боболь Ивана» (1972), «Улыбка скорбного апостола» (1977). Сб. стихов и поэм «В дороге и дома» (1954), «Твое утро» (1957), «Ручьи текут» (1961), «Дивья» (1967). Произв. для детей.

■ Мой костер. Стихи и поэмы, Кудымкар, 1976 (на коми-пермяцк. яз.); Капля родника. Стихи, Пермь, 1965.

МИНКО ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

МИНКО́ Василий Петрович (р. 1902), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Сб. рассказов и очерков «Власть на местах» (1928), «Полная чаша» (1950). Пов. «Белладона» (1929), «Ярина Черкас» (1936), «Над Хорол-рекою» (1949) и др. Комедии «Не называя фамилий» (1953), «На хуторе близ Диканьки» (1958), «Жених из Аргентины» (1960), «Давайте не будем» (1967), «Притча о шлагбауме» (1976), «Его величество — каравай» (1979); драмы «Черный змей» (1958), «Под пальмами бенгальскими» (1974) и др. Автобиографич. пов. «Моя Минковка» (1962—69); путевые очерки.

■ Избр. произв., т. 1—2, К., 1981 (на укр. яз.); Драма и комедии, М., 1963.

МИНКОВ СВЕТОСЛАВ

МИ́НКОВ Светослав (1902—66), болгарский писатель. Чл. БКП с 1944. Сб. рассказов и очерков (в т. ч. сатирических) «Автоматы» (1932), «Рассказы в ежовой шкуре» (1936), «Посылка из Америки» (1950), «Патент США» (1963). Кн. для детей.

■ Рассказы. Фельетоны. Сказки. Очерки, М., 1959.

МИННЕЗИНГЕРЫ

МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви), немецкие средневековые поэты-певцы. Появились во 2‑й половине XII в. под влиянием трубадуров. Воспевали рыцарскую любовь, а также служение богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светско-рыцарское и религиозное миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде). В XIV в. на смену М. приходят мейстерзингеры.

Издания:

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974.

МИННУЛЛИН ТУФАН АБДУЛЛОВИЧ

МИННУ́ЛЛИН Туфан Абдуллович (р. 1935), татарский советский драматург. Чл. КПСС с 1971. Пьесы «Люди нашего села» (пост. 1961), «Сыновья» (1967), «Мужчины» (1970), «Судьбы, избранные нами» (1972), «Бахтияр Канкаев» (1973), «Если не луна, есть звезды» (1976), «Альмандар из деревни Альдермеш» (пост. 1976, п. — «Белая ворона», 1976), «У совести вариантов нет» (пост. 1981).

МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

МИ́НСКИЙ (наст. фам. Виленкин) Николай Максимович (1855—1937), русский писатель. После Революции 1905—07 жил за границей. «Полное собрание стихотворений» (т. 1—4, 1907); кн. стихов «Из мрака к свету» (1922). Поэмы «Гефсиманская ночь» (1884), «Счастье Прометея» (1887), «Город смерти» (1894), «У отшельника» (1896) и др. Драматич. поэма «Последняя исповедь» (1879). Пьесы «Осада Тульчина» (1888), «Альма» (1900); драматич. трил. «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910), «Хаос» (1912); «Кого ищешь? Мистерия» (1922). Кн. на лит.-обществ, и религ.-филос. темы, в т. ч. «При свете совести» (1890), «Генрих Ибсен» (1897), «Религия будущего» (1905), «От Данте к Блоку» (1922). Переводы.

МИР

МИР (лит. имя Мир, наст. имя Мир Мухаммад Таки, 1722—1810), индийский поэт (на урду яз.). Диваны газелей, касыды, марсии, меснави.

МИР ДЖАЛАЛ

МИР ДЖАЛА́Л (наст. имя и фам. Мир Джалал Али оглы Пашаев) (1908—78), азербайджанский советский писатель и литературовед. Романы, повести и рассказы. Работы о творчестве Физули, Самеда Вургуна и др.

■ Избр. произв., т. 1—4, Б., 1967—68 (на азерб. яз.); Рассказы, М., 1950; Воскресший человек. Романы и рассказы, М., 1959; Куда ведут дороги. Повесть и роман, М., 1979;

● Исмаилов Я., Творчество Мир Джалала, Б., 1975 (на азерб. яз.).

МИР ПЕДРО

МИР (Mir) Педро (р. 1913), доминиканский поэт. Сб. стихов «Есть в мире страна» (1949), «Песнь о благой любви» (1968), «Путь к толпе» (1971). Публицистика.

МИРАДЖИ

МИ́РАДЖИ (наст. имя Санаулла, 1912—1949), индийский поэт (на урду яз.). С 1947 жил в Пакистане. Сб. «Поэзия Мираджи» (1944).

МИРАКЛЬ

МИРА́КЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum — чудо), жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы. Сюжет М. основан на «чуде», совершаемом каким-либо святым или девой Марией, на изображении вмешательства «небесных сил» в человеческую судьбу, приводящего к торжеству добродетели и наказанию порока. М. начал развиваться в XIII в. во Франции, получив затем распространение в других странах Западной Европы.

Во Франции наиболее известные М. — «Игра о святом Николае» (1200) Ж. Боделя и «Миракль о Теофиле» (около 1261) Рютбёфа. В Англии термин «М.» употреблялся также для обозначения мистерии. В Испании М. были близки средневековые ауто; особенно большое распространение М. получили здесь в XV—XVII вв. Возрождение средневековых М. в конце XIX — начале XX вв. было связано с интересом к религиозной тематике в символистическом театре и драматургии.

МИРБО ОКТАВ

МИРБО́ (Mirbeau) Октав (1850—1917), французский писатель. Ром. «Голгофа» (1886); «Аббат Жель» (1888), «Себастьян Рок» (1890), «Дневник горничной» (1900). Пов. «21 день неврастеника» (1902). Рассказы. Пьесы «Дурные пастыри» (1897), «Дела есть дела» (1903), «Очаг» (1908). Путевые очерки; публицистика.

■ Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1908—11.

МИРЗАГИТОВ АСХАТ МАСГУТОВИЧ

МИРЗАГИ́ТОВ Асхат Масгутович (р. 1928), башкирский советский драматург. Чл. КПСС с 1953. Пьесы «Ледолом» (пост. 1956), «Огненный вихрь» (1957), «Седые волосы моей матери» (1960), «Соседи», «Змея за пазухой» (обе — 1962), «Бахти Гарай» (1972), «Матери ждут сыновей» (1975).

■ Пьесы, Уфа, 1968 (на башк. яз.); Цветущий сад. Пьесы, Уфа, 1975.

МИРИВИЛИС СТРАТИС

МИРИВИ́ЛИС Стратис (наст. имя Ефстратиос Стаматопулос; 1892—1969), греческий писатель. Ром.-трил. «Жизнь в могиле» (1924, п. 1961), «Учительница с золотыми глазами» (1933), «Пресвятая Горгона» (1949). Рассказы, стихи, лит. критика.

МИРОН ГАСТОН

МИРО́Н (Miron) Гастон (р. 1928), канадский поэт (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Две крови» (1953), «Контрапункт» (1975).

МИРТЕМИР

МИРТЕМИ́Р (полн. имя Миртемир Турсунов) (1910—78), народный поэт Узбекской ССР (1971). Чл. КПСС с 1968. Поэтич. сб. «В объятиях лучей» (1928), «Зафар» (1929), «Взволнованность» (1931), «Гудок» (1932), «Месть» (1944), «Новые стихи» (1947), «Ленин и дедушка Раджаб» (1967), «За перевалом перевал» (1978). Поэма «В стране голодных» (1936).

■ Соч., т. 1—4, Таш., 1980—83 (на узб. яз.); Стихи, М., 1976.

МИРЦХУЛАВА АЛИО АНДРЕЕВИЧ

МИРЦХУЛА́ВА (псевд. — Машашвили) Алио Андреевич (1903—71), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1936. Сб. стихов «Высокая мечта» (1950), «Гимн Родине» (1951), «Молодому поколению» (1956), «Скачок к солнцу» (1960), «Молодость зовет» (1966), «Рустави» (1970). Поэмы «Ингури» (1937), «Руставская симфония» (1959), баллады. Пьеса «Тревога» (пост. 1931).

■ Соч., т. 1—5, Тб., 1976—80 (на груз. яз.); Стихи и поэмы, Тб., 1970.

● Мирцхулава Б., Поэт—певец эпохи (Об А. Мирцхулава), Тб., 1973.

МИРШАКАР МИРСАИД

МИРШАКА́Р (Миршакаров) Мирсаид (р. 1912), народный поэт Таджикской ССР (1962), общественный и государственный деятель. Чл. КПСС с 1942. Поэмы «Знамя победы» (1934), «Золотой кишлак» (1942), «Непокорный Пяндж» (1949), «Ленин на Памире» (1955), «Страницы дневника» (1975), «Бунт разума» (1978). Сб. стихов и поэм «Весна молодости» (1940), «Счастье» (1952), «Страницы любви. Поэмы и стихи» (1978) и др. Пьесы «Ташбек и Гулькурбан» (1946), «Мой город» (1952), «Дорогой отцов» (1971), «Битва в пустыне» (1974). Киносценарии. Произв. для детей. Гос. пр. СССР (1950).

■ Соч., т. 1—3, Душ., 1970—73 (на тадж. яз.); Избранное. Стихотворения. Поэмы, М., 1977; Пятиречье. Стихи и поэмы, М., 1983.

● Кедрина З., Мирсаид Миршакар, М., 1954.

МИСВАТ МУХАММЕД САЙД

МИ́СВАТ Мухаммед Сайд, современный арабский прозаик (Нар. Демократич. Респ. Йемен).

МИСКИНКЛЫЧ

МИСКИНКЛЫ́Ч (наст. имя Молла Клыч) (ок. 1847—1906), туркменский народный поэт, музыкант-исполнитель. Дастаны «Батыр Непес», «Бек-заде Гурбан».

■ Избр. произв., Ашх., 1962 (на туркм. яз.).

МИСТЕРИИ

МИСТЕ́РИИ (лат. mysterium, мн. ч. mysteria — таинства, мистерии, от греч. Mystērion — тайна, таинство), жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (XIV—XVI вв.). Наибольшее развитие получил во Франции, но был популярен также в Италии, Англии, Германии, Нидерландах. М. возникли на основе литургического действа (см. Литургическая драма), вышедшего из церкви на городскую площадь.

Содержание М. составляли библейские сюжеты; авторами были церковные служители, ученые-богословы, врачи, юристы; исполнялись обычно любителями-горожанами во время городских празднеств, ярмарок и т. п. Сцены религиозного характера чередовались в М. с интермедиями; религиозная мистика сочеталась с реализмом, набожность — с богохульством. Нередко М. достигали огромных размеров: например, «Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (сер. XV в.) состояла из 35 тыс. стихов; в ней участвовало до 400 персонажей.

Усиление в М. реалистических и комедийных элементов вызвало недовольство светских и духовных властей, и в XVI в. представления М. были запрещены. В конце XIX — начале XX вв. делались попытки возродить М. (в Германии — в Обераммергау, во Франции — перед собором Нотр-Дам в Париже). Образец «перелицовки» М. в революционно-героическом духе дал В. В. Маяковский в «Мистерии-буфф».

МИСТИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

МИСТИФИКА́ЦИИ ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ (от греч. mýstēs — посвященный в тайну и лат. facio — делаю), литературные произведения, авторство которых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному или вымышленному) или народному творчеству. М. л. предполагает создание стилистической манеры и творческого образа мнимого автора (в отличие от литературного анонима и псевдонима).

Примеры М. л.: в 1760 — 1763 Дж. Макферсон издал романтические произведения, приписанные им шотландскому барду Оссиану, жившему, по преданию, в III в.; П. Мериме в 1825 издал пьесы под именем выдуманной испанской актрисы Клары Гасуль, а в 1827 — сборник «Гузла», приписанный вымышленному сербскому сказителю И. Маглановичу (11 песен из этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин — «Песни западных славян»); своеобразной М. л. была литературная маска Козьмы Пруткова.

Раскрытие М. л. производится средствами текстологической критики текста (см. Текстология). Многие М. л. представляют не только исторический, но и эстетический интерес.

А. Л. Гришунин.

МИСТРАЛЬ ГАБРИЕЛА

МИСТРА́ЛЬ (Mistral) Габриела (наст. имя Лусила Годой Алькаяга, Godoy Alcayaga) (1889—1957), чилийская поэтесса, дипломат. Сб. «Сонеты смерти» (1914), «Отчаяние» (1922), «Тала» (1938), «Давильня» (1954). Статьи о лит-ре. Ноб. пр. (1945).

■ Стихи, М., 1959; Лирика, М., 1963.

МИСТРАЛЬ ФРЕДЕРИК

МИСТРА́ЛЬ (Mistral) Фредерик (1830—1914), провансальский поэт. Поэма «Мирено» (1859). Сб. стихов, в т. ч. «Поэма о Роне» (1897), «Золотые острова» (1876, доп. изд. 1899), «Сбор олив» (1912). Прованс.-франц. словарь «Сокровище Фелибрижа» (1904). Воспоминания (1906). Ноб. пр. (1904).

■ Мирей. Поэма, М., 1977.

МИТКАФ БАРРИ

МИ́ТКАФ (Mitcalfe) Барри (р. 1931), новозеландский писатель. Сб. рассказов «Сальвейшн Джонс» (1962). Ром. «Моана» (1975). Сб. стихов «Перелетная птица» (1975).

МИТРО ДИНОБОНДХУ

МИ́ТРО Динобондху (1829—73), индийский драматург (на бенг. яз.). Пьесы «Зеркало индиго» (1860), «Юная отшельница» (1863), «Замужняя вдова» (1866), «Старик, одержимый желаньем жениться» (1866) и др.

МИТРО ПЕРИЧАНД

МИ́ТРО Перичанд (1814—83), индийский писатель (на бенг. яз.). Ром. «Баловень богатого дома» (1855—58).

МИТРО ПРЕМЕНДРО

МИ́ТРО Премендро (р. 1904), индийский писатель (на бенг. яз.). Сб. стихов «Первая» (1932), «Император» (1940), «Армия дезертиров» (1948), «Возвращение с моря» (1956). Рассказы. Ром., в т. ч. «Грядущее время» (1934), «Возмездие» (1941). Статьи.

■ Ганг встречается с морем и др. рассказы, М., 1957.

МИТТЕЛХОЛЦЕР ЭДГАР

МИ́ТТЕЛХОЛЦЕР (Mittelholzer) Эдгар (1909—65), гайанский писатель. Ром. «Утро в конторе?» (1950), «Машина прибавочной стоимости» (1954), «Кровь Кайваны» (1958), «И снова гром» (1961), «Одиночество миссис Чэтэм» (1965).

МИТЧЕЛЛ МАРГАРЕТ

МИ́ТЧЕЛЛ (Mitchell) Маргарет (1900—49), американская писательница. Ист. ром. «Унесенные ветром» (1936), выдержал в США более 70 изд.

■ Унесенные ветром, предисл. П. Палиевского, М., 1982.

МИТЧЕЛЛ ЧАРЛЗ ДЖУЛИАН

МИ́ТЧЕЛЛ (Mitchell) Чарлз Джулиан (р. 1935), английский писатель. Сатирич. ром. «Воображаемые игрушки» (1961), «Белый отец» (1964), «Неоткрытая страна» (1968) и др.

МИТЯЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

МИТЯ́ЕВ Анатолий Васильевич (р. 1924), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1948. Кн. для детей «Где пряталась сказка» (1960), «Шесть Иванов — шесть капитанов» (1965), «Книга будущих командиров» (1970), «Книга будущих адмиралов» (1979).

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в фольклористике и литературоведении XIX в., возникшее в эпоху романтизма; ее философская основа — эстетика Ф. Шеллинга и братьев А. Шлегеля и Ф. Шлегеля, воспринимавших мифологию как «естественную религию». Для М. ш. характерно представление о мифах как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Окончательно М. ш. оформилась в трудах братьев Я. и В. Гримм («Немецкая мифология», 1835). Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор — бессознательное и безличное творчество «народной души». Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией.

М. ш. распространилась во многих странах Европы и развивалась в двух основных направлениях: «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов). Представители первого — А. Кун (Германия), М. Мюллер (Англия) и др., пользуясь «палеолингвистической» методикой, стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы, например светил («солярная теория») или грозы («метеорологическая теория»). В России принципы «этимологического» изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев; он возводил героев былин к мифам о возникновении рек («Дунай»), о великанах, живущих в горах («Святогор»), и т. п. В пределах «аналогического» направления (В. Шварц, В. Манхардт) возникла «демонологическая», или «натуралистическая», теория, которая объясняла происхождение мифов поклонением «низшим» демоническим существам. Своеобразный синтез различных теорий М. ш. — труд А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1866 — 1869).

Методология и ряд теоретических выводов М. ш. были отклонены последующими филологическими школами и направлениями (см. Фольклористика и Литературоведение), вместе с тем М. ш. сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы. Пришедшие на смену ей направления продолжали изучать проблему мифологизма фольклора и литературы, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме как литературоведческом направлении XX в. см. Ритуально-мифологическая критика.

В. Е. Гусев.

МИФЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИ́Л ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи Константин) (1018 — ок. 1078 или ок. 1096), византийский писатель, политический деятель, ученый. Возглавлял филос. школу в Константинополе. Многочисл. речи, панегирики (в т. ч. надгробные речи знаменитым патриархам). Неск. сот писем. Политич. мемуары «Хронография» (1-я ч —1059—63, 2-я ч. 1071—75?) охватывают события 976—1075. Соч. по философии и риторике (энциклопедия «О всяческой науке», трактаты о стиле древних авторов), труды по математике.

■ Хронография, М., 1978; Памятники визант. лит-ры IX—XIV вв., М., 1969.

● Любарский Я. Н., Михаил Пселл…, М., 1978.

МИХАИЛ ХОНИАТ

МИХАИ́Л ХОНИА́Т (ок. 1138-ок. 1222), византийский писатель и политический деятель. Митрополит Афин. Брат Никиты Хониата. Речи, письма.

МИХАИЛИДИС ВАСИЛИС

МИХАИЛИ́ДИС Василис (1849—1917), кипрский греческий писатель. Сб. стихов и поэм «Больная лира» (1882), сб. «Стихи» (1911).

Предыдущая страница Следующая страница